Подводная защита

 

Чтобы анализировать действия торпед­ных и минных попаданий, еще до войны в Ан­глии были проведены обширные эксперименты со старыми линейными кораблями "Hood" и "Royal Sovereign". Основной целью был по­иск наиболее эффективных средств защиты корабля от подобных повреждений, а также средств улучшения уже существующих кон­струкций.

Эти опыты привели к решению утолщить противоторпедные переборки, а также к установке бортовых наделок - булей. Пос­ледние сперва были установлены на некото­рых старых крейсерах типа "Edgar". Они со­стояли в то время из внешней воздушной ка­меры и внутреннего пространства, заполняе­мого водой. Хотя очевидно, что эти опыты имели огромное значение, их результаты оказались не совсем надежными и достовер­ными. После начала боевых действий появи­лась возможность получить более верные ре­зультаты, основанные на научных изыскани­ях. Наиболее важные опыты проводились на специально изготовленных секциях, изобра­жающих отдельные части корабля в натураль­ную или уменьшенную величину - так называ­емые "Чатамские плоты" ["Chatham-Floss"]. Эксперименты с ними продолжались в течение всей войны и не закончились после оконча­ния боевых действий. Благодаря им было по­лучено огромное количество разнообразной ценнейшей информации.

Главные принципы защиты кораблей булями (в период войны) были следующие:

- Разрушительный эффект подводного взрыва весьма быстро убывает с увеличением расстояния. Поэтому первое требование под­водной защиты гласит,  что необходимо при­нять все возможные меры,  чтобы взрыв про­исходил  на возможно дальнем расстоянии от главной противоторпедной переборки  кораб­ля. По этой же причине указанная переборка должна располагаться  по возможности ближе к середине корабля. Пространство между пе­реборкой и наружной кромкой корабля можно считать зоной подводной защиты. Это прост­ранство делится на две продольные части внешняя и внутренняя.

- Важно,  чтобы  внешнее пространство было пустым и, таким образом, служило сво­еобразным воздушным буфером,  воспринимаю­щим резкое повышение давления при взрыве. Следует учитывать, что для уменьшения энер­гии взрыва важна не величина объема расши­рительной камеры, а ширина ее.

- После взрыва большие массы газо-водяной смеси  с большой скоростью устремля­ются во внешнее воздушное пространство. Их разрушительный эффект может быть в большой степени  снижен  посредством распределения их мощи  на наиболее возможном расстоянии от борта,  а  также  разрушением ничего не значащих для корабля конструкций или мате­риалов. Это достигается устройством пустой расширительной камеры непосредственно поза­ди обшивки. Последнюю в этом случае следу­ет делать возможно тонкой и  без массивных связей  во  избежание  образования опасных для корабля осколков.  Позади расширитель­ной камеры, за тонкой переборкой устраива­ется специальная камера разрушения, заполненная, например, полыми трубами, целлюло­зой, углем или водой. Причем начинка каме­ры не только снижает силу удара, но еще к тому же улавливает осколки и обломки конструкций, которые с большой силой разб­расываются взрывом.

- Заполнение водой внешнего расшири­тельного пространства или удаление ее из камеры разрушения для  исправления крена или дифферента, естественно, вредит защит­ному эффекту  булей.  Поэтому  делать  это возможно только в случае крайней необходи­мости.

- В бортовых бункерах, внутри их и у самой противоторпедной переборки обычно хранится определенная масса жидкого топли­ва. В  случае сильного подводного взрыва у борта существует возможность, что хотя пе­реборка и останется целой, но в результате действия ударной волны взрывной эффект мо­жет передаться на нефтяные бункеры, вызвав гидравлический удар.  В результате целост­ность стенок может  быть нарушена и нефть может просачиваться из бункера. Для предотвращения этого следует сперва расходо­вать нефть именно из этих бункеров.

Були давали кораблю достаточно хоро­шую защиту, однако днище оставалось под угрозой повреждений от взрывов мин и близ­ких разрывов. Лучшей и единственной заши­той днища от повреждений такого рода в то время считалось двойное дно, разделенное на ячейки продольными и поперечными связя­ми. Ячейки обычно заполнялись жидкостью на 50 % своего объема - обычно топливом, а в районе боевых погребов - водой. Эти ячейки получили название "защитные водяные бунке­ры".

Следующей важной разработкой военного периода стало внедрение паравана, дающего некоторую защиту от мин. Этот прибор был изобретен капитаном 2-го ранга Бэрни (C.D.Burney) и в мае 1915 года установлен на одном из эсминцев. Испытания показали его эффективность и в 1915-1917 годах па­раванами были оснащены все корабли Коро­левского Флота.