Линейный крейсер проекта 1921 года

 

Первые проекты линейных крейсеров, создавались на основе крейсера "Hood" и мало отличались от прототипа. В наибольшей степени это относится к проекту "К-2" (циф­ра в обозначении проекта обозначала коли­чество стволов в каждой башне главного ка­либра ), который предполагалось вооружить четырьмя двухорудийными башнями. Следующий проект "К-3" отличался тем, что предусмат­ривал уже трехорудийные башни, расположен­ные по схеме, позже признанной классической для линкоров с тремя башнями - две в носу линейно-возвышенно и одна в корме.

Существенное отличие этих проектов от ;Hood" было в том, что их главный калибр составляли 457-мм.орудия. Это вызвало гро­мадное увеличение размеров кораблей - нас­только, что конструкторам пришлось сделать корму транцевой, чтобы ограничить наиболь­шую длину корабля. В противном случае ни один существующий док не смог бы принять эти корабли. С транцевой кормой они могли рассчитывать на докование (учитывая только верфи ВМФ) в Розайте и Портсмуте. Кроме того, большая осадка проектируемых кораб­лей не позволяла проход Суэцким каналом (в то время максимальная допустимая осадка для канала составляла только 9,46 метров). Впрочем, предполагаемые работы по углубле­нию канала могли решить эту проблему.

В процессе работы над проектом "К-3" он был довольно существенно модернизиро­ван. Вызвано это было желанием увеличить скорость корабля на 0,5 узла. Первоначаль­ное изменение состояло в увеличении наи­большей ширины корабля до 34,65 метров, длина между перпендикулярами увеличилась до 260,78 метров, водоизмещение до 52.500 тонн. В дальнейшем ширина увеличи­лась до 34,80 метров, а водоизмещение - до 52.800 тонн. В новом виде корабль уже не мог рассчитывать на проход Суэцким и Па­намским каналами (в Панамском канале шири­на кораблей ограничивалась 33,55 метрами). Ни одна военная верфь не могла бы принять эти корабли для докования. Теперь оно мог­ло производиться только в коммерческом до­ке "Gladstone" в Ливерпуле или в полученном от Германии новом плавучем доке.

Оба проекта типа "К" представляли со­бой гладкопалубные корабли. Выбор такой архитектуры обуславливался желанием повы­сить надводный борт в корме, так как пер­вый опыт плаваний "Hood" показал, что в штормовую погоду и на высоких ходах корма постоянно заливалась водой, что затрудняло использование орудийных башен. Кроме того, увеличение высоты борта в корме позволяло получить большие свободные закрытые объемы в кормовой части корпуса и обещало увели­чение плавучести в кормовой оконечности.

Следующий проект "J-3" являлся разви­тием проекта "К-3" в сторону уменьшения размеров корпуса. Как следствие этого, главный калибр был снижен до 381-мм.с дли­ной ствола орудия 50 калибров, а толщина основной броневой палубы - до 102 мм. Во­доизмещение снизилось почти на 10.000 тонн, длина уменьшилась до 247,05 метров, при этом отпала необходимость в транцевой корме. Корабль мог приниматься любым до­ком, пригодным для "Hood", мог также про­ходить Суэцким и Панамским каналами. Общий внешний вид соответствовал проекту "К-3", однако в отношении защиты имелись измене­ния - були и бортовая броня располагались по типу крейсера "Hood", а не внутри кор­пуса как на "К-3". Также как и на "Hood" палуба бака не доходила до кормы, однако для обеспечения удобной работы башни "X" в свежую погоду барбет башни бы приподнят до высоты башни "А". По сравнению с проектами типа "К" проект "J-3" был шагом назад.

Следующий проект "I-3" представляет собой кардинально новое решение проблемы защиты погребов. В этом проекте было реше­но воплотить предложение разместить заряд­ные погреба ниже снарядных. Это потребова­ло бы устроить погреба несколько более уз­кими и длинными на протяжении корпуса, что, впрочем, имело и лучшие стороны - те­перь они располагались бы дальше от борта, что обеспечивало более надежную защиту от подводного взрыва у борта.

Однако конструкторы решили эту проб­лему несколько иначе. Экономия места (и, что немаловажно, веса) в этом проекте дос­тигалась концентрацией тяжелой артиллерии ближе к носу корабля - в наиболее широком месте. Благодаря этому под погреба выдели­лись достаточно большие объемы по ширине и длине, поэтому их протяженность оказалась не больше, чем на других кораблях. Само собой улучшались условия защиты - длину пояса можно было уменьшить, а для подвод­ной защиты предоставить больше места по ширине корабля. На этом проекте предусмат­ривалась установка третьей башни "X" меж­ду носовой надстройкой и дымовыми трубами, машинно-котельные отделения размещались дальше в корме. Однако очень существенным недостатком такого размещения являлся мерт­вый угол в корме корабля, который удалось максимально уменьшить, заузив кормовую надстройку. Тем не менее он оставался дос­таточно велик - 40 градусов. К тому же из-за воздействия дульных газов на надстройки стрельба на острых кормовых углах рекомен­довалась только в крайних случаях, что, no-существу, еще более увеличивало мертвый угол.

В проекте "I-3" было несколько усилено (в сравнении с проектом "К-3") палубное бронирование над погребами, однако над ме­ханизмами и вне цитадели оно было слабее. Это объяснялось тем, что скорость корабля предполагалась больше, к тому же были уси­лены конструкции корпуса. Следствием этого было то, что водоизмещение корабля оказа­лось лишь немного меньше, чем у проекта К-3", и он не смог бы доковаться ни в Розайте, ни в Портсмуте. На "I-3" конструк­торы вновь вернулись к транцевой корме, однако ширина и осадка позволяли кораблю проходить Панамским каналом, а после углубительных работ - и Суэцким.

После проекта "I-3" конструкторы ото­шли от большого водоизмещения. Адмирал­тейство установило жесткий предел, однако от крупного, 457-мм.калибра отказаться не пожелало. Поэтому на трех декабрьских вари­антах проекта типа "Н-3" количество ство­лов главного калибра было уменьшено до шести в двух трехорудийных башнях. Этим добились существенной экономии веса, поз­волившей не только уменьшить величину корабля, но и усилить палубную защиту погре­бов. Скорость кораблей варьировалась в пределах 33,25 - 33,75 узлов, что прибли­жало их в этом отношении к американским линейным крейсерам типа "Lexington". Все три проекта мало отличались между собой.

В проекте "Н-3.а" обе орудийные башни были установлены в носовой части линей­но-возвышенно, в проекте "Н-3.b" обе башни располагались также в носовой части, одна­ко вторая из них не возвышалась над пер­вой, а была установлена позади носовой надстройки. Проект отличался также тем, что корпус был увеличен по ширине и водо­измещению. Третий проект "Н-3.с" внешне не отличался от второго, но орудийные башни были установлены палубой ниже, благодаря чему водоизмещение корабля (при меньшей ширине) оказалось наименьшим из этих трех вариантов. Существенный недостаток всех трех проектов - недостаточное количество орудий в залпе, тем более, что скорострельность такого крупного калибра сравнительно меньше.

Развитием проектов "Н-3" стал проект "G-3", также разработанный в декабре 1920 года. На нем конструкторы, по-прежнему ог­раниченные в водоизмещении корабля, пошли на некоторое уменьшение калибра, но зато сохранили три трехорудийные башни, обес­печивая тем самым кораблю полноценную раз­бивку залпов. Размещение орудий и внутрен­нее устройство корабля было сходно с про­ектом "I-3".

Однако начальник управления корабле­строения (Director of Naval Construction) не поддержал этот проект. Он указал, что принятый калибр орудий неприемлем. По его мнению гораздо удобней было бы взять три двухорудийные башни с орудиями 457-мм. ка­либра. В результате такого изменения про­ектный эскиз и величина кораблей практи­чески не изменились бы.

Горизонтальная защита "G-3" над пог­ребами была аналогична кораблям проекта "Н-3" и проектировавшимся в это время лин­корам, а над машинными отделениями пример­но соответствовала защите крейсера "Hood", хотя по абсолютной величине была несколько сильнее. Предполагаемая скорость оценива­лась в 33 узла - при условии, что 18 высо­копроизводительных (узкотрубных) водотруб­ных котлов будут в состоянии обеспечить паром (в форсированном режиме) установку мощностью 180.000 WPS.

13 декабря 1920 года состоялось рас­смотрение проектов "G-3" и "Н-3". Оно сос­тоялось в адмиралтействе, под председа­тельством Третьего Морского Лорда. Проект "Н-3" вызвал много нареканий, особенно в отношении вооружения - сокращение числа стволов затрудняло управление стрельбой (неполноценные залпы) и ограничивало число орудий в круговом обстреле. В результате обсуждения для дальнейшей разработки был отобран проект "G-3", однако было высказа­но пожелание увеличить толщину брони над механизмами до 76,2 мм. (где было 50,8 мм) и до 102 мм. (где было 76,2 мм). Было от­мечено также, что для транспортировки бое­запаса к кормовым 152-мм.орудиям из кормо­вых погребов задействовано слишком много личного состава. В связи с этим обсуждался вопрос о применении 3-орудийных башен про­тивоминного калибра, но окончательно все-таки остановились на решении переразметить уже запланированные башни. Управлению кораблестроения было поручено внедрить эти пожелания и предоставить проект на новое рассмотрение. В качестве компенсации доба­вочных весов были определены следующие ме­роприятия:

- Уменьшение числа 152-мм. башен с восьми до шести, что принесет экономию 100 тонн. Остальные башни было  необходимо раз­местить так, чтобы без большого увеличения персонала обеспечить достаточно быструю подачу  боезапаса;

- 356-мм. поясную броню по высоте уменьшить на 305 мм, что приносило еще 115 тонн. При этом углубление броневого  пояса ниже проектной ватерлинии будет составлять 1,37 метра вместо 1,57  метра, а возвышение над ватерлинией 2,79     метра вместо 2,89 метра;

- Уменьшение толщины башенного брони­рования. Морской штаб согласился принять 406-мм. лобовые и 305-мм. боковые плиты. Это давало 75 тонн;

- В стремлении получить добавочный вес была пересмотрена 24,3-мм. и 27,4-мм. броневая палуба над погребами. При  этом защита погребов не должна была ставиться под вопрос и в целом должна  быть  сохранена первоначальная толщина за   счет перераспре­деления брони. Это добавляло еще 125 тонн.

Несмотря на все ухищрения конструкто­рам не хватало еще 710 тонн. Поэтому было решено, что в спецификации водоизмещение должно быть увеличено с 46.500 до 47.500 тонн.

После пересмотра проекта в нем были произведены дополнительные изменения в от­ношении бронирования;

- Палуба над механизмами сделана од­ной толщины, равной 102 мм.;

- Шахта боевой рубки вместо одинако­вой толщины 203 мм. на некоторой своей час­ти утоньшена до 152  мм.

- Промежуточная палуба в носу толщи­ной 190,5 и 102 мм. утоньшена в 102-мм. час­ти до толщины 76,2 мм.;

- Промежуточная палуба в корме толщи­ной 198,1 и 76,2  мм. утоньшена в 198,1-мм. части до 190,5  мм.;

- Кормовой траверз цитадели утолщен с 254 мм. до 305 мм.

Весовая нагрузка проекта в ходе раз­работки основывалась на нагрузках крейсера "Hood" и походила на прежнюю, но некоторые статьи изменились, в частности:

- Вооружение стало 7300 ts.

- Бронирование увеличилось до 14.050 ts.

- Корпус увеличился до 17.290 ts.

В начале  1921 года проект был допол­нительно изменен. Калибр главной артилле­рии был снижен до 406 мм., а  мощность энергетической установки - до 160.000 WPS.

Проектная скорость теперь не предполага­лась выше 31-32 узлов. Причина этого ме­роприятия достаточно точно неизвестна, но можно считать, что произошло это из-за об­наружившейся невозможности форсирования узкотрубных котлов. Поэтому первоначально планировавшиеся к установке 18 подобных котлов (производительностью для 10.000 WPS каждый) были заменены 20 котлами (для 8000 WPS каждый) с общей производительностью пара, достаточной для 160.000 WPS. Это снизило общий вес установки, что также от­разилось на спецификации весовых нагрузок.

Точная причина снижения калибра также недостаточно ясна, но можно вполне уверен­но предположить, что наряду с неудобством 420-мм.калибра (об этом уже говорилось) здесь имели место и соображения экономии веса.

Все эти мероприятия позволили произ­вести усиление противоминного и зенитного вооружения корабля. В пересмотренном виде проект предполагал шестнадцать 152-мм.ору­дий и шесть 120-мм.зенитных пушек.

В еще большей степени полученная ве­совая экономия была использована для улуч­шения броневой защиты, это позволило отме­нить все предполагаемые ранее изменения. Более того, броневой пояс был увеличен по площади и теперь простирался по высоте от 1,37 метра ниже проектной ватерлинии до 2,97 метра выше ватерлинии. По длине глав­ный пояс и броневая палуба были продолжены в корму и теперь заключали внутрь себя погреба противоминной артиллерии.

Кормовой траверз было решено оставить той же толщины (254 мм.), но зато устано­вить в оконечностях еще две бронированные переборки - первую (127 мм.) перед помеще­нием носового торпедного аппарата, вторую (102 мм.) позади помещения рулевых машин.

Лобовая броня башен была усилена до 431,7 мм., а боковая - до 330 мм.

Изменилось также бронирование проме­жуточной палубы в оконечностях (вне цита­дели), но в незначительной степени.

Отменили также изменение защиты шахты боевой рубки. Ее толщина 203 м.была остав­лена на всем протяжении.

Результатом всех этих изменений было незначительное увеличение водоизмещения (до 48.000 тонн) и уменьшение длины (между перпендикулярами 250,10 м.).

 

Распределение весовых нагрузок также изменилось:

Корпус корабля                     17.860  тонн

Бронирование                       14.700  тонн

Вооружение                            7.050   тонн

Механизмы                             5.950   тонн

Топливо                                  1.200  тонн

Общее снаряжение                1.000  тонн

Адмиралтейский  резерв         240   тонн

ВСЕГО                                 48.000 тонн

 

Однако, эти изменения вызвали и дис­куссии обратного порядка. Уменьшение ско­рости до 31-32 узлов привело к резкой кри­тике проекта. В феврале 1921 года рассмат­ривался вопрос о возможности ее повторного повышения, но, как оказалось, повышение скорости только на 0,5 узла потребовало увеличения мощности до 180.000 WPS. А это тянуло за собой увеличение водоизмещения (минимум на 200 тонн) и длины (на 7,62 м.) В результате вновь пришли к проблеме воз­можности докования и прохода каналов. Расчеты показывали, что из военных верфей докование корабля могла обеспечить только верфь в Портсмуте и только лишь тогда, когда будет приставлен батопорт к внешнему доковому затвору (что считалось довольно рискованным предприятием). К тому же необ­ходимость размещения дополнительного обо­рудования энергетической установки требо­вала некоторого пространства по ширине ко­рабля, а это уменьшало ширину подводной защиты. Само собой увеличивалась расчетная стоимость корабля (на 350 тысяч фун.ст.), а также эксплуатационные расходы, затраты на топливо и др.(в том числе жалование ко­манде). И все-таки решающим фактором в этом вопросе оставалась возможность новых крейсеров с 32 узлами превзойти американ­ских "Lexington'ов", ибо первоначально представители морского штаба требовали да­же 33 узлов. Английских адмиралов успокаи­вало только то, что сравнение крейсеров проекта "G-3" и американских "Lexington" в отношении защиты говорило не в пользу аме­риканцев. Превосходство в скорости на 1 узел, no-мнению англичан, давало американ­цам лишь незначительное тактическое преи­мущество, которое легко могло быть потеря­но из-за всякого рода причин (например об­растание корпуса или др.). Правда, остава­лись еще японские корабли, однако англича­не вполне резонно исходили из того, что они по конструкции более соответствовали английским крейсерам, а значит тоже не могли достичь скорости выше 32 узлов.

В результате всех обсуждений Морской штаб не посчитал нужным жертвовать имеющи­мися достоинствами проекта в пользу до­вольно незначительного увеличения скорости, и поэтому проект в целом был одобрен адмиралтейством. Аргументы, подкрепляющие принятие проекта 32-узлового корабля, были изложены 18 февраля 1921 года в докладной записке секретаря Первого Морского Лорда (Assistent Chief of Naval Staff) контр-ад­мирала Четфилда (Rear-Admiral Sir Alfred Ernie Montacute Chatfield), направленной в Морской штаб между 18 и 23 февраля. Четфилд с тревогой отмечал недостаток сведе­ний о японских кораблях. Он предлагал даже послать телеграмму британскому морскому ат­таше в Японии, с пожеланиями разузнать по­больше о японских проектах, или, в качест­ве альтернативы этому, в порядке двустороннего информационного обмена опросить япон­ского морского атташе в Лондоне.

В феврале 1921 года эскизы и специфи­кации проекта "G-3" были одобрены адмирал­тейством и Управление кораблестроения по­лучило задание на детальную разработку проекта. Через шесть месяцев, 12 августа 1921 года, адмиралтейство одобрило оконча­тельные спецификации, мидель, теоретичес­кий чертеж. Менее, чем через месяц, 3 сен­тября 1921 года, адмиралтейство объявило представителям крупных судостроительных фирм, что оно готово рассмотреть их пред­ложения о получении заказа на постройку. Эти приглашения получили верфи "Vickers", "Beardmore", "John Brown", "Fairfield", "Cammell Laird", "Armstrong", "Swan Hun­ter" и "Harland & Wolff". Вскоре были по­лучены предварительные сметы на постройку кораблей (во всех предложениях содержались расчеты, включающие долю прибыли верфей в 700.000 фун.ст.):

 

"Beardmore"     3.786.332 фун.ст.

"John Brown"    3.879.000 фун.ст.

"Fairfield",    3.900.000 фун.ст.

"Swan Hunter"   3.977.175 фун.ст.

 

Энергетическая установка для корабля верфи "Swan Hunter" должна была идти в подзаказе от фирмы "Parsons". Для остальных кораблей силовые установки должны были изготовить сами верфи-строители. После рассмотрения предложений адмиралтейством, 26 октября 1921 года были выданы строительные заказы на новые корабли.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ   ДАННЫЕ   ПРОЕКТОВ   "К-2"   И   "К-3"

(оба  проекта   -  октябрь   1920   года).

 

                               Проект  корабля                          | ед.изм.|        "К-2"              |           "К-3"

Водоизмещение

ts.

53.100

52.000

Длина между перпендикулярами

м.

259,25

259,25

Длина наибольшая

м.

269,93

269,93

Ширина наибольшая

м.

32,33

32,33

Осадка носом

м.

10,06

9,91

Осадка кормой

м.

10,36

10,19

Мощность механизмов

WPS

144.000

144.000

Скорость при проектной осадке

уз.

ок. 30

30

Наибольший запас топлива (нефти)

ts.

5000

5000

Запас топлива при проектной осадке

ts.

1200

1200

Запас угля (вспом. топливо)

ts.

60

60

Вооружение: Главный калибр

 

8 457-мм.

9 457-мм.

Противоминный калибр

 

16 152-мм.

16 152-м.

Зенитный калибр

 

6 120-мм.

6 120-мм.

Зенитные автоматы

 

4 Пом-Пом

4 Пом-Пом

Торпедные аппараты

 

2 ТТ

2 ТТ

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс

 

305

305

Траверзы цитадели

 

280

280

Барбеты

 

305 и 254

305 и 254

Башни главного калибра:

лоб

381

381

 

бок

305

305

 

крыша

203

203

Боевая рубка: стенки

 

254; 305 и 381

254; 305 и 381

Крыша

 

203

203

Шахта

 

280

280

купол поста УАС

 

152 и 102

152 и 102

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ

Борта                                                                           | 44,4; 25,4 и 19                     |  38; 25,4 и 19

Кожухи дымовых труб                                               |              -                              |           -

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ

Главная палуба над боепогребами

Палуба бака

Верхняя палуба

Промежуточная палуба в носу

Промежуточная палуба в корме

25,4

31,7 и 38

177,8 и 152

152; 76,2 и 50,8

152 и 76,2

25,4

31,7 и 38

177,8 и 152

152; 76,2 и 50,8

152 и 76,2

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Корпус корабля и судовые системы

18.900

19.150

Бронирование и защитные плиты

17.310

16.060

Вооружение

8. 770

8.670

Механизмы

5.670

5.670

Топливо

1.200

1.200

Общее снаряжение

1.000

1.000

Адмиралтейский резерв

250

250

ВСЕГО                                                                          53.100                                   52.000

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ  ПРОЕКТОВ  "J-3"  и   "I-3"

(оба  проекта  ноябрь   1920  года).

 

Проект корабля

ед .изм.

"J-3"

"I-3"

Водоизмещение

ts.

43.100

51.750

Длина между перпендикулярами

м

247,05

271,45

Длина наибольшая

м.

262,30

282,13

Ширина наибольшая

м.

31,72

32,94

Осадка носом

м.

8,84

9,91

Осадка кормой

м.

9,14

10,19

Мощность механизмов

WPS

151.000

180.000

Скорость при проектной осадке

уз.

32

32,5

Наибольший запас топлива (нефти)

ts.

5000

5000

Запас топлива при проектной осадке

ts.

1200

1200

Запас угля (вспом. топливо)

ts.

60

60

Вооружение: Главный калибр

 

9 381-мм.

9 457-мм.

Противоминный калибр

 

12 152-мм.

16 152-мм.

Зенитный калибр

 

6 120-мм.

5 120-мм.

Зенитные автоматы

                 4 Pom- Pom

4 Pom- Pom

Торпедные аппараты                                                                  2 ТТ        2 ТТ

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс

Траверз цитадели носовой

305

305

305

280

кормовой

305

254

Барбеты

305

305

Башни главного калибра: лоб

381

381

бок

305

305

крыша

203

203

Боевая рубка: стенки

254; 305 и 381

305

крыша

203

152

шахта

280

203

купол поста УАС

152 и 102

127 и 76,2

 

СТАЛЬНЫЕ  ЗАЩИТНЫЕ  ПЛИТЫ  ВЕРТИКАЛЬНЫЕ

Борта

44,4; 25,4 и 19

44,4; 25,4 и 19

Кожухи дымовых труб

-

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ

Главная палуба

31,7

-

Палуба бака

50,8; 38 и 31,7

50,8

Верхняя палуба над погребами

102

177,8 и 203

над механизмами

102

102 и 127

Промежуточная палуба в носу

102; 76,2 и 50,8

177,8; 127 и 102

Промежуточная палуба в корме

102; 76,2 и 50,8

152; 177,8; 127 и 102

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Корпус корабля и судовые системы

15.640

19.590

Бронирование и защитные плиты

12.780

14.600

Вооружение

6.740

8.670

Механизмы

6.430

€.430

Топливо

1.200

1.200

Общее снаряжение

910

1.000

Адмиралтейский резерв

160

260

ВСЕГО

43.100

51.750

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "Н-3"

(декабрь 1920 года).

 

                            Проект корабля                              | ед.изм.|   "Н-3.а"  |     "Н-3.b"     |     "Н-3.с"

Водоизмещение

ts.          44.500

45.000

43.750

Длина между перпендикулярами

м.          251,63

251,63

251,63

Длина наибольшая

м.          262,30

262,30

262,30

Ширина наибольшая

м,,         32,03

32,33

31,70

Осадка носом

м.          9,91

9,91

9,91

Осадка кормой

м.          10,19

10,19

10,19

Мощность механизмов

WPS      180.000

180.000

180.000

Скорость при проектной осадке

уз.          33,5

33,25

33,75

Наибольший запас топлива (нефти)

ts.           5000

5000

5000

Запас топлива при проектной осадке

ts.           1200

1200

1200

Запас угля ( вспом. топливо)

ts.           60

60

60

Вооружение: Главный калибр

              6 457-мм.

6 457-мм.

6 457-мм.

Противоминный калибр

             16 152-мм.

16 152-м.

16 152-м.

Зенитный калибр

             5 120-мм.

5 120-мм.

5 120-мм.

Зенитные автоматы

             4 Пом-Пом

4 Пом-Пом

4 Пом-Пом

Торпедные аппараты

             2 ТТ

2 ТТ

2 ТТ

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс в районе боепогребов

356

356

356

в районе механизмов

305

305      |        305

Траверзы цитадели: носовой

305

305

305

кормовой

254

254

254

Барбеты

356

356

356

Башни главного калибра : лоб

457

457

457

бок

356

356

356

крыша

203

203

203

Боевая рубка: стенки

305

305

305

крыша

152

152

152

шахта

203

203

203

купол поста УАС

127 и 76,8

127 и 7,8

127 и 76,8

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ

Борта

44,4; 25,4 и 19

38; 25,4 и 19

38; 25,4 и 19

Кожухи дымовых труб

-

-

-

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ

Главная палуба                                                          |       25,4

25,4

25,4

Палуба бака                                                                '       50,8

50,8                                   |       50,8

Верхняя палуба над погребами

228,6 и 203

228,6 и 203

228,6 и 203

над механизмами                                                       102 и 127

102 и 127

102 и 127

Промежуточная палуба в носу

152; 177,8; 102

152; 177,8; 102

152; 177,8; 102

( такая же в корме )

и 127

и 127

и 127

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Корпус корабля и судовые системы                        16.250

16.400

15.950

Бронирование и защитные плиты

13,250

13.600

12.800

Вооружение                                                                6.150

6.150

6.150

Механизмы

6.430

6.430

6.430

Топливо

1.200

1.200

1.200

Общее снаряжение

1.000

1.000

1.000

Адмиралтейский резерв

220

220

220

ВСЕГО                                                                          44.500                                 |      45.000                         |      43.750

 

Вооружение

 

В начале 1921 года орудийному заводу "Elswick" был выдан наряд-заказ на разра­ботку орудийной башни с лафетом для трех 406-мм.орудий с длиной ствола 45 калибров. Прототипом должен был стать проект создан­ного ранее 457-мм.орудия. Конструирование нового вооружения шло быстрыми темпами и в том же году проект нового орудия был одоб­рен. Вскоре были выданы заказы на изготовление установок для двух новых кораблей. При проектировании новых установок был уч­тен не только собственный опыт, полученный в ходе боевых действий, но также широко использовались не так давно полученные сведения о германских и американских ба­шенных конструкциях.

Защита от форса пламени в новых уста­новках была  выполнена с применением самых совершенных методов, броневая защита была вполне сораизмерима и обеспечивала защиту от всех современных бомб и снарядов. За­рядные и снарядные погреба, зарядные уст­ройства размещались так, чтобы обеспечить 2 выстрела в минуту каждым стволом. Погре­ба боезапаса рассчитывались на 100 выстре­лов каждым орудием. Значительное увеличе­ние диаметра барбетов и прирост веса вра­щающейся части по сравнению с прежними установками потребовали весьма тщательных исследований и обширных вычислений, и осо­бенно важны они были при разработке круг­лой платформы орудийной башни, которая должна была выдерживать большие нагрузки при стрельбе, особенно при одновременном залпе трех 406-мм.орудий.

Само 406-мм.орудие было сконструиро­вано по принципу "легкий снаряд - высокая начальная скорость". Снаряд должен был весить 929 кг., полный рабочий заряд 238 кг. Начальная скорость снаряда равнялась 814 м/сек. При максимальном возвышении ствола в 40 градусов орудие стреляло на расстояние около 38.405 метров (23,5 мор­ских миль).

Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати 152-мм.орудий в восьми двухорудийных башнях. Ее расположение было про­думано таким образом, чтобы коммуникации для подачи боеприпасов были по-возможности прямыми.

Снарядные погреба рассчитывались на 150 выстрелов для каждого орудия в носовых башнях и по 100 выстрелов на орудие в кор­мовых башнях. Так же как и для главного калибра подача боеприпасов обеспечивалась специальными разрывами линии подачи боеза­паса и другими устройствами обеспечения безопасности, во избежание проникновения в погреба форса порохового пламени. При кон­струировании много внимания уделялось сок­ращению числа обслуживающего персонала ус­тановок и погребов.

Зенитное вооружение кораблей соответствовало рекомендациям "Морской Комиссии по вопросам ПВО кораблей", которые были высказаны в предварительном докладе. В со­ответствии с ними корабли предполагалось вооружить шестью 120-мм.зенитными орудиями на одинарных лафетах и четырьмя десятист­вольными автоматами "Pom-Pom".

Торпедное вооружение включало два 626-мм.подводных аппарата. Позиции аппаратов находились в обычных для того времени мес­тах на корабле - на палубе платформы не­посредственно перед снарядным погребом башни "А".

Предусматривалась также возможность использования с корабля авиации. Площадки для взлета колесных самолетов должны были размещаться поверх крыш башен "В" и "X". Однако, точного решения об установке этих площадок еще не было.

 

Система управления стрельбой

 

На носовой надстройке находились:

- Один главный пост управления стрель­бой главным калибром (боевая рубка);

- Запасный пост управления огнем глав­ного калибра (бронированный  купол  поверх боевой рубки);

- Два поста управления стрельбой  про­тивоминным калибром (мостик);

- На самом верху надстройки,  с чистым круговым обзором и без помех от дыма, раз­мещался пост управления зенитным огнем. Первоначальный  проект предусматривал раз­мещение зенитного поста  на  салинге одной из мачт (так называемая "морская звезда").

На кормовой надстройке находились:

- Резервный пост управления огнем глав­ного калибра (кормовая боевая рубка);

- Два поста управления стрельбой проти­воминным калибром;

- Кормовой пост управления зенитным ог­нем;

 

Броневая защита крейсера

 

Общая конструкция броневой и подводной защиты была схожа с крейсером "Hood". Од­нако стенки булей (как таковые они не являлись булями, так как находились внутри корпуса, но, выполняя ту же самую задачу - камера расширения, - они могут быть названы так) поднимались отвесно вплоть до палубы бака, поэтому броневой пояс, по-существу, находился внутри корпуса, а були снаружи не были заметны. Такое расположение брони (на некотором расстоянии от места взрыва) должно было обеспечить эффективную защиту от всяких подводных взрывов, в том числе от управляемых по радио катеров с зарядом взрывчатки.

В районе погребов толщина пояса дости­гала 356 мм. По длине главный пояс прости­рался от оконечности барбета "А" до кормо­вой переборки котельного отделения "А". Далее он продолжался в корму, но уже с толщиной 305 мм. и заканчивался у кормовых погребов противоминной артиллерии. Концы пояса замыкались траверзами (носовой 305 мм., кормовой 254 мм.), образуя цитадель. В первоначальном варианте траверзы уста­навливались с наклоном брони, но в оконча­тельном варианте от этого отказались.

Горизонтальная защита цитадели состо­яла из одной броневой палубы толщиной 203 мм.- над боевыми погребами главного калибра, 102 мм. - над машинными отделениями и 177,8 мм.- над кормовыми погребами. Слабым местом любой толстой броневой палубы явля­ются проходы дымовых труб и вентиляционных шахт. Еще в период разработки первых про­ектов рассматривался способ защиты подоб­ных проходов двумя более тонкими броневыми плитами-колосниками, с большим количеством отверстий малого диаметра. Эти отверстия были смещены друг относительно друга таким образом, что любой снаряд попадая в одно отверстие обязательно бы натыкался на дру­гую плиту-колосник. Эта конструкция иссле­довалась на модели, но результаты оказа­лись неутешительны. В случае применения их на линкорах требовались относительно боль­шие площади подобных плит, а на линейных крейсерах они возрастали, так как площадь машинно-котельных отделений на крейсерах гораздо больше, чем на линкорах. Было ре­шено no-возможности максимально уменьшить диаметр сквозных отверстий, а для повыше­ния скорости уходящих газов броневые ко­лосники устранить вообще. Но даже при та­ком решении диаметр дымоходов оставался довольно большим и требовал дополнительной защиты. Поэтому между верхней палубой и бака были установлены специальные броневые скосы и колосники из литой стали специаль­ного профиля. Форма этих плит обеспечивала дымоходам наиболее лучшие аэродинамические условия. При применении колосников новой конструкции конструкторы надеялись, что снаряд, выпущенный с близкой дистанции отрикошетирует, а снаряд на излете (с даль­ней дистанции) взорвется при ударе о плиту или раньше - без проникновения сквозь нее. Из-за ограничения в финансах практические эксперименты с подобной конструкцией не проводились.

Львиная доля общего веса, отведенно­го на защиту кораблей проекта "G-3", обес­печивала защиту боевых погребов. Остальные части корабля защищалась по-возможности, но все-таки довольно прилично. Сообразно с этим броневая защита кожухов дымовых труб состояла в передней части из тяжелого бро­нирования и толстых колосников,- так как эта часть вплотную прилегала к погребам башни "X". С другой же, кормовой стороны кожухов толщина плит была уменьшена на ос­новании экономии веса. Но несмотря на это общий вес защиты дымоходов оказался достаточно велик и составлял 766 тонн.

Отношение к такому оригинальному расп­ределению бронирования, вызванному общей архитектурой корабля, было достаточно про­тиворечивым. По этому поводу, интересна точка зрения начальника управления кораб­лестроения (Director of Naval Constructi­on): "...Расположение утоньшенного брони­рования в кормовой части не было бы логич­но, если бы не то обстоятельство, что оно соответствовало противоречащей здравому смыслу защите линейного крейсера."

Помещения подводных торпедных аппара­тов перед цитаделью были защищены посред­ством более тонкого броневого пояса, про­должающегося от носового траверза к форш­тевню и, кроме того, еще 152-мм.броневой палубой и 152-мм.броневым траверзом. Кроме защиты торпедных аппаратов они создавали дополнительную защиту погребам.

Рулевая машина, находящаяся вне цита­дели в корме, прикрывалась 127-мм.броневой палубой и 114-мм.броневым траверзом.

Между кормовой машиной и рулевыми ме­ханизмами находились кормовые погреба про­тивоминной артиллерии, прикрытые 76,2-мм. и 127-мм. палубами.

Барбеты башен главного калибра прикры­вались 356-мм.броней, утоньшавшейся до 305 и 280 мм. по мере приближения к диамет­ральной плоскости. Башни имели лобовые плиты толщиной 431,7 мм., боковые плиты толщиной 330 мм. и крышу толщиной 203 мм.

Боевая рубка прикрывалась 356-мм.бро­ней, установленной наклонно. Тыльная сто­рона имела толщину 102 мм, боковые стороны - 254 мм, крыша - 152 мм, пол - 102 мм. Шахта рубки бронировалась вниз до броневой палубы гнутыми плитами толщиной 203 мм.

Бронированный купол управления огнем защищался по бокам 76,2-мм.плитами, крыша и лобовая часть - 127-мм.плитами. Этот ку­пол имел собственную бронированную шахту, плиты которой вне боевой рубки имели тол­щину 152-мм., а внутри ее - 50,8 мм.

Перегрузочные отделения 152-мм.башен, основание боевой рубки, мостики, посты уп­равления стрельбой противоминной артилле­рии защищались стальными защитными плитами толщиной 25,4 мм. Таким образом вся проти­воминная артиллерия и система управления ею имела весьма скудную защиту.

 

Подводная защита

 

Конструктивная подводная защита обес­печивала расчетную сопротивляемость под­водным взрывам, соответствующим 340 кг. взрывчатого вещества типа тротил (ТНТ) - в то время вес боевой части стандартной тор­педы. Подводная защита включала камеру рас­ширения, зону разрушения и противоторпед­ную переборку толщиной 44,4 мм. Общая ширина подводной зажиты составляла примерно 4,26 метра с каждого борта.

Почти на всем протяжении корабля пре­дусматривалось двойное дно. Расстояние между наружным и внутренним дном равнялось 2,13 метра.

Объем камер разрушения (поглощение энергии взрыва после его расширения) соответствовал наполнению их 2.630 тоннами воды, однако эта масса воды считалась необходимой то­лько в случае военных действий (реальных или учебных). В мир­ное же время для экономии топ­лива и облегчения эксплуатации эти камеры предполагалось иметь пустыми.

Для спрямления крена, мо­гущего появиться в результате повреждения, имелась специаль­ная система сжатого воздуха, позволяющая продуть отдельные камеры. Его расчетная эффектив­ность позволяла выпрямить ко­рабль после двух торпедных по­паданий в течение 15 минут. Дополнительно для выпрямления крена могла быть использована перекачка нефти, для чего пре­дусматривались специальные на­сосы гораздо большей произво­дительности, чем на "Hood".

 

Энергетическая установка

 

Энергетическая установка кораблей нового проекта не дол­жна была отличаться от крейсе­ра "Hood". Четыре турбозубчатых агрегата работали на четы­ре вала. ТЗА располагались в трех машинных отсеках. Ближе к носу находились девять котель­ных отделений с 20 котлами.

Запас топлива (5.000 тонн) обеспечивал расчетную дальность плавания 7000 миль при скорос­ти 16 узлов (таково было тре­бование Морского штаба). Рас­четы производились для скорос­ти 17 узлов, что соответствовало 20.000 WPS).

 

Остойчивость

 

Корабли проекта "G-3" кон­струировались по принципу "все или ничего", а это вызывало необходимость обеспечить их хорошей остойчивостью. Проект предусматривал метацентрическую высоту, наибольшую, чем когда-либо на британских дред­ноутах:

Кроме того, свободное прос­транство между броневым поясом и бортом предполагалось запол­нить полыми стальными трубами, загерметизированными по торцам, которые даже в случае затопле­ния помещения создавали допол­нительную плавучесть и помога­ли поддерживать остойчивость.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА "G-3" (декабрь 1920 года).

(предварительный проект)

 

Проект корабля

ед.изм.    |   "G-3"

Водоизмещение

ts.

46.500

Длина между перпендикулярами

м.

251,63

Длина наибольшая

м.

262,30

Ширина наибольшая

м.

32,33

Осадка носом

м.

9,91

Осадка кормой

м.

10,19

Мощность механизмов

WPS

180.000

Скорость при проектной осадке

УЗ.

33

Наибольший запас топлива (нефти)           | ts .           |    5000

Запас топлива при проектной осадке

ts.

1200

Запас угля (вспом. топливо)

ts.

60

Вооружение:

 

Главный калибр

 

9 420-мм.

Противоминный калибр

 

16 152-мм.

Зенитный калибр

 

5 120-мм.

Зенитные автоматы

 

4 Пом-Пом

Торпедные аппараты  

2 ТТ

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс в районе боепогребов :                    |356

в районе механизмов                                                |305

Траверзы цитадели: носовой

305

Кормовой

254

Барбеты.

356

Башни главного калибра: лоб

457

Бок

356

Крыша

203

Боевая рубка : стенки

305

Крыша

152

Шахта

203

купол поста УАС

127 и 76,8

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ

Борта                                                                           |  44,4; 25,4 и 19

Кожухи дымовых труб

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ" ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ"

Главная палуба

Палуба бака

Верхняя палуба над погребами

над механизмами

Промежуточная палуба в носу

Промежуточная палуба в корме

25,4

50,8

228,6 и 203

50,8 и 76,2

177,8; 127 и 102

177,8; 203 и 6,2

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Корпус корабля и судовые системы

Бронирование и защитные плиты

Вооружение

Механизмы

Топливо

Общее снаряжение

Адмиралтейский резерв

16.890

13.350

7.400

6.430

1,200

1.000

230

ВСЕГО

46.500

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "G-3"

(ноябрь 1921 года).

 

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ И ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Корпус корабля и судовые системы     18.600 ts

Бронирование и защитные плиты          14.440 ts

Вооружение: главный калибр                   6.120 ts

средний и зенитный калибр                     1.040 ts

Механизмы                                                 6.000 ts

Топливо (нефть)                                        1.200 ts

Общее снаряжение                                    1.000 ts

ПРОЕКТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ       48.400 ts

 

дополнительно :

Общее снаряжение                                       320 ts

Вооружение: главный калибр                     437 ts

средний и зенитный калибр                        177 ts

Топливо (нефть)                                        3.800 ts

Механизмы                                                    775 ts

БОЕВОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ               53.909 ts

 

дополнительно :

Вода в расширительных цистернах   2.630 ts

МАКСИМ.БОЕВОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ   56.540 ts

ПРОЕКТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ              48.400 ts

 

Вычеты из проектного водоизмещения при стандартном водоизмещении:

Нефть                                                              1.200 ts

Механизмы                                                          60 ts

Общее снаряжение                                             30 ts

Офицерское питание                                         70 ts

Продовольствие                                                100 ts

Пресная вода                                                    110 ts

 

СТАНДАРТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ     46.830 ts

 

РАЗМЕ РЕНИЯ:

 

Длина между перпендикулярами

250,10 м

Длина наибольшая

261,08 м

Длина по КВЛ

259,25 м

Ширина наибольшая

32,33 м

ОСАДКА:        носом

кормой

дифферент

D проектов        9, 64

10,13

0,50 /кор

D боевое            10,77

10,97

0,20 /нос

D макс. боевое  11,30

11,30

0,08 /нос

D порожнее        9,47

9,78

0,31 /кор

 

ГЛАВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И КОТЛЫ.

4         ТЗА  с простым редуктором          20 узкотрубных котлов (водотрубных)

Мощность механизмов                          160.000 WPS

Скорость при проектной осадке           31-32 уз.

Наибольший запас нефти                       5000 ts.

Запас угля (вспом. топливо)                    50 ts.

 

ЭКИПАЖ:    1716 человек.

 

МЕТАЦЕНТ РИЧ ЕСКАЯ  ВЫСОТА.

- в порожнем состоянии                   1,49 м.

- при проектном водоизмещении     1,72 м.

- при боевом водоизмещении           2,37 м.

- при максим. водоизмещении           2,59 м.

 

ВООРУЖЕНИЕ.

9 406-мм. L/45  в трех орудийных башнях; 80 выстрелов на ствол (норм.)/100 выстрелов на ствол (макс.).

16 152-мм. L/50  в восьми башнях; 150 выстрелов на ствол (нос. башни), 100 выстрелов на ствол (кор. башни).

6 120-мм. L/43 зенитных в одинарных уста­новках; 200 выстрелов на ствол.

40 стволов 2-фунтовых зенитных автоматов "Pom-Pom" в четырех установках; 1225 выстрелов на ствол.

2 622-мм. подводных торпедных аппарата; 16/20 торпед (в мирное/военное время)

2 самолета.

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс (наклон   плит 72 градуса):

над погребами                             356

над механизмами                         305

Траверзы цитадели:

носовой                                    305 и 127

кормовой                                  254 и 102

Барбеты                                 356; 330; 305 и 280

Башни главного

калибра:  лоб                                 431,8

бок                                                  330

крыша                                              203

Боевая рубка: стенки                     356

носовая стена                              254

тыльная стена                              102

крыша / палуба                     152 / 102

коммуникац. шахта                       203

основание                                      254

купол поста УАС                   127 и 76,2

основание ПУАС                     152 и 50,8

Кожухи дымовых труб:

с носа                                      102 и 127

с боков                           305; 228,6; 152; 127 и 102

с кормы                                   76,2 и 127

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ" ПЛИТЫ

Поверх перегруз. помещений СК         25,4

Мостики и посты УАС СК                         25,4

Палуба бака                                                25,4

Верхняя    над погребами                     203

палуба:  над корм. погребами              177,8

над механизмами                                  102

Промежуточная палуба в носу               152

Промежуточная палуба в корме         127 и 6,2

Противоминная переборка                       44,4