Линейный корабль проекта 1922  года

 

Первые проектные эскизы линкора 1922 года возникли в июне 1920 года, еще до то­го, как были окончательно определены тре­бования Морского штаба. Оба первых проекта "L.II" и "L.III" интересны в особенности из-за их необычного расположения главной артиллерии. Все башни находились на равной высоте. Очень трудно усмотреть в этом ка­кие-либо преимущества, кроме низкого рас­положения тяжелых весов башен. Кроме того, подобное расположение несколько упрощало управление огнем, так как не приходилось вносить поправок на различную высоту оси орудий. Следует отметить также, что плот­ность огня в нос и корму от корабля умень­шалась незначительно, так как при углах возвышения больше 12 градусов внутренние башни могли стрелять поверх оконечных. Однако, при этом не была известна степень воздействия дульных газов на конструкции оконечных башен.

Другой интересной особенностью этих проектов было отсутствие бронированной бо­евой рубки, а также несколько новое по форме сечение миделя, которое в различных отношениях расходилось с последующими про­ектами . К этому также можно добавить, что проект "L.II" сохранил в корме уступ палу­бы - сразу за кормовой башней.

В октябре 1920 года оба эти проекта были пересмотрены и в значительной степени изменены. В новом виде они, как проекты "L-2" и "L-3" были переданы на рассмотре­ние примерно в одно время с проектами ли­нейных крейсеров типа "К-2" и "К-3".

В ноябре и декабре 1920 года были представлены еще два проекта линейных ко­раблей "М-2" и "М-3", кардинально новых по конструкции исполнения.

Уже упомянутые трудности, возникшие при разработке проектов крейсеров "К-2" и "К-3" относительно возможностей докования и прохода каналов в полной мере были при­сущи и проектам линкоров "L-2" и "L-3". В общих чертах эти проекты были похожи между собой, но, наряду с этим, имелись также и существенные отличия. Так, например, го­раздо сильнее была устроена броневая защи­та кораблей. Очень большой вес потребо­вался для 203-мм. броневой палубы, прости­равшейся по всей длине цитадели. Эта палу­ба имела скосы, утолщенные до 228,6 мм. Такая толщина палубы обуславливалась пред­положениями того времени о том, что любая меньшая толщина будет пробита снарядами, выпущенными с большой дистанции.

Интересной особенностью была предпо­лагавшаяся двухвальная энергетическая ус­тановка, которая применялось на дредноутах впервые. Обосновывали это тем, что два больших винта обеспечивали лучшую маневренность, чем применявшиеся ранее четыре небольших. Расчетная скорость составляла 24 узла при боевом водоизмещении и 25 уз­лов при проектном.

Время создания проекта "М-3" примерно соответствовало появлению проекта линейно­го крейсера "1-3", и точно так же на нем большое внимание уделялось экономии веса. Частично это достигалось, как и на крейсе­ре, концентрацией главной артиллерии в средней части корпуса. Другим мероприяти­ем, преследующим ту же цель, было сокраще­ние полной скорости корабля до 23,5 узлов. В общей сложности экономия веса достигла более 5000 тонн (в сравнении с проектом "L-3"). По-прежнему остро стояла проблема докования, хотя готовые корабли могли бы проходить Панамским и Суэцким каналами.

Существенным отличием проектов "М-3" и "1-3" было размещение машинно-котельной установки. На линкоре котельные отделения располагались позади машинных. Это было довольно интересное решение и несколько необычное. Основной недостаток его - тре­бование необычно длинных гребных валов со всеми вытекающим отсюда последствиями в отношении технического исполнения, удобст­ва эксплуатации и подверженности поврежде­ниям. С другой стороны, перенос дымовой трубы дальше в корму позволил сократить величину мертвого угла до 15 градусов на каждый борт (в сумме - 30 градусов). К то­му же, при таком размещении под машинные отделения отводились наиболее широкие от­секи корабля, что позволяло хорошо обеспе­чить их подводную защиту.

Другим мероприятием в отношении эко­номии веса было уменьшение толщины палубы до 177,8 и 203 мм. над машинными отделени­ями и до 152 и 177,8 мм. над котельными отделениями.

Проект "М-2" был видоизмененной вер­сией проекта "М-3" с двухорудийными башня­ми, которых было на одну больше. Это уве­личивало водоизмещение корабля на 2750 ts. и уменьшало скорость на 0,5 узла.

Результаты обсуждения этих проектов в адмиралтействе неизвестны, однако, судя по имеющимся фактам, для детальной разработки был отобран проект "М-3". В окончательном виде эскизный проект "М-3" был несколько длиннее и крупнее относительно своего пер­воначального вида. Конструкция корабля в общем соответствовала архитектуре принято­го проекта линейного крейсера "G-3". В но­ябре 1921 года несколько переработанный и одобренный в этом виде проект получил обозначение "N-3". Последующее описание основано главным образом (однако, не иск­лючительно) на этом проекте.

 

Вооружение

 

457-мм.орудие L/45 и трехорудийная башня для этих орудий были разработаны орудийной фирмой "Armstrong". Это было сильнейшее орудие из предложенных когда-либо британскому флоту. Снаряд орудия ве­сил 1287 кг. и выпускался с начальной ско­ростью 823 м/сек. Это соответствовало дульной энергии 44.382.732 мкг.

Принимая во внимание появившиеся поз­же (с 406-мм.оруднями) проблемы эффекта действия дульных газов на конструкции ко­рабля при высокой начальной скорости сна­ряда можно считать, что теоретически преи­мущества этого орудия оценивались слишком высоко, во всяком случае выше, чем они могли бы быть. Максимальное возвышение ствола в проекте "N-3" было уменьшено от 45 градусов в первоначальном варианте до 40 градусов в окончательном виде. Инте­ресно также констатировать, что по протя­женности погреба занимали около 40 % длины корабля, что было вдвое больше длины, за­нимаемой машинными и котельными отделения­ми .

Вооружение противоминной и зенитной артиллерией и торпедными аппаратами было одинаково с проектом "G-3". То же самое можно сказать и в отношении оборудования управления стрельбой. Но к этому можно до­бавить, что кормовые посты управления ог­нем орудиями главного и противоминного ка­либра не предусматривались. Пост управле­ния зенитными орудиями должен был быть оборудован на "звезде" бизань-мачты.

 

Защита корабля

 

Побортно от носовых и кормовых погре­бов броневой пояс имел толщину 381 мм., а в районе энергетической установки 343 мм. Однако следует отметить, что 381-мм.броня пояса частично прихватывала помещения си­ловой установки. Края главного пояса замы­кались броневыми траверзами толщиной 356 мм., а сама цитадель накрывалась палубой толщиной 203 мм. на всем своем протяжении. В носовой части, перед цитаделью находи­лись помещения подводных торпедных аппара­тов, прикрытые палубой такой же толщины (203 мм.) и 228,б-мм.траверзом. Эти конструкции создавали дополнительную защиту носовым боевым погребам.

В корме примерно такую же функцию вы­полняла защита помещения рулевых машин, которые прикрывались палубой и переборкой одинаковой толщины 152 мм. Кроме того, кормовые погреба прикрывались дополнитель­ной 203-мм.палубой, защищающей погреба от выстрелов с кормы.

Барбеты главных башен имели броню толщиной 381 мм., которая опускалась до бро­невой палубы. Лобовые плиты башен имели толщину 457 мм., тыльные плиты - 356 мм, крыша - 203 мм. Точная толщина боковых плит неизвестна, но можно предполагать, что она была одинакова с плитами тыльной стороны.

Стенки боевой рубки защищались 381-мм.броней, крыша - 203-мм., а пол - 152-мм.броней. Коммуникационная шахта боевой рубки вплоть до броневой палубы имела 203-мм. бронирование.

Поверх боевой рубки находился брони­рованный купол поста управления стрельбой, защищенный 102-мм.броней по бокам и 152-мм.броней сверху (крыша). Этот купол опи­рался на коммуникационную шахту с броней толщиной 152 мм.

Расположение вертикального прикрытия из стальных защитных плит было в общем аналогично линейным крейсерам, за исключе­нием того, что противоторпедная переборка была толще (50,8 мм. вместо 44,4 мм.).

 

Энергетическая установка

 

О силовых установках, предполагаемых на этих кораблях известно очень немного.

Установка предполагалась двухвальной. Расчетная скорость - не более 23,5 узлов. Турбинные агрегаты по площади занимали гораздо больше места, чем котельное оборудо­вание, поэтому для обеспечения более на­дежной защиты механизмы были установлены перед котлами - в более широком месте.

 

Остойчивость

 

Об остойчивости можно сказать только то, что она должна была быть аналогичной линейным крейсерам проекта "G-3".

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ      ДАННЫЕ     ПРОЕКТОВ      "L.II"      И      "L.III".

 

                Проект корабля                               | ед.изм.|   "L.II"        |    "L.III"

Водоизмещение                                               | ts.         |   50.750     |    49.100

Длина по конструктивной ватерлинии        |  м.        |   259,25      |     259,25

Ширина наибольшая                                       |  м.        |    32,33      |      32,33

Осадка                                                              |    м.       |      9,45      |        9,30

Скорость при проектной осадке                   | уз.         |    25            |       26

 

Вооружение:

Главный калибр                                                    |        8 457-мм.    |    9 457-мм.

Противоминный калибр                                      |       16 152-мм.    |   16 152-м.

Зенитный калибр                                                  |        4 120-мм.    |    4 102-мм.

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс                                                                     457                457

Траверзы цитадели                                                            381                381

Барбеты                                                                               457                457

Башни главного калибра: лоб                                           457                457

                                       крыша                                          228,6              228,6

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ

Верхняя палуба в горизонтали                                         222,2              222,2

Верхняя палуба на скосах                                                 330                 330

Промежуточная палуба в носу                          88,9; 139,7 и          |  88,9; 139,7 и

                                                                                              222,2      |                           222,2

Промежуточная палуба в корме                                 222,2             |        222,2

Противоторпедная переборка                                          38            |        38

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Корпус корабля и судовые системы                          18.500                   18.100

Бронирование и защитные плиты                             17.600                    17.000

Вооружение                                                                  8.850                       8.000

Механизмы                                                                   3.350                        3.560

Топливо                                                                         1.200                        1.200

Общее снаряжение                                                       1.000                        1.000

Адмиралтейский резерв                                                 250                           240

ВСЕГО                                                                         50.750                      49.100

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "L-2" И "L-3"

(оба проекта - октябрь 1920 года).

 

Проект корабля                                                           | ед.изм.|     "L-2"                 |      "L-3"

Водоизмещение

Длина между перпендикулярами

Длина наибольшая

Ширина наибольшая

Осадка

ts.            52.100

м.            251,63

м.            262,30

м.              32,33

м .             10,21

51.100

251,63

262,30

32,33

10,06

Мощность механизмов

WPS        70.000

70.000

Скорость при проектной осадке

Наибольший запас топлива (нефти)

Запас топлива при проектной осадке

уз. |            25

ts. |          5000

ts.            1200

25

5000

1200

Вооружение:

Главный калибр

Противоминный калибр

Зенитный калибр

Зенитные автоматы

 

8 457-мм.

16 152-мм.

6 120-мм.

4 Пом-Пом

 

9 457-мм.

16 152-м.

6 120-мм.

4 Пом-Пом

Торпедные аппараты

2 ТТ

2 ТТ

 

БРОНИРОВАНИЕ

 

 

Главный пояс

381

381

Траверзы цитадели

Барбеты

Башни главного калибра:

лоб

бок

крыша

Боевая рубка:

стенки

крыша

купол поста УАС

356

381

 

457

228,6

203

 

381

203

152 и 102

356

381

 

457

228,6

203

 

381

203

152 и 102

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ

 

 

Верхняя палуба в горизонтали

Верхняя палуба на скосах

Промежуточная палуба в носу

203

228,6

50,8; 102; 152 и 203

203

228,6

50,8; 102; 152 и 203

Промежуточная палуба в корме

Противоторпедная переборка

203 и 127

44,4

203 и 127

44,4

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

 

 

Корпус корабля и судовые системы

Бронирование и защитные плиты

Вооружение

Механизмы

18.600

18.850

8.950

3.250

18.750

17.800

8.850

3.250

Топливо

1.200

1.200

Общее снаряжение

Адмиралтейский резерв

1.000

250

1.000

250

                            ВСЕГО                                              !             52.100                   i             51.100

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ  ДАННЫЕ   ПРОЕКТОВ   "М-3"   И   "М-2"

(ноябрь  и  декабрь   1920   года).

 

Проект корабля                                                          | ед.изм.|             "М-3"        |             "М-2"

Водоизмещение

ts.

46.000

48.750

Длина между перпендикулярами

м.

222,70

237,90

Длина наибольшая

м.

236,38

248,58

Ширина наибольшая

м.

32,33

32,33

Осадка

м.

10,06

10,06

Скорость при проектной осадке

уз.

23,5

23

Запас топлива при проектной осадке

ts.

1100

1100

 

 

 

 

Вооружение: Главный калибр

 

9 457-мм.

8 457-мм.

Противоминный калибр

 

16 152-мм.

16 152-м.

Зенитный калибр

 

5 120-мм.

5 120-мм.

Зенитные автоматы

 

2 Пом-Пом

2 Пом-Пом

Торпедные аппараты

 

2 ТТ

2 ТТ

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс                                                                                    381                                    381

Траверзы цитадели                                                                      356 и 305                        356 и 305

Барбеты                                                                                             381                                   381

Башни главного калибра: лоб                                                          457                |                 457

                                            бок                                                         228,6              !                228,6

                                                               крыша                                 203                 ;                203

Боевая рубка: стенки                                                                       381                                   381

                                         крыша                                                       203                                   203

купол поста УАС                                                                         152 и 102                        152 и 102

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ

Верхняя палуба в горизонтали                                               | 152; 177,8 и 203   |  152; 177,8 и 203

Верхняя палуба на скосах                                                       |177,8; 203; 228,6   | 177,8; 203 и 228,6

Промежуточная палуба в носу                                               | 102; 152 и 203      |  102; 152 и 203

Промежуточная палуба в корме                                             | 152; 177,8 и 203  | 152; 177,8 и 203

Противоторпедная переборка                                                 |       44,4                 |       44,4

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ

Корпус корабля и судовые системы

16.700

17.530

Бронирование и защитные плиты

15.400

17.200

Вооружение

8.850

8.950

Механизмы

2.720

2.720

Топливо

1.100

1.100

Общее снаряжение

1.000

1.000

Адмиралтейский резерв

230

230

                       ВСЕГО                                                  !              46.000                   ;              48.750

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ   ДАННЫЕ   ОКОНЧАТЕЛЬНОГО   ПРОЕКТА ЛИНЕЙНОГО   КОРАБЛЯ   "N-3"

(ноябрь   1921   года).

 

Водоизмещение                                         48.500 t s.

Длина между перпендикулярами           240,95 м.

Длина по КВЛ                                             248,58 м.

Длина наибольшая                                     250,10 м.

Длина по КВЛ                                              259,25 м.

Ширина наибольшая                                     32,33 м.

Осадка                      9,76-10,07 м.

Скорость при проектной осадке  23-23,5 уз.

ВООРУЖЕНИЕ.

9 457-мм. L/45  в трех орудийных башнях;

6 152-мм. L/50  в восьми башнях;

6 120-мм. L/43  зенитных в одинарных уст.

40 2-фунт. "Pom-Pom" зен. автоматов на че­тырех лафетах;

2 622-мм. подводных торпедных аппарата;

2 самолета.

 

БРОНИРОВАНИЕ

Главный пояс (наклон 72 градуса):

в районе боепогребов              381

в районе механизмов               343

Траверзы цитадели:

носовой               356 и 28,6

кормовой             356 и 152

Барбеты башен ГК                                          381

Башни главного калибра:        лоб                 457

                                          бок и тыл               356

                                        крыша                       203

Боевая рубка:     стенки                                  381

                           крыша                                    203

                            пол                                        152

                            шахта                                    203

купол поста УАС         102 и 152

шахта поста УАС               152

 

СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ

Поверх перегруз. помещений СК                 25,4

Мостики и посты УАС СК                           25,4

Верхняя палуба                                              203

Промежуточная палуба в носу                    203

Промежуточная палуба в корме           203 и 152

Противоминная переборка                          50,8

 

НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ   ПРОЕКТЫ   БРИТАНСКИХ   ДРЕДНОУТОВ.

 

                  Проект  и  год  создания      |         1915   (*)           |         "G-3"   (1921)      |         "N-3"   (1922)

Предполагаемые наименования

 

" Incomparable"

"Invincible"

"Inflexible" "Indomitable"

"Indefatigable"

"St. Andrew"

"St. David"

"St .George"

"St. Patrick"

Водоизмещение проектное

46.000 тонн

48.400 тонн

48.500 тонн

Водоизмещение боевое

51.000 тонн

56.540 тонн

?

Длина между перпендикулярами

308,00 м.

250,10 м.

240,95 м.

Длина наибольшая

?

261,08 м.

250,10 м.

Ширина наибольшая

27,00 м.

32,33 м.

32,33 м.

Осадка наибольшая

10,00 м.

11,30 м.

10,07 м.

Механизмы

4 ТЗА

4 ТЗА

?

Котлы

?

20 узкотрубных

?

Винты

4

4

2

Мощность механизмов

180.000 SHP

160.000 SHP

56.000 - 80.000 SHP

Скорость проектная

35 узлов

31-32 узла

23-23,5 узла

Запас нефти наибольший

5000 тонн

5000 тонн

?

Главный калибр

3x2 508

3x3 406/45

3x3 457/45 (**)

Противоминный калибр

5x3 102/50

8x2 152/50

8x2 152/50

Зенитный калибр

4x1 102

6x1 120/43

6x1 120/43

 

9 47

4x10 "Pom-Pom"

4x10 "Pom-Pom"

Торпедное вооружение

подв. 8 533

подв. 2 622

подв. 2 622

Авиационное вооружение

 

2 самолета

2 самолета

Главный пояс

279

356-305

381-343

Барбеты

356

356-305

381

Лобовая часть башен

356 (?)

254

457

Наиболее толстая палуба

до 102

до 203

до 203

Противоторпедная переборка

?

44,4

50,8

Экипаж

1480 чел.

1716 чел.

?

(*) - Проект создавался как развитие ЛКР типа "Renown" и "Courageous", однако итоги Ютландского боя сделали выполнение проекта невозможным.

(**) - Некоторые источники указывают их главное вооружение как 3x3 508-мм.ору­дий, однако это не подтверждается английскими данными, хотя известно, что разра­ботка 508-мм. орудия велась - в частности для "Incomparable".