Броня

 

Введение

 

Свою родословную японская броня ведет от брони фирмы Круппа (Германия) и фирмы Виккерс (Великобритания). Во время 2-й Мировой войны Япония постоянно ощущала острую нехватку никеля и сплавов, поэтому большие силы выделялись на разработку высокопрочных сталей, содержащих минимальное количество никеля. Тяжелую броню выпускали два предпри­ятия: Куре Кёсё и Муроран на Хоккайдо. Фирма Куре производила все виды бронеплит, а фирма Муроран выпускала примерно на 30% меньше продукции, причем максимальная толщина плит этой фирмы ограничивалась 203 мм. Кроме того, фирма Муроран не выпускала гетерогенных (цементированных) плит.

Типы бронеплит, применявшихся на японском ВМФ

1. Гомогенные бронеплиты:

NVNC (New Vickers Non Cemented); VNC (Vickers Non Cemented); MNC (Molybdenum Alloy Non Cemented); CNC (Copper Alloy Non Cemented); CNCt и CNC2 (варианты CNC);

2. Гетерогенные (цементированные) бронеплиты:

VC (Vickers Cemented);

VH (Vickers Hardened Non Cemented).

Сталь NVNC (ницукеру Курему кё) была разработана в конце 1-й Мировой войны на базе стали VH. Нехватка никеля заставила японцев создать сталь, содержащую меньше этого дефи­цитного металла. Так появилась сталь CNC, которая не уступала по прочности стали NVNC (для бронеплит толщиной не более 100 мм), но содержала больше меди и меньше никеля. Поэтому сталь CNC начали широко применять для изготовления 76-мм бронеплит. Толстые бронеплиты по-прежнему изготавливали из стали NVNC, однако в 1940 году появилась сталь MNC, которая содержала меньше никеля, то же количество хрома и больше молибдена. Сталь MNC вскоре вытеснила сталь NVNC. В самом конце войны появились стали CNCi и CNC2, которые в отличие от стали CNC содержали еще меньше никеля, но больше хрома и молибдена.

В середине 20-х годов капитан Хирага Юдзуру начал использовать в Японии сталь Дакол (Ducol Steel - DS), которую прежде применяли исключительно в Англии. Эту сталь использовали для изготовления тонких бронеплит (толщиной до 50 мм) и в качестве конструкционной стали. Сталь НТ (High Tensile) (Другое название HTS или HS) и сталь MS (Mild Steel) обычно применяли в качестве конструкционных материалов, но иногда из них изготавливали тонкие бронеплиты.

 

Броня

 

Бортовая броня состояла из трех поясов. Верхний пояс толщиной 229 мм проходил от главной до средней палубы, где его толщина увеличивалась до 305 мм. Длина верхнего пояса составляла около 110 метров. В районе 2-го и 3-го барбетов верхний бронепояс изгибался под углом и соединялся с внутренней броней в районе 1-го и 4-го барбетов. Главный бронепояс был толщиной 305 мм и начинался в 1.981 метра над конструкционной ватерлинией и опускался на глубину 0.762 метра под ней, переходя в нижний бронепояс. Толщина нижнего бронепояса ко­лебалась от 152 мм (в верхней части) до 76 мм (внизу). Броня опускалась на глубину 1.524 мет­ра ниже конструкционной ватерлинии и целиком изготавливалась из стали VC.

Бортовой бронепояс был длиной около 134 метров и заканчивался около 1-го и 4-го бар­бетов, изгибаясь под прямым углом и образуя переднюю и заднюю водонепроницаемые пере­борки. Передняя переборка была толщиной 330-254 мм, а задняя - 254 мм. Обе переборки изго­тавливались из брони VC.

Кормовая палуба изготавливалась из бронелистов НТ толщиной 38-25 мм. По краю бор­тового бронепояса проходила главная палуба толщиной 70 мм (броня НТ). Под главной палубой находилась средняя палуба. Толщина средней палубы составляла 51 мм, по краям палуба со­единялась с нижним краем бортового бронепояса в 1.524 метра ниже конструкционной ватерли­нии. Края, располагались под углом к борту и выполнялись из трех наложенных друг на друга бронеплит толщиной 25 мм (НТ). Нижняя палуба была толщиной 76 мм (НТ), равно как и вторая средняя палуба в районе кормы.

 

Подводная защита

 

Корпус линкоров разделялся водонепроницаемыми переборками на 1089 отсеков. Ниж­нюю часть кораблей защищали противоторпедные переборки, которые простирались до самого дна. Толщина переборки колебалась между 76 и 51 мм. Противоторпедная переборка изготав­ливалась из брони НТ. Противоторпедные переборки в нижней части представляли собой три поставленные рядом 25-мм бронеплиты. Данная система была не слишком удачной. Большую проблему представляла коррозия, вызванная водой, попадавшей между тремя плитами.

Вдоль подводной части бортов и днища кораблей проходило второе дно. Промежуток между первым и вторым дном представлял собой расширительную камеру, защищавшую ко­рабль от торпед. Внешнее дно было толщиной 16 мм, а внутреннее - 9 мм. Как и противотор­педные переборки внешнее и внутреннее дно было изготовлено из стали НТ. Ширина расшири­тельной камеры у бортов составляла 2993 мм, а в районе днища - 3125 мм. Во время реконст­рукции внешнее дно от противоторпедной переборки до внутренней продольной переборки ус­телили стальным листом толщиной 44 мм.

Подводная защита завершалась переборкой толщиной 51 мм на носу и на корме. На са­мой корме возле рулевой машины находилась переборка толщиной 229-76 мм изготовленная из брони VC и VNC. Дно артиллерийских погребов защищали бронеплиты НТ толщиной 38-25 мм.

 

Боевая рубка

 

Стены боевой рубки изготавливали из стали VC. Толщина бронеплит составляла 356-305 мм. Крыша рубки выполнялась из той же стали, что и стены. Толщина крыши 152 мм. Пол рубки толщиной 76 мм изготавливали из стали VNC. Через рубку проходила коммуникационная труба длиной 13 метров. Труба была защищена броней толщиной 178-76 мм (сталь VC и VNC).

 

Вооружение

 

Лобовая броня башен артиллерии главного калибра была толщиной 305 мм и распола­галась под углом 40°. Борта башен были толщиной 229-190 мм и располагались под углом 30°. Задняя стена башни имела толщину 190 мм. Крыша -127 мм.

Бронирование барбетов выполнялось по схеме: перед - 254 мм, борта - 305 мм, зад - 229 мм. Бронирование башен и барбета выполнялось из стали VC.

Пушки калибра 140 мм располагались в казематах, защищенных 19-мм броней НТ.

Переборки торпедных отсеков были изготовлены из бронелистов толщиной 25-13 мм (НТ).

 

Прочее

 

Рулевые установки, расположенные на корме, были защищены бронеплитами толщиной 19 мм. Дымовые трубы имели кожуха из бронелистов толщиной 25-19 мм.

 

Бронирование линкоров после модернизации

 

Как и у других японских кораблей, прошедших модернизацию, у "Nagato" и "Mutsu" уси­лили пассивную защиту, чтобы повысить живучесть линкоров. Была усилена бортовая броня -основной акцент сделали на усилении горизонтальной и подводной защиты.

Первоначальный план предусматривал усиление бронезащиты до такой степени, чтобы она выдерживала прямое попадание нового боеприпаса 91 сики. Для этого предполагалось разместить вдоль бортов були толщиной 3 метра, а внутри них, поверх прежнего бронепояса, поместить в виде знака "<" броню. Хирага противился этому проекту, поскольку в результате подобной переделки водоизмещение линкоров значительно возросло бы. Кроме того слишком широкие були могли бы повредить остойчивости кораблей в случае попадания торпеды. В ре­зультате был принят компромиссный вариант. Вдоль бортов установили були, хотя и несколько более узкие, чем планировали раньше, а от дополнительной брони в форме знака "<" отказа­лись.

Горизонтальная защита также была усилена. Прежде всего увеличили толщину средней палубы на уровне артиллерийских погребов. Бронепалуба была наращена при помощи допол­нительных 127-мм листов стали NVNC (расположенных на горизонтальном участке палубы) и 280-мм листов стали VC (расположенных на наклонных участках палубы).

Защиту артиллерии главного калибра также усилили. Толщину лобовой брони довели до 457 мм, бортовой - до 280, верхней - до 250-228 мм. Задняя стена башни осталась прежней толщины - 190 мм. При этом масса башен возросла с 867 до 1024 тонн. Барбеты также были усилены: лоб - 356 мм, борта - 429, тыл - 330 мм.

Однако самые большие изменения коснулись системы подводной защиты. Верхняя часть противоторпедной переборки была усилена на уровне артиллерийских погребов броне­плитами толщиной 25 мм (НТ) и 114 мм (NVNC). Среднюю часть противоторпедной переборки получила броню VH толщиной 109-232 мм. Кроме того, дно артиллерийских погребов усилили бронелистом толщиной 38 мм (CNC). Днище линкоров получило дополнительную защиту в виде трехметровой полосы 38-мм брони CNC. По бортам установили противоторпедные були. Внутри буля проходило 60 оцинкованных стальных труб диамет­ром 229 мм. Подобную противоторпедную защиту применили англичане на линейном крейсере "Hood". Буль начинался в районе носовой цитадели и тянул­ся до цитадели кормовой. Були увеличили ширину линкоров с 28.956 метров до 34 метров. В результате переделок масса брони возросла с 10.593 тонн до 13898 тонн, то есть более чем на 31%.