Модернизации

 

"Эмден"

 

Наиболее беззащитный против самолетов, самый старый из германских легких крейсеров тем не менее провел почти всю войну со своим исходным вооружением. (Единственным усилением стал прототип счетверенной зенитной установки 20-мм автоматов "Маузер LC38", известной под названием "фирлинг", появившийся на "Эмдене" в середине 1940 г.) Только .осенью 1942 г командование флота подняло вопрос о его перевооружении. Предполагалось убрать обе задние бортовые 150-мм орудия, заменив их 88-мм зенитными спарками на нестабилизированных установках, снять три одиночных орудия того же калибра, заменив их автоматами, которых предполагалось иметь 12 (две 37-мм и одна 20-мм спарки на месте бывших 88-мм и четыре 20-мм одностволки в разных местах надстройки). Считалось, что после такого переоборудования крейсер сможет действовать с оставшимися в строю большими кораблями. Конец планам положил "новогодний бой" 1942/1943 г в Баренцовом море, после которого Гитлер практически запретил дальнейшее использование крупных надводных кораблей. "Эмден" однако успел получить два четырехствольных 20-мм автомата ("фирлинга") позади от средних 150-мм орудий и пару одностволок того же калибра на штурманском мостике. Ранней осенью 1944 г удалось заменить 88-мм орудий на 105-мм модели SKC/32gE и дополнительно установить 2 40-мм автомата FlaK-28 на мостике. Теперь зенитное вооружение "первенца" стало чрезвычайно пестрым: оно состояло из четырех калибров (105-, 40- 37- и 20-мм, всего 27 стволов) - типичный признак импровизации. Уже в самом конце войны появились планы дальнейшего перевооружения, в результате которого "Эмден" стал бы иметь более однородное ПВО в лице девять 37-мм орудий FlaK М-42 и шести спаренных 20-мм автоматов LM-44. В Осло даже начались предварительные работы, которые велись однако очень медленно и неохотно, а в декабре 1944 г после повреждений крейсер перевели в Германию, где модернизацию прекратили вообще.

 

"Кенигсберг"

 

Вошедший в строй без 88-мм зенитной артиллерии, большинства легких зениток и авиационного оборудования, крейсер имел вначале также 500-мм торпедные аппараты с торпедами образца первой мировой войны. Недостающее вооружение и оборудование устанавливалось постепенно, в основном в ходе многочисленных зимних ремонтов. Одновременно происходило совершенствование систем управления огнем и радиооборудования, а также связанные с ними изменения оснастки. "Кенигсберг" должен был стать последним из легких крейсеров, "обработанных* по программе укрепления корпуса: работы на нем предполагалось начать на верфи "Ховальдт" в Киле 1 января 1941 г, после завершения основной стадии модернизации "Лейпцига". Излишне говорить, что крейсер так и не дождался осуществления программы до своей гибели в Норвегии в 1940 г.

 

"Карлсруэ"

 

Этот крейсер оказался единственным, прошедшим предложенную для всех программу укрепления корпуса. Корпус одели в дополнительную оболочку из усовершенствованной броневой стали Wh (Wotan hart), главная роль которой в данном случае заключалась не в усилении защиты, но в создании дополнительного элемента продольной прочности. Новая обшивка отстояла от старого корпуса в верхней части на 50-70 см, постепенно сливаясь с ней на глубине 2 м ниже ватерлинии. Ее толщина составляла 14 мм между верхней и броневой палубами, уменьшаясь до 12 мм до уровня ватерлинии и 10 мм - ниже нее. Ширина корпуса возросла на 1,4 м, что вызвало уменьшение максимальной скорости. Поскольку крейсер вновь был готов к службе только в ноябре 1939 г, когда уже шла мировая война, специальные испытания на полном ходу не проводились, но по оценкам модернизированный "Карлсруэ" мог дать не более 28 узлов. Помимо обширных работ по корпусу, на трубах крейсера установили наклонные козырьки, отводящие дым в корму, и изменили оснастку.

 

"Кельн"

 

Наиболее существенным довоенным изменением стало снятие весной 1938 г катапульты, гидросамолета и прочего авиационного оборудования. Эта мера являлась частью подготовки к большой модернизации по типу "Карлсруэ", предполагавшейся на верфи "Дойче Верке" в Киле в период с 1 апреля по 31 декабря 1940 г. Модернизация так и не была осуществлена, однако крейсер лишился авиавооружения до конца своей карьеры. После перевода его в учебные суда все планы модификации были окончательно оставлены. Даже при подготовке к отправке в Норвегию в 1942 г вооружение не усиливали, напротив, сняв две спаренных 37-мм зенитки и два 20-мм автомата. По предполагавшейся программе усиления противосамолетного вооружения 1944 г предусматривалась установка 4 40-мм автоматов FlaK-28 и 8 спаренных 20-мм автоматов LM-44. По отчетам об отбитии атак британских самолетов в Осло-фиорде в декабре 1944 г следует, что 40-мм орудий на борту крейсера в это время не было, хотя немецкие справочники утверждают, что модернизация к тому времени завершилась. Уже в 1945 г предполагалось довести число 20-мм спарок до 12, добавив к ним вместо старых 37-мм и 40-мм десять 37-мм пушек новой модели FlaK-43M, однако работы даже не начинались. Напротив, с "замороженного" (а затем и затопленного) в Вильгельмсхафене крейсера постепенно снимали зенитки для береговых нужд, и к моменту капитуляции Германии на нем практически не оставалось легкого вооружения.

Единственный из тройки крейсеров "К", "Кельн" получил радиолокационную установку Fu Mo 21 в ходе ремонта перед переводом в Норвегию в 1942 г. Она заменила дальномер, находившийся над штурманским мостиком. Сведений о замене этой установки на более совершенную не имеется, и, скорее всего, крейсер действовал с ней до конца своей карьеры.

 

"Лейпциг"

 

Модернизацию с укреплением корпуса по типу "Карлсруэ" предполагалось провести на верфи "Ховальдт" в Киле в течение года с 1 апреля 1940 г по 1 апреля 1941 г, однако работы на нем так и не начинались. Поскольку в ходе войны крейсер использовался в основном для учебных целей, усилилось лишь его зенитное вооружение. При ремонте на нем добавили две четырехствольных 20-мм установки ("фирлинга"), стабилизированных в 3-х плоскостях, имевших хорошие углы обстрела: одну на специальном мостике перед адмиральским, а вторую - в ближайшей к корме части задней надстройки. В 1944 г в связи с общим планом усиления ПВО кораблей на нем предполагалось дополнительно разместить 4 40-мм зенитки FlaK-28 (в дополнение к 4 спаренным 37-мм зениткам и 8 спаренным 20-мм автоматам). Однако работы на уже устаревшей и не сильной боевой единице считались наименее приоритетными, и точно неизвестно, до какой стадии дошло перевооружение (высказываются предположения, что весь проект так и остался на бумаге). Во всяком случае, "Лейпциг" сохранил свой передний "фирлинг" к моменту столкновения с "Ойгеном" в октябре 1944 г, а в конце войны имел только одноорудийные 20-мм установки.

В начале 40-х гг задачи корабельной авиации все более успешно, хотя и не полностью, стали решаться радиолокацией. Изначально немецкие крейсера не име­ли радиолокационных уста­новок, и "Лейпциг" получил свой радар типа Fu Mo 22 только осенью 1943 г. Его установили на подкреп­ленной платформе перед­него прожектора (на башенноподобной носовой над­стройке). С этим локатором он прошел до конца войны. Несколько раньше крейсер оборудовали пассивными детекторами излучения ра­даров противника - широко использовавшимися нем­цами устройствами, позво­лявшими "засечь" рабо­тающие радары вражеских кораблей, не обнаруживая своего присутствия для аналогичных средств "с дру­гой стороны". 5 детекторов типа "Суматра" разме­щались на топе передней мачты; впоследствии 3 из них заменили на более совершенные приборы типа "Палау", имевшие враща­ющуюся антенну (остав­шиеся "Суматры" исполь­зовались в мертвых секто­рах, где "Палау" мешали снасти и надстройки.

 

"Нюрнберг"

 

"Нюрнберг" должен был стать вторым после "Карлс­руэ" крейсером с укреп­ленным броней "Вотан" корпусом. Работы плани­ровалось провести с 1 июля 1939 г по 1 апреля 1940 г на заводе "Блом унд Фосс", но начало мировой войны поло­жило конец этим планам. В ходе главной модернизации в феврале-августе 1942 г на корабле вместо катапульты установили две спарки 37-мм зениток SKC/30, два 20-мм "фирлинга" в армейском варианте (на крыше штур­манского мостика и на кор­мовой башне), и увеличили число одноствольных 20-мм автоматов до пяти (1 - на рубке, 2 на мостике и 2 - на платформе позади трубы). Как и на других уцелевших легких крейсерах, программой 1944 г предполагалось довести оружие ПВО до 4 40-мм орудий FlaK-28, 2 спаренных 37-мм и 8 спаренных 20-мм автоматов LM-44. Реально успели установить только две 40-мм пушки: одну вместо переднего "фирлинга" и вторую - на башенке бывшей катапульты. Вместо армейских четырехстволок появились два "фирлинга" на морских лафетах (оба в кормовой части, один заменил "армейскую" установку на крыше башни, а второй разместился на задней надстройке). Число прочих 20-мм установок довели до десяти спаренных и одной одиночной. Окончательный вариант 1945 г предполагал 8 40-мм стволов (в спарках) и 28 20-мм (2x4 и 10x2), но, как и большинство прочих работ конца войны, этот проект так и остался на бумаге.

Последний и самый современный из легких крейсеров, "Нюрнберг" оказался и наиболее оборудованным радио­локационными приборами. Естественно, в момент его вступления в строй сколь-нибудь пригодных для исполь­зования локаторов не было, однако весной 1941 г установка Fu Mo 21 заменила дальномер над штурманским мостиком. Перед переводом в Норвегию в 1942 г на крейсере разместили локатор Fu Mo 22, нашедший свое место на специальном кронштейне на передней надстройке над адмиральским мостиком, а освободившееся место на крыше штурманской рубке было отведено для легких зениток. К концу войны "Нюрнберг" прошел еще одну модернизацию оборудо­вания. На нем установили радиолокатор Fu Mo 25 вместо Fu Mo 22, а на легкой задней мачте появилась антенна прибора "К", для чего мачту пришлось подкрепить двумя дополнительными "ногами", превратив ее в треногу. Помимо активных устройств, "Нюрнберг" имел пассивные обнаружители радиолокационного излучения. Их число и расположение полностью повторяло использованное на "Лейпциге"; точно также исходные детекторы типа "Суматра" впоследствии были частично заменены на более совершенные типа "Палау" с вращающейся антен­ной. Как и остальные германские крейсера, "Нюрнберг" оборудовался вполне современными и эффективными гидролокаторами. Его пассивная система типа GHG (Gruppenhorchgerate) состояла из 32 отдельных прием­ников, распределенных по всей длине борта.