"Нюрнберг"

 

"Крейсер F" был заказан фирме "Дойче Верке" в Киле 16 марта 1933 г. Его закладка состоялась через 8 месяцев, в ноябре. Новый "Нюрнберг" оказался третьим крейсером германского флота, имевшим такое название. Оба его предшественники стали жертвами первой мировой войны: первый погиб в сражении у Фолклендских островов в 1914 г, а второй был затоплен командой в Скапа-Флоу в 1918 г. Постройка третьего "Нюрнберга" заняла ровно два года - очень неплохой срок, показывающий, что германское военное кораблестроение вышло на высокий уровень готовности.

Вошедший в строй 2 ноября 1935 г под командой капитана цур зее Шмундта новейший легкий крейсер ждала быстрая карьера. С 9 апреля следующего года только что завершивший испытания корабль стал флагманом Разведывательных сил - на нем поднял свой флаг контр-адмирал Бем. Тут же начался его первый зарубежный поход: отряд в составе "Нюрнберга", "Лейпцига" и "Кельна" с 14 апреля по 8 мая совершил путешествие в Атлантику, посетив Санта-Крус-де-Тенерифе и Лиссабон. Сразу же после похода на крейсере устранили мелкие недоделки на заводе "Дойче Верке" и "Нюрнберг" принял участие в параде флота в конце мая. В июне состоялись первые "рабочие" маневры новой единицы с Разведывательными силами и флотилией тральщиков. Столь "резво стартовавший" корабль, однако, имел немало "детских болезней", и в июле снова отправился на верфь, однако ненадолго.

19 августа в Испанию отправился отряд, состоявший из карманного линкора "Адмирал Граф Шпее", легких крейсеров "Лейпциг" и "Нюрнберг" и 4 миноносцев. Вначале кораблями руководил с "Нюрнберга" контр-адмирал Бем, которого 25 августа сменил назначенный командующим силами в испанских водах контр-адмирал Карле. "Шпее" и "Нюрнберг" сменили находившихся ранее в Испании "Дойчланд" и "Кельн". "Новичок" пробыл там почти до конца года; только 16 декабря крейсер вернулся домой вместе с "Графом Шпее".

Начало 1937 г "Нюрнберг" провел в профилактическом ремонте, после завершения которого, в марте, провел окончательные испытания. А 24 апреля началась "вторая серия" испанского похода, куда крейсер вновь пошел под флагом контр-адмирала Бема. Все еще не полностью боеготовый корабль по сути дела служил временным флагманом. После очередной передачи командования силами в Испании контр-адмиралу Фишелю, "Нюрнберг" вернулся в Киль 19 мая.

В Германии корабль ждали многочисленные маневры и упражнения. Он поочередно участвовал в учениях совместно с подводными лодками, торпедными и противолодочными катерами, тральщиками и большими боевыми кораблями - "Шпее" и своими "систершипами", а также флотилиями миноносцев. 17 июня он вместе со "Шпее" и 4-й флотилией миноносцев снова направился в Испанию, но уже в августе все эти корабли вернулись домой. С 16 по 20 августа "Нюрнберг" принял участие в грандиозных торпедных стрельбах, проведенных почти всеми крейсерами и большим количеством миноносцев, торпедных катеров и подводных лодок. За ними последовали артиллерийские стрельбы, проводившиеся на обоих морях (Северном и Балтийском), а завершился сезон большим парадом флота 27 сентября. На следующий день ставшего вице-адмиралом Бема сменил в роли командующего Разведывательными силами контр-адмирал Денш, поднявший свой флаг на "Нюрнберге". Еще через день крейсер встал на ремонт на заводе "Дойче Верке" в Киле.

Работы завершились 20 ноября, после чего прошли послеремонтные ходовые испытания, учебные торпедные стрельбы и испытания новой радиоаппаратуры. Год завершился еще одним кратковременным пребыванием на верфи.

Последний предвоенный год начался для "Нюрнберга", как и для других легких крейсеров, напряженными маневрами и учениями. Зимой и весной они протекали главным образом на Балтике, а летом переместились на Северное море. За это время крейсер провел все виды артиллерийских и торпедных стрельб, в том числе общие торпедные стрельбы флота в Любекской бухте с 19 по 27 июля, в которых, помимо других кораблей, участвовали все три карманных линкора. 22 августа состоялся парад, к которому приурочили спуск на воду тяжелого крейсера "Принц Ойген". С 14 по 17 сентября "Нюрнберг" принял участие в осенних маневрах в составе отряда, включавшего линкор "Гнейзенау", "Шеер", "Лейпциг", "Кельн" и флотилии эсминцев и миноносцев. Завершился год пробегами в Кильской бухте и калибровочными стрельбами. Крейсер не становился на зимний ремонт, и с начала января продолжил торпедные стрельбы и короткие походы по западной Балтике и вблизи германского побережья Северного моря.

В марте "Нюрнберг" вошел в состав мощного оперативного соединения, включавшего 3 карманных линкора, ядро Разведывательных сил ("Нюрнберг", "Лейпциг" и "Кельн"), 8 эсминцев и 9 миноносцев, сформированного в связи с возможностью военных действий. Предполагалось, что подобная организация сохранится на продолжительное время, однако уже в конце того же месяца эскадра была распущена, и ее корабли продолжили индивидуальные упражнения ("Нюрн­берг" занимался этим на Балтийском море). В июле, уже перед самой войной, крейсер принял участие в групповых стрельбах, сначала в составе отряда, включавшего также "Лейпциг" и "Кельн", а затем - с участием карманных линкоров, двух флотилий эсминцев и большого числа легких кораблей. В августе прошли также флотские торпедные упражнения, последние перед началом военных действий.

Одно из первых боевых заданий едва не стало для "Нюрнберга" последним. В самом начале ноября он находился на маневрах на Балтике вместе с "Лейпцигом", "Кельном" и "Кенигсбергом", однако отряд контр-адмирала Льютенса, командующего разведывательными силами, предназначался для действий на Северном море. Германские эсминцы развили высокую активность, ставя мины у побережья Англии. Их выходы становились все более рискованными, и командование Кригсмарине посчитало необходимым иметь в море крейсера на случай необходимости прикрытия отхода. С 12 ноября по 7 декабря состоялось 4 похода отряда Льютенса, державшего свой флаг на самом новом и сильном из своих крейсеров, "Нюрнберге" (в отряд теперь входили также "Лейпциг" и "Кельн"). Эти выходы прошли без каких-либо заметных событий. Пятый, названный операцией "Нанни-Софи", начавшийся 12 декабря, оказался роковым для германских крейсерских сил.

Подробности операции и подробное описание атаки британской подводной лодки "Сэмон" утром 13 декабря приведены в описании истории "Лейпцига". Британский торпедный залп, выпущенный с широким растворением, поразил не только этот крейсер, но и шедший головным "Нюрнберг". Как только прозвучал взрыв попадания в "Лейпциг", на флагмане заметили следы двух торпед, направляющихся прямо в борт. Корабль резко отвернул вправо и лег на курс, параллельный торпедам. Пытаясь увернуться от ближайшей из них, "Нюрнберг" вновь резко повернул, на этот раз влево, однако маневрирующий на большой скорости корабль еще не вышел из предыдущего поворота, и практически не отозвался на перекладку руля. В 11:27 торпеда поразила его в носовую оконечность. Нижняя часть корпуса под ватерлинией оказалась начисто оторванной, и два носовых отсека мгновенно заполнились водой. От взрыва пострадало 16 членов экипажа. Машины остались в действии, но лохмотья бывшей носовой оконечности несколько затрудняло маневриро­вание и снижала скорость, которую пришлось сократить до 18 узлов из соображений безопасности передних водонепроницаемых перегородок, принимавших теперь на себя весь напор воды. От удара вышло из строя оборудование управления огнем. Хотя крейсер сохранил способность передвигаться, его боевая ценность была близка к нулю. Спустя всего минуту после попадания Льютенс уже сообщил командованию группы "Запад" о происшествии с "Лейпцигом" и "Нюрнбергом", и запросил поддержки. К полудню аварийные партии локализовали затопления, и, убедившись в надежности передних переборок, командир флагмана капитан цур зее Отго Клюбер получил возможность управлять своим кораблем -весьма своевременно. Примерно в 12:14 спереди по курсу показались 2 британских бомбардировщика, которые несмотря на зенитный огонь довольно точно сбросили 4 бомбы, упавшие всего в 15-20 м от резко повернувшего влево "Нюрнберга". Ударом сильно тряхнуло кормовую часть; в корпус начала поступать вода. К счастью, повреждения оказались незначительными и на состоянии корабля практически не сказались.

В 14:30 подошли вернувшиеся с постановки эсминцы. Не будучи уверенным в безопасности своих поврежден­ных кораблей, Льютенс приказал "Нюрнбергу" отходить на восток максимально возможным ходом, оставив с тяжело поврежденным "Лейпцигом" целый "Кельн" и 2 эсминца, рассчитывая, что в случае появления британских крейсеров "Кельн" и эскадренный миноносцы смогут быстро уйти, чего не удастся сделать, если в составе группы останется "Нюрнберг". Флагманский корабль в это время развил обороты, соответствующие в обычных условиях 18-узловому ходу, но реально давал не больше 15-16 уз. из-за мешающей движению свернутой носовой части. Флагманский крейсер эскортировал эсминец "Кюнне". Удача сопутствовала немцам: оба корабля прибыли в устье Эльбы утром 14-го декабря, благополучно избежав атак британских подводных лодок.

Хотя в отличие от практически переставшего быть полноценным крейсером "Лейпцига" "Нюрнберг" удалось довольно быстро отремонтировать (крейсер вновь вошел в строй в конце весны 1940 г), его дальнейшая боевая карьера тоже практически подошла к концу.

В операции "Нанни-Софи" впервые проявились очевидные слабости германского управления действиями кораблей в море, приведшие в дальнейшем к многочис­ленным ошибкам в ходе неудавшегося рейдерства "Бисмарка" и "Принца Ойгена", и практически во всех боевых выходах на Севере. Оперативное руководство тремя крейсерами осуществлял штаб группы "Запад" под командованием адм. Заавахтера, а тактически ими управлял командующий флотом адмирал Маршалль, находившийся однако на борту линкора "Гнейзенау", спокойно стоявшего в порту! Общая идея использовать крейсера для прикрытия операций эсминцев принадле­жала именно Маршаллю, который не хотел упреков в бездеятельности, если британцам удалось бы перехватить отходящие после минной постановки силы. Однако состав сил прикрытия был явно недостаточным для боя с британскими кораблями этого класса. Маршалль подверг критике решение Льютенса остановиться для досмотра датского парохода, тогда как руководство группы "Запад" не возражало против ведения крейсерской войны в ожидании возвращения эсминцев с задания. Высшее начальство не распорядилось о выделении авиации для противолодочного патрулирования и прикрытия, а Льютенс совершил свою ошибку, отослав первую пару гидросамолетов на базу и не выпустив второй (он боялся останавливаться для приема "арадо" на борт, хотя приказал "Лейпцигу" досмотреть датский "Шарков" всего через полчаса!).

Так или иначе, но разведывательный отряд остался с двумя крейсерами - явно недостаточное количество для прикрытия, в связи с чем выходы кораблей этого класса в Северное море прекратились. "Нюрнберг" не смог принять участие в захвате Дании и Норвегии, а после "Учений на Везере" активность понесшего тяжелые потери германского флота упала почти до нуля. В распоряжение командования Кригсмарине оставалось всего 4 легких крейсера: "Нюрнберг", "Лейпциг", "Кельн" и "Эмден", из которых неполноценный "Лейпциг" и устаревший "Эмден" имели малое боевое значение. Именно это предопределило судьбу вполне боеспособного "Нюрнберга". Непригодный к крейсерским операциям, он оказался не слишком нужным ни в Норвегии, ни в Северном море: Правда, короткое время с июня по июль он базировался в норвежских водах, но активных выходов не совершал. Только в декабре 1940 г наметилась операция по минированию входа в пролив Скагеррак (практически рядом со своими базами!), которую должны были предпринять "Нюрнберг" и "Кельн", однако и она не состоялась. Хотя оба крейсера приняли мины и вышли в море 4 декабря, командование группы "Север" вскоре отозвало их из-за плохой погоды. Для легких крейсеров оставался единственный путь - на Балтику, в состав учебной эскадры.

С началом войны против СССР действия сосредоточенных в Балтийском море значительных сил, включавших линкор "Тирпиц", активизировались. В сентябре они пытались блокировать Финский залив от казавшегося возможным выхода советских надводных сил, причем "Нюрнберг" вместе с "Кельном" входили в состав северной группы, предназначенной непосредст­венно для боя с силами прорыва. Однако в отличие от "Лейпцига" и "Кельна", участвовавших в обстрелах берега, "Нюрнбергу" так и не удалось "понюхать пороха".

В конце осени 1941 г ОКМ, убедившееся в пассив­ности заблокированных крупных кораблей советских ВМС, сочло, что легкие крейсера все же следует попытаться задействовать более активно вместе с остальным флотом. (История этого вопроса подробно описана в истории "Кельна).

В начале 1942 г предполагалось поставить "Нюрнберг", как и "Кельн", на 6-недельную модернизацию (с 15 января по 28 февраля). Однако в конце концов модернизация приняла более значительные масштабы, и должна была занять не менее трех месяцев.

Крейсер отправился на завод "Дойче Верке" в Киле, где помимо других работ, на нем заменили турбины. Как и следовало ожидать, намечавшийся срок ввода в строй (июль 1942 г) выдержать не удалось, и только 11 ноября 1942 г "Нюрнберг" отправился в Норвегию. 2 декабря он прибыл в Нарвик - очень не вовремя. Вскоре произошел злосчастный "новогодний бой", после которого немецкий надводный флот окончательно стал угрозой только потенциальной. Самый современный из легких крейсеров Германии ни разу не вышел в боевой поход в течение полугода. Вынужденное безделье в маленьких северных портах сильно сказалось на боевом духе команды, и возвращение в Киль 3 мая 1943 г было воспринято как избавление. Не сделавший ни одного выстрела по противнику, "Нюрнберг" тем не менее требовал профилактического ремонта, который был осуществлен на верфи ВМФ в Вильгельмсхафене. К концу года крейсер вновь приступил к учебной службе на Балтике. Там же он провел практически весь следующий, 1944 г, не участвуя ни в чем, кроме небольших тренировочных выходов вдоль побережья. Несомненно, его судьба оказалась бы подобной судьбе оставшихся на Балтийском море германских кораблей, если бы не последовавший в конце декабря приказ сменить "Эмден" в качестве минного заградителя для обороны Датских проливов. 3 января 1945 г "Нюрнберг" покинул Свинемюнде и через 4 дня прибыл в Осло. Здесь его наконец-таки ждала активная служба. На крейсере поднял флаг контр-адмирал Крейш, и корабль совершил несколько выходов для постановки мин. Однако быстро выяснилось, что его боеспособность осталась исключительно низкой, поскольку основу экипажа составляли постоянно меняющиеся ученики морских школ. Поступил приказ как можно скорее довести крейсер "до кондиции" и вновь направить в Балтийское море. 27 января он прибыл в столицу Дании. Однако к непрекращающейся нехватке личного состава прибавился недостаток топлива, и "Нюрнберг" простоял до конца войны в Копенгагене, практически не выходя из порта.

Это спасло новейший легкий крейсер Германии: столица Дании не подвергалась ожесточенным воздушным налетам, погубившим крупные боевые корабли, оставшиеся в германских портах. Теперь его ждал плен.

После общей капитуляции к борту "Нюрнберга" отшвартовался английский крейсер ПВО "Дидо", офицеры которого изъяли большинство технической и служебной документации. 22 мая командование британских ВМФ в Копенгагене приказало поднять флаг, свидетельствующий о сдаче, хотя немецкая команда осталась на борту. Опасаясь, что немецкие корабли могут повторить удавшийся в первую мировую войну в Скапа-Флоу "трюк" с самозатоплением, англичане решили увести лучшие из них под более сильную охрану в Германию. 24 мая "Нюрнберг" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" под конвоем британского тяжелого крейсера "Девоншир", крейсера ПВО "Дидо" и двух эсминцев отправились в Вильгельмсхафен. Там и решилась окончательная судьба "Нюрнберга". В соответствии с разделом остатков германского флота наиболее крупный из находившихся наплаву боевых кораблей противника, которые было разрешено оставить на службе, достался Советскому Союзу. Англичане решили "от греха подальше" поставить его в сухой док, опасаясь актов саботажа.

Процедура распределения трофеев была обставлена как настоящая боевая операция. Поскольку практически все германские порты находились в зоне оккупации Британии, ответственность за передачу немецких кораблей союзникам, названную операцией "Сильвер", несли англичане, подошедшие к ней крайне серьезно. В сентябре был составлен план технической подготовки судов к переходу, а 4 декабря последовал приказ под грифом "Строго секретно", регламентирующий процедуру перехода "русской" части германского флота под контроль советских моряков. Хотя на "Нюрнберге" по-прежнему оставалось свыше 200 немецких моряков, там уже находились британские караулы, которым был отдано указание в случае необходимости открывать огонь, причем в приказе адмирала Бэрроу говорилось, что "если начнете стрелять, то стреляйте на поражение!". Появление советского экипажа англичане провели хитрым образом. За 4 дня до Рождества 1945 г немецкую команду посадили на грузовики и на двое суток вывезли из Вильгельмсхафена. По завершении "прогулки" на трапе их уже встретили советские моряки. Последний германский командир, капитан цур зее Гисслер, получил две письменные гарантии - от британцев и от советского командования, о том, что после доставки крейсера в СССР все люди будут возвращены в Германию "если будет установлено, что не совершено ни единого акта диверсии". 1 января 1946 г состоялась передача крейсера, а 2 января "Нюрнберг", на котором поднял флаг вице-адмирал Ралль, в сопровождении радиоуправляе­мого корабля-цели Тессен", его миноносца управления "Блиц", эсминца "Z-15" и миноносцев "Т-33" и "Т-107", взял курс на Лиепаю. Отряд сопровождали британские эскортные корабли "Хэмблдон" и "Холдернесс", а на борту "Нюрнберга" продолжал оставаться английский караул.

5 января отряд подошел к Либаве. По воспоминаниям немецких участников перехода, Ралль отдал приказ бросить якорь на внешнем рейде, несмотря на сильное волнение. Якорная цепь оборвалась, и крейсер оказался рядом с непротраленным минным заграждением в наступающих сумерках. Немецкий историк К.Беккер утверждает, что Гисслер и германская команда чуть ли не спасли "Нюрнберг", всю ночь управляясь по радару, показаниям которого не доверяли советские моряки. Наутро подошел буксир, но из-за продолжавшегося волнения буксирные концы все время рвались. Тогда якобы Гисслер самостоятельно провел крейсер через узкий проход, удостоившись от адмирала комплимента: "С этим маневром не справился бы ни один русский офицер". Советские источники этой истории не подтверждают. Во всяком случае, никаких претензий к германской команде не имелось, и она вскоре отправилась на родину на плавбазе "Отто Вюнше".

Так закончилась служба последнего германского легкого крейсера в немецком ВМФ. По прибытии в Советский Союз относительно новый корабль, находившийся в неплохом техническом состоянии, был введен в состав действующих сил. 13 февраля 1946 г он получил название "Адмирал Макаров" и с 15 февраля был включен в состав Северо-Балтийского (8-го) флота. Некоторое время бывший германец даже нес флаг командующего этим флотом, вице-адмирала В.Ф.Зозули. 7 ноября 1947 г он вместе с другими морскими трофеями принял участие в традиционном параде на Неве.

Стратегия использования германских флотских трофеев в советском флоте предусматривала минималь­ные работы и полноценное применение кораблей до исчерпания ресурсов энергетической установки, после чего предполагалось ставить их на прикол или сдавать на слом. В 1948-1950 гг была осуществлена соответст­вующая модернизация "Нюрнберга", в ходе которой вся легкую зенитную артиллерию и торпедные аппараты заменили на советские образцы. Замене подверглось также радиолокационное оборудование; чтобы разместить антенны вновь устанавливаемых РЛС, пришлось усилить заднюю мачту, замененную треногой. Модернизирован­ный крейсер совершил еще несколько учебных походов, но вместе с выработкой срока службы котлов и турбин подходила к концу и его активная служба. Выведенный из состава боевого флота и переклассифицированный в учебное судно 21 февраля 1957 г, он пробыл в этом качестве еще 2 года, после чего в феврале 1959 г был окончательно исключен из состава ВМФ и списан для разборки. 13 марта 1957 г с "Макарова" сняли экипаж, а позже вместо разборочных работ перевели в Кронштадт в качестве плавучей казармы. С бывшего "Нюрнберга" начали постепенно снимать вооружение и оборудование. Процесс этот затянулся на несколько лет, и только весной 1960 г он был сдан на слом. Место окончательного "успокоения" последнего крейсера Кригсмарине не вполне ясно: наиболее достоверной представляется версия о том, что его "ободранный" в Ленинграде корпус перевели в Калининград, где окончательно разобрали в 1967-1968 гг.