Незаслуженно забытые

 

С известностью им явно не повезло. И по сей день на слуху у специалистов и любителей истории флота совсем другие имена: «Худ», «Бисмарк», «Ямато», «Ришелье», «Айова»... То есть те корабли, которые всегда упоминались вместе с эпитетами "самый мощ­ный", "самый быстроходный, "самый известный" или, в конце концов, "самый невезучий". Да и среди амери­канских линкоров, с которыми им вместе пришлось "тянуть лямку" войны на Тихом океане, они оказались менее популярными, чем, например, победитель «Кирисимы» «Вашингтон», абсолютный рекордсмен по числу сбитых за день самолетов «Саут Дакота» или «Миссури», на борту которого был подписан акт о капитуляции Японии. Даже их ближайшие предше­ственники и последователи прославились в истории гораздо больше, благодаря японской атаке Перл-Харбора. И в межвоенные годы многочисленные во­енно-морские справочники главное внимание уделяли более "эпохальным" американским линкорам -«Неваде», на котором впервые применили схему защиты "все или ничего", типу «Мэриленд» с 406-мм орудиями, первенцу нового поколения «Норт Кэро­лайн». Поэтому однотипные «Нью-Мексико», «Миссисипи» и «Айдахо» как бы затерялись среди двух с половиной десятков американских линкоров, принявших участие во второй мировой войне. И вряд ли в ответе на вопрос "Какие американские линкоры вы знаете?" их имена попадут в первую десятку. Такая "безвестность" имеет свое объяснение. Эти корабли были построены в самом конце первой мировой вой­ны, не успев принять в ней даже символического участия, что удалось некоторым их предшественни­кам, включенным в состав британского Гранд Флита. А буквально через год-два после ввода в строй их кон­цепция линейного корабля-дредноута с 21-узловой скоростью устарела и внимание специалистов пере­ключилось на вновь проектируемые быстроходные линкоры. Начало войны на Тихом океане застало все линкоры типа «Нью-Мексико» за нейтральным патру­лированием в Северной Атлантике, тогда как восемь их ближайших "собратьев" под японскими бомбами и торпедами в Перл-Харборе добывали себе если не славу, то, по крайней мере, известность и сомнитель­ную честь возглавить список погибших и поврежден­ных в боях XX века кораблей под звездно-полосатым флагом.

И все же линкоры типа «Нью-Мексико» нельзя отнести к совершенно "проходным", не оставившим след ни в военном кораблестроении, ни в истории войны на море. Так, «Нью-Мексико» стал первым в мире линкором с турбоэлектрической установкой, которая вместе с решетчатыми мачтами стала "визитной карточкой" крупных американских кораблей.

«Миссисипи» принял участие в последнем за всю историю эскадренном сражении в проливе Суригао, а после войны немало сделал для развития ракетного корабельного оружия. В самые тяжелые для Америки месяцы 1942 года они являлись последним резервом, защищая Западное побережье от любых возможных попыток японского вторжения в полном соответствии с концепцией "fleet-in-being". Конечно, они не могли составить конкуренцию более современным линкорам и авианосцам в деле уничтожения японских кораблей, зато на них легла основная тяжесть патрульной и эскортной службы, а также обстрелов берега при мно­гочисленных высадках десантов на сильно укреплен­ные острова. В последнем деле тихоходные, но мощ­но вооруженные и забронированные устаревшие лин­коры оказались поистине незаменимыми. Постоянно повышая точность стрельбы и сделав ее в конце кон­цов ювелирной, они спасли десятки тысяч жизней американских солдат сухопутных войск и морской пехоты. При этом им приходилось отражать массиро­ванные атаки японской авиации, в том числе и самоубийц-"камикадзе", защищая не только себя, но также десантные суда и транспорты снабжения. «Нью-Мексико» даже принадлежит один из «зенитных» ре­кордов - 4 сбитых самолета в течение 16 минут. И никакие повреждения - ни падения "камикадзе", ни разрывы собственных орудий, ни торпедные попада­ния - не могли заставить «Нью-Мексико», «Миссисипи», «Айдахо» и их "собратьев" прекратить обстрел укреплений противника. Многократно "утопленные" японской пропагандой, они покидали позиции только для пополнения боезапаса и замены расстрелянных орудий. Эта «троица», по одному или все вместе, приняла участие практически во всех десантных операциях, проводимых флотом США на Тихом океане - от Соломоновых островов до Окина­вы - и закончила войну в логове врага - в Токийской бухте.

Не обошлась их карьера и без курьезов. Один из самых замечательных произошел у Алеутских остро­вов 27 июля 1943 года во время ставшего знамени­тым на весь американский флот «Боя с радарными отметками». Тогда «Миссисипи» и «Айдахо», с нетер­пением ожидавшие первого столкновения с противни­ком, по ошибочным данным все еще не очень надеж­но работавших радаров в течение часа добросовест­но утюжили главным калибром совершенно пустой океан, расстреляв более четверти боезапаса. Ситуа­ция почти повторилась 2 и 15 августа, когда «Айдахо» и другие корабли долго бомбардировали укрепления на острове Кыска, давно покинутого японцами. Но, впрочем, обо всем по порядку...