Архитектура

 

По внешнему виду это были типичные американ­ские линкоры с единственной дымовой трубой, мини­мумом надстроек, не доходившим до бортов цент­ральным казематом на протянувшемся до грот-мачты длинном полубаке и парами линейно-возвышенных башен в оконечностях - точь-в-точь как действо­вавшие с Гранд Флитом «Невада», «Оклахома» и «Аризона». На месте были и столь любимые амери­канцами мощные шлюпочные краны и громоздкие решетчатые мачты. Но сразу же бросалось в глаза и новшество - далеко выдающийся верхней частью вперед изогнутый «клиперский» форштевень с тремя бесштоковыми якорями в огромных клюзах. Ниже ватерлинии он переходил в также несколько выдвину­тый вперед бульб. В результате при такой же, как у предшественников, длине по ВЛ (183 м) общая длина корпуса увеличилась до 190,47 м. Другие размерения остались почти без изменений - максимальная шири­на (по ВЛ) 29,7 м, средняя осадка 9,15 м, высота кор­пуса до средней палубы 14,1 м, до верхней - 16,47 м. Значения коэффициентов полноты корпуса 0,638 и полноты мидель-шпангоута 0,979 отражали подход американцев к проектированию подводной части сво­их линкоров - главное не скорость, а надежная ар­тиллерийская платформа. В дополнение к полным обводам корабли имели скуловые кили, тянувшиеся от 2-й до 3-й башни. Главный киль шел строго гори­зонтально от форштевня и только у внутренних греб­ных винтов крутым уступом поднимался к стернпосту с навешенным на нем полубалансирным рулем. Дни­ще имело небольшую килеватость (подъем от киля к скуле), а борта на большей части корпуса были верти­кальные, хотя в самом носу они имели довольно большой развал, чему способствовала и форма фор­штевня. Под верхней палубой в корме и под палубой бака в районе носовой башни в бортах имелось по четыре уступа для 127-мм орудий. Правда, пушки там стояли недолго, так что это единственное "украшение" корпуса оказалось излишним. Нормальное водоизме­щение по проекту составляло 32000, а полное - 33000 Т. Метацентрическая высота при нормальной нагрузке равнялась 1,38 м, при полной - 1,545 м.

Вообще архитектура кораблей постройки времен первой мировой войны отличалась простотой в срав­нении с проектами 30-х и, тем более, 40-х годов, когда надстройки обрастали просто немыслимым коли­чеством мостиков, рубок, директоров, наблюдатель­ных постов, радарных антенн и авиационного обору­дования. Здесь излишеств не было, если не считать таковыми решетчатые мачты с корректировочными постами и прожекторными площадками. Кроме них и дымовой трубы на шельтердеке (крыше каземата) стояли: овальная в плане боевая рубка, небольшая носовая надстройка со складывающимися крыльями ходового мостика, пара вентиляционных раструбов -вот, пожалуй и все. Остальное место занимали шлюп­ки, два крана для их спуска и четыре 127-мм орудия без щитов (по углам). В нижней части носовой над­стройки находился воздухозаборник котельных отде­лений - общий для всех, что умудренные боевым опытом англичане сразу объявили недостатком. Единственный снаряд, взорвавшись в этом месте, сделал бы невозможным пребывание людей во всех КО. Выше, на уровне ходового мостика и почти вро­вень с верхом боевой рубки, располагалась штурман­ская рубка. Над ней - ходовая с адмиральским мости­ком. Там же имелись артиллерийский пост и неболь­шая радиорубка. На крыше надстройки стоял 3,6-метровый дальномер для 127-мм орудий в закрытой башенке. Носовая часть боевой рубки использовалась для управления кораблем, а кормовая, отделенная 38-мм переборкой, являлась царством старшего ар­тиллериста - постом управления стрельбой, оборудо­ванным выведенными на крышу рубки перископами. Здесь англичане критиковали небольшое число слиш­ком узких смотровых щелей, к их удивлению расши­рявшихся не наружу, а внутрь, что сильно ограничи­вало обзор.

Вызывали недоумение англичан и средства кораб­левождения. Кораблестроитель Королевского флота Э. Аттвуд, посетивший «Нью-Мексико» в Бресте, в своем отчете Адмиралтейству отмечал неудачную конструкцию ручного штурвала. По его мнению только очень опытный и искусный рулевой мог с его по­мощью удержать корабль на нужном курсе. Количе­ство репитеров гирокомпаса вполне соответствовало британской практике, но оба компаса-«матки» нахо­дились в одном отсеке - под броневыми палубами в корме за четвертой башней. Единственный магнитный компас стоял на платформе внутри решетчатой мачты (естественно, сама платформа и несущие трубы мачты вокруг выполнялись из латуни). Эту позицию едва ли можно было назвать удобной, поскольку мач­та, носовая надстройка и дымовая труба серьезно ограничивали обзор для взятия пеленгов. У британ­ских кораблестроителей всегда были проблемы с размещением компасов из-за строгих требований Компасного Отдела: вокруг не должно было быть мачт, труб или вращавшихся больших стальных кон­струкций (например, башен). У менее опытных амери­канцев с этим было проще.