Вооружение

 

По проекту вооружение каждого линкора програм­мы 1915 года должно было состоять из 12 356-мм орудий с длиной ствола 50 калибров в четырех ли­нейно-возвышенных башнях, 22 127-мм/51 орудий в одиночных установках без щитов (4 под палубой бака в носу, 4 под верхней палубой в корме, 10 в цент­ральной надстройке-каземате и 4 на его крыше по углам), четырех 76-мм/50 зениток (на крыше каземата) и двух подводных 533-мм торпедных аппаратов.

Новые 356-мм орудия Mk7, имевшие на 17% большую дульную энергию, чем предыдущие 45-калиберные, располагались в башнях очень компакт­ного проекта, что сразу же вызвало любопытство ан­гличан. Основными особенностями американских башен были:

-   отсутствие  снарядных  погребов  и  перегрузочных отделений (более половины снарядов хранились вер­тикально внутри роликового погона, а готовые к вы­стрелу - в самой башне на горизонтальной платфор­ме позади орудий);

-  отсутствие гидравлических механизмов и трубопро­водов;

-   заряжание   на   фиксированном   угле   возвышения (проще зарядные  механизмы,   меньше занимаемый объем).

В результате внутренний диаметр барбета полу­чился 9,455 м против 9,3 м у английской 2-орудийной 381-мм башни. При такой экономии веса и про­странства на батарее ГК корабли США при том же водоизмещении могли получать более мощное вооружение. Но когда Главный Кораблестроитель Коро­левского флота выступил с таким заявлением, его коллега - Директор Морской Артиллерии - резонно заметил, что американским башням присуща слабость конструкции, операции с тяжелыми снарядами в них производятся по большей частью не силовыми при­водами, а вручную, что отрицательно сказывается на скорострельности, особенно на волнении. К тому же эти башни нуждаются в более многочисленном персо­нале, что отчасти поглощает сэкономленный вес (дополнительный экипаж, его помещения, снабжение). Другие наблюдатели, посетившие «Нью-Мексико» в Бресте, отметили, что несмотря на наличие крышек в зарядных подъемниках и относительно меньшем внутреннем диаметре, американские барбеты оказа­лись не столь пламянепроницаемыми, как английские, спроектированные или переделанные с учетом пе­чального опыта Ютландского боя. Сами орудия в боевом отделении разделялись вертикальными пла­мянепроницаемыми перегородками, в задней части которых для подачи снарядов имелась пламянепроницаемая дверь. Заряды в шелковых картузах (по четыре 50-кг на выстрел) подавались в боевое отде­ление двумя подъемниками. Живучесть ствола со­ставляла 175 выстрелов полным зарядом (при бое­комплекте 100). Каждая башня имела 10-метровый дальномер. Директоры ГК располагались на топах мачт, а все вычислительные приборы - в централь­ном артпосту (ЦАП) точно под боевой рубкой в глубине броневой цитадели (ниже обоих бронепалуб).

 

Орудия, находившиеся на вооружение ЛК типа "Нью-Мексико" до войны на Тихом океане

Калибр мм/длина ствола в калибрах

356/50

127/51

127/25

76/50

28/74

Год принятия на вооружение

1915

1907

1923

1917

1940

Вес ствола орудия, тонны

80

5,1

1,9

1,0

 

Вес снаряда, кг

680 / 578*

22,7

24,5

5,9

0,45

Начальная скорость, м/с

854

960

644

824

792

Дальность стрельбы, м

21400(30700)**

11200

13300/8400***

16300/9500***

6850 / ?

Скорострельность выстр./мин.

1,5

7

8

10-15

125

Углы верт. наводки, градусы

-5...+15 (30)**

-5...+15 (30)**

-5...+85

-5...+80

-5...+85

* бронебойный / фугасный;

** до (после) модернизации 1931-1934 годов;

*** по горизонтали/ по вертикали;

 

Из всех кораблей проектный состав противомин­ной артиллерии получил только первым вошедший в строй "Миссисипи". Вскоре восемь орудий под верх­ней палубой и полубаком, которые в открытом море все равно были бесполезны из-за сильной заливаемости, сняли, а порты заделали. Аналогично поступи­ли с "Нью-Мексико" (в Брест он уже пришел без них), а "Айдахо" вообще достраивали с 14-ю 127-мм пушка­ми. Орудия не имели щитов и только 10 внутри казе­мата защищались сзади полукруглыми противоосколочными переборками. В кранцах готовых выстрелов хранилось по 24 снаряда на орудие, причем эти кран­цы располагались в опасной близости друг от друга. Боезапас, который хранился в районе башен ГК, по­давался подъемниками на нижнюю палубу, затем по конвейерным лентам перемещался к центру корабля,

откуда по другим подъемникам поднимался непо­средственно к орудиям. Для управления огнем име­лось 4 директора (по 2 на борт) английского образца во вращающихся башенках. Примерно в 1922 году сняли кормовые установки на шельтердеке, которые заменили четырьмя дополнительными 76-мм зенит­ками. Все восемь зениток при модернизации в начале 30-х годов заменили более мощными 127-мм/25. Тог­да же добавили по 8-10 12,7-мм пулеметов.

Отделение подводных торпедных аппаратов дли­ной около 8,5 м и шириной во весь корпус располага­лось перед носовой башней. Боезапас на каждый аппарат - 6 торпед, которые заряжались в него сбоку. Специальных приборов управления торпедной стрельбой не было, а всем вооружением корабля управлял старший артиллерийский офицер.