U.S.S. "Mississippi" (BB-41)

 

Второй американский линкор с таким названием был укомплектован 18 декабря 1917 года на верфи флота в Норфолке. Первый командир - кэптен Дж. Л. Джейен.

После испытаний в районе мыса Виржиния "Миссисипи" 22 марта 1918 года покинул рейд Хэмп­тон Роудз для боевой практики в заливе Гауканайбо, Куба, которая продолжалась до 19 апреля. В течение этого времени вход в залив от возможного проникно­вения немецких подлодок охраняло небольшое кубин­ское сторожевое судно. 22 апреля линкор вернулся на Хэмптон Роудз, где с 6 по 28 августа на нем проходи­ли практику мидшипмены Морской Академии. После подписания перемирия в первой мировой войне "Миссисипи" проводил учения вдоль восточного побе­режья до Бостона и Нью-Йорка. Из Нью-Йорка он вышел 31 января 1919 года для участия в зимних маневрах флота, проходивших в районе от Кубы до Тринидада, и 14 апреля вернулся в Нью-Йорк.

29-го числа линкор снова вышел в море для пере­хода на Хэмптон Роудз, откуда 19 июля в составе вновь организованного Тихоокеанского флота он на­правился к Западному побережью США. Вместе с линкорами "Нью-Мексико", "Нью-Йорк", "Техас" и "Вайоминг" " Миссисипи" прошел Панамским каналом и 6 августа подошел к Коронадо у берегов Калифор­нии. Новой базой стал Сан-Педро. После тактических учений линкор направился на север - в Сиэтл, где вошел в состав отряда кораблей, участвовавших в параде 13 сентября, на котором присутствовал прези­дент Вудро Вильсон. Спустя двое суток "Миссисипи" вышел в Сан-Педро, где и оставался до 1 июля 1920 года, когда снова вернулся в Сиэтл для ремонта на военной верфи Пьюджет Саунд. После испытаний, проведенных у портов штатов Вашингтон и Орегон, "Миссисипи" продолжил боевую учебу у берегов Ка­лифорнии, снова базируясь на Сан-Педро. 7 января 1921 г. он направился на рандеву Атлантического и Тихоокеанского флотов США, которое состоялось на рейде Панамы. В ходе учений и военно-морских игр корабль посетил порты Южной Америки - перуанский Кальяо и чилийский Вальпараисо, вернувшись с этих зимних маневров 8 марта в Сан-Педро.

В течение следующих 9 лет "Миссисипи" действо­вал вдоль западного побережья. За это время он почти ежегодно посещал Карибское море для зимних маневров американского флота, район действия кото­рых иногда простирался до Гавайских островов. Во время артиллерийской практики 12 июня 1924 года на его борту в результате взрыва в башне ГК №2 погибло 3 офицера и 45 матросов и старшин, а еще 9 человек получили ранения. Спустя примерно 4 часа после трагедии при аварийном разряжании левого орудия этой же башни пострадало еще 10 человек. Взрыв произошел после 7-го залпа. Орудия после выстрела вернулись в положение заряжания, затворы откры­лись. Был дослан снаряд в левый ствол, за ним по­следовали 4 заряда в картузах, после чего досылатель отошел в исходное положение. Вдруг неожидан­но у затвора появилось небольшое облако сероватого дыма и пламени, а затем последовал мощный взрыв. Дым и огонь заполнили все боевое отделение башни, в результате чего 48 человек задохнулись.

15 апреля 1925 года "Миссисипи" в составе соеди­нения линкоров флота США вышел из Сан-Франциско для учений в районе Гавайских островов, которые продолжались до 1 июля. Затем дивизия линкоров, ку­да входил и "Миссисипи", направила курс к островам Паго-Паго, Тутуила и Самоа. Оттуда с визитом вежли­вости посетила австралийский порт Сидней и новозе­ландский Окленд. На обратном пути в Сан-Диего, в который дивизия вышла из Окленда 25 августа, снова были заходы на Самоа и в Гонолулу. Поход закончил­ся 26 сентября.

По уже устоявшейся традиции корабль 20 февраля покинул Сан-Педро, чтобы принять участие в обще­флотских зимних маневрах 1930 года, начавшихся в бухте Гуантанамо, Куба. 21 апреля "Миссисипи" ушел на север для замены артиллерии на военно-морской верфи Норфолка. Затем он принял на борт офицеров-резервистов из Йельского университета (в Нью-Лондоне) и Джорджийского технологического (в Чарльстоуне) для практического плавания к Панам­скому каналу. После выгрузки резервистов в их портах корабль пришел на Хэмптон Роудз, откуда вышел 24 июля, направляясь в Бальбоа (зона Панамского кана­ла). Там он принял батальон "голубых курток" (американская морская пехота), который высадил 4 августа в никарагуанском порту Коринто, где морпехи должны были обеспечивать проведение выборов в этой стране. Перейдя в Сан-Педро, "Миссисипи" в составе дивизии линкоров линейного флота возобно­вил учения и тренировки.

8 февраля 1931 года линкор вышел из Сан-Педро для участия в маневрах флота у Панамы, которые длились до 20 марта. Затем линкор прошел Панам­ским каналом, чтобы в пуэрто-риканском порту Понсе перед постановкой на модернизацию передать экипаж на "Аризону". Работы на верфи флота в Норфолке начались 30 марта. В результате капитального ремон­та и модернизации на линкоре полностью заменили главные механизмы, усилили палубное бронирование для противостояния атакам с воздуха, установили бортовые блистеры (були), значительно улучшившие ПТЗ, решетчатые мачты заменили башеннообразными надстройками с новыми постами управления арт­огнем на марсах. Для защиты от авиации поставили 8 127-мм зениток и их систему управления; улучшили нефтяные форсунки в котлах; угол возвышения ба­шенных орудий увеличили с 15 до 30 градусов. Ко­рабль получил самые совершенные системы управ­ления стрельбой главным и вспомогательным ка­либрами. Модернизация закончилась 31 августа 1932 года.

2 сентября 1933 года линкор вышел на испытания и тренировки, в ходе которых посетил Гавану и Ки-Уэст, а также воды у Рокленда, штат Мэйн. Назначен­ный в 3-ю дивизию линкоров, он провел зимне-весенние месяцы 1934 года в практических плаваниях и учениях в Карибском море, а затем прошел вдоль восточного побережья от Новой Англии до Норфолка. 15 сентября он вышел из последнего порта для участия в учениях вокруг Виржинских островов, Кубы и Гаити, 24 октября в составе дивизии перешел Па­намским каналом на Тихий океан и прибыл в Сан-Педро.

После учений у калифорнийского побережья "Миссисипи" вышел из Сан-Франциско 3 мая 1935 года, чтобы участвовать в маневрах флота у Гавай­ских островов и атолла Мидуэй. 12 июня он вернулся на военную верфь Пьюджет Саунд для текущего ре­монта, который закончился 8 сентября. В течение следующих 4 лет корабль действовал у западного побережья, иногда уходя для боевой практики к Га­вайским островам или в Карибское море. 10 апреля 1940 года после очередных флотских учений он при­был в Лахайну, Гавайи, для патрулирования морской границы вокруг Гавайских островов в ожидании воз­можной агрессии Японии на Тихом океане. Эта служ­ба только однажды прервалась из-за короткого захода на верфь Пьюджет Саунд для ремонта.

22 мая 1941 года линкор ушел с Гавайских остро­вов, чтобы в Норфолке пройти подготовку для службы в составе Северо-Атлантического Патруля. После прибытия к месту назначения 15 июня ему пришлось сменить базу и перейти в Ньюпорт, штат Род Айленд, откуда он совершил несколько выходов на патрулиро­вание между Гренландией и Ньюфаундлендом. Выйдя из Ньюпорта 27 июля, линкор соединился с авианос­цем "Уосп", тремя крейсерами и несколькими эсмин­цами, чтобы прикрывать конвой с подкреплениями, перебрасываемыми в недавно основанную базу в Хваль-фиорде, Исландия. Конвой удалось провести без потерь и 20 августа "Миссисипи" вернулся в Нью­порт. В составе 3-й дивизии линкоров он патрулиро­вал в районе между Ньюфаунлендом и Бостоном, а 18 сентября в порту Аржентиа на Ньюфаундленде он соединился с крейсером "Уичита", авианосцем "Уосп" и эсминцами для проводки очередного конвоя в Хваль-фиорд, куда последний благополучно прибыл 28 сентября. Затем линкор вошел в состав Патруля Датского пролива, которым командовал контр-адмирал Роберт Гиффен ("Айк"). По большей части корабли этого, как его называли, "Белого патруля" крейсировали к северу от Исландии, так как пролив был минирован. 6 ноября патруль бросили еще даль­ше на север - на перехват немецких линкоров, по сообщениям разведки вышедших из вод Норвегии. Однако встречи не произошло - немцы еще не отва­живались заходить так далеко на север.

Во время атаки Перл-Харбора 7 декабря 1941 года "Миссисипи" стоял на якоре в Хваль-фиорде. Два дня спустя он ушел в Норфолк, откуда 6 января отправил­ся на Тихий океан вместе с "Нью-Мексико". Оба ко­рабля 22 января прибыли в бухту Сан-Франциско, а спустя 48 часов вышли в Перл-Харбор, эскортируя конвой грузовых транспортов. "Миссисипи" вернулся в Сан-Франциско с конвоем 7 февраля и следующие полгода провел в боевой подготовке у побережья Калифорнии. 1 августа вместе с шестью другими ста­рыми линкорами и эсминцами он вышел на Гавайи для проведения практических стрельб по берегу. 6 декабря в составе 3-й дивизии линкоров корабль вы­шел из Перл-Харбора в составе эскорта войскового конвоя на Найди (о-ва Фиджи). После совместного с эскортным авианосцем и крейсерской оперативной группой патрулирования у островов Новые Гебриды и Самоа линкор 2 марта вернулся в Перл-Харбор.

10 мая вместе с "Нью Мексике" "Миссисипи" поки­нул главную базу флота, чтобы принять участие в завершении операции против японцев на Алеутских островах, прибыв 17-го в Кулак Бей на острове Адак. После патрулирования у о.Атту 22 июля линкор об­стреливал японские позиции и береговые батареи на о.Кыска. В течение ближайших ночей под прикрытием сильного тумана японцы эвакуировались с Алеутских островов. 6 сентября линкор вернулся в Сан-Франциско и стал на ремонт на верфи Бетлехем Стил Компани.

19 октября "Миссисипи" вышел из Сан-Педро в Перл-Харбор, где в составе 5-го Флота проходил под­готовку к кампании на островах Гилберта. 20 ноября в составе Северного Ударного Соединения адмирала Ричмонда К. Тернера он бомбардировал японские позиции на атолле Макин. Соединение прикрывало высадку 6472 человек десанта, который должен был захватить небольшой японский гарнизон и превратить затем остров в грозную авиабазу. С восходом солнца первый удар нанесла палубная авиация, а спустя минуты после его окончания на остров обрушились залпы 356-мм снарядов с "Миссисипи" и еще двух линкоров, а также огонь крейсеров и эсминцев. Ост­ров буквально заволокло клубами дыма и пыли, кото­рые не осели даже спустя 4 дня, когда на остров высадилась первая волна десанта. Во время бомбарди­ровки в несчастливой башне №2 "Миссисипи" произо­шел взрыв, почти аналогичный взрыву 1924 года. После того, как искры, ударившие из ствола орудия при открывании затвора, подожгли несколько заряд­ных картузов, погибло 43 и было ранено 19 человек. Несмотря на повреждение, корабль продолжал сра­жаться. Около захода солнца 20 ноября все соедине­ние приспустило флаги в честь предаваемых морю погибших на "Миссисипи". После охраны разгружав­шихся ночью транспортов линкор в течение высадки следующих волн десанта исполнял роль плавучей зенитной батареи.

24 ноября линкор прикрывал группу эскортных авианосцев к юго-западу от Бутаритари, когда в один из них - "Лиском Бей" - попала торпеда с японской подлодки "И-175". Из-за детонации авиабомб внутри корабля над ним поднялся огромный столб пламени, а спустя 23 минуты авианосец скрылся под водой, унося с собой жизни 52 офицеров и 591 нижних чинов. Ночью на 25 ноября "Миссисипи" огнем отгонял япон­ские самолеты, которые пытались сбрасывать освети­тельные бомбы над его соединением. 2 декабря лин­кор вернулся в Перл-Харбор, а 22 января 1944 года он вышел в составе эскорта войсковых транспортов, направлявшихся для захвата Маршалловых островов.

Входя в состав Южного Десантного Соединения, "Миссисипи" 31 января оказывал огневую поддержку с запад­ного берега острова Кваджелейн. Эта ближняя поддержка защитила экипажи десантных средств, которые разведы­вали проходы между рифами. Броне­бойные снаряды линкора, падавшие всего в 360 м от берега, разрушили бетонный главный командный пост японцев и окружавшие его траншеи и окопы перед самой высадкой десанта; все закрытые огневые точки были практически сравнены с землей, ору­дия сорваны с фундаментов. Тот, вы­глядевший практически полностью опустошенным и безлюдным, район берега, который "обработал" линкор, солдаты 7-й пехотной дивизии в знак уважения к такой ювелирной работе, спасшей жизни многих из них, назвали "пляж "Миссисипи". Утром 1 февраля, оставив оборону берега в виде гор булыжника, линкор перенес огонь вглубь острова, расчищая путь насту­павшим войскам.

3 февраля "Миссисипи" вошел в завоеванную лагуну Кваджелейна, но 17-го перешел в лагуну Майдзуро для пополнения боезапаса, а еще через 3 дня вместе с другими кораблями 3-й дивизии линкоров вышел для бомбар­дировки острова Тароа из состава атолла Малоулап. Целью стали скла­ды боезапаса, нефтяные цистерны, казармы, ангары, зенитные батареи и небольшие суда. 21 февраля корабль обстреливал Уотдж, вернувшись на следующий день в атолл Майдзуро. 1 марта он снова вышел в море, на­правляясь к Новым Гебридам и 7 чис­ла прибыл в Эфейт.

Восемью днями позже вышел для участие в комбини­рованной авиаморской бомбардировке Кавьенга, Новая Ирландия. Быстро заставив замолчать берего­вые батареи, линкор перенес огонь на позиции поле­вой артиллерии, склады и места скопления войск, в течение трех с лишним часов отвлекая внимание противника от высадки на остров Эмирау.

Вернувшись 24 марта в Эфейт, "Миссисипи" 7 апреля ушел через Перл-Харбор на верфь Пьюджет Саунд для ремонта (25 апреля-16 июля). После уче­ний и тренировок нового пополнения в районе Сан-Педро он взял курс на Гавайские острова, а затем у острова Гуадалканал, Соломоновы острова, репети­ровал обстрелы берега. Там он вошел в состав За­падной Группы Огневой Поддержки контр-адмирала Джиса Б. Олдендорфа (TF31), которая готовилась к операциям против островов Палау - форпоста япон­цев на пути к освобождению Филиппин. 6 сентября соединение вышло из бухты Пурвис, о.Флорида, и утром 12-го заняло места у о.Пелилиу для бомбарди­ровки. К утру 15 сентября, когда первая волна десанта под мощным прикрытием с моря и воздуха направи­лась к южному берегу острова, все обнаруженные там цели были уничтожены, а вся местность покрыта ог­нем и дымом.

Однако повреждения, нанесенные японским укреплениям, оказались не столь тяжелыми. Японцы укрылись в подземных пещерах и бетонных казематах. Природные пещеры в зубчатых известняковых гребнях, названных "Кровавый Нос", они превратили в целую сеть подземных укреплений, которые практиче­ски нельзя было повредить воздушной бомбардиров­кой или обстрелами с моря. Закрепившиеся на берегу морские пехотинцы пережили неприятную ночь, когда японцы, просочившись через недостаточно еще плот­ную оборону, попытались сбросить десант в море. Целую неделю "Миссисипи" поддерживал морскую пехоту, уничтожая позиции вражеских мортир, пуле­метные гнезда, батареи универсальных и полевых орудий. Шаг за шагом морская пехота , потерявшая около 4000 человек, продвигалась вглубь острова, захватывая японские опорные пункты.

С 21 по 25 сентября "Миссисипи" охранял вновь образованную базу флота на Коссол Роудз, острова Палау, а затем ушел на дозаправку и пополнение припасов в Манус-Харбор. Там, в октябре он сменил "Айдахо" в качестве флагманского корабля контр-адмирала Дж.Л.Уэйлера, командира 3-й дивизии лин­коров. В составе оперативной группы контр-адмирала Олдендорфа (флаг на крейсере "Луисвиль"), назна­ченной для обстрела берега при захвате Филиппин, он вышел из Мануса 12 октября. Утром 19-го его ору­дия обрушились на восточный берег острова Лейте, прикрывая партии подводных диверсантов и группы тральщиков, расчищающих подходы к намеченным местам высадки.

В районе Рэд Бич (Красный пляж - для облегчения управления войсками десанта американцы разбивали намеченное для высадки побережье на участки, при­сваивая им разные цвета: красный, зеленый, оранже­вый и т.д.) на побережье к северу от городка Пало "Миссисипи" (командир - кэптен Х.Дж. Редфилд), вместе с "Мэриленд", "Вест Виржиния" и 3 эсминцами входивший в Северную Группу Огневой Поддержки, заставил замолчать батарею, угрожавшую прибли­жавшимся к берегу подводным подрывникам. 20 октября 1944 года при мощной поддержке с моря и воз­духа американские войска с боем высадились на оку­танный дымом и пылью берег Лейте. Утром следую­щего дня линкор открыл огонь по приближавшемуся японскому самолету, который, уже будучи сбитым, упал на носовую надстройку австралийского крейсера "Австралия" в районе фок-мачты. Получив пред­упреждение о приближении японских надводных ко­раблей к Филиппинским островам, линкор вечером 24 октября приготовился к ночному бою.

Японское командование в по­следней авантюрной попытке из­менить ход войны на море путем уничтожения сил вторжения в за­ливе Лейте послало туда практиче­ски все имеющиеся силы своего пока еще довольно мощного фло­та. Три крупных соединения долж­ны были нанести удары с разных направлений. Южное Соединение, состоявшее из линкоров, крейсеров и эсминцев, должно было пройти в залив проливом Суригао и затем взаимодействовать с еще более мощным Центральным Соединени­ем, которое приближалось к цели атаки с запада через пролив Сан-Бернадино. Тем временем Север­ное Соединение, нарушив радио­молчание, должно было увлечь в погоню за собой (на север от мыса Энгано) все быстроходные амери­канские линкоры и авианосцы, которые бы оставили десантные корабли и их охранение без надеж­ного прикрытия.

Однако две американские под­лодки в самом начале операции обнаружили и атаковали Цент­ральное Соединение, потопив из его состава два тяжелых крейсера и повредив еще один. Затем авиа­носцы 3-го Флота США перед тем, как устремиться в погоню за Се­верным Соединением японцев, нанесли тяжелые удары по Цент­ральному, серьезно подорвав его боеспособность. Центральное Со­единение даже временно поверну­ло на обратный курс, чтобы запу­тать американцев. И в это время удар по американским авианосцам нанесла японская береговая авиа­ция.

Командующий 7-м Флотом адмирал Кинкейд при­казал контр-адмиралу Олдендорфу, под чьим нача­лом находились все корабли огневой поддержки 7-го Флота при высадке в заливе Лейте, приготовиться перехватить Южное Соединение противника, которое по оценкам штаба должно было пройти пролив Сури­гао ночью 24 октября. "Миссисипи" с контр-адмиралом Уэйлером на борту был флагманом боевой линии линкоров-ветеранов, ночью начавших патрулирование выхода из пролива Суригао. Головным шел «Вест Виржиния», за ним - «Мэриленд», «Пенсильвания», «Теннесси», «Миссисипи» и «Калифорния». Эта ли­ния вытянулась между северо-западной оконечностью острова Хайбьюсон (Hibuson) и мысом Хингатуган на восточной берегу острова Лейте. На одинаковой ди­станции с флангов боевой линии расположились крейсера - у острова Гранде в западной и около ост­рова Хайбьюсон в восточной части пролива Суригао. Дерзкие эсминцы заняли позиции к югу - ближе к не­приятелю - и также с обоих флангов. Завершали при­готовленную ловушку торпедные катера, сновавшие по всей длине пролива и на подходах к нему в море Минданао, чтобы заблаговременно обнаружить япон­цев и атаковать их торпедами. Передовой отряд японского соединения состоял из линкоров "Фусо" и "Ямаширо", тяжелого крейсера "Могами" и 4 эсминцев. Недалеко сзади шли еще три крейсера (2 тяжелых и легкий) и 4 эсминца.

Битва в проливе Суригао началась примерно за полтора часа до полуночи 24 октября, когда три тор­педных катера типа РТ вышли в атаку на японские линкоры около острова Бохол и сообщили контр-адмиралу Олдендорфу о приближении противника. Вскоре в атаку вышли остальные катера, но остано­вить японцев им не удалось. Затем японцы попали под удары эсминцев и их силы уменьшились до лин­кора "Ямаширо", крейсера "Могами" и эсминца "Сигуре". Эти три корабля в кильватерной колонне вскоре почти перпендикулярно уперлись в линию основных американских сил, которым, таким образом удалось в последний раз за всю морскую историю "поставить палочку над "Т". Град снарядов обрушился на японцев и вскоре затонул объятый пламенем "Ямаширо". Из-за небольшой ширины пролива амери­канским линкорам спустя несколько минут после от­крытия огня пришлось разворачиваться все вдруг на 16 румбов в сторону противника, что возможно и спасло остальные два корабля. Тяжело поврежден­ный "Могами" и "Сигуре" сумели развернуться под страшным огнем и прорваться на юг. Справедливости ради надо отметить, что вклад «Миссисипи» в победу не выглядел ощутимым. Имея самые совершенные довоенные системы управления артогнем, но уже устаревший артиллерийский радар Mark3, линкор успел дать по противнику всего один бортовой залп -как раз после завершения поворота, когда дистанция заметно сократилась. Этот залп стал последним в битве и о результатах его в сумятице ночного боя судить никто не брался. Еще более устаревший "Пенсильвания" вообще не смог обнаружить против­ника, "Мэриленд", которому мешали вспышки с голов­ного линкора, дал 6 залпов, остальные корабли - по 10 и более. Причем данные для стрельбы у них подго­товили еще задолго до прихода противника на ди­станцию огня.

Арьергардная группа японского соединения как раз начала входить в пролив и один из ее крейсеров даже столкнулся с "Могами", нанеся ему новые поврежде­ния. Получив еще несколько попаданий от крейсеров Олдендорфа, "Могами", тем не менее, сумел сбежать, но только для того, чтобы погибнуть утром в море Минданао под ударами самолетов с эскортных авиа­носцев, чуть ранее сумевших отбиться даже от мощ­нейшего Центрального Соединения в сражении у ост­рова Самар. Северное Соединение, выполнявшее у японцев роль приманки, от атак авианосцев 3-го Фло­та адмирала Холси потеряло потопленными четыре авианосца и эсминец. Среди них был и "Дзуйкаку" -последний оставшийся из тех шести авианосцев, ко­торые начали войну атакой на Перл-Харбор. Все эти три боя, объединенные под общим названием "Битва в заливе Лейте", не привели к немедленному прекра­щению войны, но фактически положили конец япон­скому флоту.

"Миссисипи" продолжал патрулировать в заливе Лейте, ежедневно отбиваясь от самоубийственных атак японских самолетов. Днем 1 ноября японский самолет попал бомбой в эсминец "Абнер Рид", кото­рый в результате сильного пожара и многочисленных взрывов на борту пошел ко дну. "Миссисипи", веду­щему непрерывный огонь по самолетам, пришлось уворачиваться от торпед, выпущенных с борта этого эсминца во избежание их взрыва. Во время боя над одним из зенитных орудий разорвался 20-мм снаряд с одного из соседних кораблей, и его осколками ранило 8 человек. Линкор оставался в этом районе до 16 ноября, когда ушел к островам Адмиралтейства и Палау для пополнения припасов и учений. В проливе Коссол, острова Палау, 21 декабря он передал пол­номочия флагмана 3-й дивизии линкору "Нью Мекси­ке". Семью днями позже "Миссисипи" вошел в бухту Сан-Педро, Лейте, чтобы подготовиться к поддержке вторжения на остров Лусон в заливе Лингайен.

Группа бомбардировки и поддержки адмирала Олденфорфа, куда входил и "Миссисипи" вышла из бухты Сан-Педро 3 января 1954 года и взяла курс на залив Лингайен. Истребители воздушного патруля с эскортных авианосцев и береговых баз сбили над группой и конвоируемым ею конвоем большинство из 120 самолетов, брошенных японцами на перехват. 4 января самолет-"камикадзе" врезался в авианосец "Оммани Бей", который пришлось оставить. Часть экипажа с погибшего корабля эсминцы передали на "Миссисипи". На следующий день атаку провели еще 16 "камикадзе", которым удалось добиться попаданий в крейсера "Луисвиль", "Австралия", авианосец "Манила Бей" и эскортный эсминец "Стаффорд", но на этот раз обошлось без серьезных повреждений.

В 11 часов 6 января "Миссисипи" начал обстрел берега Лусона в районе Сан-Фернандо-Поро. После попаданий в батареи универсальный орудий и склады боезапаса в южной части города линкор заставил замолчать береговую батарею за маяком Сан-Фернандо. За две минуты до полудня он открыл огонь по пяти "камикадзе", пикировавших со стороны солн­ца. Один из них попал в ходовой мостик "Нью-Мексико". Спустя 10 минут появились еще три япон­ских самолета. Один из них чуть было не попал в "Миссисипи" - будучи сбитым его зенитками, самолет упал в воду всего в 30 метрах от левого борта. Во время этой атаки на флагманском мостике разорвал­ся зенитный снаряд с соседнего однотипного линкора, из-за чего один человек погиб, а шестеро получили ранения. Отразив еще одну атаку трех самолетов, "Миссисипи" продолжил обстрел береговых целей. Утром 8 января, как только линкор вошел в залив Лингайен, снова налетели японские самолеты. Один упал в воду, весь объятый пламенем, и, проскользнув по ней, с ужасным взрывом врезался в борт крейсера "Австралия". После окончания налета "Миссисипи" открыл огонь главным калибром по городу Мангалдан, а вспомогательным - по зданиям и причалам Голубой бухты, а также по находящимся в ней судам.

Утром 9 января "Миссисипи" продолжал залп за залпом посылать по вражеских объектам в заливе Лингайен, где высадка американцев прошла почти без сопротивления. Но для всех кораблей и судов остава­лась страшная опасность - "камикадзе". В 13.10 несколько бомб сбросил один из них, зашедший в атаку со стороны солнца. Почти сразу после этого еще 4 самолета также со стороны солнца атаковали группу "Миссисипи". Один врезался в линкор с левого борта под носовой надстройкой, по прямой линии проскользнул по кораблю и вылетел за борт напротив зенитной установки №6. Его бомба, к счастью средне­го размера, взорвалась у ватерлинии в 5 метрах от борта. Из-за осколочных пробоин затопило четыре верхних и два нижних отсека в бортовом блистере (буле) и корабль получил 1,5-градусный крен. Это попадание "камикадзе" привело к гибели 22 членов экипажа, в основном из состава постов на шканцах левого борта. Пять офицеров и 57 моряков линкора, а также 7 из числа спасенных с "Оммани Бей" получили ранения. Возникшие пожары быстро потушили, ране­ных отправили в лазарет и "Миссисипи" продолжал сражаться как ни в чем не бывало.

Утром следующего дня линкор сбил японский са­молет, направлявшийся к месту выгрузки транспор­тов, а затем до 10 февраля он оставался в составе сил прикрытия сил в заливе. Затем, приняв 500 чело­век войскового контингента, он по пути на верфь в Перл-Харборе для ремонта зашел на Маршалловы острова. После ремонта повреждений линкор с 3 мар­та по 21 апреля проходил артиллерийскую практику в Гавайских водах. Пополнив припасы на атолле Эниветок 28-29 апреля, он 2 мая прошел между острова­ми Сайпан и Тиниан, направляясь к Окинаве. 5 мая боевой ветеран стал на якорь у Хагуиши Бич с запад­ной стороны острова.

Следующим утром линкор вошел в бухту Бакнер, чтобы поддержать высадку 77-й пехотной дивизии. Он снес гребень горы в 300 метрах к северу от Шьюри (Shuri), прямыми попаданиями разрушил блиндаж и вывел из строя орудие. Затем он уничтожил топлив­ную цистерну, еще один блиндаж, добился прямых попаданий во вход пещеры, окопы и траншеи. Ночью 13 мая линкор вернулся к Хагуиши для пополнения боезапаса, но 16-го уже вернулся к своей "работе", уничтожив несколько береговых орудий и, по данным разведки, командный пункт 32-й японской пехотной дивизии. Вход в пещеру, где он располагался был полностью завален, а другими прямыми попаданиями разрушило внутренние помещения. Ночью линкор осветительными снарядами поддерживал атаку 6-й дивизии морской пехоты, а утром следующего дня обстреливал аэродром Наха.

Несколько дней "Миссисипи" поддерживал наступ­ление 7-й дивизии морской пехоты, а 21-го прикрывал небольшие суда, занятые поиском сбитых американ­ских летчиков. После очередного "освещения" и бес­покоящего огня ночью на 22 мая в поддержку 7-й ди­визии морской пехоты линкор ушел утром к Хагуиши для пополнения боезапаса и продовольствия.

25 мая «Миссисипи» вернулся к огневой поддерж­ке 77-й пехотной дивизии и за три дня превосходной работы полностью разрушил стены Шьюри Кастл, где выдохлось американское наступление. Северная и восточная стены этого сильнейшего за всю войну японского фортификационного сооружения были раз­рушены вечером 27 мая, после чего вся линия оборо­ны японцев, базировавшая на грозном Шьюри Кастл, быстро распалась. К тому же линкор заставил замол­чать несколько береговых батарей.

До 3 июня «Миссисипи» продолжал крушить япон­ские позиции, а после двухдневного пополнения запа­сов на Хагуиши взялся за береговые батареи, ме­шавшие продвижению американских танков. Затем по заявке морской пехоты линкор обстрелял скопление войск и транспортной техники противника. 5 июня очередной «камикадзе» врезался справа в район шканцев. Самолет нес две бомбы, которые взорва­лись в 9 метрах от его падения, разрушив борт на большой протяженности. Но повреждения оказались не такими серьезными: вышла из строя одна 40-мм зенитная установка, затопило один отсек буля, проби­та во многих местах обшивка. Погиб только судовой капеллан лейтенант Флойд Уитроу, да восемь человек было ранено, из который только одного офицера пришлось отправить на госпитальное судно.

После исправления повреждений судовыми средствами линкор «Миссисипи» до 16 июня продол­жал оказывать огневую поддержку 1-й дивизии мор­ской пехоты и 77-й пехотной За шесть недель боев у Окинавы «Миссисипи» выпустил 2289 356-мм и 6650 127-мм снарядов. То, что линкор выпустил из орудий ГК почти два полных боезапаса и не потребовал за­мены стволов, объяснялось просто - стрельба по берегу велась уменьшенными зарядами.

20 июня «Миссисипи» вошел в бухту Сан-Педро для проведения ремонта, а 6 июля прибыл на рейд острова Самар, чтобы починить свои були и покрасить днище в плавучем доке ABSD-5. Спустя неделю лин­кор приступил к патрулированию и тренировкам в заливе Лейте и Филиппинском море. Боевые действия против Японии прекратились 15 августа 1945 года, линкор еще 3 суток провел в бухте Сан-Педро, а по­том перешел к Окинаве. Вместе с «Колорадо», «Нью Мексике», «Вест Виржинией» и 3 эсминцами его наз­начили в Соединение поддержки оккупационных сил, которое должно было действовать в районе Токийской бухты. 27 августа соединение прибыло в бухту Сагами на острове Хонсю, а 1 сентября перенесло якорную стоянку поближе к Токио. На следующий день было получено радио о подписании Японией капитуляции на борту линкора «Миссури», а уже 6 сентября «Миссисипи» взял курс на Окинаву, чтобы приступить к перевозке войск на Гавайские острова.

Линкор прибыл в Перл-Харбор 20-го числа, но через 5 суток вместе с прославленным авианосцем «Энтерпрайз» он вышел к Западному побережью США. После неспешного перехода «Миссисипи» 16 октября вошел в Новый Орлеан, чтобы во время празднования Дня Флота принять на борт свыше 66 тысяч посетителей. 2 ноября командир корабля Джон Кроув-младший, в сопровождении 8 офицеров и 27 матросов своего экипажа прибыл в столицу штата Миссисипи город Джексон, чтобы передать в архив штата боевой флаг, под которым линкор встретил японскую капитуляцию в Токийской бухте. 22 ноября корабль вышел из Нового Орлеана и 27-го прибыл в Норфолк, штат Виржиния.

Там верфь флота, уже с 10 ноября имевшая чер­тежи, приступила к переделке заслуженного линкора в экспериментальный артиллерийский корабль, полу­чивший 15 февраля 1946 года бортовой номер AG-128 (Auxiliary Gunnery ship - вспомогательный артилле­рийский корабль). Три из четырех его башен ГК долж­ны были уступить место новейшим скорострельным артсистемам и различным приборам и установкам: башню №1 следовало заменить башней с двумя уни­версальными 152-мм/47 орудиями (поступили на во­оружение крейсеров типа "Уорчестер"), на месте баш­ни №2 смонтировали платформу для различных при­боров и устройств, а место башни №3 должна была занять башня с тремя 203-мм/55 скорострельными орудиями (позднее поступили на вооружение тяжелых крейсеров типа "Дес Мойнс"). Кроме них корабль дол­жен был получить по две одиночных и спаренных установок 127-мм/54 орудий, 4 спарки 127-мм/38, две спарки 76-мм/70 (временно вместо них поставили счетверенные 40-мм "бофорсы"), две спарки 76-мм/50, 4 счетверенных 40-мм и одна 20-мм, 4 спаренных и два одиночных "эрликона". Вся зенитная артиллерия должна была находиться в основном на шельтердеке, платформы с автоматами одним и двумя уровнями выше сняли для получения достаточных углов об­стрела, а новая 20-мм батарея разместилась с левого борта в корме. Кроме проведения испытаний новинок военно-морской артиллерии, на корабле изучались различные проблемы, связанные с их поведением на подвижной платформе, каковой и является боевой корабль. Из упомянутых артсистем спарки 127-мм/54 так и не были приняты на вооружение, одиночные 127-мм/54 полуавтоматические орудия поступили на авианосцы типа "Мидуэй", а перспективная зенитка 76-мм/70 "доводилась" вплоть до 1956 года. Кроме орудий на бывший линкор должны были установить и внушительный набор из всех новейших образцов директоров: один Mark54 (развитие военного Mark34), два Mark37, три Mark56, а затем еще и два Mark51, пять Mark57, три Mark61 и три Mark63. Кроме этого на корабле оборудовали три боевых информационный поста - также одной из важнейших новинок, появив­шихся на основании военного опыта. Пост, предназ­наченный для кораблей класса "эсминец", разместили в носовой надстройке, а посты, предназначенные для линкоров и крейсеров - на главной броневой палубе. Появилась треногая грот-мачта с новым радаром типа SX (поиск и определение высоты цели).

С 18 марта по 15 мая 1947 года «Миссисипи» был флагманом Соединения Оперативных Разработок, а с 11 июня по 14 июля на нем держал флаг командую­щий всеми линкорами и крейсерами Атлантики. 11 июля на верфь флота в Норфолке прибыл старый линкор «Вайоминг», чтобы вместе с «титулом» артил­лерийского исследовательского корабля Атлантиче­ского флота передать на «Миссисипи» оборудование и персонал. "Миссисипи" снова вошел в строй в апре­ле 1948 года. На тот момент его вооружение реально состояло из кормовой башни 356-мм орудий, двух одиночных 127-мм/54 пушек (одна на полубаке и одна слева на шельтердеке), трех спарок 127-мм/38 (все с правого борта на шельтердеке), двух спаренных 76-мм/50 установок и 2 счетверенных "бофорсов" на срезе полубака. К апрелю следующего года "свое" место заняла башня 152-мм/47 орудий, но башню с 8-дюймовками (203-мм) так и не установили.

«Миссисипи» внес огромный вклад в развитие морского вооружения, оказав американскому флоту помощь при переходе к управляемому ракетному оружию. 9 августа 1952 года на нем закончили монтаж двух ракетных установок «Терьер» (на местах кормо­вых башен), которые прошли удачные испытания 28-29 января 1953 года у мыса Код. На «Миссисипи» также испытывалась авиационная турбореактивная ракета «Петрел» с активным радарным наведением, которую собирались приспособить для действий про­тив эсминцев и более крупных надводных кораблей. Эта программа велась параллельно с работами по системе «Терьер» до февраля 1956 года, когда про­вели окончательные испытания ракеты «Петрел» с самолетов 24-й патрульной эскадрильи флота. «Петрел» приняли на вооружение флота спустя два месяца и только в январе 1959 года она уступила место более совершенному оружию. Система «Терьер» на действующем флоте появилась на тяже­лом крейсере «Бостон», который был переклассифи­цирован в крейсер УРО (CAG-1) 1 сентября 1955 года. За ним 15 июля 1956 года последовал крейсер «Канберра» (CAG-2).

26 мая 1956 года «Миссисипи» в последний раз вошел на верфь флота в Норфолке, где 17 сентября был разукомплектован после почти 39-летней службы под звездно-полосатым флагом. 5 декабря корабль продали на слом Бетлехем Стил Компани и спустя два дня отбуксировали на разборку.

 

Награды

 

29 мая 1946 года вице-адмирал Джис Б. Олдендорф, командующий 1-й дивизией линкоров, в своей рекомендации президентскому совету к награждению «Миссисипи» (ВВ-41), сказал следующее:

«При сравнении с другими кораблями флота США бое­вые заслуги «Миссисипи» выглядят действительно вы­дающимися. Это был опытный, хорошо тренированный ко­рабль, имевший за плечами многомесячный боевой путь к тому времени, когда большинство старых линкоров только вступали в бой. Поэтому естественно, что с таким опытным экипажем он постоянно достигал превосходных успехов. Двумя примерами его всегда искусной работы могут служить ставшая образцом бомбардировка Кваджелейна на «пистолетной» дистанции и блестящее уничтожение Шьюри Кастл на Окинаве. На Кваджелейне он стал первым линко­ром в войне на Тихом океане, который подошел вплотную к берегу, чтобы разрушить важнейшие пункты вражеской обороны. Эта работа оказалась такой успешной, что так стали постоянно действовать в последующих операциях. На Окинаве, когда все наше наступление завязло в японской линии обороны, основанной на грозной крепости Шьюри Кастл, «Миссисипи» за три дня блестящей бомбардировки, после того как другие линкоры постигла неудача, уничтожил эту сильнейшую на Тихом океане крепость и позволил на­шим войскам почти без сопротивления добиться ее захвата.

Этих выдающихся успехов корабль добился не за короткий период активности, а в течение долгого времени напря­женных боев под всеми известными видами вражеских атак. Хотя его экипаж часто физически совершенно изматывался, он всегда выполнял порученную задачу до конца, и полнос­тью о его героическом поведении - а героизм стал нормаль­ным принятым стандартом - мы на флоте так и не узнаем».

«Миссисипи» за действия в годы второй мировой войны был награжден восемью боевыми звездами:

* Алеутская операция: захват острова Атту (11 мая-2 июня 1943 года)

* Операция на островах Гильберта (13 ноября-8 декабря 1943 года)

* Операция на  Маршалловых островах:  захват атоллов Кваджелейн и Майдзуро (29 января-8 февраля 1944 го­да)

* Операция на Западных Каролинских островах: захват и оккупация островов Южные Палау (6 сентября-14 октяб­ря 1944 года)

* Операция на архипелаге Бисмарка: поддержка операций по приказам командующего 7-м Флотом

* Операция в заливе Лейте: высадка в заливе Лейте (10 октября-29 ноября 1944 года)

* Операция на острове Лусон: высадка в Миндоро (12-18 декабря 1944 года)

* Операции на Окинаве: высадка и захват Окинавы (24 марта-30 июня 1945 года)

Корабль был отмечен наградами президента Филиппин­ской Республики (за Лейте и Лусон), а также медалью флота за оккупационную службу (Азия, 2-11 сентября 1945 года)