Проектирование кораблей

 

Все ранние проекты "Orion" представ­ляли собой не более чем улучшенный вариант линкоров типа "Colossus" с расположением всей главной артиллерии в диаметральной плоскости. Первоначальные эскизы пре­дусматривали вооружение из десяти 343-мм. (новые 13,5"/45-калиберные орудия первона­чально обозначались как 12" орудие типа "А") и шестнадцати 102-мм, скорость в 21 . узел (один из рассматривавшихся вариантов со скоростью в 23 узла).

Головной корабль этого типа ("Orion") строился по плановой программе 1909 года, остальные три сооружались уже по "чрезвы­чайной" программе, и в значительной степе­ни против воли премьер-министра Эсквита, все еще настаивавшего на ненужности этих дополнительных кораблей. Однако веские до­воды в пользу их постройки заставили пра­вительство либералов принять усиленную .программу строительства линейных кораблей. Поступавшие сообщения подтверждали слухи об осуществлении мощной военно-морской программы в Германии, и было не вполне ясно, какие еще могли оставаться сомнения у правительства относительно истинных на­мерений германского флота. Военно-морской корреспондент "Дейли Телеграф" писал: "Слухи о шести строящихся германских дред­ноутах, на некоторых из которых дела быст­ро продвигаются вперед, не могут не прив­лечь внимания к тайне, окутавшей эти ко­рабли несмотря на формальную секретность, объявленную британским адмиралтейством в отношении проектов нашего дредноута, все важнейшие данные о нем стали достоянием гласности спустя шесть месяцев после его закладки. О германских же дредноутах можно сказать лишь то, что нам до сих пор извес­тно о них мало, а точнее совсем ничего, и закрадывается сомнение, насколько вообще британское разведывательное управление на­ходится в курсе характеристик этих кораб­лей. Первый из сооружаемых немецких дред­ноутов - крупный броненосный крейсер "Е" -первоначально должен был быть заложен в 1906 году, но затем его строительство было прервано, и в конструкцию были внесены из­менения, что сделало этот корабль в прин­ципе способным противостоять новейшим бри­танским кораблям этого класса. Строительст­во этого корабля возобновилось в прошлом году. Летом 1907 года заложены еще четыре крупных линкора, а в ноябре был начат по­стройкой новый большой броненосный крей­сер, о котором говорят, что он станет са­мым крупным изо всех кораблей этого типа, построенных до сих пор. Имеются также и другие сообщения, показывающие, что Герма­ния на самом деле заложила еще четыре очень больших линкора в этом году".

В первых проектах 23-узлового корабля его длина предусматривалась равной 175,4 метров, что было на 19,83 метра больше, чем у "Colossus", а ширина увеличилась до 26,8 метра (на 0,9 метра больше), проект­ное водоизмещение составляло около 24.250 тонн, стоимость 2,5 млн.фунтов стерлингов.

Вариант проекта линкора со скоростью 21 узел имел длину 164,7 метра при такой же ширине (26,8 метра), однако у него была меньшая на 0,15 метра осадка (8,39 метра), водоизмещение равнялось 22.750 тонн, стои­мость на 500 тыс.фунтов стерлингов меньше, чем у проекта с 23-узловой скоростью.

Для обсуждения этих предварительных проектов в июне 1909 года был созван Совет Адмиралтейства, но, несмотря на то, что почти половина его членов высказалась за проект корабля с 23-узловой скоростью, предпочтение было отдано 21-узловому. В своем письме первому морскому лорду дати­рованном 17 июня 1909 года, главный строи­тель флота Филипп Уотте объяснял:

"Принимая во внимание скорость новых германских линкоров, наши новые корабли безусловно должны иметь скорость в 23 узла Мне стало известно, что совет предпочел менее быстроходный корабль, и я совершенно не могу этого понять.

Я хотя бы потому не согласен с приня­тием этого проекта, что считаю, что ни один из классов линкоров Королевского фло­та не должен быть превзойден ни в малейшей степени: лишние деньги, необходимые для постройки более быстроходных кораблей, в конечном счете окажутся потраченными толь­ко с пользой".

Но Совет, казалось, "сделал глухое ухо", и в ноябре того же года официально принял проходящий под шифром "L" проект корабля с меньшей скоростью и разослал эскизы в конструкторские отделы для окон­чательной проработки. В целом новый проект "L" являлся значительным шагом вперед по сравнению с предшествующим "К. 5" ("Colossus" и "Hercules"). Принципиальными отличиями стали:

1. Беспрецедентный рост водоизмещения по сравнению с предшествующими проектами.

2. Установка 343-мм орудий в башнях, которые располагались в диаметральной плоскости, причем вторые башни в носовой и кормовой группах располагались возвышенно.

3. Впервые на британских дредноутах бортовое бронирование было продолжено выше уровня средней палубы.

Появление 343-мм орудий повлекло су­щественный рост водоизмещения значительное утяжеление дала также установка усиленной бортовой защиты; скачок в росте водоизме­щения намного превысил традиционную про­порцию при переходе от одного типа кораб­лей к другому и почти вдвое - разницу между "Lord Nelson" и "Dreadnought".

По сравнению с предшествующим проектом были улучшены обводы корпуса, в результате чего был достигнут намного лучший призма­тический коэффициент, а мидель корабля был значительно смещен в корму, тогда как у предыдущих линкоров он был более отнесен к носу. Далее, вследствие отказа от бортовых башен, полубак получил значительное удлинение и продолжался почти до середины корпуса, где был срезан под острым углом к середине корабля, что, в свою очередь позволило существенно увеличить сектор обстре­ла средней башни.

Дополнительный вес возвышенных башен, плюс броня верхней части надводного борта, существенно возвысили расположение центра тяжести по сравнению с предшествующим "Colossus" и поэтому для поддержания адек­ватной метацентрической высоты и обеспе­чения подходящей остойчивости на "Orion" пошли на увеличение ширины корпуса. Несмот­ря на то, что длина корабля выросла на 10,67 метра, увеличение ширины составило лишь 1,07 метра, что дало отношение длины к ширине 6,56:1. Отвечавшие за этот проект .инженеры-конструкторы А.М.Уортингтон и Е.Н.Муни одно время даже подумывали в це­лях обеспечения дополнительной остойчи­вости, а также для улучшения подводной за­щиты, о доведении ширины до 27,04 метра, однако они побороли это желание в пользу более скромной величины, признанной доста­точной для обеспечения требуемой исходной остойчивости, при этом проектная метацентрическая высота составила 1,54 метра.

После ввода кораблей в строй появились сообщения, что несмотря на хорошую море­ходность, все они оказались существенно подверженными качке. Это обстоятельство породило значительную тревогу среди конст­рукторов, хотя сначала на нее и не обратили большого внимания. Затем в "Стандарт энд Сент-Джемс газетт" появился комментарий:

"Новый сверхдредноут "Orion" во время перехода через Бискайский залив оказался существенно подверженным качке. Согласно полученным сообщениям, временами корабли так раскачивались, что на них ожидали лю­бого непредвиденного исхода. Некоторые на­иболее тревожные сообщения упоминали, что корабль несколько раз чуть было не пере­вернулся. Скорее всего, правда, это было лишь более чем достойным подтверждением старой флотской легенды об "ужасной вал­кости" всех кораблей с 343-мм калибра, оба класса - и "Admiral'ы" и "Sovereign'ы" (1890 год) отвратительно переваливались с борта на борт, последние настолько сильно, что пришлось установить скуловые кили".

Хотя не было причин тревожиться, что "Orion" может последовать примеру старого "Captain", перевернувшегося вверх килем в 1870 году, проблема возникла серьезная и необходимо было что-то предпринять. После осмотра и проведения необходимых расчетов было предложено простое решение об увели­чении существующих скуловых килей. Но тог­да возникала другая проблема: при оснаще­нии кораблей килями необходимого размера они не могли бы войти в существующие доки. Решение было компромиссным: скуловые кили нарастили, но не до такой степени, что их рост мог бы помешать докованию. Так или иначе, на всех кораблях этого типа пробле­ма качки была снята: двадцатиградусный уровень, до которого доходили размахи "Orion" в Бискайском заливе, не был повто­рен никогда.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ, ОБСУЖДАВШИЕСЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ТИПА ЛИНКОРОВ "ORION"

 

Ед. изм.

Проект "К. 5" ("Colossus")

23-узловый проект

Проект "L"

Водоизмещение

т.

20.000

24.250

22.500

Длина

Ширина

Осадка наиб.

Высота борта

Вооружение 305-мм."А"

м.

м.

м.

м.

155,45(пп)

25,91

9,45

8,53

10

175,26(пп)

26,82

9,60

7,92

10

164,59(пп)

24,99

9,60

7,62

10

102-мм.

 

16

16

16

533-мм.ТТ

 

3

3

3

Броня

мм

279-254-229-178-152-127- -102

254-229-178-152-127-102

254-229- -152-102

Топливо

 

 

 

 

уголь :

нефть:

Мощность мех-ов

т.

т.

лс

3000

800

25.000

3100

900

35.000

3000

850

27.000

Скорость

уз.

21

23

21