Опытный расстрел дредноута "Monarch"

 

В августе 1922 года был отдан приказ о продаже "Monarch" на слом, однако вскоре его исключили из списка на продажу и зачислили в учебное подразделение "Vernon". Было принято решение использовать корабль для проведения широких экспериментов с целью выявления на его примере устойчи­вости брони и конструктивной прочности британского линкора в целом. В течение ок­тября 1923 года "Monarch" готовили к ис­пользованию в качестве мишени. 6 января 1925 года, после того, как были сняты все ненужные и незначительные конструкции, "Monarch" покинул Портсмут и на следующий день пришел в Плимут. 20 января корабль оставил Плимут и тем же утром у Сциллиайла был встречен Атлантическим британским фло­том. После его установки и подготовки, ко­рабль подвергался непрерывным атакам в те­чение 9 часов: утром - огню 152-мм.артил­лерии крейсеров, днем - налетам авиации с авианосца "Argus", а вечером и ночью -расстрелу из тяжелых орудий линейных ко­раблей.

Целью испытаний была также проверка недавно появившихся на флоте новых броне­бойных снарядов, введенных как раз перед окончанием войны и поэтому еще не опробо­ванных по "живой" цели. Эти снаряды нового типа с закаленными наконечниками имели взрыватели с замедлителями. Лиддитовая взрывчатка старых снарядов была заменена шеллитовой, по расчетам более эффективной. Во время стрельб использовались также обычные фугасные снаряды, однако сначала с тротиловой взрывчаткой.

За время опытного расстрела офицеры учебно-артиллерийского корабля "Excellent", принадлежавшего одноименной школе, успели настрочить для совета адмиралтейства объе­мистые отчеты: ниже перечисленные данные взяты из общего официального отчета от 14 августа 1925 года и наглядно показывают, насколько упорно обреченный на мучительную смерть "Monarch" противостоял своей мед­ленной пытке.

 

ТЕСТ N-1. Бронебойный снаряд.

 

- Шеллит-16-D (343-мм.).

- Точка прицеливания: между верхней и главной палубой, за 137 шпангоутом.

- Конструкция: броня в 203 мм. на 76-мм. тиковой подкладке, подкрепленная 254-мм. Z-образными стойками.

Снаряд ударил на 68,6 см. выше уровня главной палубы, проделав дыру 46 х 40,6 см Выбитый диск был 8,9 см. в диаметре. 137-й шпангоут был полностью снесен между глав­ной и верхней палубами, а 136-й был почти перерезан летящим диском.

В главной палубе этим же снарядом за­тем была сделана пробоина диаметром около 46 см. на расстоянии 1,37 метра от борта. Три других пробоины меньшего размера нахо­дились на расстоянии около 1,8 метра от борта. Четыре осколка проникли под палубу и долетели до противоположного борта. Сна­ряд летел по нисходящей и врезался в палу­бу как раз перед обшивкой дымохода, снеся окончание бимса под главной палубой в точ­ке соединения его с 134-м шпангоутом. После удара главная палуба была повреждена. Два крупных осколка брони последовали по пути снаряда и повредили кожух дымохода. 254-мм.пиллерс 138-го шпангоута, находив­шийся примерно в 4,3 метрах от борта, был снесен и отброшен прочь. Сам снаряд кос­нулся верха переборки котельного кожуха, чуть срикошетил вверх и разорвался в диа­метральной плоскости 133-го шпангоута при­мерно в 13,5 метрах от точки входа и на таком же расстоянии от противоположного борта, находясь уже в районе кормовой ды­мовой трубы.

Кожух трубы перед местом разрыва сна-ряда был разрушен. То же произошло и с ды­моходом трубы. На средней палубе переборка 137-го шпангоута, уже имевшая повреждения в результате бомбометания с аэропланов, ослабла и треснула по центральному шву.

Основная часть взрывной волны вышла через дымовую трубу и из-за этого был сравнительно небольшой взрывной эффект, повреждения были в основном осколочными.

 

ТЕСТ N-6. Бронебойный снаряд.

 

- Шеллит-16.D. (343-мм.)

- Точка прицеливания: броня барбета баш­ни "В" (279 мм.).

- Снаряд поразил броню под углом пример­но 90 градусов на уровне Катковых опор примерно в 1 метре от стыка двух броневых плит. Пробоина оказалась размером примерно 46x46 см. с очень незначительным отслоени­ем изнутри. Снаряд прошел между нижними и верхними катками, снеся опорное кольцо на участке около 2 метров и выбив катки. За­тем он срезал винт привода горизонтальной наводки и снес часть привода между шестер­ней горизонтальной наводки и полом фунда­мента двигателя горизонтального привода.

Траектория снаряда прошла чуть перед траверзной линией к башне и затем, пронзив переднюю, заднюю и две поперечных балки поворотного стола орудий и, снеся зарядный толкатель одного из орудий, снаряд достиг левой передней стороны рабочего отделения примерно в 2,5 метрах от диаметрали, все еще находясь в плоскости опорного погона. Здесь он разорвался (возможно как раз пе­ред тем, как поразить броню) между двумя уровнями Катковых опор. Были также обнару­жены небольшие следы слева на обшивке.

В стенке рабочего отделения образова­лась пробоина около полутора метра в попе­речнике, оба опорных круга катков башни были разрушены, причем нижний был вывернут почти на 2 метра .из поддерживающих конст­рукций . Опорное кольцо также было отнесено на 2 метра. Пробоина 61x38 см. образова­лась в палубе поворотного стола немедленно после взрыва.

Набор корпуса в месте разрыва был очень мощным, что в определенной мере объ­ясняет относительно скромный эффект разрыва снаряда. Броня противоположного края барбета повреждений не получила. Несколько мощных ударов пришлось также между 76-м и 82-м шпангоутами, вызвавших повреждения разной степени тяжести: от только оцара­павших броню до вызвавших жестокие разру­шения внутренних устройств.

С палубами дело обстояло не лучше, а в одном случае участок главной палубы в месте разрыва был продавлен вниз на 0,3 метра и пробит в 16 местах. Имелась одна пробоина на 80-м шпангоуте, в 0,6 метра от точки взрыва.

Повреждения под главной палубой между 78-м и 80-м шпангоутами вызвали полный вывод из действия всего электрооборудования. В этом месте было обнаружено 32 кг. оскол­ков от попавшего снаряда.

Разрыв снаряда на уровне верхней па­лубы (броня 38 мм.) сделал пробоину в 0,5 кв.метра у 82-го шпангоута. Также был сре­зан бимс. Большая часть палубного настила в районе этой пробоины была снесена, а оставшийся настил был скомкан. В полубаке образовалась пробоина 2 х 0,6 метра. Были повреждены корпусные конструкции на протя­жении от 81-го до 84-го шпангоутов, причем в этом районе было отмечено еще несколько пробоин.

Сигнальный мостик был пробит в двух местах - одна из пробоин шириной более 0,6 метра и другая, меньших размеров, образо­вались от срикошетировавшего от нижней па­лубы осколка. Несколько последующих разры­вов бронебойных снарядов с зарядом тротила были очень эффективными - образовавшаяся взрывная волна произвела сильные внутрен­ние разрушения в жизненно важных частях корабля (машинных и котельных отделениях, дымоходах и др.).

В итоге эти испытания показали, что расположение брони и ее толщина нуждаются в дальнейшем улучшении, система подкрепле­ния брони оказалась неадекватной для под­держки пояса. Все участки, по которым производилась стрельба, были пробиты 343-мм. бронебойными снарядами, а после их разрыва внутри корабля образовывались колоссальные разрушения. Палубная броня оказалась прак­тически бесполезной, так как имела повреж­дения даже от осколков 203-мм.снарядов с крейсеров, не говоря уже о прямых попада­ниях более крупных снарядов.

По участкам, имевшим более тонкое бро­нирование, вели огонь крейсера со 152-мм. орудиями. Вся эта броня также оказалась пробита, что показало ее небольшую цен­ность.

Испытания также показали, что новые снаряды способны пробивать броню под ост­рым углом, что было невозможно во времена Ютландского сражения в 1916 году.

Результаты этих тщательных испытаний были, очевидно, по достоинству оценены Со­ветом адмиралтейства, обязавшим конструк­торский отдел сделать необходимые выводы. Позднее, когда решался вопрос о броневой защите линкоров (1925 год), был принят де­виз "Все или ничего", который привел к то­му, что вопрос об установке каких-то до­полнительных тонких поясов - как на всех предшествующих типах линейных кораблей даже не обсуждался.