Примечания

 

1 «Наполеон»-первый в мире парусно-винтовой линейный корабль, попроси в 1848-1852 п. по проекту Дюпюи де Лома. Водоизмещение 5047 т, главные размерения 71,3 х 16,? х 7,7 м, вооружение 90 орудий в двух палубах. На испытаниях показал исключительно высокую дли кораблей своего класса скорость под парами -13,5 узлов. Стал прототипом для серии из восьми подобных 90-пушечных кораблей, спущенных на воду в 1850-1861 гг.

2 «Консэйдетраво» - совещательный орган при морском министре, который вырабатывал техническую политику будущего развития флота. Обсуждал поступившие на рассмотрение изобретения и предложения в части кораблестроения, судового машиностроения, принципов проектирования и т.п. Состоял из нескольких ведущих корабельных инженеров и высших офицеров флота.

'Дюпюи де Лом (Stanislas-Charlcs-Ilenry Dupuy dc Lome, 1816-1885), выдающийся французский инженер-кораблестроитель, с 1852 г. возглавлял французский Корпус корабельных инженеров (Genie maritime), с 1857 г. генерал-инспектор флота и его главный инженер («директор по постройке кораблей»). Создатель первого в мире парусно-винтового линейного корабля «Наполеон», первого мореходного броненосца «Глуар» (проект покрытого бронёй деревянного фрегата разработал ещё в 1843 г.) и в последующем целой серии проектов броненосных кораблей. Член французской Академии паук, энергично вводил в практику судостроения все новейшие научно-технические достижения, активно занимался реконструкцией и техническим перевооружением французских центров кораблестроения. В начале 80-х тт. возглавил инженерную проработку проблемы подводного плавания, многие из его предложений в этой области были реализованы спустя много лет.

"Сражение при Лиссе(1866) между австрийским и итальянским флотами -единства и юс крупное морское сражение того периода - возвело таран корабля противника в практическую тактику 6poi len осцев. Идея таранного маневра основывалась па свободе движения парового корабля, но сравнению с парусным, и зародилась ещё до эпохи бронирования боевых флотов. Во Франции адмирал Никола-Ипполит Лабруаз предлагал начать постройку паровых кораблей-таранов ещё в 1840:., а первое практическое во площенис таран получил в спроектирован! is.ix в 1859 г. Дюпуи де Ломом броненосцах «Маджента» и «Сольфериио»

5 Автор не совсем точен - толщина броневых плит батареи равнялась па этих кораблях 150 мм. //F.Gille. Cent Ansde Cuirasses Francais.-Nantes, 1994. p.30.

"До 1860 г. эта должность в британском Королевском флоте носила название Surveyor of the Navy («Инспектор Флота»), которое в 1860 г. в связи с бурным развитием новых технологий в кораблестроении было заменено на Chief Constructor («Главный Конструктор» или «Главный Строитель»), а в 1970 г. вновь подверглось изменению, па этот раз на Director [ot] Naval Construction (сокращённо DNC, или «Главный Строитель Флота»). В настоящем издании всюду, во избежание у читателя путаницы, применяется последняя редакция этой должности. Лицо, занимающее её, координировало и возглавляло техническую политику Королевского флоппигпюшеиии нового судостроения. Таким образом. Главный строитель отвечал за проектирование и надзор за постройкой боевых кораблей британского флота, как на государственных, так и частных верфях.

7 В период между 1846 и 1860 гг. в состав британского Королевского флота вступило 66 паровых деревянных линейных кораблей (Франция к лому времени располагала 37 подобными линкорами), причём из имеющихся на 1860 [.«кораблей 1-й линии» 56 винтовых линкоров относилось к 80-131-пушечиым рангам. Из них самый старый - 90-пушечпый «Псльеоп» - был спущен на воду в 1814 г., а шесть наиболее новых - «Энсон», «Атлас», «Фредерик Вильям», «Гибралтар», «Хоу» и «Принс оф Уэллс» - сошли па воду в I860 г, и находились в достройке. Помимо них имелось десять парусных линейных кораблей 70-84-пучечного ранга. На 1861 г. в составе флота числилось также 38 железных кораблей постройки 1841-1856 гг. (винтовые и колёсные фрегаты, шлюпы, более мелкие суда, а также три броненосных плавучих батареи).

8 Болдуин Уэйк Уолкер получил назначение на должность главного строителя флота в 1848 г.. и перешёл на должность инспектора в 1859 г. Как превосходный моряк, он пользовался заслуженным авторитетом на флоте, а его широкие познания в инженерном деле снискали ему уважение многих кораблестроителей. Он пользовался доверием многих политиков, хотя с некоторыми из них (как, напри мер, с канцлером Дизраэли) отношения у него не сложились. Уолкеру довелось возглавлять техническую политику британского флота в переломный момент его развития, и он полностью оказался на высоте положения, возглавив широкое введение железных корпусов, паровых машин, переход на гребной винт и введя в практику флота многие другие важные конструктивные нововведения.

4 В примечании к гл. 17 автор, однако, говорит о деревин пых броненосцах «Лорд Уорден» и «Лорд Клайд», как о «самых длинных деревянных мореходных кораблях», оставляя ссылку, что «самым длинным океанским деревянным судном с винтовым движителем был военный корабль «Дандерберг», построенный У.Х.Уэббом в Нью-Йорке в 1865 г., но поскольку он опоздал, чтобы принять участие в гражданской войне, то был куплен Францией и переименован в «Рошамбо». Его размерения составляли - длина 109,37 м (между перпендикулярами) и 115,1 м (полная), ширина 18,2 м и осадка 6,1 м при водоизмещении в 950 т».

'"Броненосные винтовые батареи с бортовым поясом из 102мм железа и: упрощённым парусным вооружением спешно создавались в Англии и Франции во время войны с Россией в 1854-1856 ]т. Современник говорил о них, как о судах, которые «не в состоянии удовлетворительно ходить ни под парами, ни под парусами», однако их ценность, иемореходиых и неуклюжих, при борьбе с русскими береговыми батареями в устье Кип6урна(17 октября 1855 г) оказалось невозможно переоценить. И англичане, и французы построили но пять таких судов, причем британские «Этна», «Глаттон», «Метеор», «Тандер» и «1 расти» были готовы в апреле 1855 г. Их не успели отирании, на Чёрное море до окончания боевых действий, и эти корабли предназначались использовать для атаки Кронштадта в кампанию 1856 г. После окончания войны «Метеор» и «Трасти» активно использовались в качестве подопытных стендов для обширных опытов по выработке чипа броневой защиты для британского флота, а на «Трасти» была даже смонтирована и испытана в 1861 г. первая броневая башня К.Кольза.

"Для создания своего труда о линкорах британского флота Оскар Паркс привлек много разных материалов, и среди них - воспоминания моряков, служивших на этих кораблях. В ряду описаний службы и жизни на первых британских броненосцах особенно ценными оказались свидетельства отставного адмирала С.А.Бэлларда, который в 20-30-е гг. XX в. опубликовал в журнале «Мэринере Миррор» («Mariner's Mirror») серию статей о британских рангоутных кораблях периода расцвета викторианской эпохи. Бэлларду довелось служить на нескольких броненосцах викторианского флота, многие из которых он хорошо знал, как строевой морской офицер, изнутри. Его живые и яркие описания происходящею в жилых палубах, судовых работ-таких как поднятие и уборка якорей, установка рангоута практически уникальны. Приводимые Парксом во многих местах его книги цитаты из Ьзлларда ярко и точно передают атмосферу на британских броненосцах 60-70 гг. XIX века.

' Моряки британского флота той поры условно делили свой линейный флот на «Белый» (деревянные винтовые парусные корабли) и «Черный» (броненосные рангоутные линкоры).

" Цит. по С.А.Бэлларду.

'" Цит. по С.А.Бэлларду.

15 Из 142 железных и стальных, которые несли службу в составе британского флота с 1861 пo 1960г., Дo нaших днeй уцелел только oдин. Cyдьбe было угодно, чтобы им оказался не кто иной, как сам «Уорриор»- родоначальник типа железного винтового броненосца. Пройдя через многие перипетии после его вывода из активного состава флота в 1872г., он с 1928г. на долгие годы обосновался в Мияфорде (Южный Уэллс), где в течение нескольких десятилетий использовался в качестве нефтяного причала. В середине 1979 г. в английских газетах появились сообщения, что «блокшив С.77» (такое название с 1944г. носила бывшая гордость викторианского флота) передается на хранение «Морскому тресту» (Maritime Trust). Уже в сентябре 1979 г. его отбуксировали в Хартлиул, где за восстановление корабля в первозданном виде взялась компания «Локомошн Энтерпрайзис». Существенно облегчало задачу обстоятельство, что С.77, находясь в гавани Милфорда, регулярно проходил докование, поэтому его находившийся в почтенном возрасте железный корпус сохранился в очень хорошем состоянии. Фактически, реставраторы «Уорриора» располагали только этим единственным, хотя и самым необходимым, элементом первого британскою броненосца.

Полгода ушло на расчистку корпуса от ржавчины и поздних наслоений. В последующем была проведена огромная работа - по воссозданию рангоута, надстроек, внутренних интерьеров и, конечно, полного комплекта вооружения корабля, занявшая в общей сложности почти восемь лет. 16 июня 1987 г. ведомый двумя буксирами «Уорриор», совершив 450-мильный переход из Милфорда в Портсмут, где он отсутствовал 58 лет, с триумфом вошёл в гавань Королевской военно-морской базы и встал к пирсу на вечную стоянку. Реставрация корабля, превращенного сегодня в музей и открытого для широкого доступа, обошлась в 7 миллионов ф.ст.

"' «Old Rammo» - «старикашка-таран».

17 Полностью - «Деревянные стены Англии» (Wooden Walls of England), старинное опоэтизирован нее прозвище британского флота, вошедшее в обиход в английском общество начиная с XVII столетия. Возникновение этого выражения приписывают лорду Ковентри, который в 1635 г. писал, что «лучшие стены нашего королевства -это деревянные стены», имея в виду высокие борта многочисленных английских деревянных линейных кораблей.

18 Пит. по С.А.Бэлларду.

'''«Эджинкорт» (угольная баржа С. 109) пошёл на слом уже практически в наши дни, в 1960 г.

20 Автор приводит образную цитату, из которой хорошо видно состояние корабля в то время: «Лаплас» был прогнившим старым судном и то, что такой корабль был в строю вплоть до 1879 года, было удивительно. Чтобы его броневые плиты не отвалились, под его днищем была протянута цепь, охватывающая корпус).//R.Bacon. Lord Fisher. Vol.1, р.61.

31 Цит. по С.А.Бэлларду.