Внешний вид и различия

 

Броненосцы типа «Полтава» легко узнавались по средней вентиля­ционной мачте между двумя трубами, служившей также опорой двух шлю­почных кранов. На «Петропавловске» дымовые трубы были выше этой мачты, стоящей почти посередине между ними, на «Полтаве» — вровень с ней, а на «Севастополе» — ниже. При этом на двух последних средняя мачта была сдвинута ко второй ды­мовой трубе. Корабли отличались и по расположению прожекторной площадки на фок-мачте, по форме и размерам вентиляционных дефлек­торов, расположению пароотводных трубок, кнехтов и др. В передней стенке ходовой рубки на «Полтаве» имелось три окна, а на «Петропавлов­ске» и «Севастополе» — четыре.

Окраска после достройки была стандартной для кораблей русского флота: черный корпус, белые над­стройки и палевые дымовые трубы. Но имелись и особенности: крыши башен и выступающие над ВП бар­беты башен также были черными, черная полоса такой же высоты шла по низу надстройки спардека. В дальнейшем окраска неоднократно менялась: черный корпус и белые надстройки, включая башни, черный корпус и спардек при белых башнях, а при переходе на Дальний Восток корабли полностью перекрашива­лись в белый цвет (желтыми остава­лись трубы, на верхних кромках кото­рых наносились черные «марки»-полосы). К началу боевых действий все корабли Порт-Артурской эска­дры стали зеленовато-оливковыми.