От авторов

 

В основу этого труда легли в основном официальные источники, которые до недавне­го времени не были позволены для публика­ции. Все сведения были исследованы с боль­шой тщательностью, все даты и числа прове­рены, насколько это было возможно. Неиз­бежные при таком исследовании отклонения и противоречия по мере надобности отмечены.

Хотя этот труд не претендует на бе­зупречность (ибо даже официальные докумен­ты имеют ошибки и пробелы), нужно отме­тить, что со всей возможной тщательностью была изучена вся имевшаяся на данное время информация. Прежние авторы были сравни­тельно сильно ограничены в ознакомлении и публикации официальных документов, так как столкнулись с действовавшим 50-летним, а также недавно принятым 30-летним сроком секретности. Теперь же не может быть оп­равдания для дальнейшего распространения допущенных ошибок. Это заставляет авторов, претендующих на достоверность своей ин­формации, использовать подлинные докумен­ты.

Со своей стороны ,мы можем сказать, что пользовались каждым представившимся случаем изучения официальных и служебных документов. Поясняющие текст чертежи и эскизы были выполнены в наиболее возможном соответствии с подлинными документами и чертежами. Это же можно сказать и о воору­жении, а также о его размещении. Усовер­шенствования и модификации, для которых не было обнаружено никаких служебных черте­жей, были изучены нами по имеющимся фото­графиям или описаниям. В качестве дополне­ния к рисункам и чертежам подобран фотома­териал, позволяющий увидеть корабли в раз­ные периоды их службы. При этом обращалось внимание не только на уже известные фото­графии, но также и новые, которые впервые были предоставлены для публикации. Было произведено сравнение между различными фо­тоснимками для подтверждения изменений, произведенных на корабле.

Хотя главной темой этого труда явля­ется Вторая мировая война мы посчитали не­обходимым изложить техническую историю проектирования линкоров с 1911 до 1946 года. Читателю будет трудно правильно оце­нить старые линейные корабли в период Вто­рой мировой войны и их- место в истории линкоростроения без детального описания их появления и истории, включая длительный мирный межвоенный период. Многие техни­ческие уроки, полученные в ходе Первой ми­ровой войны, пошли на пользу линейному флоту, создававшемуся в 30-40-х годах. Это никак нельзя оставлять без внимания и та­ким образом допустить значительный пробел в биографии корабля. То же самое можно сказать и о межвоенном периоде, оказавшем не менее важное влияние на качество бри­танского флота.

Наш труд начинается с описания проек­тирования и первого периода службы кораб­лей типа "Queen Elisabeth" и оканчивается периодом вскоре после окончания Второй ми­ровой войны. Составлен он в более или ме­нее хронологическом порядке. Для того, чтобы при описании корабля и его последую­щей биографии придерживаться определенной последовательности, в отдельных главах осуществляется возврат к старым кораблям. Например, "Hood" первоначально описан в том виде, какой он имел после своей пост­ройки, его последующие модернизации описа­ны в отдельных главах - сперва до 1930 го­да, а затем до 1941 года. Такая форма пре­дотвращает скачкообразное чтение, ибо в противном случае надо было начать с исто­рии линкоров типа "Queen Elisabeth" (1911-1946 годы), а затем опять возвра­щаться к 1912 году, чтобы проследить исто­рию линкоров типа "Royal Sovereign". Этим также облегчается понимание значения от­дельных периодов, так как они включены в отдельные главы при описании кораблей. При составлении этого труда большое внимание обращалось на его содержание, составленное так, чтобы труд имел одинаковую ценность как для обычны читателей, интересующихся общими вопросами, так и для экспертов, специализирующихся на технических подроб­ностях. Мы надеемся, что это удалось и наш труд понравится всем, кто интересуется во­енным кораблестроением, боевыми кораблями и историей морских войн.

Alan Raven, John Roberts.