Проектирование и постройка

 

В конце XIX-го столетия сформировался стандартный тип линейного корабля водоиз­мещением около 15 тысяч тонн, с энергети­ческой установкой из поршневых паровых ма­шин и достигавший скорости 18 узлов. Он имел смешанное вооружение, состоящее из 305-мм, 152-мм, 12- и 3-фунтовых орудий. Однако весьма быстро прогрессирующее раз­витие тяжелой артиллерии в совокупности с усовершенствованием управления стрельбой привело к увеличению боевых дистанций, так что орудия небольших калибров больше не годились для боя. К тому же возросшие бое­вые дистанции требовали стрельбы залпами. Это в конце концов привело к однообразному вооружению из восьми тяжелых орудий, в противоположность четырем 305-мм орудиям стандартного линкора. Первоначально новый тип линкора встретил у британских адмира­лов сильное сопротивление. Для строительст­ва уже существующего линейного флота были истрачены громадные деньги, а между тем с появлением кораблей нового типа этот флот был обречен на преждевременное устарева­ние. Однако перелом во мнении адмиралов произошел довольно быстро, чему способст­вовал огромный авторитет адмирала Фишера (Sir John Fisher), который не мог допус­тить, чтобы первенство в нововведении было отдано иностранцам. В почти рекордный срок был спроектирован и построен HMS "Dreadno­ught". Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, послужил образцом для всех последующих линкоров, которые впредь стали называть дредноутами.

Сам "Dreadnought" при водоизмещении 18.000 тонн при помощи паровых турбин на испытаниях показал скорость в 21 узел. Его однокалиберное главное вооружение из деся­ти 305-мм орудий, дополненное многочислен­ными 12-фунтовыми пушками для противомин­ной обороны, полностью отвечало новым вея­ниям, заложенным в основу новых кораблей.

"Dreadnought", как абсолютно новая боевая машина, оказался чрезвычайно удач­ным кораблем. Его появление произвело ог­ромный эффект во всем мире, и вскоре мно­гие страны приступили к осуществлению об­ширных дредноутских программ. В Англии следующими стали линейные корабли "Bellerophon", "Temeraire" и "Superb" программы 1906-го бюджетного года, а также корабли "Saint Vincent", Collingwood" и "Vanguard" программы следующего, 1907-го финансового года.* Все эти корабли почти ничем не отли­чались от "Dreadnought", за исключением того, что для отражения атак миноносцев на них были установлены пушки 102-мм калибра.

Кроме того, в отличие от линкоров "Dread­nought" и типа "Bellerophon,", имевших 305-мм орудия типа "Mk.X.L/45", корабли типа "Saint Vincent" несли орудия "Mk.X.L/50".

Следующими английскими дредноутами ста­ли "Neptune" программы 1908-го финансового года, а также "Colossus" и "Hercules" 1909-го года. Эти корабли впервые получили в корме возвышенные двухорудийные башни, но в общем целом каких-либо кардинальных отличий от предшествующих эти корабли не имели. Этого нельзя сказать о следующих кораблях, сооружаемых в рамках программы того же 1909-го финансового года '- "Orion", "Thunderer", "Monarch", "Conqueror". Впер­вые на них отказались от установки башен главного калибра по бортам и к тому же сделали новый шаг вперед, перейдя к более крупному калибру. Десять 343-мм орудий располагались в пяти орудийных башнях, расположенных только в диаметральной плос­кости - одна в средней части корабля и по две в оконечностях линейно-возвышенно.

Развитием типа "Orion" стали дредноу­ты 1910-го финансового года - "King Geor­ge V", "Ajax", "Audacious", "Centurion", и корабли 1911-го года - "Iron Duke", "Benbow", "Marlborough" в "Emperor of In­dia". Появившиеся вместе с "Dreadnought" крупные миноносцы вынуждали все больше увеличивать калибр противоминной артилле­рии, пока он не подошел к довольно крупно­му калибру в 152 мм. Хотя проект кораблей типа "Iron Duke" и был похож на предшест­вующие, он объединил в себе ряд важных но­винок, поэтому этот тип линкоров можно рассматривать как переломный в британском линкоростроения.

Следующими стали корабли типа "Queen Elisabeth", которые стали старейшими дред­ноутами, активно участвовавшими во второй мировой войне. Они являются естественный началом данного исследования и проводят границу между "Dreadnought" 1906 года и "Vanguard" 1946 года.

Первоначально программа 1912-го года предусматривала строительство трех линко­ров и одного линейного крейсера, которые, имея вооружение из 343-мм орудий, соот­ветствовали прежним стандартным проектам. Описание и эскизный проект линкоров был подготовлен в начале 1912 года, однако одобрение на размещение заказов из Адми­ралтейства получено еще не было. Без этого программа не могла быть в феврале представлена на рассмотрение Кабинета минист­ров. Эта задержка была вызвана новыми све­дениями из заграницы - стало известно, что

в США в Японии началась постройка кораблей с 356-мм орудиями главного калибра. Это навело британских адмиралов на размышления о целесообразности их планируемой програм­мы. Еще больше их огорчили полученные вскоре данные, что новые корабли гер­манского флота (типа "Konig") будут иметь такой же калибр. О том, что последние све­дения ложные, в Англии узнали гораздо поз­же. Решению проблемы помог новый Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль (Wins­ton Churchill). Справедливо оценивая вве­дение 343-мм орудий как большой прогресс, он предложил перейти сразу к 381-мм калиб­ру орудий. Проект такого орудия уже пред­лагался, но до тех пор еще не было изго­товлено ни одного опытного образца. Поло­жительное решение этого вопроса ставило Адмиралтейство перед целым рядом серьезных проблем, главная из которых в то время бы­ла та, что было необходимо размещать зака­зы на корабли, для которых орудия еще не были не только заказаны, но даже испытаны. Между тем по опыту было известно, что из­готовление главной артиллерии для кораблей с орудиями, уже опробованными ранее, за­частую требовало не меньше времени, чем сооружение самого корабля. В данном же слу­чае ожидание изготовления и испытания опыт­ного образца 381-мм орудия могло вызвать задержку закладки линкоров программы 1912-го года. Адмиралтейство встало перед ди­леммой - либо рискнуть и 'произвести зак­ладку кораблей согласно новому предложе­нию, то есть с неиспытанным вооружением, либо строить корабли с уже опробованным вооружением, но заведомо уступающие рав­нозначным кораблям других государств. Пос­ле непродолжительных обсуждений было реше­но идти по первому пути. В большой степени этому решению способствовал контр-адмирал Муур (Moore), отвечающий за вооружение флота (Director of Naval Ordnance), кото­рый был убежден в успехе и был готов по­ставить на карту собственную карьеру (Churchill "The World Crisis" London, 1923-31). Такое решение было довольно рискованным, но в конечном итоге правильным,  и оно впоследствии оправдало себя.

Итак, вопреки серьезным опасениям флот перешел к новому калибру орудий. Не теряя времени был произведен заказ на изготовле­ние опытного образца, с которым должны бы­ли быть проведены испытания с целью опре­деления дальности стрельбы и точности по­паданий, должны были быть также составлены специальные документы, такие как артилле­рийские таблицы и им подобные.

После того как был определен калибр главной артиллерии, необходимо было нако­нец подготовить проект корабля-носителя данного вооружения. Первоначальный проект соответствовал стандартному: десять орудий в пяти башнях - по две в оконечностях ли­нейно-возвышенно и одна в середине кораб­ля, скорость - 21 узел, бортовая броня толщиной 330 мм. Однако вскоре было под­считано, что вес 381-мм снаряда допускает сокращение числа орудий до восьми, даже в этом случае обеспечивая превосходство в залпе над "Iron Duke". В самом деле, де­сять 343-мм орудий "Mk.V" давали вес бор­тового залпа 6250 кг, а восемь 381-мм ору­дий единым залпом выбрасывали 6804 кг ме­талла. Между тем, за счет устранения сред­ней башни сэкономленный вес позволял уста­новить дополнительные механизмы и котлы для получения более высокой скорости. В связи с этим Военно-Морская Академия раз­работала для новых кораблей абсолютно но­вую концепцию их тактического использова­ния. Предполагалось создать из них эффек­тивное, быстроходное звено, которое будет в состоянии при необходимости выполнить охват неприятельской колонны, либо своим мощным огнем резко усилить огневую мощь какой-то части флота, сосредоточив огонь на отдельном корабле или отдельной эскадре неприятеля. Эти корабли много обещали, но для такого использования требовалась ско­рость не менее 25 узлов.

Исходя из основных тактико-технических требований (8 381-мм и 16 152-мм орудий, 25 узлов) Отдел кораблестроения подготовил три проекта, детали которых показаны ниже в таблице (вместе с линкором "Iron Duke" для сравнения):

 

                                                           "Iron Duke" |    "R-3"       |   "R-3(*)"   |         "R-4"

Водоизмещение

25 000

27 000

27 000

27 000

длина между перпендикулярами

176,90

183,00

183,00

187,58

Ширина

27,45

27,57

27,57

27,45

Осадка

8,54

5,66

8,66

8,66

главный калибр

10 343-мм

8 381-мм

8 381-мм

8 381-мм

средний калибр

12 152-мм

16 152-мм

16 152-мм

16 152-мм

броневой пояс

305

330

305 и 330

330

верхний пояс

203 и 152

203 и 152

152

203 и 152

боевая рубка

280

305

280

305

Барбеты

254

280

254

280

стены башен

280

305

280

305

крыши башен

102 и 76,2

127

127

127

Противоторпедная переборка

38 и 25,4

38 и 25,4

50,8 и 38

38 и 25,4

 

Броневая защита проектов "R-3" и "R-4" соответствовала "Iron Duke", за исключени­ем того, что ее толщина в районе ватерли­нии, боевая рубка, барбеты, стены и крыши башен была увеличена на 25,4 мм. Подводную защиту погребов и машинных отделений представляла продольная переборка, а ко­тельные отделения имели защиту в виде угольных бункеров. Проект "R-3(*)" пре­дусматривал дополнительную противоторпед­ную переборку, простиравшуюся на всю длину боепогребов и машинных отделений -и имевшую толщину 51 мм., а в районе котельных отде­лений уменьшенную до 38 мм., так как в этом районе дополнительная защита состояла из угольных бункеров. Для компенсации до­бавочного веса переборки толщина брони по ватерлинии оставлена 305 мм., как на "Iron Duke", однако в районе машинных отделений увеличена до 330 мм. Верхний пояс утоньшен до толщины 152 мм. по всей своей длине. Остальное бронирование аналогично "Iron Duke".

Размещение вооружения в проектах "R-3" и "R-3(*)" соответствовало "Iron Duke", но без средней башни "Q". Вооружение проекта "R-4" отличалось размещением третьей башни на возвышенной позиции в середине корабля (на позиции "Q") без возможности ведения стрельбы вдоль диаметральной плоскости. В корме оставлена только, одна башня (позиция "Y".

Предварительный расчет стоимости с учетом строительства на казенной верфи (что обычно дешевле,  чем на  частной) составил для проекта "R-3" 2,1 млн.фун.ст., для проекта "R-3(*)" стоимость предполагалась на 30 тысяч фун.ст. дешевле, для про­екта "R-4" - на 30 тысяч фун.ст. дороже.

Проект получил еще одно существенное новшество - исключительно нефтяное отопле­ние котлов. Вызвано это было жестким усло­вием достижения проектной скорости 25 уз­лов, а это было возможно лишь при исполь­зовании жидкого топлива. Нефть обладала перед угольным топливом довольно значи­тельными преимуществами - она была более энергоемка и удобна в использовании, обес­печивая в то же время при меньшем весе та­кую же дальность плавания. Адмиралам было нелегко отказаться от привычного их сердцу угля, тем более, что нефть в Англию доставляли с Ближнего Востока и это могло стать уязвимым звеном для британского флота, в то время как уголь добывался на территории самой Англии. Кроме того, угольные бункеры образовывали дополнительную защиту против проникновения снарядов и ограничивали ра­йон повреждений при взрыве торпеды. В то же время считалось, что нефть не обеспечи­вает такой защиты и к тому же таит в себе опасность легкого возгорания, Однако при этом учитывалось, что экономия в весе, по­лученная при переходе на нефтяное отопление котлов, позволила бы усилить броневую за­щиту - толщина пояса по ватерлинии могла быть увеличена до 330 мм. на всем протяже­нии, а противоторпедной переборки - до 50,8 мм. также по всей своей длине. Все "за" и "против" долго и внимательно обсуждались. Лишь после одобрения проекта "R-3(*)" Ад­миралтейством в июне 1912 года британские адмиралы согласились с переходом на нефтя­ное отопление.

 

ПРОЕКТ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ "R-3(*)" (по состоянию на июль 1912 года)

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

проектное водоизмещение                        27 500 ts

боевое водоизмещение                              31 300 ts

длина между перпендикулярами             183,00 м.

длина наибольшая (включая кор­мовой балкон)         196,42 м.

ширина наибольшая                                      27,60 м.

осадка проектная                                           8.76 м.

осадка боевая                                                 9,76 м.

нагрузка, углубляющая на 1 см.     38,5 ts/см

мощность на валах                                75 000 WPS

скорость при проектной осадке         25 узлов

запас нефти при проектн.осадке           650 ts

запас нефти при боевой осадке           3500 ts

запас угля                                                     100 ts

 

ЭКИПАЖ (по штату, не учитывая штаб флагмана)   831 чел.

 

ВООРУЖЕНИЕ.

8 381-мм L/42 орудий главного калибра;

16 152-мм L/45 орудий противоминного калибра;

4 533-мм подводных торпедных аппарата.

 

БРОНИРОВАНИЕ.

пояс в середине корабля        330 в 152 мм.

пояс в носу и корме                 152 в 102 мм.

траверзы в носу и корме         152 в 102 мм.

барбеты                                          254 в 102 мм.

бока орудийных башен                    280 мм.

лоб орудийных башен                      330 мм.

крыша орудийных башен                  127 мм.

бока боевой рубки                          280 мм.

крыша боевой рубки                         102 мм.

шахта боевой рубки                         152 мм.

пост упр.торпедной стрельбой 152 мм.

шахта поста УТС                                           102 мм.

кожухи дымовых труб                                    38 мм.

противоторпедная переборка                 50,8 мм.

подкладка под броню (миинм.)             50,8 мм.

батарея противомин.калибра                   152 мм.

палуба бака над батареей                     25,4 мм.

верхняя палуба в середине             50,8 и 31,8 мм.

главная палуба в носу и корме           31,8 мм.

главная палуба в середине                   25,4 мм.

носовая промежуточная палуба       76,2 и 25,4 мм.

кормовая промежуточная палуба     76,2 и 57,2 мм.

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ КОРПУСА ПО ПРОЕКТУ.

корпус с системами и устройствами                   8900 ts

бронирование и стальные защитные плиты         8600 ts

главные и вспомогательные механизмы               3950 ts

топливо                                                                            650 ts

вооружение                                                                    4550 ts

снаряжение, экипаж, багаж                                      750 ts

адмиралтейский резерв                                               100 ts

ВСЕГО                                                             27   500  ts

 

Строительство серии быстроходных ли­нейных кораблей посчитали настолько важным для Англии, что в программу 1912/13 фи­нансового года было решено не включать ни одного линейного крейсера. Так как новый проект был одобрен Адмиралтейством, то во второй половине 1912-го года были выданы заказы на постройку четырех кораблей по проекту "R-3(*)". Постройку еще одного корабля в качестве подарка для Метрополии вызвалась финансировать Малайская Федера­ция. В признание этого широкого жеста пя­тый корабль получил название "Malaya". Программа 1914/15-го финансового года пре­дусматривала достройку шестого корабля "Agincourt". На него был выдан заказ, од­нако после начала войны его аннулировали.

 

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ И СТОИМОСТЬ ПОСТРОЙКИ КОРАБЛЕЙ ТИПА "QUEEN ELISABETH1

                                        закладка             спуск           готовность       стоимость постройки

"Queen Elisabeth"

"Warspite"

"Valiant"

"Barham"

"Malaya"

21.10.1912

31.10.1912 31.01.1913 24.02.1913 20.10.1913

16.10.1913 26.11.1913 4.11.1914 31.12.1914 18.03.1915

янв.1915

март 1915

февр.1915

окт.1915

февр.1916

2.408.000 2.524.148 2.537.037 2.408.000 2.945.709

фун . стерлингов

фун . стерлингов

фун . стерлингов

фун . стерлингов

фун . стерлингов

 

МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ.

"Queen Elisabeth" казенная верфь в Портсмуте "Portsmouth Dockyard"

"Warspite"       казенная верфь в Девонпорте "Devonport Dockyard"

"Valiant"        частная верфь в Говане (вблизи Глазго) "Fairfield Shipbuilding & En­gineering Co., Lta." (Govan, Glasgow)

"Barham"         частная верфь в Клайдбэнке "John Brown & Co., Ltd.,  Shipyard & En­gine Works" (Clydebank)

"Malaya"         частная верфь в Ньюкасле "W.G.Armstrong, High Walker" (Newkastle-on-Tyne).