Вооружение линейных кораблей типа "Queen Elisabeth"

 

8 381-мм орудий "Mk.I"; спаренные установки с двойными лафетами "Mk.I"; боезапас: 100 выстрелов на орудие.

12 152-мм орудий "Mk.XII"; одинарные установки "P-IX"; боезапас: 130 выстрелов на орудие + 100 осветительных снарядов на каждом корабле.

2 76,2-мм зенитных орудия;

4 3-фунтовые салютные пушки (только в мирное время); боезапас: 64 выстрела на орудие.

5 пулеметов системы "Maxim";

4 533-мм подводных торпедных аппарата; запас торпед: 20 штук.

 

Артиллерия главного калибра

 

Главное оружие линкоров "Dreadnought" и типа "Bellerophon" состояло из десяти 305-мм орудий "Mk.x.L/45" вполне отвечав­ших требованиям того времени. Увеличение боевых дистанций потребовало разработки более совершенного и дальнобойного воору­жения, в связи с чем появилось новое 305-мм орудие, получившее обозначение "Mk.xl.L/50". Оно обеспечивало более высо­кую начальную скорость снаряда за счет увеличения длины ствола и веса рабочего заряда. Такими пушками предполагалось во­оружать следующие поколения дредноутов, однако этого не произошло. Дело в том, что усиленный заряд "... не всегда достигал полного сгорания. На момент выхода снаряда из ствола рабочий заряд не успевал сгореть полностью. Скорость сгорания изменялась от выстрела к выстрелу, и поэтому мощность орудия не была постоянной" (Bacon "From 1900 onward..." London, 1940).

Неудачи с 305-мм орудием "Mk.XI" при­вели к основательному рассмотрению пробле­мы боевой мощи новых кораблей в пользу пе­рехода к орудиям более тяжелого калибра. Оптимальным решением было вместо увеличе­ния скорости снаряда увеличить его вес, перейдя к калибру 343 мм. За счет своей большой тяжести и следовательно большей инертности 343-мм снаряд весом 567 кг не так быстро терял свою скорость, как 305-мм снаряд весом всего лишь 386 кг. К тому же было установлено, что 343-мм снаряд орудия "Mk.V" имел примерно такую же начальную скорость, что и 305-мм снаряд орудия "Mk.X", но немного меньше, чем у орудия "Mk.XI". Однако вместе с тем на дальних дистанциях скорость при встрече с целью и пробивная мощь у 343-мм снаряда была выше. Новое орудие оказалось весьма надежным и получило в дальнейшем развитие для исполь­зования снаряда весом 879 кг.

381-мм орудие "Mk.I" было сконструи­ровано по такому же принципу, то есть ком­бинация тяжелого снаряда и сравнительно небольшой начальной скорости. Оно оказалось еще более удачным в, вероятно, наибо­лее полноценным тяжелым орудием, когда-ли­бо изготовленным для Королевского Флота. В период разработки это орудие обозначалось как "356-мм экспериментальное" в целях сохранения тайны.

Конструкция башенной установки для 381-мм орудий была аналогична башне для 343-мм . орудий. В период проектирования много внимания было уделено особенностям башен 381-мм калибра: таким как гораздо больший вес вращающейся части и более сильная отдача при выстреле. Причем первое требовало особенно пристального внимания, так, как могло ухудшить эксплуатационные характеристики установки. Для решения этой проблемы впервые применили подвижно-диско­вый гидравлический привод (hydraulischen Taumelscheibenmotor), обеспечивающий спо­койное и плавное движение, гораздо более мягкое, чем привода более ранних кораблей. К тому же привод обеспечивал более точные малые поправки горизонтального наведения установки. На корабле имелось четыре таких мотора - по одному для каждой башни. Уста­новка обеспечивала заряжание башни при лю­бом горизонтальном и вертикальном (до 20 градусов, что соответствовало дальности 22,42 км) положении ствола. Наибольшая скорострельность составляла 2 выстрела в минуту.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ БРИТАНСКОЙ ТЯЖЕЛОЙ АРТИЛЛЕРИИ.

Калибр

мм

305

305

343

343

381

Марка

 

Mk.X

Mk.XI

Mk.V

Mk.V

Mk.I

длина ствола

Калибр

L/45

L/50

L/45

L/45

L/42

вес орудия без затвора

вес снаряда

вес рабочего заряда

кг.

кг.

кг.

57 708

385,55

117

66 700,4

385,55

139,25

76 198,4

566,98

132,90

76 198,4

635,02

134,70

98 704,4

870,89

194,10

 

НА ВЫХОДЕ ИЗ СТВОЛА:

дульная энергия                           мкг         14827797    16429334       19571144    18792200       24110365

начальная скорость                      к/сек.       869,25        918,05           723,50         762,50           747,25

броня, пробиваемая сна­рядом

 без наконечника                           мм.              406       426                 439                439                 457

 

НА ДАЛЬНОСТИ 9140 м.:

энергия встречи              мкг           6587723         7299977     9688010      10287317      14107700

скорость встречи             м/сек           579,5              610,0          579,5          554,25          554,25

броня, пробиваемая сна-                                                                                             

рядом без наконечника    мм.                259                 284            320           317,7               356

 

1) указанные выше данные о бронепробиваемости действительны для снаряда без наконеч­ника, ударяющегося о плиту под нормальным углом (90 град.к поверхности). Если плита име­ет наклон,  то естественно пробивная сила снижается,  что означает для 381-мм снаряда на дистанции 9144 м.  приблизительно 335 мм.  при наклоне 20 град, в 310 мм. при наклоне 30 град. Снаряд с наконечником дает увеличение пробивной силы на 10-20 % при наименьшей скорости в на 30-50 % при наибольшей скорости.

2) приведенные в тексте подобные данные округлены;  в таблице указаны точные.

3) имеется в виду пробиваемость цементированного броневого материала.

 

Противоминная артиллерия

 

Первый проект предусматривал вооруже­ние кораблей шестнадцатью 152-ми орудиями "Mk.XII.L/45" на лафетах "P-IX". Из общего числа двенадцать орудий устанавливались на верхней палубе и четыре - в кормовой части главной палубы. Однако в начале войны на кораблях типа "Iron Duke" выявились неко­торые недостатки такого размещения. Орудия находились очень близко к ватерлинии и к форштевню, так что орудийные порты посто­янно заливались водой. Было решено порты удалить, но это не решило проблемы, так как защитные щиты 152-мм орудий не были водонепроницаемыми, поэтому вода имела прак­тически свободный доступ в казематы и на уровень данной палубы. Набивка резиновых уплотнений между защитным щитом и стенкой борта, хотя и помогла частично, но все-та­ки оставляла желать лучшего. Для предотв­ращения растекания воды по палубе позади орудий были установлены невысокие металли­ческие перегородки. В отношении кормовых орудий эти меры вообще не помогли и лучшим решением проблемы было удаление их с глав­ной палубы, тем более, что низкое располо­жение не позволяло использовать их в отк­рытом море даже в не очень большое волне­ние.

Аналогичные меры предполагалось при­нять и на новых кораблях типа "Queen Eli­sabeth", на которых позади 152-мм орудий была установлена металлическая перегородка высотой 75 мм. Головной "Queen Elisabeth" был достроен еще с кормовой батареей 152-мм орудий, но в 1915/16 они были сняты. Ликвидация кормовых орудий компенсирова­лась установкой двух 152-мм орудий на па­лубе бака, под шлюпками. Однако оба в 1916 году были сняты, хотя считалось, что они по своей ценности были равны всей 152-мм батарее верхней палубы. Три носовых 152-мм орудия имели сектора обстрела от 1 градуса в нос от линии киля до 29 градусов в корму от траверза. Другие от 13 градусов в нос от линии киля до 45 градусов в корму также от линии киля. То есть кормовой мертвый угол для противоминной артиллерии состав­лял 90 градусов. Орудийные позиции отделя­лись друг от друга броневой переборкой толщиной 38 мм, однако с тыла имели откры­тый доступ по всей длине батареи. Еще во время постройки кормовые и носовые батареи были отделены друг от друга проходящей по диаметральной плоскости переборкой толщи­ной 50,8 мм. Снаряды к орудиям подавались при помощи подъемника, расположенного в носовой части каждой батареи. Заряды с главной палубы подавались через люки Миллерса (Millers) при помощи талей, приво­дившихся в действие при помощи обычного барабанного шпиля. Боевой запас первых выстрелов составлял по 30 на каждое орудие и помещался в L-образных кранцах рядом с талями. Этот метод подачи боезапаса сильно критиковался командиром учебно-артилле­рийского корабля "Excellent". Он ссылался на опыт до-дредноутов, где снабжение боеп­рипасами 152-мм орудий производилось пос­редством талей и люков Миллерса. Такой спо­соб, как показал опыт, оказался не вполне удовлетворительным. Он также ссылался на то, что по этой причине все снабжение бо­еприпасами 152-мм орудий на до-дредноутах типа "King Edward VII" было основано на применении подъемников, что улучшило бое­готовность этих орудий. Однако эта критика была отклонена, ибо на до-дредноутах 152-мм орудия дополняли главную артиллерию, являясь их составной частью, а на дредноу­тах они предназначались исключительно для обороны от миноносцев, а это подразумевало лишь кратковременное их использование и поэтому в продолжительной подаче боезапаса не было необходимости. Кроме того, счита­лось очень важным, что принятая система подачи боезапаса позволяет осуществить разрыв в цепочке подачи зарядов между пог­ребом и батареей. Такие аргументы не нуж­дались в каких-либо доказательствах, одна­ко упускался такой важный момент, что при­верженность к медленной подаче боезапаса вынуждала складировать большое число гото­вых картузов в батарее.

Во время Ютландского сражения палуба бака на "Malaya" была пробита 305-мм. сна­рядом, который взорвался в 152-мм. казема­те и, полностью уничтожив 152-мм. орудие N-3 правого борта, вызвал возгорание поро­ха, жертвами вспыхнувшего пожара стали бо­лее 100 человек. Весь каземат был выведен из строя, пожар едва не привел к гибели корабля. Как результат этого урока, люки Millers'а были затем заменены подъемника­ми, что восстановило поток пороха между погребами и орудиями. Как дополнение к этому на местах окончания подъемников были устроены огнестойкие заготовительные поме­щения, которые были окружены переборками толщиной 25,4 мм. для того, чтобы избежать распростанения пожара на погреб пороха. Обдумывалась также установка в тылу бата­рей защитной переборки, однако от этого в конце концов отказались, ибо это затрудни­ло бы отдачу приказаний.

 

Мелкокалиберная артиллерия

 

Противовоздушная оборона была пред­ставлена двумя 76,2-мм. орудиями по бокам от дымовой трубы на палубе бака. Хотя во время войны предлагалось заменить их на две 102-мм. зенитные пушки, которые должны были быть установлены вместо обоих 152-мм. орудий, это изменение не было осуществлено и все корабли этого класса сохранили свои два 76,2-мм. орудия до конца войны. Когда в январе 1915 года "Queen Elisabeth" был завершен, 76,2-мм. зенитные орудия и их лафеты еще не были готовы и, таким образом он получил кратковременно одно 76,2-мм. орудие и одно 3-фунтовое орудие вместо 76,2-мм. зенитных. В 1912 году предлага­лось изготовить 381-мм. орудие в тройном лафете (трехорудийная установка), однако это предложение не преследовало серьезных намерений. В дальнейшем предлагалось уста­новить дополнительно ряд 12-фунтовых ору­дий для усиления защиты от миноносцев. Это предложение также было отброшено ,ибо было установлено, что эти 12-фунтовые пушки значительно не усилят имеющуюся огневую мощь,- кроме того было нежелательно иметь на борту три различных калибра.

 

Оборудование управления стрельбой

 

Для главного вооружения проект преду­сматривал центральный пост управления, ко­торый должен был находиться в бронирован­ном колпаке над боевой рубкой. Во вращающейся бронированной верхней части этого колпака находился 4,57-м, дальномер. В ян­варе 1915 года было решено оснастить все новые дредноуты приборами центральной на­водки главной артиллерии. Все корабли это­го класса были после этого, но еще до окончания постройки, снабжены двумя такими приборами - один в имеющемся колпаке на боевой рубке и другой на фор-марсе. Каждая башня была снабжена 4,57-м. дальномером, а также открытым визирным устройством для горизонтальной наводки. Это оборудование было решено установить в конце 1914 года, для остальных кораблей в марте 1915 года и, таким образом, при готовности все ко­рабли этого класса имели такое оборудова­ние. При необходимости огнем всей тяжелой артиллерии можно было управлять также из башни "В" (носовая возвышенная).

Управление стрельбой 152-мм. артилле­рии первоначально находилось по бокам бое­вой рубки, за ее стенами. Оборудование уп­равления стрельбой средней артиллерии было заказано еще в декабре 1914 года, однако недостаточные производственные мощности задержали установку. Поэтому "Queen Elisa­beth" в ноябре-декабре 1916 года был снаб­жен временным оборудованием управления стрельбой 152-мм. артиллерии, которое лишь в мае 1917 года было заменено штатным обо­рудованием. "Malaya" и "Valiant" получили его в апреле 1917 года, "Barham" и "Warspite" в июле 1917 года. Второй пост управ­ления стрельбой был установлен по бокам компасной платформы.