Если вы потребитель курьерская доставка предлагаем всем желающим. Точно в срок.

Заключение

 

Разумеется, неверно было бы считать, что транспортеры ТМ-1-180 не имели недостатков. Они были. (Например, слишком большая нагрузка на ось). И советские конструкторы работали над созданием новых транспортеров. Еще в середине 30-х годов делались попытки разработать проект транспортера с 500-мм дальнобойно-реактивной пушкой (ДРП), но дальше технических заданий дело не пошло, да и сами ДРП не получили применения. Высказывались предложения разместить на железнодорожном транспортере трехорудийную башню МК-5 калибра 152 мм. В октябре 1943 года ЦКБ-19 закончило проект транспортера ТМ-1-16 с пушкой калибра 406 мм. Эта пушка разрабатывалась для трехорудийных башенных установок МК-1 тяжелого крейсера "Советский Союз". Предполагалось, что установленное на транспортере 406-мм орудие сможет обеспечить дальнобойному снаряду начальную скорость 1300 м/с. При этом дальность стрельбы на предельном угле возвышения составит 550 кб (99 км). Во время войны этот проект не мог быть осуществлен, так как требовал слишком больших затрат и, главное, для создания такого транспортера потребовался бы не один год, а осенью 1942 года фронт уже двинулся на запад, и вряд ли новой установке довелось бы участвовать в боевых действиях. После войны к этому проекту вернулись, присвоив ему новое обозначение СМ-16. Предполагалось, что 406-мм транспортеры будут использоваться в береговой обороне. Однако смена государственного лидера повлекла за собой и смену основных направлений развития военной техники. Кроме того набирала силу ракетная техника. В результате 406-мм транспортер так и не был построен.

В транспортерах ТМ-1-14 уже к началу 40-х годов выявился ряд недостатков.

Несколько раз выходили из строя орудийные станки. Поэтому в 1940 году ЦКБ-19 разработало проект транспортера ТП-1 под новую 356-мм пушку длиной 54,5 калибров. В этом проекте соединились технические решения, найденные при проектировании первых транспор­теров. В начале 1941 года Ново-Краматорский механический завод изготовил опытную установку. Предполагалось после ее испытаний построить серию 356-мм транспор­теров для береговой обороны, но война спутала все планы. В истории развития железно­дорожных установок поразительно то, что, действуя на суше, они вобрали в себя все лучшее, что было создано в корабельной артиллерии. Главное, конечно, это орудие. Морские пушки отличались от сухопутных значительно большей мощностью и дальностью стрельбы. Поэтому даже для установок среднего и мелкого калибра использовались корабельные пушки. Одни элементы целиком заимствовались из корабельных артиллерийских уста­новок, другие- перерабатывались применительно к железной дороге. Выработанные поколениями морских артиллеристов способы ведения огня дали возможность транспортерам стрелять с поразительной (и в буквальном смысле) точностью.

Сравнение железнодорожного транспортера с кораблем напрашивается само собой. В прошлом веке был такой тип корабля, который называли "плавучим станком". Небольшого водоизмещения, 150-200 т, эти канонерские лодки несли лишь одно орудие крупного калибра. Корабли были неуклюжи и неповоротливы, но огонь их орудий мог поразить любого противника. Транспортеры же сочетали в себе мощь артиллерии с удивительной способностью быть неуловимыми. И это несмотря на то, что были намертво связаны с железно­дорожным полотном.

Форт Красная Горка стал последней позицией для уцелевших тран­спортеров ТМ-1-180 и ТМ-3-12. 305-мм транспортеров, тех самых, что служили на полуострове Ханко. Немцы смогли восстановить транспортеры, произошло это в конце войны, и пока не удалось отыскать данных о том, стреляли ли они. Очень хочется найти отрицательный ответ на этот вопрос. По рассказу одного из ветеранов железнодорожной артиллерии Н.Г.Смирнова, финны до последнего момента не хотели отдавать транспортеры, выведенные с полу­острова Ханко, заявляя, что ничего о них не знают. И лишь один из участников обороны полуострова С.С.Кобец, хорошо знавший финские шхеры, углядел с катера спрятанные транспортеры. Таким образом они вернулись в Ленинград.

Транспортеры ТМ-1-14 были на вооружении до 1952 года, а ТМ-1-180 до 1961. Боевой путь транспортеров во время Великой Отечественной войны - это особая тема, которой должна быть посвящена отдельная книга. Нам же хотелось лишь немного приоткрыть эту забытую страницу нашей истории.