Линейный крейсер "Hood"

 

В марте 1915 года, с согласия ведомст­ва финансов, Адмиралтейство одобрило план постройки экспериментального линкора. Он должен был объединить в себе весь получен­ный до этого военный опыт. В памятной за­писке от 4 декабря 1915 года Третий Мор­ской Лорд Ф.Тюдор (Sir F.С.Tudor) дал ру­ководителю проектных работ (Director of Na­val Construction) следующие предписания, относящиеся к этому проекту: "...взяв за основу вооружение, бронирование и скорость кораблей типа "Queen Elisabeth", сов­местить это с корпусом, который будет иметь возможно меньшую осадку в сочетании с большой и оправданной остойчивостью и, кроме того, будет объединять в себе все усовершенствования и системы защиты против подводной атаки...". Причиной требовав­шейся малой осадки были опыт и критические исследования конструкции линкоров типов "Iron Duke" и "Queen Elisabeth", в связи с исследованиями разрушительного действия минных и торпедных попаданий. При этом бы­ло установлено, что главные слабости ко­раблей этих типов были непомерно большая осадка и недостаточная высота надводного борта. Обе были приписаны большому запасу топлива, принимавшегося в военное время, и который в стадии проектирования был слиш­ком занижен. К тому же, высоту надводного борта сильно уменьшало проницаемое для во­ды размещение средней артиллерии на верх­ней палубе. Тем самым значительно умень­шался угол безопасного крена корабля. Эти слабости вели к следующим выводам:

1). С увеличением углубления растет давление воды, поэтому внутренние перебор­ки должны выдерживать гораздо большие дав­ления, чем на кораблях с малой осадкой;

2). Отношение запаса плавучести к во­доизмещению до этого было недостаточно;

3). Расположение противоминной артил­лерии ухудшает морские качества кораблей. При неблагоприятной погоде они сильно за­ливаются водой, а сами орудия малопригодны к употреблению при любом волнении.

Предварительные проектные эскизы и спецификации нового линкора были готовы 29 ноября, и на следующий день они были нап­равлены в Адмиралтейство. Особенностью проектов была незначительная осадка (всего 8,00 м.) которую удалось снизить благодаря увеличению наибольшей длины до 247,05 м. и ширины до 31,72 м. Предъявленное конструк­торам требование уменьшить осадку на 50 % по сравнению с линкорами "Queen Elisabeth" оказалось невыполнимым. Проектная осадка была меньше только на 22 %, что само по себе являлось достаточно большим достиже­нием. Новые обводы корпуса корабля при равной с "Queen Elisabeth" мощностью на валах, как предполагалось, могли позволить кораблю развить скорость приблизительно 26,5 узлов.

Противоминная артиллерия предполага­лась в составе двенадцати 127-мм.орудий новой конструкции. Их предполагалось раз­местить на палубе бака, что позволило до­вести бортовую броню до открытой палубы, а это, в сочетании с малой осадкой давало благоприятное соотношение запаса плаву­чести к водоизмещению, а также величину отношения надводного борта к осадке боль­шую, чем на всех предыдущих британских дредноутах. Броневая защита соответствова­ла кораблям типа "Queen Elisabeth", однако отличалась максимальной толщиной. Подвод­ная конструктивная защита включала борто­вые наделки, простирающиеся по всей длине боевых погребов и машинных отделений. Конструкция этих наделок-булей (главной отличительной чертой которых было то, что они не были пристроены к корпусу, как ра­нее - на предыдущих кораблях, а являлись частью конструкции корпуса) была разрабо­тана в соответствии с результатами испыта­ний, проведенных в декабре с "Чатамскими плотами" ("Chatham-Floss"), о которых уже упоминалось при описании линкоров типа "Royal Sovereign". В новом проекте внут­ренние камеры булей были заполнены пятью рядами труб, а внешние камеры служили воз­душным буфером, однако предполагавшиеся в проектном эскизе воздушное пространство было несколько больше, чем опробованное на "Чатамском плоту". Форма булей в сочетании с большой высотой борта увеличивала остой­чивость в случае повреждений. Главный не­достаток проекта заключался в его больших размерениях, из-за чего возникала труд­ность с выбором места постройки и докования. К этому времени была возможность ис­пользовать только лишь сухой док в Розайте или шлюзы "С" и "D" в Портсмуте. Никакая другая британская верфь ВМС не была в сос­тоянии принимать корабли такой величины. Это, пожалуй, было возможно в некоторых больших плавучих доках, что, впрочем, было далеко не идеальным решением, принимая во внимание слишком большое нависание оконеч­ностей за пределы доков.

6 декабря 1915 года Первый Морской Лорд адмирал Г.Джексон (Sir Henry Jackson) в памятной записке на имя Третьего Морско­го Лорда весьма верно заметил, что военное кораблестроение в Великобритании обязательно станет важнейшим фактором послевоенной экономики. Это не сможет принести ощутимой пользы, если Северо-Американским Штатам... подать новую идею, - какой является линкор длиной 247,05 метров, - которую они затем смогут осуществить быстрее, чем мы..." Далее он высказал мысль, что значительная стоимость соединения из таких кораблей до­полняется необходимостью больших затрат на создание мест базирования таких крупных линкоров, в том числе постройка специаль­ных особо-крупных доков. Одновременно он отметил, что до настоящего времени накоп­лен лишь небольшой опыт создания подобных кораблей, и потому никаких решающих уроков из этого извлечено быть не может, за иск­лючением лишь того, что британские дредно­уты можно вывести из строя одним случайным попаданием, или потопить посредством одной мины или торпеды. Этому было достаточно примеров в ходе войны. В бою при Доггер-Банке линейный крейсер "Lion" был выведен из строя единственным снарядом, пробившем броню в разорвавшимся в машинном отделе­нии. Линкор "Audacious" в 1914 году зато­нул от подрыва на единственной мине, что впрочем можно объяснить не только плохой конструкцией корабля, а в большей степени плохой выучкой личного состава в борьбе за живучесть корабля.

Принимая во внимание обнаружившееся действие круто падающих снарядов, чему не­достаточно уделялось внимание до Ютланда, он давал следующий комментарийt "...Артил­лерийский огонь на больших дистанциях улучшился и оказался ' действенным, и это требует улучшить защиту палуб (в дополне­ние к булям), как это уже доказал на своем опыте "Inflexible" перед Дарданеллами".

После изучения проекта и рассмотрения различных комментариев Адмиралтейство пот­ребовало разработки второго проекта. Он предполагался аналогичным первому, однако, учитывая технические характеристики су­ществующих доков, должен был иметь ширину как у "Queen Elisabeth". Руководитель про­ектных работ подготовил два проектных эскиза с максимальной шириной 27,45 м. Но, по всей вероятности, только один из них (для 25-узловой скорости) был направлен в Адмиралтейство. Он имел обозначение "В", в то время как первоначальный проект получил обозначение "А". Новый проект был готов уже к 1 января 1916 года, но еще некоторое время он придерживался в ожидании резуль­татов опытов с "Чатамском плотом".Эти опы­ты доказали возможность защиты дредноута от подводной атаки, но одновременно было определено, что форма булей, опробованная на "Чатамском плоту" способна противосто­ять торпеде с зарядом не более 181 кг. ТНТ(тротила). Так как були проекта "А" обес­печивали более надежную защиту , чем опро­бование для проекта "В", руководитель про­ектных работ высказался за более широкий корабль, ибо только это - вопреки ограни­чениям доков - было единственной возмож­ностью как-то гарантировать подводную за­щиту корабля. Кроме того в проекте "В" от­казались от ряда усовершенствований, пре­дусмотренных в проекте "А".

В целом же становилось очевидным, что уменьшение ширины в новом проекте нежела­тельно, поэтому Адмиралтейство предложило уменьшить длину - чтобы корабль мог вме­щаться хотя бы в плавучий док. В связи с этим 6 января был выдан заказ на разработ­ку двух следующих проектов - "С-1" и "С-2". Скорость в них ограничили только 22 узлами, так как при уменьшении водоизмеще­ния и длины на большую надеяться не прихо­дилось. В проект "С-1" предполагалось наи­более полно использовать возможности под­водной защиты с бортовыми наделками, про­ект "С-2" ограничивался улучшенной подвод­ной защитой по типу "Queen Elisabeth" при такой же протяженности. В обоих проектах предлагалось сделать допустимую осадку как можно меньше. Оба эскизных проекта 18 ян­варя были готовы и направлены в Адмирал­тейство. Проект "С-1" предполагал ширину и осадку как в проекте "А", но при уменьше­нии длины на 30,5 м. Проект "С-2" при дли­не лишь 186,05 м. имел осадку 7,5 м. Под­водная защита обоих проектов не отличалась от проекта "А". Внутри булей имелись такие же пять рядов труб, и, можно предполагать, они были достаточной защитой от наиболее мощных по тем временам торпед. Основываясь на требовании экономии веса, конструкторы пошли на уменьшение толщины бронирования и числа орудий противоминного калибра.

После рассмотрения проектов "С-1" и "С-2" Адмиралтейство, видимо не найдя их достаточно хорошими, дало указание главно­му конструктору (Director of Naval Const­ruction) подготовить на основе проекта "А" улучшенный проект "D". Основным требовани­ем на проектирование было сохранение шири­ны, осадки, бронирования и вооружения, при соответствующем уменьшении длины. Скорость должна была соответствовать "Queen Elisa­beth". Одновременно было решено, что неже­лательно, и даже не нужно вводить новый 127-мм.калибр - выбор был остановлен на 140-мм.орудиях.

Еще один проект,  представленный на рассмотрение 1.1/1916 года, в целом соответствовал проекту "В", за исключением следующих характеристик:

-осадка согласно спецификации 8,01 м., средняя боевая 8,92 м.;

- водоизмещение 30.350 ts.;

- мощность и скорость 75.000 WPS - 27 уз.

 

Технические данные проектов линейных крейсеров 1915-1916 годов

                                                                          "А"                  "В"             "С-1"          "С-2"             "D"

 

ед. изм.

29.11/15

1.1/16

18.1/16

18.1/16

1.2/16

Водоизмещение проектное

ts.

31.000

29.500

27.600

25.250

29.850

Длина наибольшая

м.

247,05

244,00

215,44

200,39

230,39

Длина между перпендикулярами

м.

231,80

228,70

201,30

186,05

216,55

Ширина наибольшая

м.

31,72

27,45

31,72

30,50

31,72

Осадка носом

м.

7,02

7,70

7,02

7,40

7,02

Осадка кормой

м.

7,32

8,01

7,32

7,70

7,32

Осадка средняя боевая

м.

8,11

8,62

8,08

8,62

8,08

Надводный борт в носу

м.

8,54

7,93

8,54

8,16

8,24

Надводный борт в корме

м.

6,10

5,80

6,10

5,80

5,80

Мощность на валах

HPS

75.000

60.000

40.000

40.000

65.000

Расчетная скорость

уз.

26,5-27

25

22

22

25,5

Запас топлива при пр. осадке

ts.

1000

1000

1000

1000

1000

Наибольший запас топлива

ts.

3500

3000

3000

3000

3000

Корпус корабля

ts.

11.650

11.000

10.800

9.500

11.400

Вооружение

ts.

4.750

4.750

4.650

4.650

4.700

Бронирование

ts.

9.150

8.600

7.860

7.770

8.500

Энергетическая установка

ts.

3.550

3.250

2.450

2.450

3.350

Запас топлива

ts.

1.000

1.000

1.000

1.000

- 1.000

Снаряжение

ts.

750

750

700

750

700

Адмиралтейский резерв

ts.

150

150

140

130

150

ВСЕГО

ts.

31.000

29.500             27.600

26.250

29.850

 

ВООРУЖЕНИЕ

 

Проекты "А" и "В" 8 381-мм.; 12 127-мм.; 2 76,2-мм.; 4 ТА.

Проекты типа "С"  8 381-мм.; 10 127-мм.; 1 76,2-мм.; 2 ТА.

Проект "D"             8 381-мм.; 12 140-мм.; 1 76,2-мм.; 2 ТА.

 

Позиция                                          |  Проекты "А" и "В"  |  Проекты типа "С" и "D"

ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ

Главный пояс

254

254

Траверзы цитадели

76,2 - 152

76,2 - 127

Барбеты ( максимум )

254

228,6

Орудийные башни

280 - 228,6

280 - 228,6

Носовая боевая рубка

279,3

254

Кормовой ПУТС

152

152

Шахта боевой рубки

102

-

Тиковая подкладка (минимум)

25,4

25,4

 

ЗАЩИТА ВЕРТИКАЛЬНЫМИ СТАЛЬНЫМИ ЗАЩИТНЫМИ ПЛИТАМИ.

Противоторпедная переборка               38 и 25,4        38-19,5

Кожухи дымовых труб                         38                                  38

 

ЗАЩИТА ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ ЗАЩИТНЫМИ ПЛИТАМИ.

Палуба бака                                           38                                38

Верхняя палуба в середине корабля  25,4                           25,4

Главная палуба                                     12,7                             38

Промежуточная палуба в носу     25,4-50,8               25,4-38

Промежуточная палуба в корме    63,4-76,2        63,4

 

Некоторые, а скорее всего, даже все проекты была направлены на рассмотрение Главнокомандующему Гранд-Флитом адм. Джеллико. Полученный от него ответ несколько обескуражил Адмиралтейство. Джеллико выс­казался, что по его мнению Адмиралтейство исходит из полностью неверных предпосылок. Как факт он указал, что превосходство Ве­ликобритании в дредноутах настолько вели­ко, что в данное время нет насущной необ­ходимости строить новые корабли этого клас­са. Однако была большая потребность в ли­нейных крейсерах. Так, поступили сведения, что в Германии строится по меньшей мере три быстроходных линейных крейсера. При этом полагали, что их вероятная скорость будет около 30 узлов, а в состав вооруже­ния войдут 386-мм.орудия. Следует сказать, что в 1915 году в Германии были заложены четыре линейных крейсера "Ersatz Victoria Louise" (будущий "Mackensen"), "Ersatz Blucher" (будущий "Graf Spee"), "Ersatz Freya" и "Ersatz Friedrich Carl". За иск­лючением последнего все они были спущены на воду, однако завершены не были. Воору­жение их должно было состоять из 8 350-мм. орудий, а скорость по проекту должна была быть не меньше 27 узлов. Еще три линейных крейсера "Ersatz Yorck", "Ersatz Gneisenau" и "Ersatz Scharnhorst" были заложены в 1916 году, но однако даже не были спуще­ны на воду. Для этих кораблей предусматривалось вооружение из трех 380-мм. орудий, а скорость - 27,3 узла. Английские "Renown" и "Repulse", а также строящиеся легко-ли­нейные крейсера типа "Courageous" хотя и обладали скоростью, необходимой для борьбы с немецкими кораблями, однако к несчастью, из-за слабого бронирования они были не в состоянии противостоять продолжительное время немецким "Ersatz'-ам". Указывая на 25-27-узловую скорость отдельных проектов Джеллико констатировал, что исходя из по­лученного опыта с 25-узловыми "Queen Eli­sabeth" он уверился, что средняя скорость (исходя от предполагаемых наибольших и на­именьших скоростей) приносит мало пользы. Он потребовал, чтобы была выбрана либо 30-узловая скорость для линейного крейсе­ра, либо 21-узловая - для линейного кораб­ля. Лично он высказался за первый вариант. Критика Джеллико подействовала как холодный душ, и главный конструктор в ско­ром темпе подготовил шесть новых проектов специального линейного крейсера, которые, имея скорость в 30 узлов, соответствовали желаниям Главнокомандующего Гранд-Флитом. Поскольку длину и ширину увеличивать боль­ше было невозможно добавочный вес для си­ловой установки мог быть получен только увеличением осадки, что шло в разрез с требованиями Адмиралтейства. Однако в новых проектах это требование игнорировали.

 

Технические данные проектов линейных крейсеров 1916 года.

 

 

ед. изм.

"1"

"2"                   "3"

"4"

"5"                "6"

 

 

1.2/16

1.2/16

17.2/16        17.2/16

17.2/16

17.2/16

Водоизмещение проектное

ts.

39.000

35.500

36.500

32.500

35.500

39.500

Длина наибольшая

м.

296,93

256,20

262,30

230,89

253,15

268,40

Длина между перпендикулярами

м.

254,68

240,95

247,05

216,55

237,90

253,15

Ширина наибольшая

м.

31,72

31,72

31,72

31,72

31,72

31,72

Осадка проектная

м.

7,93

7,63

7,93

7,63

7,63

7,93

Осадка боевая

м.

9,00

8,69

9,00

8,85

8,69

9,00

Мощность на валах

WPS

120000

120000

160000

120000

120000

120000

Расчетная скорость

уз.

30

30,5

32

30

30,5

30

 

ВООРУЖЕНИЕ.

Главный калибр                                               8 381            8 381          8 381            4 457           6 457          8 457

Противоминный калибр                                12 140           12 140         12 140         12 140         12 140        12 140

Торпедные аппараты                                      у всех по 2

 

БРОНИРОВАНИЕ.

Главный пояс                                                    203               254             203              203             203             203

Барбеты башен главного калибра                    228,6          228,6           228,6           228,6           228,6        228,6

 

Два первых проекта в общем виде вместе с объяснительными записками были подготовлены в один и тот же день, что и проект "D". Четыре следующих проекта были предложены 17 февраля 1916 года. Из них последние три проекта в качестве альтерна­тивного вооружения предусматривали главный калибр в 457 мм. Однако они имели увели­ченную на 152 мм. осадку и несколько пони­женную скорость. На всех проектах, за иск­лючением N-1, должны были быть установлены водотрубные котлы с тонкими трубками и искусственной тягой. Учитывая величину ко­рабля это было главным условием достижения требуемой скорости. Объяснительные записки и спецификации, для которых не было пре­доставлено никаких эскизов были рассмотре­ны Адмиралтейством в марте, и только тог­да, наконец, была начата детальная разра­ботка выбранного проекта N-3. Для этой це­ли были разработаны два альтернативных нап­равления. Первый, теперь называемый "А", предусматривал двенадцать 140-мм.орудий, второй (теперь "В") шестнадцать 140-мм.ору­дий. Спецификации и проектные эскизы после некоторой проработки были 27 марта пред­ставлены на рассмотрение в Адмиралтейство. Через 10 дней, 7 апреля, Морские Лорды, после тщательного изучения чертежей и мо­делей, официально одобрили проект "В" и в тот же день были выданы заказы на строи­тельство трех кораблей. Все они должны бы­ли строиться на частных верфях, что обычно обеспечивало меньшие сроки строительства, чем на казенных верфях. "John Brown" полу­чила заказ на крейсер "Hood", "Cammell Laird" - на крейсер "Howe", "Fairfield" -на крейсер "Rodney". Заказ на четвертый корабль "Anson" получила в июле 1916 года фирма "Armstrong Whitworth".

День закладки линейного крейсера "Ho­od" - 31 мая 1916 года - ознаменовался важным событием - в Северном море встрети­лись два враждующих флота и в последующем сражении три британских линейных крейсера ушли на дно после происшедших на них силь­ных взрывов. Их быстрая гибель от германских снарядов была достаточно выразительным признаком того, что в современной британ­ской системе защиты существовали явные не­доработки. Полученный жестокий опыт должен был быть изучен и, по возможности, макси­мально использован, а до этого все работы на строящихся кораблях прекратили. В нача­ле июня Джеллико сформировал ряд комиссий внутри Гранд-Флита. Они получили задание критически оценить результаты сражения и выявить все имеющиеся различные проблемы, анализировать их и излагать письменно в удобной форме. Комиссия, занимающаяся за­щитой корабля, с достаточной уверенностью пришла к выводу, чти потеря трех линейных крейсеров объясняется пожарами пороха в башнях или подъемниках и последующим про­никновением форса пламени через них в погреба. Комиссия предложила применить уст­ройства защиты против прорыва пламени в перегрузочные отделения и погреба. Точно также она настаивала на усилении палубного бронирования над погребами, которые осо­бенно подвержены угрозе быть пробитыми снарядами с большого расстояния и даже его осколками после взрыва. Эти же требования высказали Джеллико и Битти 25 июня 1916 года на конференции в Адмиралтействе. Тре­бования были приняты Морскими Лордами, од­нако главный конструктор оказался в резкой оппозиции к вопросу усиления палуб. Его поддержал Третий Морской Лорд. Во многих приведенных доводах и высказываниях он не смог увидеть явную причину, позволяющую предполагать проникновение в погреб прямо­го попадания снаряда - потеря кораблей бы­ла приписана исключительно следствием воз­горания пороховых зарядов. Возможно, что это стало причиной того, что в проектах кораблей типа "Hood", в которые были вне­сены изменения после Ютландского боя, бро­нирование палуб было усилено лишь незначи­тельно. 4 августа проект был одобрен Адми­ралтейством. В усовершенствованном виде 203-мм.броневой пояс был опущен вниз на 50С мм., однако находившийся над ним верх­ний пояс был утоньшен с 127 мм. до 76,2 мм. Лобовые плиты башен были утолщены до 381 мм., равным образом и боковые стенки изме­нились с толщины 114,3 мм. до 127 мм. Бро­нирование барбетов между палубами было то­же усилено, и здесь конструкторы стреми­лись по возможности придерживаться макси­мальных толщин.

Были также сделаны улучшения в конст­рукции палуб и боевой рубки, переделаны кожухи дымовых труб. Перегрузочные помеще­ния 140-мм.боеприпасов на главной палубе защищены по периметру переборками толщиной 25,4 мм. Зенитное вооружение, ранее предполагавшееся из двух 76,2-мм.орудий, те­перь было усилено и в новом проекте состо­яло из четырех 102-мм.орудий. Увеличилось число электрогенераторов с четырех до восьми. Все эти изменения увеличили водо­измещение на 1200 ts и осадку на 228,6 мм.

В июле, после более тщательного изу­чения опыта Ютландского боя, руководитель проектных работ (Director of Naval Const­ruction) вынужден был еще более обратить внимание на защиту корабля. Естественно, это принесло с собой дальнейшее изменение проекта, причем настолько, что в конечном итоге всех этих усовершенствований конст­рукторы пришли к размерам, соответствующим первоначальному проекту быстроходного лин­кора. При этом прирост осадки составил 610 мм., толщина брони в целом должна была увеличиться на 50 % - главный пояс с 203 до 305 мм., верхний пояс - с 76,2 до 152 мм., барбеты до 305 мм. Разумеется все это отразилось на скорости линкора, предпола­галось, что она снизится примерно на 1 узел.

 

Технические данные линейных крейсеров проектов "А" и "В" (предложены 27 марта 1916 года)

 

Приведении характеристики для проекта "А", но они соответствуют (при отсутствии отдельных оговорок) и проекту "В".

 

проектное водоизмещение                                   36.250 ts.  (проект "В" 36.300 ts).

длина между перпендикулярами                        247,05 м.

ширина наибольшая                                                  31,72 м.

осадка проектная носом                                         7,63 м.

осадка проектная кормой                                       7,93 м.

осадка боевая средняя                                           8,85 м.

мощность на валах                                           144.000 WPS

скорость при проектной осадке                      32 узла

запас нефти при проектной осадке               1200 ts

запас нефти при боевой осадке                      4000 ts

 

ВООРУЖЕНИЕ.

8 381-мм L/42 орудий главного калибра,   80 выстрелов на ствол;

12 140-мм L/50 орудий противоминного калибра,   150 выстрелов на ствол;  (проект "В" - 16 140-мм L/50 орудий),

2 76,2-мм зенитных орудия;

2-4 торпедных аппарата (проект "В" - 2 аппарата);

 

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА КОРАБЛЯ.

                          Позиция    |     толщина (в мм.)

ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ

Главный пояс                   203; 127 и 76,2; (МО 38 и 50,8); в носу 127, в корме - 102.

Траверзы цитадели         102 и 76,2;

Барбеты башен                 максимум 228,6.

Орудийные башни            лоб 280; бока 254; крыша 107,9.

Боевая рубка                    254, шахта 76,2-88,8.

Пост УТС                           152, шахта ПУТС 102.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Кожуха дымовых труб 38.

Противоторпедная переборка  38 и 25,4.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Палуба бака                     38 и 25,4.

Верхняя палуба               25,4.

Главная палуба                38.

Промежуточная палуба в носу 25,4-50,8; в корме 25,4-63,4.

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ ПРОЕКТОВ.

                                                                                           "А"    |    "В"

корпус с системами и устройствами                  14 070 ts

бронирование и стальные защитные плиты   10 100 ts

14 070 ts

10 100 ts

главные и вспомогательные механизмы      5 200 ts

5 200 ts

Топливо

1 200 ts

1 200 ts

Вооружение

4 750 ts

4 800 ts

снаряжение, экипаж, багаж

750 ts

750 ts

адмиралтейский резерв

180 ts

180 ts

ВСЕГО                                                            36   250  ts           |      36   300  ts

 

Технические данные проектов усовершенствования линейного крейсера "Hood", 1916 год.

 

                                                               ед.изм.|        основа   |        "А"       |   "В"           |   "С"            |   "D"  

Водоизмещение проектное

ts.

37.500

40.600

43.100

41.700

40.900

Длина наибольшая

м.

262,30

262,30

262,30

262,30

262,30

Длина между перпендикулярами

м.

247,05

247,05

247,05

247,05

247,05

Ширина наибольшая

м.

31,72

31,72

31,72

31,72

31,72

Осадка носом

м.

7,85

8,46

9,00

8,69

8,54

Осадка кормой

м.

8,16

8,77

9,30

9,00

8,85

Осадка средняя боевая

м.

9,00

9,61

10,14

9,83

9,68

Мощность на валах

WPS

144.000

144.000

144.000

144.000

144.000

Расчетная скорость

уз.

31,75-32

31

30,5

30,75

30,75

Запас топлива при пр. осадке

ts.

1200

1200

1200

1200

1200

Наибольший запас топлива

ts.

4000

4000

4000

4000

4000

Корпус корабля

ts.

14.520

14.750

?

?

?

Вооружение

ts.

4.950

5.000

?

?

?

Бронирование

ts.

10.600

13.400

?

?

?

Энергетическая установка

ts.

5.300

5.300

?

?

?

Запас топлива

ts.

1.200

1.200

?

?

?

Снаряжение

ts.

750

750

?

?

?

Адмиралтейский резерв

ts.

180

200

?

?

?

ВСЕГО

ts.

37.500

40.600

?

?

?

 

ВООРУЖЕНИЕ.

Проект-основа и проект   "А"          8   381-мм.;   12   127-мм.;   2   76,2-мм.; 2 ТА.

Проект "В"                                     12   381-мм.;   16   140-мм.;   4   102-мм.; 4 ТА.

Проект "С"                                     10   381-мм.;   16   140-мм.;   4   102-мм.; 4 ТА.

Проект "D"                                       9   381-мм.;   16   140-мм.;   4   102-мм.; 4 ТА.

 

                               Позиция      | Проект-основа и "А"    |  Проекты "В", "С" и "D"

ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ.

Пояс в середине корабля

203 и 76,2

305 и 152

Пояс в носу

127; 102 и 76,2

177,8 и 152

Пояс в корме

102

152

Траверзы цитадели

102 и 76,2

152 и 114,3

Барбеты (максимум)

228,6

305

Орудийные башни

381 и 280

381 и 305; крыша 127

Боевая рубка

254

305

Шахта боевой рубки

76,2

76,2

Кормовой ПУТС

152

152

Шахта ПУТС

102

102

ЗАЩИТА ВЕРТИКАЛЬНЫМИ СТАЛЬНЫМИ ЗАЩИТНЫМИ ПЛИТАМИ.

Противоторпедная переборка

38 - 19

. 38-19

Кожухи дымовых труб

63,4

63,4

ЗАЩИТА ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ ЗАЩИТНЫМИ ПЛИТАМИ.

Палуба бака                                                    31,7 - 50,8

Верхняя палуба в корме                                25,4 - 19

Главная палуба                                              25,4; 38 и 50,8

Промежуточная палуба в носу                      25,4; 38 и 50,8

Промежуточная палуба в корме                   25,4 - 63,4

 

Окончательный проект представлял со­бой 31-узловый корабль, защищенный под во­дой и над водой лучше, чем "Queen Elisa­beth ", и з то же время имеющий осадку на 610 мм. меньше.

Все изменения проекта в общем были одобрены Адмиралтейством, однако еще до того как окончательный проект был утверж­ден Первый Морской Лорд поднял вопрос о возможности вооружения новых кораблей 381-мм.орудиями в четырех трехорудийных башнях. Предложение было признано инте­ресным и подлежащим более глубокому изуче­нию. Вскоре главный конструктор приготовил проект с тремя различными схемами размеще­ния орудий:

- 12 орудий в четырех 3-орудийных башнях;

- 9 орудий в трех 3-хорудийных башнях;

- 10 орудий в двух 3-хорудийных и двух 2-хорудийных башнях.

Все эти проекты получили обозначения "А", "В", "С" и "D" и в августе 1916 года были представлены на утверждение в Адми­ралтейство. В том же месяце они были рас­смотрены и изучены Лордами Адмиралтейства, однако проекты с трехорудийными башнями были отвергнуты и таким образом выбор пал на проект "А". Строительство "Hood" было возобновлено, а 1 сентября 1916 состоялась официальная церемония качала строительства корабля по новому проекту, то есть, по-существу, вторая закладка крейсера. Техни­ческие данные проекта по состоянию на 1916 год приведены в таблице.

Однако изменения проекта не прекратились. Уже в сентябре адмирал Джеллико, на основании дальнейшего анализа Ютландского боя, добился внесения в проект дальнейших усовершенствований в систему защиты кораб­ля. Подавляющая часть их относилась к бро­нированию палуб, в их числе:

- утоньшение бортовой брони от верхней палубы до палубы бака с 152 мм. до 127 мм.;

- утолщение бортовой брони от главной до верхней палубы с 152 мм. до 177,8 мм.;

- усиление верхней палубы с 25,4 мм.  до 50,8 мм.;

- увеличение площади бронирования кормо­вой части верхней палубы (до сих пор 50,8 и 25,4 мм.);

- усиление главной палубы над погребами с 50,8 до 76,2 мм.;

- усиление кормовой части главной палубы с 19,1 до 25,4 мм.;

- усиление кормовой части промежуточной палубы с 25,4 мм. до 25,4 + 38 мм.

Эти изменения были необходимы для то­го, чтобы получить броневую защиту борта не менее 228,6 мм., позволяющую противос­тоять пробойной силе снаряда, падающего на борт или палубу под углом 30 градусов к перпендикуляру. Все изменения были одобре­ны Адмиралтейством 2 октября. Однако и после этого нормальное строительство ко­рабля было невозможно, так как Главнокомандующий Гранд-Флитом предложил новые до­полнения к проекту. Они были приняты во внимание и вскоре внесены в проект. Только 20 августа 1917 года окончательные строи­тельные чертежи были предъявлены на рас­смотрение, а 30 августа одобрены Адмирал­тейством.

 

Технические данные HMS "Hood" (август 1917 года)

 

Водоизмещение                                           41.200 ts.

Длина наибольшая                                    .262,30 м.

Длина между перпендикулярами           247,05 м.

Ширина наибольшая                                     31,72 м.

Осадка носом                                   8,54 м.

Осадка кормой                                 8,85 м.

Осадка боевая средняя      9,61 м.

Мощность на валах                                           144.000 WPS

Скорость при проектной осадке                      31 узел

Запас нефти при проектной осадке               1200 ts.

Запас нефти при боевой осадке                      4000 ts.

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ.

корпус с системами и устройствами

бронирование и стальные защитные плиты

главные и вспомогательные механизмы

14 13

5

950 550 300

ts. ts.

ts.

 

Топливо

1

220

ts.

 

вооружение

снаряжение, экипаж, багаж

адмиралтейский резерв

5

255 800 145

ts. ts. ts.

(*)

(*)

ВСЕГО                                                              41   200  ts.

(*) Дополнительный вес 55 ts. для орудийных щитов был взят из адмиралтейского ре­зерва .

 

ВООРУЖЕНИЕ.

8 381-мм L/42 орудий главного калибра,

16 140-мм L/50 орудий противоминного калибра,

4 102-мм зенитных орудия,

2 533-мм подводных торпедных аппарата,

8 533-мм надводных торпедных аппарата.

 

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА КОРАБЛЯ.

Позиция    |     толщина (в мм.)

ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ

Пояс в середине             305; 177,8 и 127.

Пояс в носу                      152 и 127.

Пояс в корме                     152

Носовой траверз             127 и 102.

Кормовой траверз           127 и 102.

Барбеты башен                 максимум 305.

Орудийные башни     лоб 381; бока 305 и 280; крыша 127.

Боевая рубка                    280; 254; 228,6 и 177,8.

Шахта боевой рубки       76,2.

Пост УТС                            152.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Кожуха дымовых труб  63,4 и 38.

Противоторпедная переборка   63,4 и 38.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Палуба бака                      31,7 - 50,8.

Верхняя палуба               19; 25,4 и 50,8.

Главная палуба               25,4; 38 и 76,2.

Промежуточная палуба в носу 25,4 - 38; в корме 38; 25,4 и 76,2.

 

Строительство крейсеров

 

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ КРЕЙСЕРОВ ТИПА "HOOD".

                        заказан               закладка           спуск     вошел в строй     стоимость

"Hood" "Howe" "Rodney" "Anson"

7.4.1916 7.4.1916 7.4.1916

июль 1916

1.9.1916 16.10.1916 9.10.1916 9.10.1916

22.8.1918 |   15.5.1920        |  6.025.000 фун.стерл.

строительство остановлено 9.3.1917 заказы аннулированы в октябре 1918 на три крейсера истрачено 860.000 фун.стерл.

 

МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ.

"Hood"       "John Brown & Со.Ltd, Shipbuilding & Engine Works" (Clydebank)

"Howe"       "Cammell, Laird & Co., Shipbuilding & Engineering Works" (Birkenhead)

"Rodney"   "Fairfield Shipbuilding & Engineering Co.,Ltd" (Govan, Glasgow)

"Anson"     "W.G.Armstrong, High Walker" (Newcastle-on-Tyne)

 

Строительство линейных крейсеров "Anson", "Rodney" и "Howe" было остановлено в марте 1917 года. Рабочие были переведены на строительство более необходимых кораб­лей, например, торговые суда, эскортные корабли, миноносцы а др. Уже заготовленные строительный материал также были использо­ваны на других заказах. Адмиралтейству не было известно, что в Германии в 1917 году была остановлена постройка семи линейных крейсеров, поэтому как Адмиралтейство, так и командование Гранд-Флита выдвигало тре­бования правительству о немедленном возоб­новлении постройки линейных крейсеров, од­нако, несмотря на это работы продолжены не были. Большие надежды возлагались на уско­ренную достройку "Hood". Командующий фло­том требовал, чтобы хотя бы этот крейсер вступил в строй флота как можно быстрее, однако и для этого пришлось бы пожертво­вать частью кораблестроительной программы. Как крайняя мера, на "Hood" были переведе­ны рабочие со строившихся крейсеров "Ra­leigh" и "Effingham". В октябре 1917 года было решено, что "...нежелательно форсиро­вать постройку "Hood" и пренебрегать для этого другими, более важными заказами..." Таким образом, работы на "Hood" продвига­лись весьма медленно, а на его собратьях вообще не велись. Так продолжалось до заключения перемирия в ноябре 1918 года, после чего заказы на три серийных корабля были аннулированы. "Hood" сошел на воду 22 августа 1918 года. Спусковое водоизмещение его равнялось 21.720 ts. и составлялось из следующих нагрузок:

вооружение                                                      74 ts

механизмы                                                    1620 ts

бронирование и подкладка                          1184 ts

команда, балласт и спусковые устройства (позже сняты)   310 ts

спусковой вес корпуса                                  18.532 ts

ВСЕГО                                                            21.720 ts

 

В январе 1920 года "Hood" оставил Клайдбэнк и ушел в Розайт. Там для прове­дения кренования он был поставлен в сухой док. Одновременно была проведена подготов­ка к программным испытаниям. 5 марта ко­рабль вернулся в Клайд и некоторое время достраивался- на верфи "John Brown".

Передача корабля флоту для испытаний с полным снаряжением состоялась 29 марта. Испытания механизмов, рулевого устройства и вооружения состоялись весной 1920 года.

14 мая крейсер "Hood" в Розайте был принят флотской комиссией,  а на следующий день,

15 мая, вошел в строй Королевского флота.