Остойчивость линейных крейсеров

 

Первоначальные требования к проекту крейсера, как к кораблю с высоким надвод­ным бортом и большим запасом плавучести, к моменту готовности "Hood" уже не могло быть выполнено, так как крейсер превысил первоначальное задание на 6000 тонн, а последний вариант проекта - на 1500 тонн.

 

           Высота надводного борта  нос | середина | корма

Проект 1916 года

9,75

7,16

5,79

Проект 1917 года

8,84

6,68

5,72

По готовности, 1920 год

8,84

6,40

5,18

 

Расчетные данные остойчивости оконча­тельного варианта проекта и данные остойчивости готового корабля "Hood" по резуль­татам кренования 21 февраля 1920 года:

Водоизмещение

[ts.]

Средняя осадка

Метацентрическая высота

Остойчивость наибольшая

Предел остойчивости

Проектное проект

фактич.

41.200 42.670

8,64 м.

8,92 м.

1,27

0,99

?

36 град.

69 град.

66 град.

Боевое проект

фактич.

45.500 46.680

9,56 м.

9,75 м.

1,49

1,28

?

37 град.

76 град.

73 град.

Порожнее проект фактич.

39.500 41.000

8,32 м.

8,61 м.

1,34

0,98

?

36 град.

?

64 град.

Проектное водоизмещение - корабль полностью снаряжен, цистерны котельной воды пустые, на борту 1200 ts.нефти.

Боевое водоизмещение - корабль полностью снаряжен, полный запас котельной и питьевой во­ды, на борту 3895 ts.нефти и 58 ts.угля.

 

Так как осадка была на 1,14 м. больше первоначально предусмотренной, корабль оказался склонным к заливанию большими массами воды. При неблагоприятной погоде, а также на высоких режимах хода корма крейсера постоянно омывалась водой. Однако сравнительно невысокая метацентрическая высота оказалась удачно выбранным компро­миссом между требованиями хорошей мореход­ности и устойчивой орудийной платформы без порывистой качки.

О мореходных качествах "Hood" можно судить по выдержке из доклада по поводу перехода крейсера 12/13 января 1920 года от строительной верфи "John Brown" до Фирт-оф-Форта: "После прохода Mull-of-Kinfure волнение стало непостоянным. Преобла­дала умеренная зыбь с борта. Волны дости­гали высоты около 4,57 м. Дул западный ве­тер с силой 8 баллов. На бак принимались значительные массы воды, часть которой пе­реплескивала через носовой волноотвод. Барбет "А" постоянно обдавало брызгами и пеной. Период килевой качки составлял 9 секунд. До Islay боковая качка достигала максимум 3,75 градусов, при этом вода по­зади бака заливала верхнюю палубу. Период боковой качки составил 17 секунд...

... Корабль был относительно ненагру­жен, средняя осадка равнялась 9,09 м. Поэ­тому мы должны быть готовы к тому, что из-за упоминаемого заливания корабля будут высказаны возражения против будущего ново­го проекта с низким бортом, аналогичным "Hood"...

... Корабль шел не больше 21 узла. В конструкции корабля не было обнаружено ни­каких сотрясений, за исключением передней кромки площадки 4,57-метрового дальномера, которая, как предполагается, слишком дале­ко выступала от опоры. Командир крейсера высказал предположение, что на этом посту на ходу около 28 узлов будет ощущаться значительная вибрация. Если это будет иметь место, необходимо принять обязательные ме­ры и что-либо сделать в Розайте, еще до начала испытаний на полный ход. Вибрация выше нормы ощущалась также на компасных постах, платформы которых должны получить некоторые подкрепления. Отмечено также, что сами приборы недостаточно надежны для корабельных условий, о чем следует уведо­мить начальника навигационного отдела (Di­rector of Compass Department)".

Большие трудности вызвала осадка ко­рабля в связи с возможностью докования. Начиная с 1920 года, после углубления до­ка, оно могло проводиться в Портсмуте. Также оно было возможно в Розайте и в частном доке "Gladstone-Dock" в Ливерпуле.