Последние французские линкоры

 

"Ришелье" и "Жан Бар" были самыми большими линкорами из когда-либо построенных во Франции - именно той стране, которой военно-морская ис­тория и обязана появлением в 1860 году первого мореходного броненосного линейного корабля. Волей судьбы оказалось, что именно "Жан Бар" стал, и скорее всего останется, последним в мире введенным в строй представителем этого класса кораблей, который почти столетие являлся олице­творением морской мощи.

По признанию многих специалистов корабли типа "Ришелье" стали наиболее новаторскими среди так называемых "35000-тонников" или "договорных линкоров", к строительству которых после длительного перерыва, обусловленного подписанным в 1922 году Вашингтонским догово­ром по ограничению морских вооружений, присту­пили все ведущие морские державы. Практически во всей западной военно-морской технической ли­тературе отмечаются хорошая сбалансирован­ность проекта "Ришелье" и заложенные в него смелые, если не сказать революционные, кон­структорские идеи, чем всегда отличались фран­цузы. К наиболее значимым относят расположение орудий главного калибра в двух носовых четырехорудийных башнях, сосредоточение энергети­ческой установки всего в четырех отсеках, мощную вспомогательную батарею, обладавшую благодаря большим углам возвышения универсальными свойствами, а также продуманную систему проти­воторпедной защиты, отличавшуюся от традици­онных большой глубиной (самой большой среди всех кораблей в мире) и сочетанием пустых отсе­ков системы контр-затопления с заполненными водоотталкивающим материалом. Да и броневую защиту жизненно важных частей "Ришелье" и "Жана Бара" часто называют самой лучшей в ми­ре, ставя их по этому показателю даже выше японского суперлинкора "Ямато" (в основном из-за лучшего качества французской брони). Практиче­ски все эти новшества французы ввели на двух предыдущих своих линкорах - "Дюнкерке" и "Страсбурге", на которые корабли типа "Ришелье" так сильно походили по внешнему виду, что только очень опытным взглядом их можно было отличить друг от друга. Увеличение водоизмещения позво­лило повысить калибр главной и вспомогательной батареи, толщину брони и глубину противоторпед­ной защиты, а также установить более мощную энергетическую установку, чтобы обеспечить при этом принятую для новых французских кораблей всех классов 30-узловую скорость.

К сожалению, все эти лестные для французских кораблестроителей отзывы остались, во многом, чисто теоретическими. "Ришелье" и "Жан Бар" не успели войти в строй в начале второй мировой войны и оказались "заложниками" у французской армии, которая слишком быстро потерпела пора­жение от германского Вермахта. Правда, в отли­чие от "Дюнкерка" и "Страсбурга", в ноябре 1942 года затопленных экипажами в Тулоне, почти укомплектованный "Ришелье" и еще не вполне за­конченный постройкой "Жан Бар" смогли уйти в порты Африки, куда немцам, при всем их желании, добраться было невозможно. Но скованные жест­кими условиями перемирия самые мощные фран­цузские корабли так и не смогли показать на что они способны в открытом бою. Первыми целями, по которым стреляли их мощные орудия, оказа­лись корабли бывших союзников, которые, в свою очередь, приложили все усилия, чтобы "Ришелье" и "Жан Бар" не могли войти в строй. И только в конце войны, когда ее исход уже ни у кого не вы­зывал сомнения, а единственным видом операций для линкоров стали обстрелы берега при под­держке десантов, первому из них после обширной модернизации в США удалось принять участие в боевых действиях, но... на Тихом океане и против единственного оставшегося серьезного противника стран антигитлеровской коалиции - императорской Японии. В конце концов, оба корабля оказались в строю французского флота, где без всяких громких событий прослужили до конца 60-х годов, после чего их постигла бесславная участь проданных на слом. Тем не менее, как выдающиеся образцы во­енного кораблестроения, эти корабли заслужи­вают, чтобы о них рассказали подробнее...

Ришелье (Richelieu) Арман Жан дю Плесси (1585-1642), кардинал (с 1622 г.), с 1624 г. глава королевского совета, фактический правитель Франции. В ходе проводимых им военных реформ многое сделал для французского флота. Жан Бар (Jean Bart), знаменитый капер, прославившийся в боях с голландцами и англичанами, вице-адмирал (1697 г.) французского флота.