Вооружение

 

Основные характеристики орудий, в разное время стоявших на "Ришелье" и "Жане Баре", даны в таблице:

Орудие

380/45

152,4/55

100/45

100/55

90/50

57/60

40/56

37/50

20/70

13,2

Модель

1935

1936

1930

1945

1930

1947

1941

1933

1941

1929

Вес ствола с затвором, кг

94130

7780

1650

1840

1600

 

280

300

64

30

Вес снаряда, кг*

884

54/57

13,5/15

13,3

9,5

2,96

0,9

0,725

0.123

0,052

Начальная скорость, м/с

785

870

755

675

850

865

861

850

836

800

Скорострельность, в./мин.

4

6-8

6

10

6-8

120

120

85

450

70

Живучесть ствола, выстрел.

200

700

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальность стрельбы, м"

41700

26470/

15800/ 10000

17260/ 11000

15600/ 9000

14500/ 9000

11000/ 5500

8000/

5700/ 4300

6500/ 4200

Угол возвышения, градусы

-5/+35

-10/+75

-10/+70

-10/+80

-7/+80

-10/+95

-10/+85

-10/+85

-15/+87

-6/+85

*фугасный/бронебойный (полубронебойный); "горизонтальная/вертикальная

 

Главный калибр. Основной задачей линкора в 30-е годы считалось быстрое уничтожение вероятного противника при обеспечении защиты от огня орудий самого большого калибра. Французы полагали, что наиболее оптимальной является схема расположения орудий ГК в носовой части корпуса (как на "Дюнкерке"), поскольку при этом:

- сокращалась длина цитадели, что позволяло приме­нить более толстую броню;

-   в носовых секторах могли действовать все башни, получавшие к тому же максимально возможные углы горизонтальной наводки;

- упрощалось управление стрельбой;

-  авиационное вооружение и шлюпки удалялись от районов воздействия дульных газов;

-  снижалось или устранялось вовсе воздействие на приборы управления огнем дыма и топочных газов.

Последнее преимущество, при всей его кажущейся незначительности, с точки зрения французов играло большую роль. Внимательно изучив опыт Ютландско­го боя 1916 года, они пришли к выводу, что выходя­щие из трубы дым и горячие газы могут в критический момент боя серьезно ухудшить видимость и воспре­пятствовать эффективному ведению огня. В попытке решить эту проблему была даже сконструирована шарнирная труба, но из-за перегрузки от слишком сложной конструкции пришлось отказаться в пользу причудливого комплекса "настройко-мачто-труба", в котором верхняя часть собственно дымохода резко отклонялась в корму.

Но главным фактором в пользу носового располо­жения башен ГК все-таки была доказавшая свою эф­фективность в проекте "Дюнкерка" экономия веса на артиллерии и броневой цитадели, "погонный метр" которой на "Ришелье" весил 25 т. Восемь 380-мм ору­дий в двух башнях весили 4952 т, тогда как девять в трех башнях - 6945 т. К тому же 4-орудийные установ­ки позволяли лучше группировать залпы. Орудие 380-мм/45 модели 1935 года могло пробить у дульного среза 748 мм брони, на дистанции 20000 м - броню толщиной 378-мм. Иногда приводятся расчетные дан­ные: 393 мм вертикальной брони или 104 мм горизон­тальной (палубы) с дистанции 22000 м, 331 мм или 138 мм соответственно с 27000 м. Разрывной заряд бронебойного 884-кг снаряда весил 23 кг и состоял из пикриновой кислоты плюс 20% нитронафталина. Фу­гасный снаряд имел такой же вес и аналогичные с бронебойным баллистические характеристики, что не вызывало при смене типа снарядов никаких сложно­стей при стрельбе. Принципа равенства по весу са­мых крупных бронебойных и фугасных снарядов к этому времени придерживались почти все развитые морские державы, кроме США и Италии. Боевой заряд состоял из 288 кг пороха SD21 и разделялся на 4 части. Если сравнить практически одинаковые по калибру 380-мм и 381-мм орудия разных стран, можно отметить следующее. Французская пушка по проби­ваемости превосходила 52-калиберную немецкую (стояла на "Бисмарке" и "Тирпице", вес снарядов по 880 кг, начальная скорость 820 м/с) на всех дистанци­ях (как по бортовой, так и по палубной броне). Более старая английская 381-мм 42-калиберная, бывшая превосходным оружием в годы первой мировой войны и к 30-м годам сохранившаяся на линкорах типов "Куин Элизабет", "Ронял Соверен", линейных крейсе­рах "Худ", "Рипалс" и "Ринаун", также уступала фран­цузской по всем статьям (вес снарядов 879 кг, на­чальная скорость 732 м/с), кроме пробития палубной брони на дистанциях 27 км и выше. Итальянцы, не имевшие опыта создания крупных орудий, решили для линкоров типа "Витторио Венето" создать самую мощную 381-мм 50-калиберную пушку с весом броне­бойного снаряда 885 кг и начальной скоростью 850 м/с (полубронебойный 824 кг и 870 м/с). Но чувство меры им явно изменило. Это орудие, хотя и превос­ходившее все остальные подобного калибра по бронепробиваемости, за исключением пробития палуб на дальних дистанциях (а именно этот фактор стал ре­шающим во второй мировой войне), обладало низкой живучестью ствола и отвратительной точностью стрельбы.

Орудия в башне располагались не равномерно: расстояние между осями средних было 2,95 м, а меж­ду осями крайних, имевших общую люльку - 1,95 м. Скорость вертикальной наводки - 5,5°/с, горизонталь­ной - 5°/с. Углы обстрела башен на типе "Ришелье" удалось увеличить даже по сравнению с "Дюнкерком": у первой он составил 300, у второй - 312°. Для полу­чения таких беспрецедентно больших углов пришлось значительно сузить носовую надстройку, а ее стенки защитить тонкой броней.

Столь необычное расположение башен не вызвало никаких трудностей. Опытные стрельбы на "Ришелье" показали отсутствие отрицательного воздействия дульных газов на надстройку и конструкторы сочли такое решение удачным. Однако все течет и все ме­няется, в том числе и взгляды французских специа­листов. Уже в 1939 году исследования, проведенные на верфи Луар, показали, что при возрастании угрозы воздушных атак и, как следствие, увеличении числа стволов зениток на корабле, предпочтительнее ока­зывается традиционная схема расположения ГК в обоих оконечностях. Поэтому на проекте "Гаскони" для усиления ПВО башни ГК разместили по одной в носу и корме, а башни СК - над ними и также по ДП.

Углы обстрела башен ГК сократились до 275°, зато при наличии большего пространства, свободного от воздействия дульных газов, удалось установить са­мую мощную зенитную батарею среди всех линкоров типа "Ришелье". Соответственно изменились контуры надстроек и расположение ЭУ. Возникавшее при этом увеличение весов уже никого не волновало - к этому времени все договорные ограничения по водоизме­щению не соблюдались и оставалась только пробле­ма расположения нижней бронепалубы относительно ватерлинии (ВЛ): для безопасности корабля эта палу­ба должна была находиться над водой при любой нагрузке.

На первых трех кораблях с носовым расположени­ем ГК башни были достаточно разнесены друг от дру­га - между ними находился 11-метровый водонепро­ницаемый отсек с аварийными дизель-генераторами и погребами расположенных поблизости зенитных ав­томатов. Поэтому риск вывода из строя всей 380~мм артиллерии одним попаданием снаряда или торпеды был невелик. Но перемещение в корму энергети­ческой установки заставило сделать ее очень ком­пактной и здесь такой риск существовал - одно попа­дание могло лишить корабль энергии на двух валах из четырех. Также имело место нежелательное сосредо­точение постов управления и офицерских кают в рай­оне башеннообразной носовой надстройки. Все это было платой за попытку втиснуть мощное вооруже­ние, 30-узловую скорость и отличную защиту в дого­ворные 35000 Т водоизмещения.

Каждая башня, разделенная броневой перегород­кой на две полубашни, обслуживалась двумя парами снарядных и зарядных погребов - своя пара погребов на два орудия. Переборка, над которой как в седле сидел командир башни, была огнестойкой и обеспе­чивала действия любой полубашни в случае, если другая в бою выходила из строя. Погреба каждой полубашни располагались на одном уровне впереди (снарядные) и позади (зарядные) основания башни вместо традиционного размещения (снарядные выше зарядных или наоборот). То есть на каждой из двух палуб над двойным дном имелось по зарядному и снарядному погребу, в которых хранилось по 104 вы­стрела на ствол. Имелось по два ковшовых подъем­ника в перегрузочное отделение и четыре верхних элеватора - по одному на орудие. Башни проектиро­вались на 25-секундный цикл стрельбы, довольно короткий для столь большого калибра. Это обеспечи­валось возможностью заряжания при любом угле возвышения: энергично досылаемый в ствол снаряд удерживался на месте своим ведущим пояском. За снарядом с помощью цепного "по л у гибкого" досылателя в камору орудия попарно подавались четыре заряда. Во время досылания последних первые удер­живались на месте силой инерции, а при закрывании затвора неподвижными оставались все четыре. Пол­ное время досылания составляло всего 13,5 секунд. Затворы приводились в действие гидропневматикой и автоматически открывались вверх во время отката орудия после выстрела. Время их открытия и закрытия равнялось 3,5 с.

Средний калибр. Вспомогательная батарея из 9 152-мм 55-калиберных орудий (по проекту 15) в трехорудийных башнях (вес 306 т, из которых 66 т вра­щавшейся брони) составляла главную огневую мощь в кормовом 70-градусном секторе, а также являлась тяжелой зенитной. Из-за большого угла возвышения и соответствующих зарядных приспособлений, эти ору­дия назывались универсальными, хотя таковыми яв­лялись только условно, принимая во внимание невы­сокую скорострельность и недостаточные скорости ГН (12°/с) и ВН (8°/с). Особенно это бросается в глаза при сравнении их с более легкими американскими 127-мм и английскими 114-мм и 133-мм действитель­но универсальными пушками. Конечно, французские 152-миллиметровки были очень мощными, способ­ными на дистанции почти 10 км пробить 122-мм бро­невую плиту (бронебойный 57,14-кг снаряд имел 3,34 кг взрывчатого вещества, заряд - 17,3 кг пороха ВМп). но для решения стоящих перед ними задач хорошая бронепробиваемость значения почти не имела. Фран­цузы предполагали использовать эти орудия для от­ражения торпедных атак легких крейсеров и эсминцев и для ведения по самолетам заградительного огня фугасными снарядами. Но опыт второй мировой войны показал малую эффективность заградительного огня - самолеты надо было сбивать. И чем дальше от корабля, тем лучше. Так что все оригинальные кон­структорские решения, внесенные в эти орудия и установки в попытке сделать их универсальными, оказались напрасными. Только после войны продол­жение работ над механизмами башен на "Ришелье" и "Жане Баре" позволило вести стрельбу из 152-мм орудий на углах возвышения до 85° - все равно меньше указанных в проектной спецификации 90°. Тогда же скорострельность довели до 10 выстр./мин.

Орудия в 228-тонных башнях (диаметр шарового погона 6,62 м, внутренний диаметр барбета 7,3 м) стояли с шагом 1,85 м. Расстановка башен отлича­лась от принятой на "Дюнкерке": центральная находи­лась ближе к носу от бортовых, что давало последним большие углы обстрела. Все башни имели две неза­висимых системы подачи боезапаса, чтобы обеспечи­вать моментальный переход от стрельбы бронебой­ными снарядами по кораблям к стрельбе фугасными по самолетам. Три кормовые башни располагались непосредственно над своими погребами, но две бор­товых в середине корпуса, предусмотренные сначала на двух головных кораблях, имели погреба смещен­ными на 28 м в нос и их цепная система подачи бое­запаса отличалась горизонтальными и вертикальными перемещениями с разрывом у поворотного стола. Эта система прошла успешные испытания на заводе в Сен-Шамоне и впервые появилась на "Дюнкерке" для передних бортовых 130-мм башен. Боезапас насчиты­вал 750 бронебойных и 2250 фугасных снарядов.

Зенитная батарея. Французы в июне 1939 года, перед самой войной, учитывая сложности с заряжани­ем 152-мм орудий на больших углах возвышения, их недостаточные скорострельность и скорости наводки, решили заменить две носовые 152-м башни (на "Ришелье" уже успели установить их барбеты и погре­ба) шестью спаренными 100-мм 45-калиберными зе­нитками одели 1930 года (вес установки 13,5 т; по­лубронебойный 100-мм снаряд 14,95 кг, фугасный -13.47 кг, заряд - 4,025 кг пороха ВМп). Эта мера в тревожной обстановке того времени, гарантировала кораблям хоть какую-то защиту от самолетов, особенно с учетом того, что для доводки 152-мм башен как средств ПВО после их монтажа требовалось несколь­ко месяцев, а поставка 37-мм автоматов задержи­валась промышленностью. К тому же из-за производ­ственных трудностей своевременная поставка 152-мм башен на "Жан Бар" была невозможной.

"Ришелье" успел получить штатные 100-мм зенит­ки, но "Жану Бару" пришлось довольствоваться более старыми 90-мм спарками (орудие образца 1926 года, установка 1930-го), да и то в количестве всего двух, установленных перед самым его бегством из Сен-Назера. Только в октябре 1942 года уже в Касабланке их число увеличили до пяти. Смещение акцента в сторону более мощных зенитных средств повлияло на состав вспомогательной артиллерии "Клемансо" и "Гаскони". На первом, уже находившемся в постройке, ее перегруппировали незначительно, вернувшись к одной из предлагаемых на стадии проектирования схем. Две бортовых башни располагались между носовой надстройкой и трубой и две - в корме по ДП линейно-возвышенно. Собственно зенитная батарея состояла из шести 100-мм спарок, более широко раз­несенных друг от друга, чем на головных кораблях, шести спаренных 37-мм автоматов и девяти счетве­ренных 13,2-мм тяжелых пулеметов. "Гасконь" имела бы всего три 152-мм башни, но 8 100-мм спарок, то же количество 37-мм автоматов и 13,2-мм пулеметов, но по-другому расположенных.

Легкие зенитные батареи головных кораблей за время службы претерпели значительные изменения. Уже в 1939 году убрали 4 явно бесполезных счетве­ренных 13,2-мм пулемета на спардеке, вместо кото­рых на "Клемансо" и "Гаскони" планировалось поста­вить по 2 новых счетверенных 37-мм автомата. Из-за задержек в производстве 37-мм спарок 1935 года пришлось ставить на корабли более старые 37-мм полуавтоматы (того же типа, что и на "Дюнкерке"), имевшие втрое меньшую скорострельность. Прототип 37-мм автомата, установленный на старом стороже­вом корабле "Амьене", оказался довольно удачным, что доказал опыт боев с самолетами Люфтваффе при эвакуации из Дюнкерка.

Когда "Жан Бар" пришел в Касабланку, с него сня­ли все 90-мм спарки, 37-мм спаренные автоматы и 13,2-мм счетверенные пулеметы. Затем в течение полутора лет линкор нес только спаренные и одно­ствольные пулеметы. И только осенью 1942 года он имел 10 90-мм, 5 37-мм и 22 13,2-мм ствола.

При модернизации "Ришелье" на верфи Нью-Йорка в 1943 году легкое зенитное вооружение полностью заменили. Корабль получил 56 40-мм "бофорсов" в 14 счетверенных установках, имевших собственные дальномеры и директоры Мк51, а также 50 одно­ствольных 20-мм "эрликонов". Снаряды "бофорсов" имели самоликвидатор, срабатывавший на дистанции 3600 м - дальше их эффективность все равно резко падала; боезапас насчитывал 122000 выстрелов в военное время и 96000 в мирное. Эффективная даль­ность стрельбы "эрликонов" по высоте составляла всего 1200 м, а боезапас - 84000 выстрелов (в мир­ное время - вдвое меньше). Опыт конца войны вы­явил неэффективность 20-мм и 40-мм автоматов при отражении атак высокоскоростных японских самоле­тов-" камикадзе" и управляемых бомб "Бака". Поэтому французы не захотели дублировать зенитное воору­жение "Ришелье" на вводимом в строй после войны "Жане Баре". Старые 100-мм зенитки заменили новы­ми, более длинноствольными, в 12 спаренных уста­новках с радарным наведением, которые имели цент­ральную систему подачи боезапаса - как в башнях. Все автоматы уступили место 14-ти 57-мм спаркам. Хотя "Жан Бар" и получил самую лучшую артиллерий­скую систему ПВО из когда-либо установленных на кораблях, послевоенный прогресс авиации и ракетно­го оружия заметно снизили ее ценность,

Система управления стрельбой. Дальномерное оборудование этих кораблей было тщательно проду­мано. Жесткость и размеры носовой башеннообразной надстройки позволили разместить в ее верхней части все приборы и персонал, необходимые для определения расстояния и кораблевождения, а ее бронирование обеспечивало защиту от осколков. В башенке директора ГК (КДП), расположенной на верху надстройки, стоял двойной 14-метровый дальномер. Ярусом выше также в башенке находился директор 152-мм орудий с 8-метровым дальномером, а на нем - башенка зенитного директора с 5-метровым даль­номером. Вторая башенка зенитного дальномера стояла на верху комплекса "мачто-труба", а запасной директор ГК располагался перед кормовой группой 152-мм башен. Последний директор имел мертвый угол в 90-градусном носовом секторе. Остальные же могли независимо поворачиваться на все 360°. Еще на носовой надстройке имелось два 3-метровых штурманских дальномера (на боевой рубке и нижнем ярусе мостика), а по бокам в башенках размещались два 4-метровых зенитных для 100-мм и 37-мм орудий. Башни ГК имели по двойному 14-метровому дально­меру, а 152-мм башни - по двойному 8-метровому.

Наводкой и стрельбой 380-мм орудий можно было управлять как дистанционно из центрального поста, расположенного между броневыми палубами под боевой рубкой, так и из башен под локальным управ­лением. Аналогично, стрельбой 152-мм орудий по надводным и/или воздушным можно было дистанци­онно управлять из трех упомянутых постов (директоров) или непосредственно из башен. Вычис­лительные приборы в центральном артпосту позволя­ли одновременно обстреливать до трех целей одной или группами башен. При модернизации "Жана Бара", когда требовалось установить новейшие навигацион­ные и артиллерийские РЛС, расположение директо­ров и дальномеров существенно изменилось.

Радарное оборудование. Первоначальным проек­том радиолокационное оборудование не предусмат­ривалась, но в течение 1942 года на уведенных в порты Западной Африки "Ришелье" и "Жане Баре" его установили. Первый получил излучатель Садир М.Е.140 и приемник М.Е.126 с экраном фирмы Компань де Комптёрс. При помощи этой французской системы можно было обнаруживать самолеты с ди­станции 30 км. На "Жане Баре" установили радар Садир, работавший на 2-метровых волнах и способ­ный обнаруживать самолеты на дистанции от 50 до 70 км при их полете на высоте порядка 750 м и выше.

При модернизации "Ришелье" в США и затем во время его службы в составе английского Флота Мет­рополии на него поставили более сложные и совер­шенные системы, часть которых линкор сохранил и после войны. Например, в 1951 году состав радиоло­кационных станций (РЛС) на "Ришелье" выглядел так: американская поисковая надводная РЛС типа SG-1 (дальность 25 миль), американская РЛС типа SF (дальность 15 миль), английская РЛС наблюдения за воздухом типа 281В (дальность 60-80 миль), французская РЛС УАО 380-мм орудий типа DRBC10A, две английских РЛС УАО 152-мм орудий типа 285Р, аме­риканская РЛС УАО типа SA2, установленная на вер­ху мачто-трубы (дальность 40 миль).

"Жан Бар" на момент ввода в строй в 1949 году имел 16 французских РЛС, включая навигационную и довольно сложную РЛС управления артогнем зенит­ной батареи (100-мм и 57-мм орудия). Новые системы обеспечивали обнаружение небольших целей на дальних дистанциях, но требовали для размещения много места, равно как и оборудование для дальней и внутрикорабельной связи. В боевой рубке располо­жился боевой информационный центр, с помощью которого производилась оценка текущей тактической ситуации и повышалась эффективность действий командного персонала корабля.

Авиационное вооружение. Во время проектирова­ния "Ришелье" бортовые гидросамолеты считались непременным атрибутом линкоров и крейсеров. На них возлагались функции корректировки стрельбы, разведки и даже атаки противника бомбами. При кон­центрации орудий ГК в носовой части этих кораблей и расположении башен СК на спардеке самолеты вмес­те со средствами их запуска и хранения удалось рас­положить вне зоны действия дульных газов. Это не только позволило сделать все оборудование гораздо легче, но и облегчило действия по обслуживанию бортовой авиации, особенно во время боя. На каждом корабле планировалось разместить по пять самоле­тов: 3 в ангаре и 2 на катапультах. Но жизнь внесла свои коррективы. "Ришелье", который единственный был укомплектован проектным составом авиагруппы, лишился ангара и катапульт в 1943 году при модерни­зации. "Жан Бар" не успел войти строй во время вой­ны, а после нее не имел бортовых самолетов, функ­ции которых полностью перешли к палубной авиации. На "Клемансо" для экономии веса авиагруппой реши­ли пожертвовать уже в проекте, хотя ангар, структурно входивший в надстройки, сохранили. "Гасконь" по штату должна была нести только два самолета в подпалубном ангаре и одну катапульту. Но скорее всего и этот корабль вошел бы в строй, не имея самолетов.