Броневая защита

 

Линкоры типа "Ришелье" имели одну из наиболее эффективных систем защиты во все времена. Практи­чески она повторяла систему защиты, введенную на "Дюнкерке", только толщина брони и наклон пояса были увеличены.

 

Вес брони, т (%)           "Дюнкерк"         "Ришелье"

Корпус                           8560 (27,2)        12180 (27,5)

Башни                            2720 (8,6)           4280 (9,7)

Итого                            11280 (35,8)       16460 (37,2)

Водоизмещение           31500 (100)        44250 (100)

на испытаниях

 

По проекту зона неуязвимости от собственных 380-мм/45 орудий простиралась от 18800 м - максималь­ной дистанции, на которой снаряды еще могли про­бить пояс, до 29800 м, свыше которой уже начиналась пробиваться палуба. Палубная броня рассчитывалась на противостояние 500-кг бомбе, сброшенной с высо­ты 4700 м.

Вертикальная броня. Сравнительно короткая ци­тадель имела прекрасную защиту от снарядов. Длина её на первых трех кораблях равнялась 131,45 м (54.2% от длины по ВЛ), а на "Гаскони" - 135,1 м (55,8%). Вне цитадели достаточное мощное броневое прикрытие имели рулевые машины в корме, валы и боевая рубка. В носу от цитадели до форпика прово­дила противоосколочная палуба, а большой отсек непосредственно перед передним броневым травер­зом был заполнен водоотталкивающим материалом, как и бортовые отсеки между внешней обшивкой кор­пуса и броней отодвинутого внутрь пояса.

Наклон 330-мм пояса на 15,24° от вертикали повышал его эффективную сопротивляемость (с учетом внешней обшивки и 18-мм подкладки из стали специ­альной обработки - STS) до 478 мм вертикальной брони при курсовом угле 90° и строго горизонтальной траектории снаряда. При угле встречи снаряда 10° сопротивляемость повышалась до 546 мм. Высота пояса над ВЛ при проектной осадке 9,17 м составляла 3,4 м, а под ВЛ он опускался на 2,56 м. Начиная с 1,5 м ниже ВЛ его толщина постепенно уменьшалась до 170 мм на нижней кромке. Столь большое углубление пояса являлось ответом на критику проекта 'Нельсона" и должно было обеспечивать защиту кор­пуса от нырнувших у борта снарядов.

Имелось три броневых траверза: два на концах цитадели и третий - сзади отсека рулевых машин. Толщина последнего, как и примыкавших к нему стен, была единой (150 мм), но у траверзов цитадели она варьировалась в зависимости от ожидаемых углов падения 380-мм снарядов и толщины конструктивных элементов и брони, прикрывающих доступ к жизненно важным частям корабля. Между броневыми палубами толщина носового равнялась 233 мм (+18 мм под­кладки из STS), ниже для защиты погребов 1-й башни она увеличивалась до 355 мм (+18 мм подкладки), но под носовой противоосколочной палубой снова воз­вращалась к прежним 233+18 мм. Вне противотор­педных переборок (ПТП) с бортов толщина траверза уменьшалась до 165 мм, поскольку считалось, что при пробитии этой его части снаряд далее под очень не­выгодным углом встречал несколько переборок си­стемы ПТЗ. Кормовой траверз цитадели имел толщи­ну 233+18 мм за исключением частей вне ПТП и ниже скоса, где он утончался до 145 мм. Такое уменьше­ние брони кормового траверза принималось в пред­положении, что эти корабли всегда будут держать противника на носовых курсовых углах.

Мощную защиту имели башни и барбеты ГК. Пол боевого отделения набирался из двухслойной брони 150+55 мм, что в сочетании с броней крыши (Т70-195 мм) и стен (лоб 430, бока 300 мм, тыл 270 мм у 1-й и 260 мм у 2-й) давало отличную защиту погребов от бомб и снарядов. Толщина брони боевого отделения выбиралась на основании многочисленных расчетов и экспериментов, проводимых для определения наи­лучшей возможной защиты в пределах заданного водоизмещения. Прикрывавшие подачу боезапаса барбеты (внутренний диаметр 13,3 м) имели закален­ные 405-мм плиты на 20-мм подкладке по всей окруж­ности, но под главной бронепалубой их толщина со­ставляла всего 80 мм. По другим данным толщина барбетов в окончательном проекте "Ришелье" состав­ляла только 355+17+17 мм.

Бронирование башен СК на всех линкорах явля­лось слабым местом и корабли типа "Ришелье" не стали исключением. Здесь невозможно было совмес­тить два требования: защиту от тяжелых снарядов и бомб и высокую подвижность этих башен для ведения огня по быстро перемещающимся надводным и воз­душным целям. От огня же орудий среднего калибра защита была вполне достаточной: 130-мм лобовые плиты (по другим данным 115 мм), 70-мм стены и крыша, 60-мм тыл, 100-мм барбеты.

Зато боевую рубку французы предпочитали защи­щать хорошо. Её стены имели толщину 340 мм плюс два слоя подкладки по 17 мм и только на кормовом сегменте - 280+17+17 мм; крыша - 170+12+12, пол -100 мм. Между рубкой и цитаделью проходила броне­вая 160-мм труба, которая защищала все идущие в центральный пост коммуникации.

Противоосколочная защита. Воздухозаборники и дымоход выше главной бронепалубы прикрывались 20-мм броневыми плитами, а все соответствующие отверстия в этой палубе - специальными броневыми колосниками. Внешние стены носовой надстройки и ограждения дальномеров выполнялись из 10 мм STS - больше для защиты от дульных газов, чем от оскол­ков. Хотя и этого хватало против осколков малокали­берных снарядов и 50-кг бомб при их разрыве не бли­же 50 м (для 500-кг бомб не ближе 75 м). Защиту ком­муникаций внутри надстройки обеспечивал колодец с 30-мм стенками. Важные отсеки выше броневых палуб получили 6,7-мм стены, а доступ в них осу­ществлялся через двери и люки с высокими коминг­сами. Носовой траверз рулевого отделения (шп.19) имел толщину 50 мм.

Горизонтальная защита. На протяжении цитадели проходили две броневые палубы из STS: главная, примыкавшая к верхней кромке пояса и имевшая толщину 170 мм над погребами ГК и 150 мм над ме­ханизмами и погребами СК; 40-мм нижняя, которая имела 50-мм скосы под углом 49,5°, опускавшиеся к нижней кромке пояса. Нижняя палуба считалась противоосколочной, а её скосы усиливали бортовую за­щиту от снарядов. Подобное расположение палуб давало хорошую опору главному поясу, а также они являлись несущими элементами набора корпуса. В корму от цитадели на уровне нижней проходила 100-мм палуба со скосами у бортов под углом 45°, толщи­на которой над отсеком рулевых машин увеличи­валась до 150 мм. Скосы компенсировали отсутствие в этом месте бортовой брони. В нос от цитадели ниже ВЛ проходила 40-мм противоосколочная палуба. Нижняя же бронепалуба цитадели по проекту должна была находиться на 0,98 м выше ВЛ.

Оценка. 170-мм бронированная палуба над погре­бами "Ришелье" - следующая по толщине за един­ственной бронепалубой японского "Ямато". Если учесть еще нижнюю палубу и выразить горизонталь­ную защиту этих кораблей в эквивалентной толщине американской палубной брони "класса Б", то получа­ется 193 мм против 180 мм в пользу французского линкора. Таким образом "Ришелье" имел лучшее па­лубное бронирование среди всех кораблей мира. За исключением, опять-таки, погребов СК. Также считает­ся, что бортовая защита на "Ришелье" столь же хоро­ша, как и на "Бисмарке" в районе погребов. У про­бившего наклонный пояс из 330-мм закаленной брони снаряда оставалось мало шансов пробить еще и ниж­нюю палубу или её скос, чтобы взорваться в жизненно важных частях корабля. Все это ставит "Ришелье" на первое место по защите корпуса среди всех достро­енных линкоров второй мировой войны. И только по защите нижней части корпуса от нырнувших снарядов он уступает "Ямато" и последним американским ко­раблям.

Пояс на "Клемансо" должен был стать тоньше на 10 мм, а 100-мм спарки - получить 30-мм защиту. Бронирование "Гаскони" было практически аналогич­ным (пояс 320 мм, но цитадель на 3,65 м длиннее), за исключением лучшей защиты погребов СК. При ли­нейно-возвышенном расположении башен ГК и СК удалось поместить погреба последних под 170-мм бронепалубой. Хотя по данным Р.Дюма главная палу­ба становилась тоньше: 140-150 мм. Другим отличием было утолщение брони на 152-мм башнях и барбетах.

Противоторпедная защита. Вопросы защиты от подводных взрывов тщательно исследовались ещё во время проектирования и постройки "Дюнкерка", когда в Гаере провели испытания модели ПТЗ в мас­штабе 1:10. Подтвердилась эффективность наклонно­го броневого пояса и заполнения пространства между ним и внешней обшивкой водоотталкивающим мате­риалом, особенно в районе погребов ГК, где глубина ПТЗ из-за острых обводов корпуса сужалась. Подоб­ные исследования продолжались и в процессе проек­тирования новых линкоров. В марте 1934 года в Лориане на моделях в масштабе 1:2,5 провели серию экспериментов с контактными и неконтактными под­водными взрывами зарядов, эквивалентных 300 кг ТНТ (тринитротолуола). Эти эксперименты показали, что ширина ПТЗ должна быть не менее 4,9-7 м. Одна­ко взрывы, причинившие меньшие повреждения, чем при экспериментах с моделью в масштабе 1:10, при­вели французских конструкторов к выводу, что по­вреждения на модели 1:10 соответствовали бы пол­номасштабному взрыву заряда в 1200 кг ТНТ. Эти опыты выявили трудности в соотнесении поврежде­ний моделей с реальностью, поэтому большинство флотов стали использовать для испытаний своих систем ПТЗ полномасштабные кессоны. На стадии эскизного проектирования было решено, что линкоры типа "Ришелье" получат систему ПТЗ аналогичную примененной на "Дюнкерке", но с улучшением в око­нечностях цитадели. По расчетам она должна была выдерживать контактный взрыв 300 кг ТНТ на глубине 3.5 м под проектной ВЛ при осадке 9,17 м.

 

Характеристики системы ПТЗ типа "Ришелье"

Место             Глубина         Общая        Толщина

по длине            в 3,5 м         толщина       ПТП, мм

цитадели        под ВЛ, м     переборок

Нос. траверз             4,12                97                50

Башня 1                    4,50                97                50

Башня 2                     5,85               87                40

Мидель                     7,00                77                 30

Корм, траверз           4,54               97                 50

 

Между обшивкой корпуса и ПТП находилось 4 отсека: заполненный водоотталкивающим материа­лом (максимальная ширина 1,98 м). пустой, заполнен­ный нефтью и пустой, причем последний предназна­чался для контрзатопления. Самым большим по ши­рине (до 3,42 м) отсеком являлась нефтецистерна, в которой происходило рассеивание большей части энергии взрыва. За ПТП имелось пустое простран­ство, отделенное от погребов и механизмов перебор­кой толщиной 6-10 мм, которое служило тоннелем для кабелей и трубопроводов, но могло считаться и частью системы ПТЗ. поскольку задерживало газы от взрыва, осколки и течи, прошедшие через ПТП. Глав­ная переборка была сплошной и вдоль всей цитадели не имела никаких разрывов. Крепления для труб и кабелей располагались по верху ПТП или на самой внутренней переборке, что давало первой возмож­ность пластично изгибаться и растягиваться относи­тельно своей центральной части, будучи жестко зажа­той вверху (бронепалуба) и внизу (двойное дно).

Переборка толщиной 18 мм между двумя внешни­ми отсеками ПТЗ, проходившая от нижней кромки пояса, являлась основным структурным элементом корпуса. Это также перешло с проекта "Дюнкерка". Внешняя обшивка имела толщину всего 10 мм, но усиливалась близко расположенными друг к другу стрингерами и другими элементами набора. Такая конструкция использовалась для уменьшения образо­вания крупных осколков при контактном взрыве. Глав­ная ПТП из STS имела толщину на миделе 30 мм, к концам цитадели утолщаясь до 40, а затем до 50 мм, чтобы компенсировать уменьшение глубины ПТЗ.

Возможной слабостью таких систем ПТЗ "жидкость-пустота", рассчитанных на поглощение энергии взрыва жидкостью и упругими деформациями продольных переборок, было размещение этих пере­борок близко друг к Другу. Под мощной нагрузкой взрыва они при выпучивании могли соприкасаться, передавая повреждения за пределы отсека с топли­вом. Положение усугублялось тем, что многие флоты перешли к торпедам со много большим зарядом, чем проектные 300 кг ТНТ. Японцы, например, использо­вали торпеды с зарядом 680 кг.

Единственной серьезной проверке французская система ПТЗ подверглась в Мерс-эль-Кебире. когда при детонации глубинных бомб рядом с "Дюнкерком" ему распороло часть борта. Но поскольку все струк­турные повреждения ограничились районами вне ПТП, французские конструкторы сочли это доказа­тельством правильности их проекта.

Во время реконструкции "Жана Бара" в Бресте после войны форму подводной части на нем измени­ли, добавив для компенсации ожидаемой перегрузки бортовые були шириной 1,27 м и длиной примерно 122 м. Это значительно улучшило и систему ПТЗ - до выдерживания контактного взрыва примерно 500 кг ТНТ. Так как новая обшивка оказалась толще, то уве­личилась и суммарная толщина материала, который взрыв должен был пробить. Глубина ПТЗ от обшивки до главной ПТП увеличилась до 8,25 м, а до послед­ней переборки - до 9,45 м.

Как и на «Дюнкерке» во внешних отсеках системы ПТЗ и в отсеке перед цитаделью использовался во­доотталкивающий материал "Эбонит Мусс" ("Ebonite Mousse"), представлявший собой плотную резиновую пену с удельным весом 0,07-0,10 т/м3. Для уменьше­ния опасности пожара этот горючий материал заклю­чался в фольгу, размещенную по периферии отсека. Он не пропускал воду даже под давлением 1 атм. (давление столба воды высотой 10 м), не подвергался старению и не реагировал с железом. При водоизме­щении корабля 40900 т и пустых топливных цистернах затопление даже всех незащищенных отсеков в носу от цитадели не приводило к гибельным последствиям. Хотя дифферент на нос составил бы 5.47 м, метацентрическая высота оставалась равной 3 м, погружение винтов - 3 м, погружение главной палубы у носового перпендикуляра - 0,3 м, а у носового броневого тра­верза она возвышалась бы над водой на 1,1 м. Ис­пользование "Эбонит Мусс" в отсеке "F" перед цита­делью уменьшало возможные затопления и диффе­рент на нос, а также увеличивало длину защищенной части корабля с 54,2 до 58,3%.

В дополнение к прекрасной бортовой подводной защите корабли имели и определенную защиту со стороны днища: двойное дно высотой 1,12 м на длине ЭУ (наружное дно 26 мм, внутреннее 14 мм) и тройное высотой 2,5 м с верхом из 30 мм STS под погребами ГК. Французы признавали необходимость защиты днища, по крайней мере под погребами ГК, но обес­печить его хорошее бронирование в рамках договор­ного водоизмещения не представлялось возможным. Признанная достаточной высота двойного или тройно­го дна в 4,6 м создавала трудности с размещением механизмов и погребов. Пришлось ограничиться по большей части цитадели двойным дном, высота кото­рого не намного превышала этот показатель у торго­вых судов. Зато вся его конструкция выполнялась из стали HTS с высоким сопротивлением разрыву.

Кроме защиты от подводных взрывов система ПТЗ на типе "Ришелье" давала дополнительную защиту от снарядов: как пробивших пояс, так и поднырнувших под него. Французские конструкторы полагали, что никакие снаряды или их осколки после пробития поя­са не смогут достичь жизненно важных частей этих кораблей, так как для этого им следовало пробить 50-мм скос бронепалубы и систему ПТЗ с её переборка­ми и цистернами, заполненными нефтью или балла­стом. Сопротивляемость ПТЗ в таком случае счита­лась эквивалентом 80 мм стали. Заполненные жид­костью отсеки были особенно эффективны при за­медлении снарядов с подводной траекторией, попав­ших под броневой пояс.

Остойчивость и деление на отсеки. Эти линкоры имели прекрасное разделение корпуса на отсеки, а в главных поперечных переборках ниже палубы живу­чести не допускалось наличие даже водонепроницаемых дверей. Все сообщения с отсеками на лежа­щих ниже палубах осуществлялось через шахты. Не допускались и какие-либо отверстия в продольных переборках. Всего корпус делился на 21 водонепро­ницаемый отсек поперечными переборками, боль­шинство из которых доходило до верхней палубы. Обозначались эти отсеки у французов буквами, начи­ная с "А" для форпика. Техническая Служба Корабле­строения провела тщательный анализ остойчивости при повреждениях, в результате которого еще на стадии эскизного проектирования были определены требуемые значения метацентрической высоты (MB). Хотя эти значение и не были столь же большими, как на линкорах типов "Бисмарк" или "Ямато", они все же обеспечивали достаточный спрямляющий момент и диапазон остойчивости. При запасе плавучести 44295 т диапазон остойчивости составлял 65°. Но при нали­чии материала "Эбонит Мусс" и хорошем делении на отсеки опасность массовых затоплений практически отсутствовала и большое значение MB не требова­лось. После достройки остойчивость "Ришелье" опре­делить не успели, но после модернизации в США он имел следующие характеристики:

 

Нагрузка          Водоизмещение, т    Мет, высота, м

Легкая                            38279                        1,88

Без боезапаса                 40112                        1,97

Нормальная                    43291                        2,24

Полная                            47547                        2,83