Бегство из Бреста

 

Налеты немецкой авиации на Брест усиливались с каждым днем. 18 июня в 12.35 на расстоянии каких-то 250 м от "Ришелье" подорвался на сброшенной нем­цами мине и затонул буксир "Провансаль". В конце дня наконец-то был получен приказ выйти в море. Но следовать надлежало не в английский порт, а в коло­ниальную французскую базу Дакар (Сенегал), распо­ложенную на крайнем западе Африки. В приказе осо­бо подчеркивалось, что ни при каких обстоятельствах французские корабли не должны попасть в руки нем­цев. Той же ночью "Ришелье", имея на борту всех курсантов военно-морской Академии, нескольких ин­женеров верфи и основной персонал Морского штаба, в сопровождении эсминцев "Фуге" и "Фрондёр" поки­нул Брест. У мыса Сен-Винсент новейший эсминец "Флёрет" сменил корабли охранения. Всего из 83 на­ходившихся в Бресте кораблей 74 смогли выйти в море и только 9 пришлось уничтожить во избежание попадания в руки немцев. Брест пал спустя сутки. А когда в базу прибыл её новый немецкий начальник вице-адмирал Арно де ла Перьер (прославленный командир лодки "U-35" в первую мировую войну), его взору предстал совершенно пустой рейд, если не считать старого 6-трубного крейсера-мишени и нескольких деревянных лихтеров, о которых даже не подумали, что их надо бы затопить.

"Ришелье" прибыл в Дакар 23 июня. Предполага­лось, что для наладки орудий ГК и подготовки СК для автоматического огня потребуется всего 10 дней ра­боты. Через 15-20 дней 152-мм артиллерия могла бы действовать с упрощенным управлением стрельбой, но при условии, если подвезут снаряды. В это время в Дакаре находился английский авианосец "Гермес", командир которого немедленно посетил "Ришелье" и попытался убедить французов направиться во Фри­таун (Сьерра-Леоне). Политическая обстановка в Дакаре в связи с ожидавшимся подписанием переми­рия с немцами была неопределенной, поэтому губер­натор своей властью приказал всем французским кораблям в гавани следовать в Касабланку (Марокко) или Порт-Этьен. 25 июня "Ришелье" вышел из Дакара и 20-узловым ходом направился в Касабланку. Но у самой базы в ответ на полагающийся в таких случаях запрос о разрешении войти командиру корабля пере­дали приказ главнокомандующего флотом адмирала Дарлана вернуться в Дакар. На следующий день у Порт-Этьена английский крейсер "Дорсетшир" обна­ружил "Ришелье" и начал слежение за ним. Около полуночи 27 июня корабли разошлись и днем фран­цузский линкор снова бросил якорь на дакарском рейде.

3 июля англичане предъявили французским силам в Африке ультиматум, оставшийся без ответа. Всем французским кораблям был отдан приказ открывать огонь в ответ на обстрел со стороны англичан. Глав­нокомандующий во французской Западной Африке адмирал Плансон отказался вступить в переговоры и заявил, что в случае приближения английских ко­раблей к Дакару он прикажет открыть по ним огонь.