Боевое крещение

 

"Ришелье" стоял на якоре примерно на полпути между лежащим у входа во внутреннюю гавань Дака­ра островом Гори и внешним молом, поскольку опа­сались, что из глубины гавани линкор не сможет бы­стро выйти в случае необходимости. Для его защиты вокруг на якорях поставили пять транспортов и проти­воторпедные сети. Но ночью 7 июля катер с "Гермеса", проскользнув через боковое заграждение, сбросил поблизости от "Ришелье" шесть глубинных бомб и ушел незамеченным. Беспечных французов спасло только то, что из-за небольшой глубины (15,4 м) бомбы не взорвались.

В 5 часов утра 8 июля экипаж корабля готовился к съемке с якоря, чтобы выйти на внешний рейд и там ждать прояснения обстановки. Внезапно линкор с левого борта атаковали 6 торпедоносцев "Суордфиш", поднятых с палубы "Гермеса". Атака была настолько неожиданной, что ни одного из этих тихоходных би­планов сбить не удалось. Хотя англичане не добились прямых попаданий, одна из торпед с магнитным взры­вателем и 202-кг зарядом ТНТ, установленная на глубину хода 11,5 м, прошла под кормой линкора (осадка "Ришелье" равнялась 10,4 м) и взорвалась с правого борта между внешним и внутренним греб­ными валами. Так и не удалось установить, взорва­лась ли торпеда от срабатывания взрывателя или же она попала в одну из сброшенных ночью глубинных бомб. Бомба (или бомбы) также могли просто сдетонировать. Взрыв получился очень сильным: корабль буквально подбросило на якорях и по всему корпусу прошло мощное сотрясение. Официальное француз­ское сообщение гласило, что "в корабль попала одна или две торпеды", и это уже само по себе подчерки­вало слишком большую для одной торпеды силу взрыва. Высказывалась также гипотеза, что малая глубина рейда (15 м) послужила причиной воздей­ствия на корабль отраженной волны. Имеются дан­ные, свидетельствующие о проходе по кораблю вол­ны биений, поскольку вышли из строя электромоторы, антенны и дальномеры, находившиеся на значитель­ном расстоянии от точки взрыва. При осмотре кораб­ля установили следующие повреждения:

- киль сильно погнут на длине 25 м, обшивка днища и правого борта значительно деформирована;

- внешний край верхушки топливной цистерны (отсек "Р") вогнут на такой же длине;

- произошла деформация конструктивных элементов промежуточной продольной переборки в этом отсеке (к 10 июля это привело к просачиванию нефти в жилые помещения и 37-мм погреба на 3-й палубе; неко­торое количество топлива через поврежденную про­кладку в переборке проникло в шахту валов правого борта в отсеке "О"; нефть протекла также в кабельные тоннели, 152-мм погреб левого борта и кормовое отделение турбогенераторов);

- смещение дейдвудной трубы гребного вала и разлом ахтерштевня,  что  привело  к  серьезному  перекосу внутреннего вала правого борта;

-  несущая конструкция литого кронштейна вала по­вреждена в продольном и поперечном направлениях;

-  в нескольких местах погнута и разорвана обшивка, что привело к небольшой течи в кормовые отсеки; особенно сильно разорвана и загнута внутрь обшивка в районе взрыва;

-  в зоне сильной деформации обшивки затопило две главные нефтецистерны, которые оказались пустыми из-за стоянки корабля в базе;

-  несколько деформировало барбеты бортовых 152-мм башен;

- вышли из строя электромоторы башен ГК и рулевого устройства;

- сорвана главная радиоантенна;

-  вышли из строя главный директор на носовой над­стройке и два директора 152-мм орудий;

-  нарушились зазоры в турбинах, что требовало их полного осмотра, проверки и повторной регулировки; -разрушены вентиляционные установки, а вентилято­ры сорваны с фундаментов.

Внутренний вал правого борта совсем не провора­чивался, а внешний - с большим трудом. Положение осложнялось и тем, что помещения в водонепрони­цаемых отсеках "Р" и "О" затопило водой и нефтью, а откачка этой смеси была делом нелегким. Дифферент на корму составил 0,6 м, а руль можно было перекла­дывать только вручную.

Как же не везло французскому флоту с глубинны­ми бомбами! 3 июля в средиземноморской базе Мерс-эль-Кебир детонация глубинных бомб после взрыва английского снаряда оторвала корму лидеру "Могадор". 6 июля там же торпеда с самолета "Суордфиш" попала в затонувший у борта "Дюнкерка" сторожевик "Тер Нёв", вызвав детонацию 42 глубин­ных бомб, отчего "Дюнкерк" чуть было не погиб. И теперь вот "Ришелье".

Поступление воды продолжалось еще двое суток и корабль оседал все глубже. Аварийный ремонт закон­чили только 10 июля, когда поступление воды и нефти во внутренние отсеки прекратилось. Наибольшие опасения вызывали повреждения в районе ахтер­штевня и дейдвуда внутреннего правого вала. Хотя вал не был сломан, его сильно погнуло в районе отсе­ка "Р". Все французские верфи в Европе и Африке, способные произвести ремонт таких повреждений, находились под немецким или английским контролем, что в данной ситуации для французов было одинаково плохо. Попытка прорваться в базы Средиземноморья через блокируемый англичанами Гибралтарский про­лив со 100%-й вероятностью означала бой с их фло­том. Для еле управляемого корабля, способного раз­вить только 20-узловую скорость, этот бой, скорее всего, закончился бы плачевно.

Когда во французском Адмиралтействе получили сообщение о повреждениях "Ришелье", там поняли, что корабль покинуть Дакар не сможет. Пришлось производить временный ремонт на месте. Для огра­ничения новых повреждений валов и ахтерштевня на корпусе у места взрыва установили деревянный кес­сон. Затопленные отсеки, не имевшие поврежденной обшивки, загерметизировали и осушили. Поскольку сохранялась опасность повторного нападения на базу, линкор продолжали готовить к бою. Хотя его орудия после ухода из Бреста еще не были полнос­тью доведены и проверены, они стали существенным дополнением к береговым батареям Дакара. "Ришелье" перевели к набережной и. помня печаль­ный опыт Мерс-эль-Кебира, развернули носом в сто­рону моря. Серьезную проблему представляла не­хватка зарядов, которых из Бреста захватили всего на 48 выстрелов. Но в течение трех месяцев Управлению морской артиллерии удалось доставить в Дакар недо­стающие заряды со "Страсбурга". И сделали это как раз вовремя...