Операция "Угроза"

 

К сентябрю в Дакаре оставался довольно сильный отряд кораблей: "Ришелье", 3 легких крейсера, 3 ли­дера эсминцев и 7-8 подводных лодок. На соседнем аэродроме Уакам базировалось пять морских эскад­рилий. На линкоре могли действовать только башня ГК №2, две башни 152-мм орудий (в 3-й не было бое­припасов) и все 100-мм зенитки. Англичане, испыты­вавшие нехватку современных кораблей, не оставили попыток захватить наиболее удаленную от театра военных действий "дакарскую эскадру". Но помня печальный опыт июльских событий, когда действия в Мерс-эль-Кебире и Дакаре, не дав ожидаемого эф­фекта, только настроили французских моряков антианглийски, на этот раз британское Адмиралтейство поступило хитрее. Было решено использовать так называемые Морские Силы Свободной Франции, организованные в Гибралтаре 28 июня, спустя 4 дня после подписания перемирия между Францией и Гер­манией. Королевский флот как бы выполнял только роль прикрытия. Возглавлявший движение "Свободная Франция" генерал де Голь хотел с по­мощью англичан вырвать Дакар и находившиеся там корабли из-под контроля правительства Виши и ис­пользовать их в общей борьбе против немцев и ита­льянцев. "Ришелье" планировалось отвести в Англию для ремонта.

Морские Силы Свободной Франции в этой опера­ции были представлены 600-тонными шлюпами "Коммандант Дюбок", "Коммандант Домине" и "Саворньян Бразза", а английское "прикрытие" под командованием адмирала Каннигхема состояло из линкоров "Бархэм" и "Резолюшн" (оба по 8 381-мм орудий), авианосца "Арк Ройял", тяжелых крейсеров "Девоншир", "Кумберленд", "Австралия", легкого крей­сера "Дели" и десятка эсминцев, не считая более мелких кораблей и транспортов с десантом. Все со­единение, покинувшее 21 сентября Фритаун, получило обозначение "Соединение "М" - по начальной букве названия операции (по-английски "menace" - "угроза").

На рассвете 23 сентября корабли Каннигхема появились у закрытого сильным туманом Дакара. Над городом уже кружили самолеты, сбрасывавшие лис­товки с извещением о прибытии войск генерала де Голя для "защиты и снабжения продовольствием". Де Голь рассчитывал, что удастся обойтись без крово­пролития. Ставка делалась на работу заранее забро­шенных в базу агитаторов, высадку делегации для переговоров с командованием и захват аэродрома небольшим отрядом, который должны были доставить два самолета, взлетевших с палубы "Арк Ройяла". Но первой же реакцией со стороны дакарских властей был приказ открыть огонь по самолетам, сбрасы­вавшим листовки. В 06.10 начали стрелять и 100-мм зенитки "Ришелье". Затем под пулеметный огонь по­пал катер с делегацией, а диверсанты на аэродроме, хотя и успели захватить коменданта, вскоре были в свою очередь взяты в плен. Более того, посланные к

"Ришелье" два шлюпа, чтобы склонить его команду к переходу на сторону Свободной Франции, были об­стреляны с линкора и вернулись ни с чем. На обрат­ном пути во Фритаун командир одного из шлюпов лейтенант де ла Порт де Во послал командиру 'Ришелье' Полю Марзену телеграмму, в которой гово­рилось, что со стороны последнего нечестно откры­вать огонь по крохотному кораблю своего соотече­ственника, особенно учитывая тот факт, что их дети i ходили в одну и ту же школу в Бресте.

Де Голь, все еще пытаясь воздействовать словом, отправил в Дакар несколько телеграмм, тон которых становился все более угрожающим. В 10.00 береговые батареи, выполняя приказ своего Адмиралтейства открывать огонь по английским кораблям, подошед­шим к французским берегам ближе, чем на 20 миль, обстреляли один из эсминцев Каннингхема. Англича­не ответили и разгорелся настоящий бой. Француз­ская подлодка "Персе" в надводном положении попы­талась атаковать крейсера, но быстро получила ряд попаданий и затонула. В свою очередь, береговая батарея влепила снаряд в "Кумберленд", которому пришлось уйти в базу. Попытка высадить десант с трех шлюпов де Голя в бухте Руфиск - в тылу Дакара - около 17 часов была отбита двумя старыми 95-мм пушками, установленными у подножия маяка, а также стрелково-пулеметным огнем сенегальской пехоты, рассыпанной по берегу. Самой тяжелой потерей для обороняющихся стала гибель лидера "Одейшес", получившего залп 203-мм снарядов с "Австралии" и выбросившегося на берег. Лидер горел весь следую­щий день, на нем погибло 80 человек.

Генерал де Голь, разочаровавшись в силе своих убеждений, решил прекратить атаки и предоставил действовать больше поднаторевшим в таких вещах англичанам. В этом случае адмирал Каннингхем имел личное указание Черчилля возглавить операцию и довести дело до конца. Первым делом в 01 24 сен­тября губернатору Дакара генералу Буассону послали ультиматум с требованием к Об00 уступить базу генералу де Голю. При этом англичане не стали стеснять­ся в выражениях, обвинив Буассона в желании сдать Дакар "проклятым бошам". Губернатор напыщенно ответил: 'Франция поручила Дакар мне. И я буду за­щищать его до конца!"

Тем временем в штабе губернатора подсчитывали силы. Двум линкорам, авианосцу с 30 самолетами, двум тяжелым и легкому крейсеру и 10 эсминцам противостояли береговые батареи (9 240-мм, 3 155-мм и 4 138-мм орудия), стоявший на швартовах "Ришелье", по 2 легких крейсера и лидера, 1800-тонный эсминец, 6 сторожевиков (шлюпов) и 2 под­лодки. Авиационный парк насчитывал 10 гидросамо­летов, истребительную и бомбардировочную эскад­рильи.

Сражение началось неудачно для французов - в 07°° английские эсминцы глубинными бомбами пото­пили подлодку "Аякс" и взяли в плен уцелевших чле­нов экипажа. Спустя 15 минут самолеты с "Арк Ройяла" атаковали "Ришелье" и добились двух близких разрывов 114-кг бомб. Огневая мощь корабля при этом не пострадала. Зенитки сбили три самолета, а четвертый записали на свой счет истребители. В 0940 "Бархан" и "Резолюшн", сблизившись до 12,5 км, от­крыли по "Ришелье" огонь из 381-мм орудий. Тот по­пытался ответить из башни II, но её первый же залп стал в тот день последним: орудия правой полубашни вышли из строя. Внутреннее разорвало, а в задней части внешнего образовалось вздутие с запилом на­резов на длине 8 метров. "Ришелье" продолжал стре­лять из двух 152-мм башен. Естественно, попаданий в английские корабли не было, хотя "Баржам" несколько раз накрывался залпами 240-мм снарядов с берего­вых батарей. Французский линкор также часто накры­вали залпы 381-мм снарядов и, наконец, один из них попал между носовой надстройкой и мачто-трубой. Осколки нанесли незначительные повреждения, а возникший небольшой пожар быстро потушили. По­страдавших не было. Всего линкоры Каннингхема выпустили 160 снарядов, причинивших больший ущерб стоявшим в гавани транспортам и постройкам в городе, чем их основной цели - "Ришелье". Второй налет не прибавил славы летчикам "Арк Роняла", зато французы сбили два торпедоносца.

Ночью на "Ришелье" удалось ввести в действие башню ГК №1 и, когда утром английские линкоры неосторожно приблизились на 20 км, она открыла довольно точный огонь. Один из выпущенной дюжины снарядов попал в буль правого борта на "Баркам", сделав пробоину диаметром 1,2 м и засыпав над­стройки градом осколков. А после того, как един­ственная оставшаяся боеспособной французская лодка "Бевезиерс" (капитан-лейтенант Пьер Ланселот) всадила торпеду в нос "Резолюшн", адмирал Каннингхем решил прервать бой и уйти в базу, "Ришелье" в этот день попаданий не получил, хотя по нему выпус­тили около 250 снарядов. Тем не менее, потери французов были большими: флот потерял 87 человек убитыми и 118 раненными, армия 17 и 64, а граждан­ское население - 84 и 197 соответственно. Акции де Поля в глазах англичан заметно упали и понадобилось время, чтобы положение изменилось.

При расследовании причин взрыва орудий на "Ришелье" сначала пришли к заключению, что причи­ной стал некачественный порох. Но затем удалось установить, что дело заключалось в 380-мм снарядах, которые впервые изготавливались во Франции и не прошли всех положенных испытаний.