Бой у Касабланки

 

На состоявшемся в Лондоне 25 июля заседании объединенного комитета начальников штабов союзни­ки окончательно решили открыть второй фронт во Французской Северной Африке, высадив десанты в районе Алжира и Орана на Средиземном море, а также в Касабланке - крупнейшем из оставшихся французских портов в Атлантике. Вся операция полу­чила обозначение Торч" (факел). Захват Касабланки планировался в США и операция целиком выполня­лась американскими силами - Западным Опера­тивным Соединением (TF 34) адмирала Хьюитта, состоящим из 105 боевых кораблей и транспортов. План был прост: высадить десанты (пехота и танки) в Порт-Лайоти для захвата крупного аэродрома, а также в Федале и Сафи, чтобы оттуда маршем двинуться на Касабланку с севера и юга. Непосредственно у гавани базы крейсировала Группа Прикрытия (TG 34.1) под командованием контр-адмирала Роберта Гиффена, способная сокрушить все, что попытается выйти в море: мощный новый линкор "Массачусетс" с девятью 406-мм орудиями, тяжелые крейсера "Уичита" и "Тускалуза" и 4 эсминца. В 30 милях к северо-западу от Касабланки находилась Центральная ударная группа, обеспечивавшая вторжение в порт Федала. В её составе находились ударный авианосец "Рэйнджер" и эскортный "Сьювани", а еще три эскорт­ных авианосца "Сэнгамон", "Саунти" и "Ченанго" находились в составе Северной (Порт-Лайони) и Южной ударных групп (Сафи).

Силы французов в Касабланке 8 ноября состояли из недостроенного "Жана Бара", стоявшего на швар­товах в бассейне Деланд. 2-й Легкой эскадры контр-адмирала Жерве де Лафонда (крейсер "Примоге". 2 лидера. 7 эсминцев), 8 сторожевиков, 11 тральщиков и 11 подлодок, из которых 5 только утром прибыли из Дакара. Вся гавань была буквально забита торговыми судами. Из береговых батарей заслуживают упомина­ния только Эль-Ханк (по 4 194-мм и 138-мм орудия) и Укача (3 100-мм), а остальные были зенитными. На базе морской авиации в Порт-Лайони имелись истре­бительная и бомбардировочная эскадрильи, такие же силы армейской авиации были в Рабат-Сале и Ка­сабланке.

Хотя транспорты с десантом и прикрытие подошли на исходные позиции к 24 часам 7 ноября, отсутствие береговых радаров у французов помешало вовремя обнаружить противника. Первое сообщение о пере­движении кораблей у берега поступило только на рассвете. В 6 часов по местному времени (хотя обыч­но в западной литературе приводится время на час раньше) команда "Жана Бара" заняла места по бое­вому расписанию, в 0740 были заряжены орудия ГК, а спустя 10 минут с линкора, несмотря на плохую види­мость из-за дыма разводящих в гавани пары эсмин­цев, визуально обнаружили два крейсера, за которы­ми смутно проглядывался силуэт линкора. Американ­цы находились примерно в 100 кабельтовых от берега и около 08.00 батарея Эль-Ханк открыла по ним огонь. Ответная стрельба сразу повелась по "Жану Бару". Спустя 8 минут он выпустил два снаряда по крейсеру на дистанции 22000 м. Но поскольку дым мешал кор­ректировке, а корабль не имел радаров управления огнем (только поисковые), в 0819 после четырех зал­пов стрельбу пришлось прекратить. Тем более, что выходящие из гавани французские эсминцы постави­ли такую мощную дымзавесу, что цель совершенно скрылась из виду.

Еще перед началом артиллерийского боя с палубы "Рейнджера" поднялись 9 пикировщиков "Донтлесс", которые между 0813 и 081а (0718) атаковали "Жана Бара" 227кг (по другим данным 454-кг) бомбами. Одна из бомба попала в корму в место установки левой катапульты, вертикально вошла в корпус и, пробив несколько палуб, переборок и днище, вызвала затопление отсека ручного управления рулем в глав­ном водонепроницаемом отсеке "R". Начавшийся пожар был быстро потушен. Другая бомба взорвалась на набережной напротив отсека "М", обрушив часть мостового крана. Обломки скал осыпали правый борт корабля, повредив в нескольких местах обшивку. Тем временем американские снаряды падали недолетом по обе стороны мола перед "Жаном Баром".

"Массачусетс" открыл огонь по линкору в 08м (0704) правым бортом с дистанции 22000 м; в 0840 он начал поворот на 16 румбов в сторону берега, вре­менно прекратив огонь; в 0847 он возобновил стрельбу уже левым бортом и закончил ее в 0933. За это время по "Жану Бару" и батарее Эль-Ханк он выпустил 9 полных залпов (по 9 снарядов) и 38 залпов по 3 или 6 снарядов. Во французский линкор пришлось пять прямых попаданий (по французским данным - семь).

Один снаряд из упавшего в 0825 накрытием залпа попал в кормовую часть с правого борта над адми­ральским салоном, пробил палубу спардека, верх­нюю, главную броневую (150-мм), нижнюю броневую (40-мм) и 7-мм настил первой платформы, взорвав­шись в ближайшем к корме погребе бортовых 152-мм башен, к счастью пустом. Осколок снаряда, отражен­ный кормовым 233-мм броневым траверзом в нос от места входа, пробил легкую переборку между погре­бами средней и бортовой 152-мм башен и главную переборку между отсеками "О" и "N". Дно снаряда влетело в кормовое отделение турбогенераторов в отсеке "О". Наделал бы этот снаряд дел, если бы 152-мм башни были установлены, а погреба заполнены боезапасом!

В 0835 залп упал недолетом по левому крамболу и осколочные пробоины в легкой обшивке вдоль ватер­линии привели к небольшим затоплениям в двух но­совых водонепроницаемых отсеках. Сами французы считают, что один из снарядов попал справа в носовой бульб примерно в 6 метрах от носового перпенди­куляра и, пройдя над самым килем, пробил оба борта без разрыва. С правого борта размер пробоины до­стиг размера 1,5x1 м, с левого - 0,8x0,6 м.

Через минуту залп 406-мм снарядов попал в при­стань. Камнями засыпало 90-мм зенитки правого бор­та; в отсеках "В" и "С" образовалась течь. И здесь французы придерживаются мнения, что один из сна­рядов, снеся кромку набережной, попал над водой в борт корабля в районе 88-го шпангоута, но был откло­нен главным поясом, уйдя без разрыва почти вертикально вниз между бортом и стенкой набережной.

В 06 второй снаряд попал в кормовую часть тру­бы с правого борта, сорвал с нее несколько листов обшивки, пробил крышу и стенку надстройки, две легкие палубы (спардек и верхнюю) и переборку, вы­летев за борт через 14-мм обшивку над местом со­пряжения главной 150-мм бронепалубы с поясом. Толщины обшивки оказалось достаточно для взведе­ния взрывателя, но из-за замедления в 0,035 секунды снаряд взорвался уже над водой. На траверзе от мес­та центральной 152-мм башни в борту над бронепалубой образовалась большая пробоина, а верх пояса и бронепалуба в этом месте были выщерблены.

В 0904 очередной залп упал в 50 метрах от левого борта "Жана Бара", а спустя две минуты корабль со­дрогнулся от двух прямых попаданий в барбеты ГК. Снаряд, попавший в барбет башни I, срикошетировал от левого края горизонтального участка 150-мм брони между боковой стенкой боевого отделения и краем барбета и улетел в город, снеся, как бы между про­чим, 90-мм учебную установку слева от башни. Боль­шой кусок 150-мм брони загнуло вверх и он заклинил башню, лишив ее возможности вести стрельбу по движущимся целям. Пришлось срезать сорванную броню газовыми горелками, что удалось сделать только к 1824(1724). Второй снаряд того же залпа попал справа под острым углом в барбет башни II. При рикошетировании он потерял дно и взрыватель. Лишив­шись возможности взорваться, он, тем не менее, про­бил две палубы, срикошетировал вдоль главной бро­невой в сторону кормы (в районе отсека J в палубе осталась вмятина глубиной 90 мм), разрушая на сво­ем пути все переборки. Он прошел через унтер-офицерские каюты и кают-компанию, остановившись только рядом с броневым барбетом правой кормовой 152-мм башни (башня V). Этим снарядом был убит старший офицер корабля капитан де корветте Куер. Из-за появившегося дыма пришлось эвакуировать прислугу погребов 90-мм орудий правого борта.

В 09.00 пятый и последний снаряд попал в корму - в двух метрах перед правой катапультой. Он прошел через 16-мм верхнюю палубу под углом к горизонту 25° и продолжил путь к ДП корабля, пробив несколько переборок и 100-мм палубу между кормовым травер­зом и рулевым отделением, пока не взорвался в бал­ластной цистерне отсека "R". Кормовой пост управле­ния был полностью уничтожен, а отсек ручного руле­вого привода получил новые повреждения. Осколок головной части снаряда проделал пробоину в обшив­ке левой балластной цистерны и вылетел наружу через левый борт возле киля, из-за чего этот отсек также затопило. Вода проникла и в главный румпельный отсек позади балластной цистерны левого борта и в помещение ручного привода руля.

Несколько 406-мм снарядов, миновавших "Жан Бар", подпалили пристань и находившиеся рядом торговые суда, потопив два из них. Третье судно заго­релось от 203-мм снарядов "Тускалузы", а всего в коммерческой гавани затонуло 10 транспортных и пассажирских судов, из экипажей которых 40 человек погибло и 60 было ранено. Проходившие там же ре­монт механизмов лидер и два эсминца получили се­рьезные повреждения. Но еще меньше повезло 2-й Легкой эскадре, в 9 часов попытавшейся выйти в мо­ре. Два эсминца затонули на внешнем рейде, а остальные крейсер, лидер и три эсминца, полностью разбитые и охваченные пожарами, нашли свой конец в гавани - кто опрокинулся, кто приткнулся к берегу, кто затонул на мелкой воде с тяжелыми потерями в экипажах. Только на одном крейсере "Примете" име­лось 90 убитых и 200 раненых.

В 12 и 12.47 (11.40 и 11.47) на гавань было соверше­но еще два налета пикировщиков, но "Жан Бар" новых повреждений не получил. К вечеру его башня вошла в строй - корабль мог стрелять, но не мог двигаться.

В течение 9 и 10 ноября, несмотря на отчаянное сопротивление французов, американские войска про­двигались вдоль шоссе Федала-Касабланка. Днем 9-го "Жан Бар" выпустил по береговым целям около 250 90-мм снарядов, но ГК в действие не вводил, прибе­регая его на крайний случай и не раскрывая до конца свои козыри. Раненный адмирал де Лафонд пытался собрать новое соединение из кораблей, еще способ­ных провернуть винты, чтобы выйти на помощь своим войскам. 10 ноября удалось вывести из гавани только два сторожевика (шлюпа), которые около полудня обстреляли местность перед наступавшей американ­ской пехотой. Адмирал Хьюитт принял эти два кораб­лика за авангард более мощных сил и послал против них флагманский тяжелый крейсер "Огаста" ("Augusta") и 4 эсминца. Американцы еще не знали о практически полном уничтожении 2-й Легкой эскадры, но самоуверенно полагали, что "Жан Бар" полностью выведен из строя.

В 1239 (1139) сблизившись до 18300 м, крейсер открыл огонь по шлюпам. А спустя две минуты, когда американские корабли находились в 16200 м от "Жана Бара", линкор внезапно открыл огонь главным калиб­ром. Всего за 10 минут он выпустил 9 двухорудийных залпов и последние три накрыли "Огасту". Водой от всплесков на крейсере залило мостик и посты наблю­дателей и, не желая рисковать, американский корабль в 1245 отвернул и быстро покинул поле боя. В откры­тый эфир понеслись радиограммы с "Огасты": "Жан Бар" закамуфлирован под желтый цвет соседних зда­ний... Немедленно заставьте его замолчать и унич­тожьте все вражеские корабли вне гавани!"

"Жан Бару" дорого пришлось заплатить за стрель­бу по "Огасте". Уже в 1558 (14м) 9 "донтлессов" с "Рейнджера" с пикирования сбросили на него 454-кг бомбы. Одна попала в ошвартованную с левого борта водяную баржу, так что линкору достались только осколки, но две угодили прямо в корабль. И если пер­вая, попавшая в кромку палубы в носу с правого борта (район 207-го шпангоута), причинила не очень боль­шие повреждения (сорвана обшивка, пробоина раз­мером 20x5 м, вспучена палуба и волнолом, уничто­жены шпили, якорные цепи и кубрики команды, не­большой пожар в отсеке "D"), то вторая... Она попала в место, уже поврежденное бомбой и 406-мм снаря­дом - перед правой катапультой (отсек "Q"). От взры­ва разрушило 30-метровую секцию верхней палубы по правому борту от окончания кормовой надстройки до кожуха платформы катапульты (часть настила даже "натянуло" на эту платформу) и полностью уничтожи­ло бортовую обшивку между верхней и главной бро­невой палубами. Начавшийся сильный пожар проник в отделение кормовых турбогенераторов и для борьбы с огнем, которая длилась 5 часов, пришлось привлечь не только пожарные и спасательные суда, но и город­ских пожарных. Большая часть использованной при тушении пожара воды (около 1000 т) через пробоины в палубах попала в помещения ниже ватерлинии. Отсек кормовых генераторов полностью затопило, а кормовое машинное отделение пришлось эвакуиро­вать из-за сильного задымления через вентиляцион­ные каналы и воздухозаборники. Корабль кормой сел на грунт. Вода из затопленных отсеков по тоннелям электрических кабелей проникла в кормовое МО и КО №2. Погибло 22 (1 офицер, 5 кондукторов, 16 квар­тирмейстеров и матросов) и ранено 22 члена экипажа.

Суммарные повреждения от бомб и снарядов вы­звали затопление МО, отсека кормовых генераторов, 152-мм погребов, кормового поста управления и кор­мовых и части носовых уравнительных цистерн -всего корабль принял 4500 т воды. Поскольку боль­шинство водоотливных средств все еще не работало, поступление воды остановить не удавалось. Обшивка, палубы и часть надстроек были разрушены, особенно корпусу досталось в районе главных отсеков "D", "E", "Q" и "Р". Электропитание обеспечивалось только аварийными дизель-генераторами, расположенными в отсеке между башнями ГК. В таком положении ко­рабль был небоеспособен: эти генераторы при под­ключении на выработку напряжения 460 В, необходи­мого для стрельбы ГК, оставляли остальные системы совершенно без электропитания. Поэтому было ре­шено вырабатывать ток под напряжением 230 В, что­бы обеспечить нормальную работу бортовой сети и сохранить возможность стрельбы из 90-мм зениток и автоматов.

Несмотря на тяжелые повреждения "Жана Бара", этот бой не дает достаточных оснований для кон­структивной критики каких-либо недостатков проекта. за исключением, пожалуй, слабой защиты 152-мм погребов Палубная броня 150+40 мм просто не могла остановить 406-мм бронебойный снаряд весом 1226 кг, падавший под большим углом. Корабль не был закончен, не имел многих систем и приборов, а также полного экипажа. Весь бой он провел на швартовах и, будучи неподвижным, представлял собой легкую ми­шень для снарядов и бомб.

Хотя "Жан Бар" и не нанес серьезного вреда про­тивнику, французское командование высоко оценило его действия при обороне Касабланки и командир линкора Бартес 18 ноября был произведен в контр-­адмиралы.