Вооружение линейных кораблей типа "Nelson".
9 406-мм./45-калиберных орудий "Mk.I" с трех спаренных башнях на лафетах "Mk.I" (к ним девять 6-фунтовых учебных стволов) Макс.боевой запас по проекту: 95 бронебойных снарядов с наконечником на ствол, 10 учебных снарядов на ствол
Макс.боевой запас по готовности: 100 бронебойных снарядов с наконечником на ствол, 10 учебных снарядов на ствол
Обычный боевой запас в мирное время: 80 снарядов на ствол
12 152-мм./50-калиберных орудий "Mk.XXII*" в шести спаренных башнях на лафетах "Mk.XVII" (к ним двенадцать 3-фунтовых учебных стволов)
Макс.боевой запас по проекту: 168 фугасных и 20 учебных снарядов на ствол, 72 дымовых пристрелочных снаряда на корабль
Макс.боевой запас по готовности: 135 фугасных снарядов с наконечником на ствол, 15 фугасных (бризантных) снарядов на ствол 24 учебных снаряда на ствол, 72 дымовых пристрелочных снаряда на корабль
Обычный боевой запас в мирное время: 100 снарядов на ствол
6 120-мм./40-калиберных скорострельных зенитных орудий "Mk.VIII*" на одиночных лафетах "Mk.I" (к ним шесть 2-фунтовых учебных стволов)
Макс.боевой запас по проекту: 211 снарядов на ствол, 20 дымовых пристрелочных снарядов на корабль
Макс.боевой запас по готовности: 175 фугасных (бризантных) снарядов на ствол, 150 осветительных снарядов на корабль, 20 дымовых трассирующих снарядов на корабль
Обычный боевой запас в мирное время: 100 снарядов на установку.
8 2-фунтовых зенитных автоматов "Pom-Pom" на одноствольных лафетах "Mk.II"
Обычный боевой запас в мирное время: 1000 снарядов на установку
4 3-фунтовых скорострельных салютных пушки "Hotchkiss" "Mk.I"
1 12-фунтовая (914,44-кг.) скорострельная десантная пушка на полевом лафете
10 7,6-мм.зенитных пулемета "Lewis" на пяти спаренных лафетах
4 7,6-мм.зенитных пулемета "Lewis" на одиночных лафетах
5 7,6-мм.зенитных пулемета "Vickers" на конусных лафетах
2 622-мм.подводных торпедных аппарата (без рельсовых направляющих)
Обычный боевой запас в мирное время: 10 торпед "Mk.I"
4 паравана типа "В.V" (Первоначально вместо предусмотренных параванов типа "B.V"; принимались типа "В.III**". Это происходило до тех пор, пока не закончился запас параванов типа "B.III**".
Главная артиллерия
Как уже говорилось, башенные установки с 406-мк.оруднями для линкоров "Nelson" и "Rodney" были первоначально заказаны уже в 1921 году для первых линейных кораблей проекта "G-3". Все шесть строенных лафетов были изготовлены фирмой Armstrong'а. Орудие могло выстреливать снаряд весом 1029 кг. с начальной скоростью 929 м/сек. Однако комбинация "легкий снаряд/высокая скорость" оказалась не совсем удачной, первые признаки этого проявились 15 марта 1926 года, когда был проведен опыт с первым готовым 406-мм.орудием. С рабочим зарядом весом 238 кг. орудие придавало снаряду начальную скорость точно 929 м/сек., однако после каждого выстрела она уменьшалась на 0,52 м/сек., что ясно указывало на очень сильный износ канала ствола. Расчеты показали, что живучесть ствола составляет лишь 180 выстрелов при стрельбе полными зарядами. Последующие опыты показали прирост неточности при стрельбе и тенденцию разрушения нарезки ствола снарядом. Она была вызвана "...вибрацией короткого корпуса и длинной головки снаряда при его движении по каналу ствола".
С целью поиска, возможностей для устранения этого недостатка был проведен опыт улучшения нарезки ствола и формы картузной каморы, объем которой был уменьшен с 573548,6 кв.см. до 491613 кв.см. Одновременно был уменьшен вес заряда с 238 до 231 кг. Это принесло некоторые результаты - живучесть ствола увеличилась до 200 выстрелов полными зарядами, а падение начальной скорости между выстрелами снизилось до 0,35 м/сек. Этому способствовало также изменение формы нарезки канала ствола. Несмотря на эти усовершенствования, позволившие несколько улучшить живучесть ствола и меткость стрельбы, орудие так и не получило показателей мощности и эффективности, характерных для британского 381-мм.орудия "Mk.I".
Причиной еще больших трудностей стала сама орудийная башня для 406-мм. орудий. Необходимость применения трехорудийного лафета вызвала многие сложности, с которыми конструкторы не сталкивались ранее, при разработках двухорудийных башен. В большой степени это относится к компоновке башни, ее весовки и габаритов, удобству обслуживания различных механизмов, и особенно механизмов заряжания среднего орудия.
Большое внимание уделялось защите башни от пожаров и взрывов, а также защите подбашенных помещений от форса пламени. Последнее достигалось применением большого количества пламянепроницаемых люков и проемов в коммуникациях подачи боезапаса.
Снаряды и заряды подавались не так, как ранее, а в вертикальном положении, при помощи толчкового подъемника. Коммуникации подъемника кордитного пороха в верхней и нижней части имели пламянепроницаемые затворы против форса пламени, а по бокам устройств подачи были устроены взрывные клапаны. В результате всех этих усовершенствований, как отмечали специалисты, для кордитных зарядов существовало только одно более или менее опасное место - когда он находился в перегрузочном отделении между погребами и подъемниками (а также непосредственно возле орудия). Между этими двумя пунктами он был совершенно невидим.
Проемы-шлюзы зарядных погребов имели квадратную форму размером 457x457 мм. и имели легкую защиты из стальных плит. Шлюзы сами по себе были водонепроницаемы и защищены от проникновения форса пламени внутрь. Сами пороховые погреба не имели никаких взрывных клапанов, так как в 1919 году было решено отказаться от их использования (считалось, что они не были обеспечены против прорыва форса пламени).
Еще в ходе постройки корабля в конструкцию орудийных башен были внесены некоторые изменения, важнейшими из которых были:
Рабочая жидкость в гидравлической системе была заменена с масла на воду. Это позволило использовать стальные трубопроводы вместо тяжелых и толстостенных медных труб в прежних системах. Наряду с экономией веса это .привело к удешевлению системы. - В перегрузочных отделениях раздельные снарядные стеллажи первоначально были установлены у нижнего конца подъемника. Однако, поскольку это мешало непрерывности цикла подачи боезапаса, они были заменены тремя объединенными снарядными стеллажами, на которых в случае надобности снаряды могли быть развернуты на 90 градусов для удобства подачи боезапаса. Только теперь все три башенных орудия могли заряжаться более или менее одновременно.
Стеллажи кордитного пороха, первоначально установленные таким же образом, что и снарядные стеллажи, были заменены ковшовыми подъемниками во вращающейся части башни. Однако это потребовало увеличения персонала в перегрузочном помещении, ибо теперь заряды из неподвижной части подбашенных помещений во вращающуюся структуру должны были подаваться вручную.
Изменена также была и толщина ведущих колец на 406-мм.снаряде, что в свою очередь привело к увеличению диаметра всех зарядных устройств. К сожалению, было невозможно провести заводские испытания вращающейся части башни вместе с устройствами подачи, которые должны были находиться в перегрузочных отделениях, и поэтому когда в 1926-1927 годах башни были установлены на корабли указанное оборудование создало достаточно много трудностей. И хотя в результате проведенных улучшений конструкторы добились некоторых успехов все-таки становилось ясно, что окончательное решение этой проблемы невозможно без комплексной замены большей части оборудования. Однако это мероприятие было невозможно из-за предполагаемых больших затрат. По расчетам скорость стрельбы из орудия измерялась 30 секундами, но фактически составляла около 35 секунд для каждого орудия. При этом следовало учитывать, что подобная скорость стрельбы был возможен при уже заготовленных боеприпасах. Однако приходилось учитывать, что темп подачи боезапаса отставала от скорости заряжания орудия, поэтому интервал между выстрелами увеличивался до 50 секунд, но и это было не все. Среднее орудие в трехорудийных башнях считалось самым неудобным для зарядки и требовало несколько большего времени, к тому же, трехорудийные башни имели такую особенность, что среднее орудие при полном залпе должно отставать выстрелом на небольшую долю секунды для того, чтобы дульные газы двух крайних орудий при выстреле не могли повлиять на снаряд из среднего орудия. Поэтому при полных залпах скорострельность стрельбы увеличивалась до 60-65 секунд.
На одном из обсуждений артиллерии линкоров начальник, управления морских вооружений (Director of Naval Ordnance) высказался, что он считает крайне сомнительным возможность улучшения скорострельности башенных орудий, назвав наилучшим пределом 40 секунд для первых четырех выстрелов и 45 секунд - для последующих выстрелов. По сравнению с 25-секундной скорострельностью у 381-мм.орудия "Mk.I" это выглядело не лучшим образом.
В июле 1927 года были осмотрены дорожки башенных катков на "Rodney", при этом обнаружили, что внутренний край нижней дорожки зазубрен по сторонам от места качения катков. Аналогичная ситуация выявилась позже и на "Nelson".
Вызывалось это тем, что вес установки несколько превысил расчетный, дойдя до 1480 тонн, отчего увеличилось боковое давление на погон, возникавшее при вращении башни. На волнении недостаток проявлялся резче. Чтобы устранить это явление было предложено слегка уменьшить (и ввести ограничение) на скорость вращения башни. Также изменили и конструкцию самих катков. Тем не менее, как оказалось, этих мероприятий было недостаточно, чтобы окончательно уйти от этой проблемы. Поэтому было решено устроить специальный вертикальный погон с комплектом катков, укрепленных на вращающейся части башни. Они позволили устранить осевое смещение башни, при вращении, а чтобы два различных катка не оказались бы друг против друга (считалось, что это могло нарушить концентричность между нижней и верхней Катковыми дорожками) часть их были снабжены специальным пружинным устройством.
Установка этих катков началась в августе 1928 года и была завершена только через год - в октябре 1929-го. Это решение оказалось настолько удачным, что позволило даже снять введенное ограничение скорости вращения башни.
Однако огневые испытания выявили еще одну проблему - энергия дульных газов 406-мм.орудня. Когда башни "А" и "В" стреляли прямо по ходу линкора действием этих газов повреждалась часть палубного оборудования. Нахождение же личного состава в подпалубных помещениях становилось невыносимым. Подобные явления происходили и при стрельбе башни "X" на кормовых углах - появлялись повреждения в надстройке корабля, создавались затруднения для находившихся на мостике, особенно, если башня стреляла на большие расстояния - на предельных углах возвышения орудий. Частичным решением этой проблемы стало введенное ограничение секторов обстрела башен, а также опробованные на "Rodney" специальные навесные щитки, установленные у отверстий надстройки и мостика - по верхней и нижней кромке отверстий - и уменьшившие их величину, предохраняя людей и оборудование от действия дульных газов. На компасной площадке дополнительно было устроено специальное небольшое застекленное окно. Все эти работы были проведены в Портсмуте в течение 1929-1930 годов. А 24-25 ноября 1930 года к югу от Isle of Wight вновь состоялись стрельбовые испытания, проведенные под руководством артиллерийских экспертов с учебно-артиллерийского корабля "Excellent". Результаты не очень-то обнадежили - после залпа башни "X" надстройка мостика получила заметные повреждения, а стекло окна на компасной площадке разлетелось вдребезги, покрыв палубу массой мелко-битого стекла. Судя по тому, что устроенные ка "Rodney" навесные щитки не снимали, их конструкция, вероятно, давала некоторый эффект. Позднее их установили и на "Nelson". В качестве окончательной меры против дульных газов под всеми отверстиями мостика были устроены специальные отражающие экраны из листового металла, а нижний ряд окон компасной площадки был вообще устранен. Хотя все эти меры и принесли улучшения, однако полностью они проблемы не сняли, та как ограничение секторов стрельбы оставалось в силе в течение всего периода мирного времени.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОРУДИЙ.
406-мм. 381-мм.
Марка орудия |
_ |
Mk.I |
Mk.I |
Марка установки |
— |
Mk.I |
Mk.II |
Длина ствола |
кал. |
L/45 |
L/42 |
Вес снаряда |
кг. |
928,768 |
870,72 |
Вес заряда |
кг. |
231,285 |
194,098 |
Начальная скорость |
м/сек. |
822,95 |
746,76 |
Начальная энергия снаряда |
мкг. |
32055916,5 |
24777520 |
Живучесть ствола при |
|
|
|
стрельбе полными зарядами |
- |
200 |
350 |
Вес орудия |
ts |
108 |
97,152 |
Максимальная дальность стрельбы |
км. |
38,335 |
27,890 |
Угол возвышения |
град. |
40 |
30 |
Вес вращающейся части |
ts |
1480 |
860 |
В мае 1934 года было решено провести на "Nelson" длительную стрельбу - по 16 выстрелов на орудие, причем стрельба должна была вестись полными залпами (одновременно всеми орудиями на борт). Все выявившиеся недостатки (иначе говоря - появившиеся повреждения) были тщательно изучены и в конце-концов стали поводом для научной конференции, состоявшейся в декабре 1934 года на линкоре "Nelson" с участием представителей флота , Адмиралтейства и HMS "Excellent". На ней обсуждались все выявившиеся слабые места башенного вооружения и был разработан ряд рекомендаций, для осуществления которых были затем предприняты энергичные шаги. Однако, время показало, что башни так и не смогли достигнуть того уровня надежности, который показали башенные установки с 381-мм.орудиями линкоров типов "Queen Elisabeth" и "Royal Sovereign" и линейных крейсеров типов "Renown" и "Hood". Здесь приведены характеристики 406-мм. и 381-мм.орудия (с "Hood") и их лафетов.
Если сравнить их характеристики, то можно заметить преимущество 406-мм.орудий по огневой мощи, но они явно уступали 381-мм. орудиям по скорострельности и точности стрельбы. Поэтому даже в настоящее время трудно отдать предпочтение тому или иному орудию.
Артиллерия среднего калибра
Как и в случае с главной артиллерией, средний калибр был взят из проекта "G-3" и состоял из двенадцати 152-мм. 50-калиберных орудий типа "Mk.XXII". Орудия размещались в шести 2-орудийных башнях типа "Mk.XVIII". Ниже в таблице даны характеристики орудия, сравниваемые с 152-мм.орудием типа "Mk.XII".
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОРУДИЙ.
152-мм. 152-мм.
Марка орудия |
|
Mk.XII |
Mk.XXII |
Длина ствола |
кал. |
L/45 |
L/50 |
Вес снаряда |
кг. |
45,35 |
45,35 |
Вес заряда |
кг. |
12,244 |
13,605 |
Начальная скорость |
м/сек. |
853,44 |
897,636 |
Начальная энергия снаряда |
мкг. |
1681774,17 |
1861411,19 |
Скорострельность |
в/мин. |
7 |
8 |
Максимальная дальность стрельбы |
км. |
20,208 |
22,951 |
Угол возвышения |
град. |
45 |
45 |
Первоначальные эскизные проекты предусматривали размещение башен среднего калибра вокруг надстройки, однако в сентябре 1922 года было решено переместить их дальше в корму, чтобы удалить их из сферы действия дульных газов тяжелых орудий при стрельбе на кормовых курсовых углах. Боевые погреба 152-мм.боезапаса находились позади машинных отделений и, большей частью, непосредственно под отдельными башнями. Этим обеспечивалась наиболее быстрая и прямая подача боезапаса. В перегрузочные отделения, расположенные на главной палубе под башенными установками снаряды подавались посредством толчковых подъемников, а порох в футлярах "Clarkson" на цепных подъемниках типа "бесконечная лента". Безопасность от проникновения в погреба форса пламени через подъемники (по системе подачи боезапаса) была почти полной. Отверстия в переборках погребов и в верхней части подъемников закрывались люками. Верхние выходы подъемников были оборудованы быстро-закрывающимися люками. Открывались они вверх и автоматически закрывались, когда подъемник уходил вниз.
Принятое расположение артиллерии имело один большой недостаток - башни и их перегрузочные отделения концентрировались примерно в одном месте. Кроме того, они были очень слабо защищены - всего только 25,4-мм.защитные плиты из высокоупругой стали. Это грозило тем, что один или два, даже не очень крупных снаряда, могли вывести из строя всю группу башен (батарею) одного борта.
Прототипом башни среднего калибра для линкоров стали 152-мм.установки крейсера "Enterprise" (готовность крейсера - 1926 год). Новые башни были испытаны стрельбой на крейсере, и оказались, по мнению комиссии, вполне пригодны для линкоров "Nelson" и "Rodney". Башни среднего калибра для "Rodney" изготовил завод "Vickers", а для "Nelson" - "Armstrong".
Орудийная башня "Mk.XVII" B целом была аналогична предусмотренной для новых линкоров башне "Mk.XVIII". Наиболее существенным отличием была их большая длина. Кроме того, уже в процессе проектирования конструкторы отказались от мысли сделать в новой установке угол возвышения 40 градусов (как на "Enterprise"), решив увеличить его до 60 градусов и придав орудию возможность эффективной стрельбы по самолетам противника на больших дальностях.
Зенитная артиллерия
Зенитная артиллерия дальнего действия (помимо возможности использования для этих целей артиллерии среднего калибра) включала шесть 120-мм. 43-калиберных орудий типа "Mk.VIII", установленных на одинарных незащищенных лафетах типа "Mk.XII", с углом возвышения до 90 градусов. Два из этих орудий находились на юте и четыре - в средней часта. Все они имели хороший сектор стрельбы во все стороны, однако их размещение не полностью соответствовало требованиям "Комиссии по ПВО на боевых кораблях", в частности требованию, чтобы цель в любой точке неба могла быть обстреляна как минимум четырьмя орудиями. На новых же линкорах этот минимум снижался до трех орудий, а для некоторых точек - даже два орудия.
Прямо по носу корабля могли стрелять четыре орудия, однако если атакующий самолет пересекал курс корабля, то стрельба по нему могла вестись только ограниченно, передавая цель от орудий одного борта к орудиям другого борта. В корму могли стрелять все шесть орудий, а два из них (на юте) перекрывали кормовой сектор на 41 градус противоположного борта.
Предполагавшееся зенитное вооружение ближней обороны состояло из четырех восьмиствольных установок "Pom-Pom", однако на момент готовности кораблей их в распоряжении адмиралтейства еще не было, поэтому вместо них временно были установлены восемь одинарных 2-фунтовых зениток типа "Mk.II". Из них четыре были установлены по бокам от мостика на платформе боевой рубки, и четыре - на кормовом конце надстройки. Зенитное вооружение обеих кораблей изготовил завод "Vickers".
Иные виды вооружения
Известно, что при разработке проекта "G-3" возникали трудности в размещении бортовых торпедных труб. Аппараты этого типа предусматривали специальную направляющую, которая способствовала выстреливанию торпеды и предотвращала отклонение торпеды от курса. Однако наличие направляющей делало возможным защемление торпеды в аппарате в условиях воздействия на корабль боковой и килевой качки. На быстроходных кораблях решение проблемы усложнялось, однако на "Nelson" и "Rodney" эту трудность удалось обойти, расположив торпедные трубы под небольшим углом к диаметральной плоскости. Кроме того, на новых кораблях отказались от направляющей в аппарате. Предварительно были проведены эксперименты, а полученные результаты вполне удовлетворили специалистов адмиралтейства.
"Nelson" и "Rodney" оказались единственными кораблями в Королевском флоте, вооруженными б22-мм.торпедными аппаратами. Сама торпеда имела вес 2552 кг. Скоростные данные торпеды приведены ниже.
Время хода | Расстояние | Скорость
-----------------+-------------+--------
12 мин. 51 сек. 13,7 км. 35 узлов
20 мин. 27,5 км. 30 узлов
Оборудование и приборы системы управления артиллерийским огнем и торпедным оружием
Для управления стрельбой главным калибром предусматривалось две боевые рубки носовая и кормовая. Для каждой рубки имелся отдельный пост управления стрельбой, включающий дальномерный пост с 4,57-метровым дальномером.
Управление стрельбой среднего калибра осуществлялось из четырех постов, расположенных побортно от носовой и кормовой боевых рубок. Каждый пост имел по одному 3,65-метровому дальномеру.
Кроме того, имелся резервный пост управления стрельбой в бронированном куполе поверх носовой боевой рубки.
Центральный артиллерийский пост имел систему контроля и управления стрельбой и передачи данных адмиралтейского типа (модифицированная версия прибора Dreyer'a, установленного на прежних кораблях), а также два указателя типа "S" для управления огнем среднего калибра.
Связь между ЦАП и рубками, а также между рубками и орудиями осуществлялась посредством новой системы, известной как автоматизированная параллельная система управления. Она была гораздо совершеннее, чем применявшаяся ранее система типа "шаг за шагом". Достоинством новой системы было то, что данные целеуказания можно было одновременно передавать на большее число постов (в системе."шаг за шагом" оно было ограничено), а при срочном переключении управления с одного командного поста на другой не было необходимости проверки синхронности передачи команд на посты. К тому же новая система требовала гораздо меньше времени для приведения ее в действие, а при пропаже напряжения она не выходила из параллели, оставаясь синхронно настроенной (если только во время отсутствия напряжения на приборах передачи данных не делались изменения). Система "шаг за шагом" при отключении электричества требовала после включения новой настройки. К недостаткам новой системы относили дороговизну , а также большую сложность, как следствие, предполагавшую меньшую надежность. Эксплуатация показала, что на высоких скоростях новая система оказалась менее точной, чем прежняя.
Кроме того имелось:
- По одному 12,5-метровому дальномеру в каждой орудийной башне главного калибра;
- Два 2,74-метровых тактических дальномера на платформе постов управления стрель бой;
- Шесть пеленгаторов цели - два на компасной платформе, два на командирском мостике и два на адмиральском мостике;
- Четыре прибора "Evershed" для наведения на цель боевых прожекторов - два на платформе постов управления стрельбой и два на командирском мостике;
- Два прибора "Evershed" для наведения при стрельбе осветительными снарядами на командирском мостике.
Управление зенитным огнем осуществлялось из небольшой рубки, расположенной позади надстройки, на том же уровне, что и посты управления стрельбой других калибров . Специальная платформа поверх рубки была оборудована двумя побортными открытыми постами. Там же, в середине платформы, находился 3,6 5-метровый зенитный дальномер, а также пеленгатор системы "Evershed" и указатели изменения пеленга на цель. Рядом с рубкой находился зенитный вычислительный пост.
Посты управления торпедной стрельбой с двумя 4,57-метровыми дальномерами находились побортно от дымовой трубы, а торпедные визиры - по бокам платформы адмиральского мостика.