Вооружение линейных кораблей типа "Nelson".

 

9 406-мм./45-калиберных орудий "Mk.I" с трех спаренных башнях на лафетах "Mk.I" (к ним девять 6-фунтовых учебных стволов) Макс.боевой запас по проекту: 95 бронебойных снарядов с наконечником на ствол, 10 учебных снарядов на ствол

Макс.боевой запас по готовности: 100 бронебойных снарядов с наконечником на ствол, 10 учебных снарядов на ствол

Обычный боевой запас в мирное время: 80 снарядов на ствол

12 152-мм./50-калиберных орудий "Mk.XXII*" в шести спаренных башнях на лафетах "Mk.XVII" (к ним двенадцать 3-фунтовых учебных стволов)

Макс.боевой запас по проекту: 168 фугасных и 20 учебных снарядов на ствол, 72 дымовых пристрелочных снаряда на корабль

Макс.боевой запас по готовности: 135 фугасных снарядов с наконечником на ствол, 15 фугасных (бризантных) снарядов на ствол 24 учебных снаряда на ствол, 72 дымовых пристрелочных снаряда на корабль

Обычный боевой запас в мирное время: 100 снарядов на ствол

6 120-мм./40-калиберных скорострельных зенитных орудий "Mk.VIII*" на одиночных лафетах "Mk.I" (к ним шесть 2-фунтовых учебных стволов)

Макс.боевой запас по проекту: 211 снарядов на ствол, 20 дымовых пристрелочных снарядов на корабль

Макс.боевой запас по готовности: 175 фугасных (бризантных) снарядов на ствол, 150 осветительных снарядов на корабль, 20 дымовых трассирующих снарядов на корабль

Обычный боевой запас в мирное время: 100 снарядов на установку.

8 2-фунтовых зенитных автоматов "Pom-Pom" на одноствольных лафетах "Mk.II"

Обычный боевой запас в мирное время: 1000 снарядов на установку

4 3-фунтовых скорострельных салютных пушки "Hotchkiss" "Mk.I"

1 12-фунтовая (914,44-кг.) скорострельная десантная пушка на полевом лафете

10 7,6-мм.зенитных пулемета "Lewis" на пяти спаренных лафетах

4 7,6-мм.зенитных пулемета "Lewis" на одиночных лафетах

5 7,6-мм.зенитных пулемета "Vickers" на конусных лафетах

2 622-мм.подводных торпедных аппарата (без рельсовых направляющих)

Обычный боевой запас в мирное время: 10 торпед "Mk.I"

4 паравана типа "В.V" (Первоначально вместо предусмотренных параванов типа "B.V"; принимались типа "В.III**". Это происходило до тех пор, пока не закончился запас параванов типа "B.III**".

 

Главная артиллерия

 

Как уже говорилось, башенные установ­ки с 406-мк.оруднями для линкоров "Nelson" и "Rodney" были первоначально заказаны уже в 1921 году для первых линейных кораблей проекта "G-3". Все шесть строенных лафетов были изготовлены фирмой Armstrong'а. Ору­дие могло выстреливать снаряд весом 1029 кг. с начальной скоростью 929 м/сек. Одна­ко комбинация "легкий снаряд/высокая ско­рость" оказалась не совсем удачной, первые признаки этого проявились 15 марта 1926 года, когда был проведен опыт с первым го­товым 406-мм.орудием. С рабочим зарядом весом 238 кг. орудие придавало снаряду на­чальную скорость точно 929 м/сек., однако после каждого выстрела она уменьшалась на 0,52 м/сек., что ясно указывало на очень сильный износ канала ствола. Расчеты пока­зали, что живучесть ствола составляет лишь 180 выстрелов при стрельбе полными заряда­ми. Последующие опыты показали прирост не­точности при стрельбе и тенденцию разруше­ния нарезки ствола снарядом. Она была выз­вана "...вибрацией короткого корпуса и длинной головки снаряда при его движении по каналу ствола".

С целью поиска, возможностей для уст­ранения этого недостатка был проведен опыт улучшения нарезки ствола и формы картузной каморы, объем которой был уменьшен с 573548,6 кв.см. до 491613 кв.см. Одновре­менно был уменьшен вес заряда с 238 до 231 кг. Это принесло некоторые результаты - живучесть ствола увеличилась до 200 выст­релов полными зарядами, а падение началь­ной скорости между выстрелами снизилось до 0,35 м/сек. Этому способствовало также из­менение формы нарезки канала ствола. Несмотря на эти усовершенствования, позво­лившие несколько улучшить живучесть ствола и меткость стрельбы, орудие так и не полу­чило показателей мощности и эффективности, характерных для британского 381-мм.орудия "Mk.I".

Причиной еще больших трудностей стала сама орудийная башня для 406-мм. орудий. Необходимость применения трехорудийного лафета вызвала многие сложности, с которы­ми конструкторы не сталкивались ранее, при разработках двухорудийных башен. В боль­шой степени это относится к компоновке башни, ее весовки и габаритов, удобству обслуживания различных механизмов, и осо­бенно механизмов заряжания среднего ору­дия.

Большое внимание уделялось защите башни от пожаров и взрывов, а также защите подбашенных помещений от форса пламени. Последнее достигалось применением большого количества пламянепроницаемых люков и проемов в коммуникациях подачи боезапаса.

Снаряды и заряды подавались не так, как ранее, а в вертикальном положении, при помощи толчкового подъемника. Коммуникации подъемника кордитного пороха в верхней и нижней части имели пламянепроницаемые зат­воры против форса пламени, а по бокам уст­ройств подачи были устроены взрывные кла­паны. В результате всех этих усовер­шенствований, как отмечали специалисты, для кордитных зарядов существовало только одно более или менее опасное место - когда он находился в перегрузочном отделении между погребами и подъемниками (а также непосредственно возле орудия). Между этими двумя пунктами он был совершенно невидим.

Проемы-шлюзы зарядных погребов имели квадратную форму размером 457x457 мм. и имели легкую защиты из стальных плит. Шлю­зы сами по себе были водонепроницаемы и защищены от проникновения форса пламени внутрь. Сами пороховые погреба не имели никаких взрывных клапанов, так как в 1919 году было решено отказаться от их исполь­зования (считалось, что они не были обес­печены против прорыва форса пламени).

Еще в ходе постройки корабля в конст­рукцию орудийных башен были внесены неко­торые изменения, важнейшими из которых бы­ли:

Рабочая жидкость в гидравлической сис­теме была заменена с масла на воду. Это позволило использовать стальные трубопро­воды вместо тяжелых и толстостенных медных труб в прежних системах. Наряду с экономи­ей веса это .привело к удешевлению системы. - В перегрузочных отделениях раздельные снарядные стеллажи первоначально были ус­тановлены у нижнего конца подъемника. Од­нако, поскольку это мешало непрерывности цикла подачи боезапаса, они были заменены тремя объединенными снарядными стеллажами, на которых в случае надобности снаряды могли быть развернуты на 90 градусов для удобства подачи боезапаса. Только теперь все три башенных орудия могли заряжаться более или менее одновременно.

Стеллажи кордитного пороха, первона­чально установленные таким же образом, что и снарядные стеллажи, были заменены ковшо­выми подъемниками во вращающейся части башни. Однако это потребовало увеличения персонала в перегрузочном помещении, ибо теперь заряды из неподвижной части подба­шенных помещений во вращающуюся структуру должны были подаваться вручную.

Изменена также была и толщина ведущих колец на 406-мм.снаряде, что в свою оче­редь привело к увеличению диаметра всех зарядных устройств. К сожалению, было не­возможно провести заводские испытания вра­щающейся части башни вместе с устройствами подачи, которые должны были находиться в перегрузочных отделениях, и поэтому когда в 1926-1927 годах башни были установлены на корабли указанное оборудование создало достаточно много трудностей. И хотя в ре­зультате проведенных улучшений конструкто­ры добились некоторых успехов все-таки становилось ясно, что окончательное реше­ние этой проблемы невозможно без комп­лексной замены большей части оборудования. Однако это мероприятие было невозможно из-за предполагаемых больших затрат. По расчетам скорость стрельбы из орудия изме­рялась 30 секундами, но фактически состав­ляла около 35 секунд для каждого орудия. При этом следовало учитывать, что подобная скорость стрельбы был возможен при уже за­готовленных боеприпасах. Однако приходи­лось учитывать, что темп подачи боезапаса отставала от скорости заряжания орудия, поэтому интервал между выстрелами увеличи­вался до 50 секунд, но и это было не все. Среднее орудие в трехорудийных башнях счи­талось самым неудобным для зарядки и тре­бовало несколько большего времени, к тому же, трехорудийные башни имели такую осо­бенность, что среднее орудие при полном залпе должно отставать выстрелом на не­большую долю секунды для того, чтобы дуль­ные газы двух крайних орудий при выстреле не могли повлиять на снаряд из среднего орудия. Поэтому при полных залпах скорост­рельность стрельбы увеличивалась до 60-65 секунд.

На одном из обсуждений артиллерии линкоров начальник, управления морских воо­ружений (Director of Naval Ordnance) выс­казался, что он считает крайне сомнитель­ным возможность улучшения скорострельности башенных орудий, назвав наилучшим пределом 40 секунд для первых четырех выстрелов и 45 секунд - для последующих выстрелов. По сравнению с 25-секундной скорострельностью у 381-мм.орудия "Mk.I" это выглядело не лучшим образом.

В июле 1927 года были осмотрены до­рожки башенных катков на "Rodney", при этом обнаружили, что внутренний край нижней дорожки зазубрен по сторонам от места качения катков. Аналогичная ситуация выя­вилась позже и на "Nelson".

Вызывалось это тем, что вес установки несколько превысил расчетный, дойдя до 1480 тонн, отчего увеличилось боковое дав­ление на погон, возникавшее при вращении башни. На волнении недостаток проявлялся резче. Чтобы устранить это явление было предложено слегка уменьшить (и ввести ог­раничение) на скорость вращения башни. Также изменили и конструкцию самих катков. Тем не менее, как оказалось, этих меропри­ятий было недостаточно, чтобы окончательно уйти от этой проблемы. Поэтому было решено устроить специальный вертикальный погон с комплектом катков, укрепленных на вращаю­щейся части башни. Они позволили устранить осевое смещение башни, при вращении, а что­бы два различных катка не оказались бы друг против друга (считалось, что это мог­ло нарушить концентричность между нижней и верхней Катковыми дорожками) часть их были снабжены специальным пружинным устройством.

Установка этих катков началась в ав­густе 1928 года и была завершена только через год - в октябре 1929-го. Это решение оказалось настолько удачным, что позволило даже снять введенное ограничение скорости вращения башни.

Однако огневые испытания выявили еще одну проблему - энергия дульных газов 406-мм.орудня. Когда башни "А" и "В" стре­ляли прямо по ходу линкора действием этих газов повреждалась часть палубного обору­дования. Нахождение же личного состава в подпалубных помещениях становилось невы­носимым. Подобные явления происходили и при стрельбе башни "X" на кормовых углах - появлялись повреждения в надстройке кораб­ля, создавались затруднения для находив­шихся на мостике, особенно, если башня стреляла на большие расстояния - на пре­дельных углах возвышения орудий. Частичным решением этой проблемы стало введенное ог­раничение секторов обстрела башен, а также опробованные на "Rodney" специальные на­весные щитки, установленные у отверстий надстройки и мостика - по верхней и нижней кромке отверстий - и уменьшившие их вели­чину, предохраняя людей и оборудование от действия дульных газов. На компасной пло­щадке дополнительно было устроено специ­альное небольшое застекленное окно. Все эти работы были проведены в Портсмуте в течение 1929-1930 годов. А 24-25 ноября 1930 года к югу от Isle of Wight вновь со­стоялись стрельбовые испытания, проведен­ные под руководством артиллерийских экс­пертов с учебно-артиллерийского корабля "Excellent". Результаты не очень-то обна­дежили - после залпа башни "X" надстройка мостика получила заметные повреждения, а стекло окна на компасной площадке разлете­лось вдребезги, покрыв палубу массой мел­ко-битого стекла. Судя по тому, что устро­енные ка "Rodney" навесные щитки не снима­ли, их конструкция, вероятно, давала неко­торый эффект. Позднее их установили и на "Nelson". В качестве окончательной меры против дульных газов под всеми отверстиями мостика были устроены специальные отражаю­щие экраны из листового металла, а нижний ряд окон компасной площадки был вообще устранен. Хотя все эти меры и принесли улучшения, однако полностью они проблемы не сняли, та как ограничение секторов стрельбы оставалось в силе в течение всего периода мирного времени.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОРУДИЙ.

                                                                                 406-мм.                381-мм.

Марка орудия

_

Mk.I

Mk.I

Марка установки

Mk.I

Mk.II

Длина ствола

кал.

L/45

L/42

Вес снаряда

кг.

928,768

870,72

Вес заряда

кг.

231,285

194,098

Начальная скорость

м/сек.

822,95

746,76

Начальная энергия снаряда

мкг.

32055916,5

24777520

Живучесть ствола при

 

 

 

стрельбе полными зарядами

-

200

350

Вес орудия

ts

108

97,152

Максимальная дальность стрельбы

км.

38,335

27,890

Угол возвышения

град.

40

30

Вес вращающейся части

ts

1480

860

 

В мае 1934 года было решено провести на "Nelson" длительную стрельбу - по 16 выстрелов на орудие, причем стрельба долж­на была вестись полными залпами (одновре­менно всеми орудиями на борт). Все выявив­шиеся недостатки (иначе говоря - появивши­еся повреждения) были тщательно изучены и в конце-концов стали поводом для научной конференции, состо­явшейся в декабре 1934 года на линкоре "Nelson" с участием представителей фло­та , Адмиралтейства и HMS "Excellent". На ней обсуждались все выявившиеся слабые места башенного воо­ружения и был разра­ботан ряд рекоменда­ций, для осуществле­ния которых были за­тем предприняты энергичные шаги. Однако, время показало, что башни так и не смогли достигнуть того уровня надежности, который показали башенные установки с 381-мм.ору­диями линкоров типов "Queen Elisabeth" и "Royal Sovereign" и линейных крейсеров ти­пов "Renown" и "Hood". Здесь приведены ха­рактеристики 406-мм. и 381-мм.орудия (с "Hood") и их лафетов.

Если сравнить их характеристики, то можно заметить преимущество 406-мм.орудий по огневой мощи, но они явно уступали 381-мм. орудиям по скорострельности и точности стрельбы. Поэтому даже в настоящее время трудно отдать предпочтение тому или иному орудию.

 

Артиллерия среднего калибра

 

Как и в случае с главной артиллерией, средний калибр был взят из проекта "G-3" и состоял из двенадцати 152-мм. 50-калиберных орудий типа "Mk.XXII". Орудия размещались в шести 2-орудийных башнях типа "Mk.XVIII". Ниже в таблице даны характе­ристики орудия, сравниваемые с 152-мм.орудием типа "Mk.XII".

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОРУДИЙ.

                                                                                  152-мм.              152-мм.

Марка орудия

 

Mk.XII

Mk.XXII

Длина ствола

кал.

L/45

L/50

Вес снаряда

кг.

45,35

45,35

Вес заряда

кг.

12,244

13,605

Начальная скорость

м/сек.

853,44

897,636

Начальная энергия снаряда

мкг.

1681774,17

1861411,19

Скорострельность

в/мин.

7

8

Максимальная дальность стрельбы

км.

20,208

22,951

Угол возвышения

град.

45

45

 

Первоначальные эскиз­ные проекты предус­матривали размещение башен среднего калибра вокруг надстрой­ки, однако в сентябре 1922 года было реше­но переместить их дальше в корму, что­бы удалить их из сферы действия дуль­ных газов тяжелых орудий при стрельбе на кормовых курсовых углах. Боевые погре­ба 152-мм.боезапаса находились позади машинных отделений и, большей частью, непосредственно под от­дельными башнями. Этим обеспечивалась наи­более быстрая и прямая подача боезапаса. В перегрузочные отделения, расположенные на главной палубе под башенными установками снаряды подавались посредством толчковых подъемников, а порох в футлярах "Clarkson" на цепных подъемниках типа "бесконечная лента". Безопасность от проникновения в погреба форса пламени через подъемники (по системе подачи боезапаса) была почти пол­ной. Отверстия в переборках погребов и в верхней части подъемников закрывались лю­ками. Верхние выходы подъемников были обо­рудованы быстро-закрывающимися люками. От­крывались они вверх и автоматически закры­вались, когда подъемник уходил вниз.

Принятое расположение артиллерии име­ло один большой недостаток - башни и их перегрузочные отделения концентрировались примерно в одном месте. Кроме того, они были очень слабо защищены - всего только 25,4-мм.защитные плиты из высокоупругой стали. Это грозило тем, что один или два, даже не очень крупных снаряда, могли вы­вести из строя всю группу башен (батарею) одного борта.

Прототипом башни среднего калибра для линкоров стали 152-мм.установки крейсера "Enterprise" (готовность крейсера - 1926 год). Новые башни были испытаны стрельбой на крейсере, и оказались, по мнению ко­миссии, вполне пригодны для линкоров "Nelson" и "Rodney". Башни среднего калиб­ра для "Rodney" изготовил завод "Vickers", а для "Nelson" - "Armstrong".

Орудийная башня "Mk.XVII" B целом бы­ла аналогична предусмотренной для новых линкоров башне "Mk.XVIII". Наиболее су­щественным отличием была их большая длина. Кроме того, уже в процессе проектирования конструкторы отказались от мысли сделать в новой установке угол возвышения 40 гра­дусов (как на "Enterprise"), решив увели­чить его до 60 градусов и придав орудию возможность эффективной стрельбы по само­летам противника на больших дальностях.

 

Зенитная артиллерия

 

Зенитная артиллерия дальнего действия (помимо возможности использования для этих целей артиллерии среднего калибра) включа­ла шесть 120-мм. 43-калиберных орудий типа "Mk.VIII", установленных на одинарных не­защищенных лафетах типа "Mk.XII", с углом возвышения до 90 градусов. Два из этих орудий находились на юте и четыре - в средней часта. Все они имели хороший сек­тор стрельбы во все стороны, однако их размещение не полностью соответствовало требованиям "Комиссии по ПВО на боевых ко­раблях", в частности требованию, чтобы цель в любой точке неба могла быть обстре­ляна как минимум четырьмя орудиями. На но­вых же линкорах этот минимум снижался до трех орудий, а для некоторых точек - даже два орудия.

Прямо по носу корабля могли стрелять четыре орудия, однако если атакующий самолет пересекал курс корабля, то стрельба по нему могла вестись только ограниченно, пе­редавая цель от орудий одного борта к ору­диям другого борта. В корму могли стрелять все шесть орудий, а два из них (на юте) перекрывали кормовой сектор на 41 градус противоположного борта.

Предполагавшееся зенитное вооружение ближней обороны состояло из четырех восьмиствольных установок "Pom-Pom", однако на момент готовности кораблей их в распоряже­нии адмиралтейства еще не было, поэтому вместо них временно были установлены во­семь одинарных 2-фунтовых зениток типа "Mk.II". Из них четыре были установлены по бокам от мостика на платформе боевой руб­ки, и четыре - на кормовом конце надстрой­ки. Зенитное вооружение обеих кораблей из­готовил завод "Vickers".

 

Иные виды вооружения

 

Известно, что при разработке проекта "G-3" возникали трудности в размещении бортовых торпедных труб. Аппараты этого типа предусматривали специальную направля­ющую, которая способствовала выстреливанию торпеды и предотвращала отклонение торпеды от курса. Однако наличие направляющей де­лало возможным защемление торпеды в аппа­рате в условиях воздействия на корабль бо­ковой и килевой качки. На быстроходных ко­раблях решение проблемы усложнялось, одна­ко на "Nelson" и "Rodney" эту трудность удалось обойти, расположив торпедные трубы под небольшим углом к диаметральной плос­кости. Кроме того, на новых кораблях отказались от направляющей в аппарате. Предва­рительно были проведены эксперименты, а полученные результаты вполне удовлетворили специалистов адмиралтейства.

"Nelson" и "Rodney" оказались единст­венными кораблями в Королевском флоте, во­оруженными б22-мм.торпедными аппаратами. Сама торпеда имела вес 2552 кг. Скоростные данные торпеды приведены ниже.

 

Время хода       | Расстояние  | Скорость

-----------------+-------------+--------

12 мин. 51 сек. 13,7 км.          35 узлов

20 мин.              27,5 км.         30 узлов

 

Оборудование и приборы системы управления артиллерийским огнем и торпедным оружием

 

Для управления стрельбой главным ка­либром предусматривалось две боевые рубки носовая и кормовая. Для каждой рубки имелся отдельный пост управления стрель­бой, включающий дальномерный пост с 4,57-метровым дальномером.

Управление стрельбой среднего калибра осуществлялось из четырех постов, располо­женных побортно от носовой и кормовой бое­вых рубок. Каждый пост имел по одному 3,65-метровому дальномеру.

Кроме того, имелся резервный пост уп­равления стрельбой в бронированном куполе поверх носовой боевой рубки.

Центральный артиллерийский пост имел систему контроля и управления стрельбой и передачи данных адмиралтейского типа (мо­дифицированная версия прибора Dreyer'a, установленного на прежних кораблях), а также два указателя типа "S" для управле­ния огнем среднего калибра.

Связь между ЦАП и рубками, а также между рубками и орудиями осуществлялась посредством новой системы, известной как автоматизированная параллельная система управления. Она была гораздо совершеннее, чем применявшаяся ранее система типа "шаг за шагом". Достоинством новой системы было то, что данные целеуказания можно было од­новременно передавать на большее число постов (в системе."шаг за шагом" оно было ограничено), а при срочном переключении управления с одного командного поста на другой не было необходимости проверки синхронности передачи команд на посты. К тому же новая система требовала гораздо меньше времени для приведения ее в дейст­вие, а при пропаже напряжения она не выхо­дила из параллели, оставаясь синхронно настроенной (если только во время отсутст­вия напряжения на приборах передачи данных не делались изменения). Система "шаг за шагом" при отключении электричества требо­вала после включения новой настройки. К недостаткам новой системы относили дорого­визну , а также большую сложность, как следствие, предполагавшую меньшую надежность. Эксплуатация показала, что на высоких скоростях новая система оказалась менее точной, чем прежняя.

Кроме того имелось:

- По одному 12,5-метровому дальномеру в каждой орудийной башне главного калибра;

- Два 2,74-метровых тактических дально­мера на платформе постов управления стрель бой;

- Шесть пеленгаторов цели - два на ком­пасной платформе, два на командирском мостике и два на адмиральском мостике;

- Четыре прибора "Evershed" для наведения на цель боевых прожекторов - два на платформе постов управления стрельбой и два на командирском мостике;

- Два прибора "Evershed" для наведения при стрельбе осветительными снарядами на командирском мостике.

Управление зенитным огнем осуществля­лось из небольшой рубки, расположенной позади надстройки, на том же уровне, что и посты управления стрельбой других калиб­ров . Специальная платформа поверх рубки была оборудована двумя побортными открыты­ми постами. Там же, в середине платформы, находился 3,6 5-метровый зенитный дально­мер, а также пеленгатор системы "Evershed" и указатели изменения пеленга на цель. Ря­дом с рубкой находился зенитный вычисли­тельный пост.

Посты управления торпедной стрельбой с двумя 4,57-метровыми дальномерами нахо­дились побортно от дымовой трубы, а тор­педные визиры - по бокам платформы адми­ральского мостика.