Что показали маневры

 

Грандиозные маневры 1888 года были нужны для нагнетания панических настроений и взвинчи­вания населения для того, чтобы добиться дополнительных ассигнований на флот. Другой их целью явилась проверка на практике предположения французских теоретиков "молодой школы", что в ус­ловиях применения парового броненосного флота блокада побережья противника невозможна. Одна эскадра играла роль британского флота, а другая изображала наиболее вероятного противника — французский флот. "Британскому" флоту не удалось осуществить тесную блокаду "вражеских" портов. Командующий "французским" флотом действовал смело и решительно, вполне возможно, потому, что это были лишь учения. В море прорвались "фран­цузский" эскадренный броненосец ("Rodney") и два крейсера, перерезали океанские коммуникации и напали на торговые порты западной Шотландии, "налагая на них контрибуции и сея панику" среди населения побережья.

Причин невозможности осуществления эффек­тивной блокады оказалось несколько. Корабли "бри­танского" флота сразу же столкнулись с проблемой пополнения своих угольных запасов. Даже при от­носительно небольшом волнении погрузка угля в открытом море была чрезвычайно хлопотным и утомительным делом. В результате приходилось пе­риодически возвращаться в свои базы, оставляя блокирующий флот. Команды миноносцев "британ­ского" флота оказались совершенно измотаны из-за постоянной болтанки в открытом море. Эти неболь­шие корабли подвергались такой качке, что их мат­росы и офицеры сутками не имели возможности ни отдохнуть как следует, ни поесть горячей пищи. В то же время команды миноносцев "противника" прекрасно проводили время в базе и могли атако­вать блокирующий флот когда им вздумается. По­стоянное ожидание торпедной атаки, в свою оче­редь, породило на кораблях блокирующего флота дополнительную нервозность.

Маневры 1888 года наглядно продемонстриро­вали невозможность "непроницаемой" блокады анг­лийским флотом военных баз потенциального про­тивника.

Помимо всего прочего, обнаружили множество недостатков в проектах кораблей британского фло­та. В особенности был выделен вопрос о линейных кораблях, так как его считали главным. Низкоборт­ные башенные броненосцы, а также барбетные бро­неносцы типа "Admiral" сильно страдали от волне­ния, а в некоторых случаях боковая и килевая качка была так сильна, что они не могли эффективно ис­пользовать орудия во время боя, если бы только во­обще смогли применить их в таких условиях. На башенных кораблях положение ухудшалось тем, что орудия главного калибра располагались так близко к ватерлинии, что это создавало ненормальное по­ложение у дульных срезов носовых орудий, которые зарывались в пену волн, всходивших на полубак. Поэтому, не возлагая особых надежд на достраива­ющиеся броненосцы типа "Nile" и "Sans Pareil" в от­ношении их мореходных качеств, Адмиралтейство занялось разработкой более удачного типа.

В результате подробного изучения этих про­блем Совет Адмиралтейства, в значительной мере под влиянием начальника управления военного кораблестроения Уильяма Уайта, решил, что новый проект линейного корабля, который должен быть принят, соединит в себе самые лучшие черты более ранних кораблей с высоким надводным бортом, не­обходимым британскому линкору для выполнения своих функций на сильном волнении. 10 апреля 1889 года он прочитал доклад в обществе корабель­ных инженеров, в котором обосновал преимущества барбетной системы. Кроме этого, предложили и другие новые идеи и в результате принятых реше­ний тип "Royal Sovereign" стал первым, который получил скорострельные 6-дюймовые орудия, ни­кельхромовую стальную броню (для верхнего поя­са) и казематную защиту артиллерии среднего ка­либра. Начальник управления военного корабле­строения также хотел снабдить броневую палубу скосами, но Совет Адмиралтейства не одобрил та­кой конструкции, и до введения броневой палубы со скосами на британские эскадренные броненосцы прошло еще несколько лет (впервые она появилась в 1892 году на линейном корабле второго класса "Renown").