Программа "стандарта двух держав"

 

Встревоженные быстрым ростом флотов других держав и сознавая, что благосостояние Британии и даже само ее существование зависит от морской мощи, морские специалисты и все газеты едино­душно твердили одну фразу: "Англия поднялась благодаря своему флоту и с уничтожением его она погибнет". 4 января 1889 года премьер Солсбери принял делегацию представителей крупнейших приморских городов: Глазго, Эдинбурга, Ливерпуля и Ньюкасла. В петиции, которая была вручена пра­вительству, выражалось "глубокое чувство тревоги ввиду опасности, угрожающей нашей торговле и крупным торговым портам". Подписавшие пети­цию призывали правительство "не терять времени в деле разработки и осуществления планов, гаранти­рующих безопасность наших городов и способных восстановить серьезно поколебленное чувство уве­ренности, которое является существенной предпо­сылкой торговой деятельности и процветания". Публикация полного текста петиции вызвала со­чувственный отклик в прессе. Через неделю после описанных событий "Тайме" потребовала от прави­тельства представить свои соображения "в зрелой форме и как можно скорее". Кроме того, сильно уве­личившийся торговый флот требовал надежной за­щиты.

В Адмиралтействе также не теряли времени да­ром: военные моряки представили доклад, в кото­ром подчеркивалась необходимость создания фло­та, способного вести войну против России и Фран­ции одновременно. Была рекомендована обширная кораблестроительная программа.

Несмотря на то что английское правительство до этого времени неохотно признавало недостаточ­ность флота, оно изменило свой курс, как это при­шлось сделать либералам в 1884 году. Лорд Солсбе­ри, как он сам с неудовольствием признал в ноябре, оказался вынужденным заставить Великобританию принять участие в гонке с другими державами в об­ласти морских вооружений. В марте 1889 года в парламент был внесен Акт морской обороны. Этот законопроект предусматривал постройку с 1 апреля 1889 по 1 апреля 1894 года 8 линейных кораблей первого класса, 2 линейных кораблей второго клас­са, 9 крейсеров первого класса (бронепалубные), 29 крейсеров второго класса (тип "Medea"), 4 крейсеров третьего класса (тип "Pandora") и 18 торпедных ка­нонерских лодок (тип "Sharpshooter") — на сумму 21500 000 фунтов стерлингов.

В конце мая 1889 года английский парламент принял этот закон, и бюджет Адмиралтейства, ут­вержденный незадолго до этого, увеличился еще на 25 %. Увеличение военно-морского бюджета сопро­вождалось решительным заявлением. В тексте зако­на говорилось, что отныне Британия должна иметь флот сильнее, чем объединенные флоты двух самых крупных после нее морских держав. Таким образом, впервые была сформулирована доктрина "стандар­та двух держав", которая впоследствии еще долгое время определяла морскую политику Великобри­тании.