Мореходные качества

 

Благодаря длине и обводам, которые были рас­считаны на большую скорость, чем имел низкобор­тный "Trafalgar", строители допускали, что только 9000 л. с. необходимо для 16 узлов и 13 000 л. с. с форсированной тягой для 17,5. В действительности только "Royal Sovereign" развил эту мощность на хо­довых испытаниях при давлении в котельных отде­лениях 38 атм. Но после трех часов хода трубки двух котлов дали течь. Поэтому было решено, что ни "Royal Sovereign", ни однотипные ему корабли не должны форсировать свою машинно-котельную ус­тановку свыше мощности 11000 л. с., чтобы обезо­пасить котлы от подобных аварий.

Давление 51 атм. допускалось на заводских че­тырехчасовых испытаниях с форсированной тягой. Но даже с новыми котлами ужасающая деформа­ция, вызванная неравномерным расширением тру­бок и секций, вела к бесконечным неисправностям, так как первоначальное напряжение развивало скрытые дефекты, которые стали проявляться через некоторое время.

В 1892 году форсированная тяга была оконча­тельно признана морскими инженерами негодной. В лучшем случае она оказывалась самообманом, наделяя корабль фиктивной способностью разви­вать скорость, которую никогда не могли развить в условиях повседневной службы без риска аварии. На практике это губило так много котлов и выводи­ло из строя очень много кораблей.

Эскадренные броненосцы типа "Royal Sovereign" стали первыми британскими линейными корабля­ми, которые смогли превысить 17 узлов, хотя неко­торые иностранные корабли на бумаге вроде бы и имели равные им скорости. Ими впервые была до­стигнута скорость 17,5 узлов при свежей погоде (ранее 17 узлов развивалась только на спокойной воде). Последующая установка скуловых килей не оказала заметного влияния на скорость этих кораб­лей.

В 1900 году "Royal Sovereign", "Royal Oak" и "Ramillies" приняли участие в гонке полным ходом на 788 миль при естественной тяге, показав на про­беге скорость 14,51; 14,3 и 14,22 узла и израсходо­вав соответственно 385; 509 и 337 тонн угля.

После капитального ремонта на 8-часовом ис­пытании "Empress of India" развил скорость 15,5 уз­ла, a "Royal Oak" 14,7 узла. К 1911 году корабли это­го типа были еще в неплохом состоянии и могли ходить со скоростью 13 узлов.