Бронирование

 

Принимая во внимание увеличенную на одну палубу высоту надводного борта, можно прийти к заключению, что устройство защиты линейных ко­раблей типа "Royal Sovereign" представляет комби­нацию систем бронирования "Anson" и "Trafalgar" и обладает положительными качествами обоих. Главный броневой пояс длиной 76,2 м при толщине 457—356 мм протянулся на две трети длины ко­рабля и имел высоту 2,59 м, из которых 1,52 м бы­ло под водой, оканчиваясь 406-мм переборкой в но­су и 356-мм в корме. У нижней кромки главный пояс утончался до 203 мм. Против такой системы защиты резко выступил Эдвард Рид, который опа­сался, что при крене главный броневой пояс уйдет под воду, но он забывал о нижней кромке, которая при этом обнажалась. Поэтому Уайт, многие офи­церы флота и инженеры не соглашались с ним и на этих кораблях увеличили ширину именно подвод­ной части пояса за счет надводной. Удлинение по­ясной защиты по сравнению с типом "Admiral" (с 45% до 63 % от длины корабля) было вызвано необ­ходимостью защитить ватерлинию от разрушитель­ного действия фугасных снарядов. Когда проект еще обсуждался, Уайт рекомендовал легко заброни­ровать нос перед цитаделью, поскольку для того, чтобы поддерживать достаточно высокую скорость во время боя при преследовании, броненосец дол­жен выдерживать попадания в носовую часть. Но в заключении, данном комитетом, занимавшимся выработкой элементов новых линейных кораблей, и поддержанном Советом, утверждалось, что оконеч­ности должны быть оставлены небронированными и наилучшей защитой считалась броневая палуба ниже уровня ватерлинии.

Вместо угольной защиты на "Anson" и 457-мм брони компаунд на "Trafalgar" линейные корабли типа "Royal Sovereign" поверх броневого пояса по ва­терлинии до главной палубы имели 127-мм гарвеевскую стальную броню (на "Ramillies", "Repulse", "Revenge" и "Royal Oak" была никелевая стальная броня) на тиковой подкладке, за которой находи­лись угольные ямы шириной 3,2 м, что считалось достаточным для предотвращения пробивания этого района скорострельными орудиями, принимае­мыми тогда на вооружение. В оконечностях второй пояс крепился к барбетам в виде поперечных косых траверзов, образуя тем самым центральный редут значительной протяженности.

Эти тонкие стальные броневые плиты, которые нашли "удовлетворительными" для такой защиты во время опытов на "Resistance", породили гневную тираду против этих кораблей со стороны Э. Рида. Но, как указывал Уайт, Рид не мог знать результа­тов экспериментов, на которых основывалось его собственное мнение о вероятных повреждениях лег­ко бронированных конструкций в бою. Чтобы по­ставить над главным поясом толстое бронирование, нужно было бы значительно увеличить водоизме­щение корабля, и поэтому Уайт представил на рас­смотрение альтернативные проекты, показывающие возможные схемы размещения защиты в пределах ограничений имеющегося для этого веса. Выбор же наиболее оптимальной схемы расположения брони, представляющей собой гармоничное сочетание по­ложительных качеств, должны были сделать уже офицеры военно-морского флота, исходя из знания особенностей артиллерийского боя.

Главная палуба была оставлена небронирован­ной (за исключением казематов 152-мм орудий, впервые размещенных на этой палубе после тща­тельного рассмотрения этого вопроса и проведения дискуссии). Великий французский инженер-кораб­лестроитель М. де Бюсси на своем знаменитом крейсере "Dupuy de Lome", заказанном в 1888 году, для размещения 193-мм и 163-мм орудий выбрал небольшую башню, и подобную систему предложили для "Royal Sovereign". Но Совет в конечном итоге принял решение против применения ба­шен для размещения артиллерии среднего ка­либра, так как это повлекло бы за собой необхо­димость дополнительного устройства для пово­рота башни, что не обеспечивало наводчикам такого же удобства, как при наведении вручную, когда броня была неподвижна, а орудия уста­навливались на центральных штырях. К тому же размещение артиллерии среднего калибра в башнях должно было бы ограничиваться преде­лами расположения башен на верхней палубе. И позднее британские линейные корабли остава­лись с самой нежелательной особенностью бро­неносцев типа "Royal Sovereign" — казематами средней палубы.

На "Dupuy de Lome" де Бюсси сделал еще два нововведения, которые нужно отметить как оказавшие влияние на британский проект. Во-первых, полное прикрытие 102-мм стальной броней всего корпуса и, во-вторых, карапасная палуба, опускающаяся к нижней кромке пояса, вместо   плоской,   соединяющей   верхние   его кромки. Под этой палубой проходила еще и противоосколочная палуба, а пространство между ними заполнялось углем. Кроме того, вдоль ватерлинии размещались угольные ямы и коффердам, заполненный целлюлозой. По те­ории  при  разрушении  борта  целлюлоза  под действием морской воды должна была набухать и закрывать пробоины. Это довольно хорошо под­тверждалось   мелкомасштабными   опытами,   хотя более вероятно, что ее бы просто разнесло огнем среднекалиберных снарядов. Как бы там ни было, ее использование было отвергнуто в британском фло­те, несмотря на то что в продолжение некоторого времени ватерлинии многих француз­ских кораблей прикрывались ей для защиты.

 

Распределение веса бронирования на броненосцах типа "Royal Sovereign"

Статья нагрузки

Вес, тонны

 

как спроектирован

как вступил в строй

Главный пояс и переборки

1350

1310

Верхний пояс и стенки батареи артил­лерии среднего калибра

450

Верхний пояс

225

Казематы

150

Барбеты

1385

1345

Боевая рубка

85

80

Деревянная подкладка бортов и пере­борок

80

75

Деревянная подкладка барбетов

50

40

Палубные броневые листы и броневые решетки

1010

1060

ИТОГО

4410

4285

Корпус

4890

5320

Суммарно корпус и бронирование

9300

9605

Примечание: Суммарный вес корпуса и бронирования, данный в проектной сводке весов, составлял 9640 тонн, он включал также 250 тонн конструкций поворотного стола артиллерии главного ка­либра, которые не включены в приведенную выше таблицу.

 

Небольшой коффердам по ватер­линии нашли более предпочтитель­ным вариантом, и впоследствии он до­вольно часто применялся, появившись в последний раз в 1904 году на амери­канских броненосцах типа "Virginia" и "Connecticut". Ценные свойства брони­рованной палубы, изгибавшейся вниз до нижней кромки пояса (карапасную палубу применили на эльсвикских крейсерах "Esmeralda" и "Piemonte"), также привлекли внимание англий­ских инженеров-кораблестроителей, и в модифицированной форме она при­мерно на год позже появилась на бри­танском броненосце "Renown".

Покрыв полностью корпус тонкой стальной броней, де Бюсси учел на практике уроки, извлеченные из опыт­ных стрельб по старому броненосцу "Belliqueuse", во время которых со всей очевидностью были продемонстриро­ваны огромные разрушения в небро­нированных конструкциях, произве­денные огнем скорострельной артил­лерии.

Уайт, однако, имел другое мнение относительно тонкой брони и утверждал, что такая слабая защита может быть серьезно повреждена, к тому же большие разрушения произведут и деше­вые чугунные закаленные снаряды Паллизера вме­сто фугасных снарядов. На основании этого он от­дал предпочтение одной угольной защите над карапасной палубой для больших крейсеров "Blake" и "Blenheim", хотя уже в следующем году изменил свою точку зрения, предпочтя на "Royal Sovereign" последовать французскому примеру, прикрыв борта 102-мм гарвеевской стальной броней, усиленной сзади углем.

Впоследствии 152-мм орудия верхней палубы защитили 127-мм казематами из крупповской не­цементированной брони.

Поверх главного пояса находилась стальная па­луба толщиной'76-мм. Впереди и позади броневого пояса располагались подводные карапасные 63,5-мм палубы, идущие до носа и кормы.

Поясная защита из брони компаунд в силу ее склонности к образованию глубоких трещин с отко­лом крупных кусков требовала надежной опоры. На "Royal Sovereign" позади двухслойной рубашки об­щей толщиной 37 мм между броневой палубой и нижним шельфом поставили вертикальные стойки на расстоянии 0,6 м одна от другой. Позади брони имелся клетчатый слой мелких водонепроницае­мых ячеек. За этим клетчатым слоем через каждые 1,2 м стояли вертикальные флоры с вырезами ши­риной до 0,7 м, образуя позади брони сквозной ко­ридор до первой продольной бортовой переборки. За ней проходила вторая бортовая переборка уголь­ных ям.

В целом бронирование броненосцев типа "Royal Sovereign" отвечало требованиям своего времени. Была окончательно отвергнута старая система за­щиты самой толстой броней небольшой площади борта. Уменьшив толщину плит (что стало возмож­ным благодаря улучшению их качества), удалось увеличить площадь надводного борта, защищенного броней, до 51%, что позволяло противостоять огню скорострельной артиллерии.