Машины, котлы, вспомогательные механизмы, шлюпки и дельные вещи

 

Все броненосцы имели машины тройного рас­ширения. Поскольку машины, котлы и вспомога­тельные механизмы кораблей этого типа были весьма схожи между собой и отличались друг от друга только в мелочах, то здесь будет уместно ог­раничиться описанием механической части только "Royal Sovereign".

Цилиндры каждой машины располагались в один ряд, причем диаметр цилиндров высокого давления был 12,2 м, среднего давления — 18,0 м, низкого давления — 26,8 м, а ход поршня 1,30 м. Машинные отделения считались очень просторны­ми и удобными. За цилиндрами низкого давления располагались холодильники, по одному у каждой машины. Все вместе они имели охлаждающую по­верхность 167 кв. м. Трубки в холодильниках были тянутыми, без спаев.

 

Распределение веса механизмов и машинных запасов на броненосцах типа "Royal Sovereign"

ВЕС

Вес, тонны

Главные машины, валы и составные части энерге­тической установки, находящиеся в машинном от­делении, включая запасные части и вспомогатель­ные механизмы

379

Вода в холодильниках, трубах и т. п.

23

Винты, муфты и т. п. составные части энергетиче­ской установки, не находящиеся в машинном отде­лении

123

Котлы, трубы, обивка и дымовые трубы

457

Вода в котлах, на 178 мм выше верхней точки по­верхности нагрева

218

ИТОГО

1110

 

Гребные валы состояли из трех частей, причем диаметры подшипников были не менее 400 мм, со­вокупная длина подшипников для каждой машины составляла около 2,74 м. Гребные винты, сделанные из пушечного металла, имели диаметр 5,18 м и средний шаг 5,49 м. Имелись две циркуляционные помпы производительностью 1100 т каждая.

Восемь одинарных котлов размещалось в 4-х котельных отделениях посередине корабля задними стенками друг к другу, так что котельные отделения простирались вдоль корпуса. Вспомогательных кот­лов не было. Диаметр котлов составлял 4,62 м, а длина 2,84 м. Каждый котел имел по четыре топ­ки, каждая пара топок имела общую огневую короб­ку. Площадь колосниковых решеток равнялась 65,0 кв. м, а площадь нагрева 1817 кв. м. Котлы и котельные трубки изготовили из стали. Диаметр последних 63,5 мм, толщина стенок не менее 4,2 мм. Высота дымовой трубы над топками была около 19,8 м. Для нагнетания воздуха в котельных отделениях имелось 8 нагнетательных вентиля­торов Бродерхуда.

Из вспомогательных механизмов следует отме­тить наличие 12 вентиляторов (каждый с собствен­ным приводом), рулевую и две шпилевые машины. Также имелись три динамо-машины, вырабатывав­шие постоянный ток в 400 А при напряжении 80 В. Адмиралтейство обратило особое внимание на то, чтобы динамо-машины действовали без значитель­ного повышения температуры. Всего насчитыва­лось около 78 вспомогательных механизмов.

Четыре прожектора находились на главной па­лубе и располагались по два, в носу и корме. Такое размещение прожекторов посчитали более удоб­ным, чем применявшееся прежде (на верхней палу­бе), так как теперь они располагались низко и, бу­дучи выдвигаемыми за срез борта, хорошо освеща­ли весь горизонт.

Вентиляции на "Royal Sovereign" уделялось мно­го внимания. Она была предусмотрена даже для трюма со всеми отсеками. Броненосец располагал небольшой слесарной мастерской с двумя токарны­ми станками, сверлильной машиной и другими принадлежностями.

На корабле имелись цистерны для пресной во­ды вместимостью 7.36 куб. м, кроме них для пре­сной воды находились еще емкости в двойном дне.

Броненосцы этого типа несли двадцать одну шлюпку, если в их число включить и две миноно­ски длиной 17,1 м, имевшие скорость 18 узлов. Эти шлюпки поднимались на ростры, причем блоки для них были закреплены на особых бимсах, на высоте 2,13 м от палубы, между мостиками. Исключение составляли два 9,75-метровых катера, поднимав­шихся всегда на боканцах, на случай немедленной надобности. Миноноски поднимались на ростры или спускались с них посредством 20-тонного стального крана, находившегося у грот-мачты. Этим же краном поднимались и другие тяжести.

Рангоут состоял из двух железных мачт, по­ставленных без уклона. Фок-мачта имела два бое­вых марса, грот-мачта один. На мачтах были при­способления для производства сигналов с помощью семафора. На каждом марсе размещалось по две 47-мм [3-фунтовой] пушки. У фок-мачты также имелся кран, но он был деревянным.