Общее расположение

 

Сделаем краткий обзор внутреннего устройства линей­ного корабля "Royal Sovereign".

На верхней палубе в носу располагались три якоря Инглфильда. Носовой барбет нахо­дился перед экранной (решетча­той) переборкой. Затем следова­ла броневая переборка, кожухи дымовых труб, вентиляционные трубы в машинные и котельные отделения, люки для схода на главную палубу, 152-мм орудия по бортам и трубы для подачи снарядов и зарядов. Позади вто­рой броневой и решетчатой пе­реборок располагались кормо­вой барбет, шпиль для подъема двух якорей, находящихся под балконом, и сходные люки в ад­миральское и офицерские поме­щения.

Над верхней палубой нахо­дились два широких мостика, один непосредственно впереди кормового барбета, другой — по­зади носового. На носовом мос­тике стояла боевая командир­ская рубка, имевшая вид цилин­дра из стальной брони с внут­ренним диаметром 2,90 м. Внутри рубки находились: ком­пас, паровой штурвал, телегра­фы и переговорные трубы. Над боевой рубкой размещался мос­тик, на котором стояла штур­манская рубка, штурвал и устройства, необходимые для управления кораблем. На главной палубе в носу находилась малярная каюта; затем до носовой броневой переборки — по­мещения для команды и скорострельные орудия. За броневой переборкой размещались дополнительные помещения для унтер-офицеров, матросов и мор­ских пехотинцев, камбузы, кают-компания и каюты палубных офицеров, лазарет и казематы 152-мм орудий. В кормовой части главной палубы распола­гались помещения для адмирала, командира и офи­церов.

На следующей (средней) палубе размещалась остальная часть команды. В средней части между броневыми переборками находились торпедные ап­параты, чемоданные ящики и умывальники, а в кормовом отделении — офицерская кают-компания и помещения для морских кадетов. Затем следовала нижняя палуба.

В ее носовой части находились канатные стопо­ра, водяные цистерны и провизионные погреба. Там же размещались динамо-машины, воздушные насосы и гидравлические машины для проворачи­вания платформ и проворачивания барбетных ору­дий. Носовое и кормовое отделения этой палубы со­единялись коридором, по которому шли электри­ческие кабели и гидравлические трубы. По его бо­кам — входы в снарядные и зарядные погреба и машинные отделения, расположенные по обе сторо­ны коридора. Позади последних располагались кор­мовые гидравлические насосы и, наконец, отделе­ние вспомогательных механизмов, минное отделе­ние и погреба; за броневой переборкой — цистерны для воды и погреба для запасов. Так как в этой час­ти борта не были защищены броней, то все 12 отсе­ков имели водонепроницаемые двери и дополни­тельные переборки.

На следующей ниже палубе находились шпили, минная камера, слесарная мастерская и различные погреба; в носу и корме, около середины корабля, зарядные погреба больших орудий, освещавшихся герметичными лампами. Полы в зарядных погре­бах сделали деревянными. По обеим сторонам этих зарядных погребов размещались погреба боезапаса мелкокалиберной артиллерии и минные погреба. Из предосторожности между последними и котель­ными отделениями предусмотрели промежуточное пространство шириной 0,23 м, заполненное хлоп­чатой бумагой, пропитанной особым составом. В кормовом отсеке помещалось рулевое отделение с ручным и машинным приводом.

Под этой палубой находился трюм, где храни­лись мины заграждения и, кроме того, были устроены снарядные погреба 343-мм орудий (погреб для кормовых орудий — между коридорами гребных ва­лов), погреб для торпед, погреб боезапаса 152-мм орудий и дополнительные погреба с провизией.