Сравнение с иностранными кораблями

 

Когда обсуждался проект кораблей типа "Royal Sovereign", в расчет принимали тактико-техниче­ские элементы существовавших тогда линейных ко­раблей как иностранных, так и британских. Данные четырех таких кораблей, которые все были барбетными, приводятся в таблице. Изучение этой табли­цы показывает, что, несмотря на то что по некото­рым отдельным статьям они имели превосходство, ни один из них не обладал гармоничным сочетани­ем боевых качеств кораблей типа "Royal Sovereign". Однако нужно учесть, что эти броненосцы были все же современниками британского типа "Admiral". Бо­лее поздний "Royal Sovereign" оказался совершен­ным за счет внедрения на нем последних техниче­ских новинок и, за исключением "Italia" был больше­го размера.

На всех четырех рассматриваемых кораблях в разной степени воспользовались возможностью принятия высокого надводного борта при барбетной установке орудий. В этом отношении самым лучшим стал "Italia": на нем оси орудий главного калибра возвышались на 9,14 м над ватерлинией (на "Royal Sovereign" 7,01 м), а высота надводного борта была 7,62 м (на "Royal Sovereign" 5,49 м). "Синоп" и "Magenta" также имели надводный борт, срав­нимый по высоте с "Royal Sovereign". Немецкий "Sachsen" обладал низким надводным бортом посе­редине корабля с высоким полубаком и полуютом, соединенными продольной надстройкой, включаю­щей в себя барбеты. Однако он был скорее кораблем береговой обороны, чем мореходным броненосцем. Лучше всех защищался из четырех кораблей "Синоп", имевший 406-мм пояс и двухслойную 63-мм палубу (25,4-мм сталь на 37,6-мм железе), что вполне отвечало требованиям того времени. Уязвимая надстройка по размерам была меньше, чем на других кораблях, и к тому же он имел колпа­ки толщиной 50,8 мм над барбетными орудиями, которые, хотя и защищали только от осколков и ог­ня мелкокалиберной артиллерии, все же являлись большим усовершенствованием по сравнению с плоской противоосколочной защитой из листов, ле­жащих поверх барбетов броненосцев типа "Royal Sovereign". "Sachsen" хотя и имел хорошо защищен­ную цитадель посередине корабля, вне ее все же не был бронирован, а на "Magenta" выше узкого 457-мм пояса не имелось никакой броневой защи­ты, кроме барбетов. '"Italia" при отсутствии какой-либо бортовой брони оказался кораблем с самой слабой защитой, состоящей только из броневой па­лубы и неглубокого удлиненного барбета посереди­не корабля. В то время, когда этот корабль проекти­ровался (в конце 1870-х годов), его система защиты обеспечивала кораблю определенные преимущества и его появление произвело сенсацию. Но последую­щее развитие артиллерии, особенно появление скорострельных орудий, привело к тому, что такие ко­рабли с большими незащищенными площадями борта и надстроек стали слишком уязвимыми.

 

Сравнение с линейными кораблями других держав

 

Корабль                                           "Sachsen"             "Italia"              "Синоп"           "Magenta"

                                                         (Германия)         (Италия)           (Россия)          (Франция)   

 

Год спуска на воду                                 1877                   1880                  1887                  1890 

Водоизмещение, т                                 7400                 13 900               10 800               10 580      

Длина, м                                                    90,8                121,9                    91,4                    98,4

Ширина, м                                                18,3                 22,3                    21,0                     20,0

Осадка, м                                                  5,89                  9,52                  7,92                   8,31

Мощность машин, л. с.                          5600                 18 000               13 000                 7000          

Скорость, узлы                                         14                   17—18               16—17                   16            

Запас угля, тонн                                      700                   1650                   886                    600         

Броневой пояс, мм                                  254                      0                      406                    457         

Артиллерийское вооружение,             6x260                4x432                6x305                4x340            

число х калибр орудий, мм                                          8x152                7x152               17x140     

 

В отношении воору­жения очевидное преиму­щество "Italia", имевшего орудия самого большого калибра, в значительной степени сводилось к нулю их очень низкой скоро­стрельностью. Один вы­стрел занимал от 4 до 5 минут. "Sachsen" имел сравнительно легкую ар­тиллерию. "Magenta", по мнению англичан, был единственным из этих ко­раблей равным по воору­жению "Royal Sovereign", но он мог использовать в бортовом залпе только три орудия, так как имел че­тыре одноорудийных бар­бета, расположенных ром­бом. Все четыре рассмат­риваемых корабля теоре­тически могли исполь­зовать в носовом или кор­мовом залпе большее ко­личество орудий, но, за ис­ключением "Magenta" по орудиям главного калибра в бортовом залпе они рав­нялись броненосцам типа "Royal Sovereign".

По скорости хода с "Royal Sovereign" мог со­перничать только "Italia", который в свое время счи­тался очень быстроход­ным линейным кораблем. Остальные развивали ско­рости, обычные для боль­шинства линейных кораблей, построенных в течение 80-х годов XIX века.

Сравнение "Royal Sovereign" с его современни­ками показывает, что первоначально принятый проект и последовавшее за тем его обсуждение (из чего англичане не делали секрета) не привело к его копированию за границей. Таблица приводит так­тико-технические данные четырех линейных кораб­лей, которые заложили в 1891 году.

Немецкий "Worth" также стал удачно спроекти­рованным кораблем, имевшим шесть орудий глав­ного калибра. На нем удалось хорошо сбалансиро­вать все требуемые качества в пределах довольно ог­раниченного водоизмещения. "Worth" был низко­бортным барбетным броненосцем, но имел высо­кий полубак и броневые колпаки над орудиями главного калибра, дававшие ему определенное пре­имущество. Однако он по скорости и мореходным качествам не мог равняться британским кораблям, имея водоизмещение чуть больше, чем броненосец береговой обороны.

Линейный корабль Соединенных Штатов "Indiana" был своеобразным ответом на броненосцы типа "Royal Sovereign" и имел подобную защиту и артиллерию главного калибра, но его водоизмеще­ние снова ограничили, что отразилось на скорости — она была очень низкой. Американцы также сохра­нили башенные установки артиллерии главного ка­либра и низкий надводный борт, что характеризо­вало его как корабль с плохой мореходностью. Он плохо управлялся, но имел теоретическое преиму­щество в виде более тяжелой артиллерии среднего калибра.

Русский эскадренный броненосец "Три святите­ля" был намного более близок к "Royal Sovereign" по вооружению и защите, но еще ближе он подходил к типу "Trafalgar", имевшему низкий надводный борт и установленную в башнях артиллерию главного калибра. Как и большую часть таких кораблей, "Три святителя" хорошо защитили: 76,2-метровый пояс, прикрывающий его жизненно важные части, имел высоту 2,39 м и толщину от 457 мм до 406 мм. Но подобно Trafalgar" и более позднему "Hood", как по­казывал английский опыт, он должен был испыты­вать трудности, связанные с поддержанием скорости и использованием артиллерии главного калиб­ра на волнении.

Французский броненосец "Jaureguiberry" был хо­рошим мореходным кораблем, на котором совме­стили установленную в башнях артиллерию главно­го калибра с высоким надводным бортом. Такой высокий надводный борт удалось установить за счет принятия непомерного завала борта и отсутст­вия защиты корпуса выше пояса по ватерлинии. Такое конструктивное решение породило корабль, в какой-то степени уязвимый вследствие возможного разрушения надстроек и небольшого запаса остой­чивости. Хотя, конечно, можно долго обсуждать те­оретические достоинства и недостатки британских и французских кораблей, однако, по мнению англи­чан, маловероятно, что он уцелел бы в открытом бою со своими британскими сверстниками, и для этого есть веские основания. Кроме того, "Jauriqui­berry" в значительной мере обесценивался тем, что очень долго строился, поздно вступил в строи, и ко времени принятия его в состав флота он был на грани устаревания.