Броненосец "Hood"

 

За исключением установки орудий главного ка­либра в башнях, поставленных из уважения к поже­ланиям, высказанным первым морским лордом ад­миралом Худом, и низкого надводного борта в носу и корме, "Hood", восьмой броненосец в серии, по су­ществу, представлял собой тот же самый проект, что и броненосцы типа "Royal Sovereign". Кроме уже упомянутого, было еще несколько других второсте­пенных различий, в том числе и более толстые про­дольные переборки, что вместе с 432-мм башенной броней обеспечивало ему лучшую защиту, хотя все же и пришлось пожертвовать мореходностью. По сравнению с "двоюродными" собратьями на его до­лю выпал очень скромный успех. В оправдание его постройки можно сказать, что он со всей опреде­ленностью разрешил сомнения в отношении пре­восходства барбетных кораблей над башенными. Англичане могли позволить себе такой дорогостоя­щий эксперимент.

С надводным бортом только в 3,35 м его ору­дия смогли разместить только на 5,8 м над ватер­линией против 7,01 м на остальных кораблях. Хотя массивные башни прекрасно смотрелись на корабле и обеспечивали солидную защиту орудиям и при­слуге, они не могли использоваться так же хорошо на волнении, как на барбетных кораблях. Недоста­ток высоты надводного борта сам по себе уже гово­рил о его мореходности и также ограничивал скоро­сть в плохую погоду. Таким образом, он стал по­следним британским башенным кораблем, прервав линию развития, идущую от старого "Royal Sove­reign" капитана Кольза.

Когда на линейных кораблях типа "Royal Sovereign" стали ставить казематы для верхних 152-мм орудий, то решили, что остойчивость "Hood" недостаточна для размещения дополнитель­ного верхнего веса.

7 февраля 1893 года на 7-часовых ходовых ис­пытаниях в Северном море он показал скорость 15,75 узлов при мощности 9540 л.с. (на 540 л.с. больше проектной). Затем на 4-часовой пробе при форсированной тяге он развил 17 узлов при мощности 11445 л. с. (на 445 л. с. больше проектной). Испытания артиллерии также дали хорошие ре­зультаты. Первое время корабль очень медленно ре­агировал на изменение положения руля, и его пово­ротливость не удовлетворяла предъявляемым тре­бованиям, но положение улучшилось после уста­новки в 1894 году скуловых килей.

Через несколько лет после постройки линейных кораблей типа "Royal Sovereign" барбеты получили бронированные колпаки, барбетная установка со­хранила свое название, но постепенно слово "баш­ня" вошло в употребление при описании колпака или броневого башенноподобного щита барбетной установки, оставляя термин "барбет" для неподвиж­ного основания. В конце концов оно вытеснило ста­рое значение полностью, и все башенноподобные щиты барбетных установок, большие или малые, бронированные или нет, стали называться "башня­ми", в то время как слово "барбет" часто употребля­лось для обозначения оснований башен.

В течение службы на "Hood" сделали следую­щие переделки. 1899 г.: Полку противоторпедной сети опустили на уровень главной палубы. 1900 г.: 47-мм орудия на верхнем фор-марсе заменили на прожекторы, сняли надводные торпедные аппараты и носовое украшение. 1902—1903 гг.: 47-мм орудия на навесной палубе сняли, установили радиопере­датчик и гафель на стеньге грот-мачты. 1903— 1904 гг.: Викторианскую окраску сменила серая, на главной палубе сняли 152-мм орудия. 1907— 1909 гг.: С марсов сняли 47-мм орудия. 1910 г.: Произведен частичный демонтаж, поскольку ко­рабль предназначался для использования в качестве вспомогательной службы. С него сняли все 152-мм орудия, прожекторы, противоторпедные сети и ра­диооборудование.

К 1905 году он оказался не способным развить скорость свыше 14 узлов и уже полностью устарел.

 

Характеристики линейного корабля "Hood"

 

Заложен: 12 августа 1889 года.

Спущен на воду: 30 июля 1891 года.

Вступил в строй: 1 июня 1893 года.

Строитель корабля: Чатемская казенная верфь.

Водоизмещение: проектное — 14 150 тонн, полное — 14780 тонн, 15588 тонн в перегруз.

Увеличение водоизмещения на дюйм осадки: 52,5 тонн при во­доизмещении в перегруз, 51,9 тонн при водоизмещении порожнем.

Длина: между перпендикулярами — 115,8 м, наибольшая — 125,1 м.

Ширина: 22,9м.

Осадка: средняя — 8,38 м, максимальная — 8,69 м.

Вооружение: четыре 343-мм 67-тонных казнозарядных орудия; десять 152-мм 5-тонных скорострельных орудий; десять 57-мм [6-фунтовых] скорострельных орудий; двенадцать 47-мм [3-фунто­вых] скорострельных орудий; 7 457-мм торпедных аппаратов (2 подводных бортовых я носу, 4 надводных бортовых, 1 надводный кормовой).

Бронирование (броня — компаунд и стальная): главный пояс 457 мм, 406 мм, 356 мм; верхний пояс 102 мм; носовая поперечная переборка главного пояса 406 мм, кормовая поперечная переборка главного пояса 356 мм, переборки в оконечностях верхнего пояса 76 мм; башни — 432 мм, 406 мм и 279 мм; редуты (основания ба­шен) 432—330 мм; казематы главной палубы 152 мм; носовая бое­вая рубка 356 мм, кормовая боевая рубка 76 мм, коммуникацион­ная труба 203—76 мм; деревянная подкладка 102—203 мм; подачные шахты к 152-мм орудиям 50,8 мм; палубы — средняя 76 мм (над цитаделью), нижняя 63,5 мм (в носу и корме).

Механизмы: 2 вала, две 3-х цилиндровые вертикальные паро­вые машины тройного расширения Хампфри & Теннант [Humphreys & Tennant] мощностью 9000 л. с. - 15,7 узлов (естест­венная тяга), 11 000 л. с. - 16,7 узлов (форсированная тяга), по проекту мощность 9000 л. с. - 15 узлов (естественная тяга); 8 ци­линдрических односторонних котлов с 4 топками каждый, рабочее давление 8,09 кг/кв. см; 2 винта.

Запас угля: проектный — 900 тонн, максимальный — 1410 тонн.

Дальность  плавания: 2780 миль при 14 узлах, 4720 миль при 10 узлах.

Шлюпки: один 17,1-метровый [56-футовый] минный паровой катер, одна 17,1-метровая [56-футовая] деревянная миноноска, один 12,2-метровый [40-футовый] паровой полубарказ, один 12,8-метровый [42-футовый] паровой полубарказ, один 11,0-мет­ровый [36-футовый] полубарказ, один 7,92-метровый [26-футо­вый] тендер, два 9,14-метровых [30-футовых] тендера, одна 9,14-метровая [30-футовая] гичка, одна 8,53-метровая [28-футо­вая] гичка, одна 7,31-метровая [24-футовая] гичка, один 7,62-мет­ровый [25-футовый] вельбот, одна 5,49-метровая [18-футовая] почтовая шлюпка, один 4,27-метровый [14-футовый] бальсовый плот.                    

Якоря: три 5,84-тонных Мартина, один 0,813-тонный, один 0,203-тонный.

Экипаж: 692 человека.

Стоимость: 926 396 фунтов стерлингов фактическая, 820 000 фунтов стерлингов по смете (749 000 — корпус, механизмы, систе­мы и оборудование; 60 000 фунтов стерлингов — вооружение;

11  000 фунтов стерлингов — запасы для первого оснащения кораб­ля).

 

Остойчивость линейного корабля "Hood"

 

На основании опыта по кренованию, проведенного 24 марта 1893 года.

Проектная нагрузка: 900 тонн угля на борту, пустые запасные цистерны питательной воды; средняя осадка 8,23 м — метацентрическая высота 1,25 м.

Водоизмещение в перегруз: корабль полностью оснащен, 1380 тонн угля на борту, полные запасные цистерны питательной воды; средняя осадка 8,69 м — мета центрическая высота 1,34 м.

Водоизмещение порожнем: вода в котлах на рабочем уровне; осадка 7,87 м — метацентрическая высота 0,975 м.

Угол максимальной остойчивости 34 градуса, угол заката 57 градусов.

 

Проектное распределение весовой нагрузки на линейном корабле "Hood"

 

                           Статья нагрузки                              Вес, тонны

Вода на 10 дней                                                                        60     

Провизии на 4 недели                                                              40       

Офицерское имущество и содержимое вещевой кладовой 25

Экипаж и его багаж                                                                 80      

Мачты, рангоут и такелаж                                                      70        

Якорные цепи и канаты                                                         98  

Якоря                                                                                          25

Шлюпки                                                                                   50      

Имущество унтер-офицеров                                                  50       

Вооружение                                                                         1720      

Главные механизмы                                                           1050    

Вспомогательные механизмы                                              55

Машинные запасы                                                                50 

Уголь                                                                                   900  

Вертикальная броня главного пояса                                1350

Горизонтальная броня                                                      1100 

Защита казематов 152-мм орудий                                     450 

 Тиковая подкладка                                                               80

Башни                                                                                1490 

Боевая рубка                                                                         90 

Корпус                                                                               4750   

Противоторпедные сети и выстрелы                                 40

ИТОГО                                                                            13 623 

4-% запас водоизмещения                                                  530   

Проектное водоизмещение                                            14 150