Глава 3. Конструкция и устройство
Главная конструктивная особенность «Рюрика» заключалась в том, что он определенно не относился ни к довоенной разновидности тяжелого артиллерийского корабля, ни к его пост-цусимскому типу, начало которому в русском флоте было положено лишь «Севастополем». Как и пара линкоров «Андрей Первозванный» — «Император Павел I», в компанию которых предполагалось его вхождение в качестве эскадренного крейсера, он являлся переходным кораблем от додредноутов к дредноутам, дань чему отдали во флотах всех крупных морских держав. В конструкции «Рюрика» причудливо сочетались новые длинные орудия с прежними легкими снарядами, полный пояс по ватерлинии и бронированная трюмная переборка — с принятым ранее характером расположения поясных плит, совершенная система непотопляемости — с поршневыми машинами, протяженный таран — с современной системой контроля огня. Задуманный в соответствии с довоенными воззрениями, он еще не мог всецело воплощать опыт морских сражений русско-японской войны.
Корпус
Согласно требованиям контракта, корпус в целом строился по условиям британского Адмиралтейства — из принятой в Королевском флоте мягкой судостроительной стали (разрывное сопротивление 41,0-50,4 кг/мм2) и, для наиболее ответственных частей, стали повышенного сопротивления (47,0-53,5 кг/мм2) с относительным удлинением для обоих случаев не менее 20%.
Основной продольной конструктивной связью набора был вертикальный плоский киль толщиной 16 мм на протяжении половины длины корпуса посередине и 12 мм в оконечностях. Высота киля составляла 1020 мм по всей длине судна. В плоскости днища он подкреплялся двумя горизонтальными листами — внутренним 16-мм толщины (в оконечностях 12 мм) и наружным в 25 мм (в оконечностях 16 мм). Верхняя кромка киля с обеих сторон усиливалась непрерывным угольником 89x89 мм. Продольный набор корпуса состоял из пяти стрингеров с каждого борта. Первый и второй были непрерывными, неводонепроницаемыми и имели толщину 12 мм. Высота их составляла 1020 мм; в оконечностях они выступали поверх поперечного набора и изготавливались из Z-образного профиля высотой 250 мм. Третий, четвертый и пятый стрингера выполнялись интеркостельными между шпангоутами и изготавливались из листов толщиной 10 мм. Поперечный набор (шпангоуты) на протяжении от 8-го до 222-го шп имел шпацию равную 1219 мм (4 фута), а в оконечностях 914 мм (3 фута) — примечательно, что шпангоуты нумеровались через один — 2-й, 4-й и т.д. Изготавливались они из листовой стали толщиной 10 мм и надежно подкреплялись с обеих сторон.(1)
Пять днищевых поясов наружной обшивки, начиная от киля, выполнялись из стали повышенного сопротивления (на протяжении 40 м в середине корпуса), причем пояс при доковом киле имел толщину 19 мм, а остальная обшивка до уровня нижней палубы — 14 мм. Листы обшивки соединялись на двойном ряде заклепок впотай, длина листов была не меньше 6 м. Внутреннее дно в машинных отделениях имело толщину 9,5 мм и снабжалось горловинами размерами 580x380 мм в каждое водонепроницаемое отделение двойного дна и в междудонные отделения под погребами.
Корпус «Рюрика» разделялся на отсеки 30 водонепроницаемыми переборками, однако лишь четыре из них (на 8, 42, 62 и 90 шп) проходили по всей его высоте — от внутреннего днища до верхней палубы, опираясь на водонепроницаемые шпангоуты. Расположение же остальных переборок, простиравшихся на протяжении одного-двух-трех межпалубных расстояний, представляло собой комплексную систему. Толщина их находилась в пределах 6-10 мм, все переборки имели эффективную систему подкрепления прокатными балками.
Крейсер имел три непрерывных палубы — верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя состояла из листов толщиной 15 (в середине) — 10 (в оконечностях) мм, средняя (броневая) 38 мм и нижняя (также броневая) 25 мм. Согласно спецификации, палубная настилка должна была обладать разрывным сопротивлением 41 кг/мм2, т.е. относилась к мягкой судостроительной стали.(2)
В качестве меры для уменьшения бортовой качки «Рюрик» был оснащен двумя боковыми килями длиной по 60 м высотой 0,76 м. Они состояли из стальных листов толщиной 11 мм, между которыми находилась еловая заделка, и присоединялись к обшивке угольниками 76 х 89 х 5 мм. Помимо этих килей крейсер имел также два тиковых доковых киля длиной 28 м, подбитых внизу стальной полосой толщиной 6 мм.
Штевни «Рюрика» изготавливались из литой стали. Форштевень по высоте простирался до уровня средней палубы, выше которой носовая часть корабля образовывалась «соответственно изогнутым» листом в 18 мм, а ахтерштевень под кормовым подзором в месте прохода головы руля был сделан уширенным, причем в точке пересечения его с баллером руля предусматривались «сальники из пушечного металла». Сам руль имел балансирную форму, общая площадь его составляла 26,5 м2. Конструктивно он состоял из стальной литой рамы (единая отливка), заполненной деревом, поверх которого шла обшивка из листов толщиной 10 мм.
Вооружение
Как эскадренный крейсер переходного периода — от броненосных крейсеров прежнего типа к крейсерам линейным — «Рюрик» нес двухкалиберную главную артиллерию, которая состояла из четырех 10"/50 и восьми 8"/50 орудий в двухорудийных установках. Расположение башен было классическим — тяжелые башни в оконечностях, средние по бортам в середине корпуса. Считалось, что более скорострельная 8" артиллерия должна обеспечить в эскадренном бою устойчивое поражение противника фугасными снарядами, а более мощные, но менее скорострельные 10" орудия разрушать посредством бронебойных снарядов его систему бронирования, внося поражающее действие в жизненные части.
В качестве основного крупнокалиберного орудия «Рюрик» получил новейшую 10" артиллерийскую систему в 50 калибров длиной, до этого в русском флоте не применявшуюся. Однако она создавалась не с нуля — своеобразной «заготовкой» для нее послужило уже опробованное 10"/45 орудие, спроектированное в 1892 г. подполковником морской артиллерии А.Ф.Бринком для броненосцев береговой обороны класса «Адмирал Сенявин» и «броненосцев-крейсеров» класса «Пересвет».(3)
Общий проект 10"/50 орудия, разработанный и на этот раз Бринком, был передан «Виккерс» для выяснения возможности его адаптации к технологиям компании, ранее изготовлением тяжелых орудий принятой в русском флоте конструкции не занимавшейся — английская практика скрепления аппелировала к проволочной конструкции, которой отдавал предпочтение Королевский флот, в то время как в русском была принята система скрепления тяжелых орудий цилиндрами и кольцами. И все же руководству компании, не желавшему упускать выгодный заказ, пришлось пойти навстречу требованиям артиллерийских специалистов МТК, хотя отсутствие необходимого опыта в изготовлении стволов и угрожало сдаче корабля в срок (несколько забегая вперед, необходимо отметить, что так впоследствии и произошло). Инженерами фирмы был разработан подробный рабочий проект орудия в пяти вариантах, различавшихся лишь деталями устройства, после чего МТК утвердил один из них в качестве основного.(4)
Конструктивно орудие следовало традиционному для русской морской артиллерии типу и, как и 10" модель 1892 г., состояло из внутренней трубы, скрепленной двумя рядами длинных цилиндров (первый шел до дула, второй на 1/3 длины до него не доходил), поверх которых надевался кожух. Нарезка, как и у 10"/45 прототипа, была постоянной крутизны, с углом наклона в 6°, ход нарезов равнялся 30 калибрам. Нарезная часть длиной 10249 мм имела 60 нарезов (у 10"/45 орудия — 68). Общая масса ствола с 620-кг поршневым затвором составляла 27846 кг (у 10"/45 орудия — 22735 кг).
Стволы попарно устанавливались в броневых башнях овальной формы со слегка скошенной передней частью крыши, что придавало крейсеру своеобразный вид. Проектирование их, равно как и 8" башен, осуществлялось компанией «Виккерс» по техническим условиям, выработанным МТК для 12" и 8" установок «Андрея Первозванного».(5) Конструктивно каждая башня состояла из боевого отделения (вращающийся стол с орудиями, их станками и механизмами заряжания и наведения), расположенного под ним рабочего отделения и находящейся еще ниже подачной трубы. Большинство крупных узлов и конструкций компания исполняла по принятым в русском флоте образцам. Для подъема верхней части башни в рабочем отделении было предусмотрено четыре 100-тонных гидравлических домкрата.
Орудийные станки состояли из качающейся рамы, двух обойм, станин с цапфами, гидравлического тормоза отката (компрессора) и пружинного накатника. Нормальная длина отката при выстреле составляла 2500 мм. Заряжание производилось на переменном угле в пределах -3+8°.
Горизонтальное наведение установок осуществлялось с помощью электрического привода, что являлось еще одним новшеством для фирмы «Виккерс» — Королевский флот традиционно предпочитал гидравлику. Для вращения каждой из башен использовались два электромотора по 15 л.с. с частотой вращения 750 об/мин. Их питание производилось от специального генератора мощностью 15 кВт, причем единовременно задействовался только один из моторов, обеспечивающий максимальную скорость наведения до 2 град/сек. Управление горизонтальным наведением осуществлялось с помощью двух коммутаторов, размещенных в боевом и рабочем отделениях башни. Первый из них приводился в действие маховиком с поста башенного командира, а второй — поворотом пистолетных рукояток на постах обоих наводчиков.
Вертикальное наведение орудий также производилось с помощью электропривода, причем стволы могли подниматься как вместе, так и раздельно. Наибольший угол возвышения составлял 35°, а снижения 5°. Каждое орудие имело собственный электромотор в 10 л.с. с частотой вращения 750 об/мин, обеспечивающий скорость наведения до 2 град/сек. Управление вертикальным наведением осуществлялось раздельно с двух постов наводки каждого из орудий (левого и правого), а в случае выхода из строя одного из них оба орудия могли переключаться на залповую стрельбу и управляться с оставшегося поста. Как для вертикального, так и для горизонтального наведения в качестве запасного использовался ручной привод, маховики которого располагались в боевом и подбашенном отделении. Скорость наведения в ручном режиме составляла 0,5 град/сек, причем для проворота башни требовались усилия восьми человек.
В каждой 10" башне имелось три оптических прицела — два для наводчиков и один для башенного командира (горизонтальную наводку осуществлял наводчик левого орудия). Все прицелы имели переменную кратность — от 7 до 21 для стрельбы днем и от 2 до 5 ночью.
Для производства выстрела каждое орудие оснащалась двумя специальными приспособлениями — одно для стрельбы с помощью гальванических трубок, другое — ударных. Первое из них задействовалось посредством специальной пистолетной рукоятки на посту наводчика, к которой дополнительно подсоединялись шесть гальванических элементов, а второе — с помощью шнура, проходящего через систему блоков.
В боекомплект 10"/50 установок входило по 80 выстрелов (для корабля в нормальном грузу, всего же места предусматривалось на 96 выстрелов) картузного заряжания на орудие. Снаряд имел вес 225,2 кг и мог быть трех типов: бронебойным «образца 1907 г.», фугасным «образца 1907 г.» и фугасным «старого чертежа». Каждый выстрел комплектовался двумя полузарядами ленточного пороха общей массой 87 кг, сообщавшими снаряду начальную скорость 899 м/с. Наибольшая дальность стрельбы на угле возвышения +35° составляла 117 кб. Все 10" снаряды размещались в специальных ларях в носовом и кормовом бомбовых погребах, расположенных у оснований подачных труб башен. Из ларей они посредством подъемных
блоков, приводимых электродвигателями или вручную, перемещались последовательно на неподвижные и подвижные питатели, а с них на нижние зарядники для подачи к орудиям. Рядом с бомбовыми располагались и зарядные погреба, пороховые полузаряды в которых хранились в водонепроницаемых шкафах, уложенные в пеналы. В отличие от снарядов полузаряды вручную переносились в бомбовые погреба для погрузки на нижние зарядники.
Второй главный калибр крейсера был представлен четырьмя 8" двухорудийными башенными установками, также конструкции «Виккерс». Стволы 8"/50 орудий весом 14,4 т состояли из внутренней трубы, скрепленной двумя рядами цилиндров, кожуха и казенника, в который ввинчивался поршневой затвор (масса последнего 256,8 кг). Длина нарезной части составляла 8167 мм, нарезка постоянной крутизны имела ход 30 калибров, глубина нарезов равнялась 1,52 мм.
Артиллерийские установки броненосного крейсера «Рюрик» |
||||
|
10"/50 |
8"/50 |
120-мм/50 |
47-мм/43 |
Калибр, мм |
254 |
203,2 |
120 |
47 |
Длина ствола, клб |
50 |
50 |
50 |
43' |
Вес ствола с затвором, кг Тип затвора Тип установки Общий вес, т Число стволов |
27846 Поршневой Башенная 650 2 |
14380 Поршневой Башенная 440 2 |
3145 Поршневой Палубная 8,75 1 |
230 Клиновой Палубная 0,83 1 |
Скорострельность, выстр/мин |
2 |
3 |
10 |
19 |
Дальность стрельбы, кб Расчет, чел |
117 30 |
95 26 |
86 10 |
25 5 |
Орудийные стволы устанавливались по два в бронированных установках, форма и конструкция которых была аналогична 10" башням. Установки размещались побортно на 100 и 170 шп и имели сектора обстрела 135°. Орудийные станки обеспечивали угол вертикального наведения -5°+25° и имели гидравлический тормоз отката и пружинный накатник (наибольшая длина отката 533 мм). Горизонтальное наведение осуществлялось одним электродвигателем мощностью 2,5 л.с., а вертикальное — двумя мощностью по 10 л.с. (по одному на орудие). Скорость горизонтального и вертикального наведения была одинаковой — 2 град/сек.
Боекомплект 8" орудий (по 110 выстрелов на орудие в нормальном грузу и места всего на 128 выстрелов) составляли полубронебойные и фугасные снаряды «образца 1907 г.».
Противоминная артиллерия «Рюрика» состояла из 20 120-мм/50 орудий и была сосредоточена в двух группах — средней и кормовой. Основная группа (16 орудий) располагалась в середине корпуса на верхней палубе, еще четыре орудия в корме находилась палубой ниже; все они были установлены в отдельных казематах. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной по всей длине тремя цилиндрами (в один слой), поверх которых надевался кожух. Нарезная часть ствола длиной 5042 мм имела 28 нарезов постоянной крутизны (ход 30 калибров) глубиной 0,96 мм. Общий вес ствола с затвором равнялся 3150 кг.(6)
Орудие устанавливалось на станке системы «Виккерс» на центральном штыре с гидравлическим компрессором (длина отката 275 мм, постоянное сопротивление откату 46 т) и пружинным накатником. Станок с раздельным наведением позволял придавать пушке угол возвышения в пределах -10+20° и снабжался прицельными приспособлениями «Виккерс» (такие же станки впоследствии ОСЗ производил для балтийских дредноутов класса «Севастополь» и снабжал их прицелами собственной конструкции «образца 1913 г.»). Полный вес всей установки составлял 8750 кг.(7)
Подъемный механизм секторного типа и червячный поворотный механизмы обеспечивали скорость вертикального наведения 3,5 град/сек, а горизонтального — 6-8 град/сек.
Боеприпасы артиллерийских систем броненосного крейсера «Рюрик»
Тип снаряда (модель) |
Вес, кг |
Длина, клб |
Вес разрывн. заряда, кг |
Вес заряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
10"/50 орудие |
|||||
Бронебойный (1907) Фугасный (1907) Фугасный (1892) |
225,2 225,2 225,2 |
3,1 4,0 3,2 |
3,9 28,3 8,3 |
87,0 87,0 87,0 |
899,0 899,0 899,0 |
8"/50 орудие |
|||||
Полубронебойный (1907) Фугасный (1907) |
112,2 112,2 |
3,9 4,0 |
12,1 15,0 |
40,0 40,0 |
807,7 807,7 |
120-мм/50 орудие |
|||||
Фугасный (1907) Фугасный (1911) Шрапнель (1915) Ныряющий (1915) Осветительный (1916) |
29,5 29,0 20,7 26,1 23,0 |
3,6 5,0 3,7 5,0 4,3 |
2,6 3,7 5,2 |
8,0 8.0 8,0 0,7 4,8 |
823,0 795,0 820,0 216,4 660,0 |
47-мм/43 орудие |
|||||
Граната |
1,5 |
- |
0,02 |
0,75 |
701,0 |
Благодаря увеличению длины ствола на 5 калибров по сравнению с широко применявшейся до этого русском флоте 120-мм/45 пушкой системы Канэ удалось достичь наибольшей дальности стрельбы 86 кб против 54 кб прежнего 120-мм/45 орудия на его наибольшем угле возвышения +25°. Сектора обстрела, составлявшие по 110-120° рассчитывались так, что цель, находящаяся на любом курсовом угле, могла одновременно обстреливаться «не менее чем четырьмя орудиями», а достаточно высокое расположение последних над уровнем воды (5,5 м) позволяло успешно отражать атаки миноносцев в свежую погоду.(8)
Первоначально боезапас каждой 120-мм/50 установки состоял из 200 выстрелов картузного заряжания (в нормальном грузу, места в погребах на 219) с фугасными снарядами «образца 1907 г. » весом 29,5 кг (начальная скорость 823 м/с, вес разрывного заряда 2,6 кг). Впоследствии к ним добавили более могущественные фугасные снаряды «образца 1911 г.» с зарядом 3,7 кг и 26,1-килограммовые ныряющие (заряд 5,2 кг). Опыт первых лет мировой войны выявил необходимость включения в боекомплект боеприпасов, способных эффективно поражать сухопутные цели и прежде всего живую силу. Это привело к появлению шрапнели, введенной в 1915 г., а также осветительного беспарашютного снаряда весом 23 кг. И наконец, 120-мм/50 орудия планировалось снабдить химическими снарядами, 25000 штук которых было заказано Петроградскому Металлическому заводу в 1916 г. Кроме того, к новым орудиям отлично подходили снаряды 120-мм/45 пушки Канэ и даже 120-мм французской пушки «образца 1878 г. ». Выстрелы комплектовались пороховыми зарядами из 8 кг бездымного пороха для фугасных и шрапнельных снарядов.
Весь 120-мм боезапас размещался в двух погребах — носовом и кормовом, расположенных под броневой палубой на 80 и 189 шп и «питавших» соответственно носовые и кормовые плутонги. Из погребов беседки с выстрелами поднимались выше броневой палубы и затем по верхнему подачному коридору перемещались к электрическим элеваторам, индивидуальным для каждого каземата. Система подачи обеспечивала достаточно высокую скорострельность противоминного калибра — до 10 выстрелов в минуту. На случай выхода из строя электрического привода элеваторов предусматривалась и ручная подача, для которой на 16 орудий основной группы было предусмотрено восемь специальных горловин (по четыре с каждого борта), а на четыре кормовых — еще две по диаметральной плоскости.
Наряду с артиллерией главного и противоминного калибра на крейсере имелось и четыре 47-мм/43 пушки. Согласно первоначальному плану, они должны были устанавливаться вдоль обоих бортов на полубаке в середине корпуса и выполнять роль салютных, однако позднее их было решено установить по одной на крыше 8" башен, чтобы совместить обе функции — и салютных, и практических орудий. Общее количество боезапаса составляло 636 выстрелов (унитарный патрон), размещенных в носовом и кормовом погребах. После начала Первой мировой войны эти орудия, в связи с большой потребностью в мелкокалиберной артиллерии, были сняты.
И, наконец, первоначальным проектом для «Рюрике» предусматривалось и восемь трехлинейных (7,62-мм) пулеметов Максима — два на носовом мостике, четыре на спардеке и два — на паровых катерах, где они предназначались для поддержки десантных партий крейсера. Их боекомплект состоял из 12000 патронов.
Подобно всем тяжелым артиллерийским кораблям крейсер был оснащен и торпедным вооружением — два траверзных подводных аппарата калибра 450 мм находились в большом отсеке у основания носовой 10" башни. Их оси располагались под прямым углом к диаметральной плоскости, причем оба были установлены несколько со смещением по отношению друг к другу, так что они могли перезаряжаться одновременно. Боезапас каждого аппарата состоял из трех торпед.
Для управления артиллерийской стрельбой на крейсере была установлена система контроля огня, разработанная и изготовленная фирмой-строителем. Она состояла из дающих и принимающих приборов прицела, целика и линий электрической синхронной передачи. При этом все принимающие приборы левого и правого бортов объединялись соответственно в две независимые цепи.
Дальность до цели измерялась двумя горизонтально-базисными совмещающими дальномерами «Барр энд Струд» (база 2743 мм), установленными в носовой и кормовой дальномерных рубках.(9) В обеих боевых рубках, центральном артиллерийском посту и на марсе монтировались по два комплекта приборов для передачи приказаний (по одному для каждого борта), каждый из которых включал дающие приборы расстояния, горизонтальных поправок, а также сигнальный ключ, обеспечивающий передачу сигналов двух типов — «Короткая тревога» (прообраз более позднего ревуна) и «Дробь» (окончание стрельбы). Непосредственно у орудий дистанция и целик отображались на общем принимающем приборе с несколькими циферблатами, снабженными вращающимися барабанами с цифрами.
Расписание личного состава 10" башни броненосного крейсера «Рюрик»
№ |
Штатная должность |
Кол-во, чел. |
Чин по штату, специальность |
1. |
Башенный командир |
1 |
Лейтенант, артиллерист |
2. |
Старшина башни |
1 |
Кондуктор, артиллерист |
3. |
Наводчик левого орудия (1-й наводчик) |
1 |
Матрос 1 статьи, комендор |
4. |
Наводчик правого орудия (2-й наводчик) |
1 |
Матрос 1 статьи, комендор |
5. |
Замочный |
2 |
Матрос 1 статьи, комендор |
6. |
Установщик прицела |
2 |
Матрос 1 статьи, строевой |
7. |
Верхний коммутаторный |
2 |
Матрос 1 статьи, комендор |
8. |
Нижний коммутаторный |
2 |
Матрос 2 статьи, комендор |
9. |
Досылающий |
2 |
Матрос 2 статьи, строевой |
10. |
Старшина-гальванер (в рабочем отделении башни) |
1 |
Унтер-офицер 1 ст., гальванер |
11. |
Старший гальванер (в рабочем отделении башни) |
1 |
Матрос 1 статьи, гальванер |
12. |
Старшина бомбового погреба |
1 |
Унтер-офицер 1 ст., строевой |
13. |
Гальванер погребной |
2 |
Матрос 1 статьи, гальванер |
14. |
1-й снарядный |
2 |
Матрос 2 статьи, строевой |
15. |
2-й снарядный |
2 |
Матрос 2 статьи, строевой |
16. |
3-й снарядный |
2 |
Матрос 2 статьи, строевой |
17. |
Старшина зарядного погреба |
1 |
Унтер-офицер 1 ст., строевой |
18. |
1-й полузарядный |
2 |
Матрос 2 статьи, строевой |
19. |
2-й полузарядный |
2 |
Матрос 2 статьи, строевой |
|
Итого: |
30 |
|
Артиллерия «Рюрика» обеспечивала ему высокую огневую мощь, делая новый русский броненосный крейсер одним из сильнейших среди кораблей аналогичного типа. Вместе с тем в ходе службы корабля были выявлены и некоторые недостатки. Так, при залповом (одновременном) вертикальном наведении орудий 10" башен имел место сильный разогрев обоих электромоторов, что при отказе хотя бы одного из них грозило выходом из строя всей башни. При стрельбе из 8" установок сильный нагар в каморе после 10-15 выстрелов вызывал тугое запирание последней, вследствие чего рукоятку затвора приходилось проворачивать усилиями 4-5 человек вместо одного по штату, а из-за низкой разности потенциалов в электрической цепи стреляющего приспособления (в особенности при сильном загрязнении игл пушечным салом) на 15 выстрелов наблюдалось иногда до 14-15 осечек.
Не все было гладко и с противоминным калибром. После нескольких выстрелов у большинства 120-мм орудий наблюдалась остановка затвора, который плохо запирался, часто не доходя до места, вследствие чего весь каземат быстро наполнялся дымом, в котором номера расчета не всегда ясно различали действия друг друга. Требовало совершенствования и управление стрельбой — из-за отсутствия наблюдательного колпака плутонговый командир практически не видел цели, а отсутствие надежного переговорного устройства между центральным постом и казематами принуждало постоянно открывать двери последних и «держать нескольких людей на голосовой связи».(10)
При всем различии типоразмеров артиллерийских систем «Рюрика» их объединяет ряд особенностей. И 10", и 8" и 120-мм орудия конструктивно выполнялись методом скрепления внутренней нарезной трубы несколькими цилиндрами, все они имели относительную длину ствола 50 калибров, мелкую нарезку постоянной крутизны в 1/30 и оснащались затвором системы «Виккерс». Это была артиллерия нового поколения, вскоре получившая свое дальнейшее развитие как в тяжелых 12"/52 и 14"'/52 системах, так и в 130-мм/55 орудиях.
В кампанию 1911 г. подверглось замене одно из 8"/50 орудий «Рюрика» — правое в левой носовой башне (№23 по корабельной нумерации): в нем после одной из стрельб была обнаружена «трещина на внутренней "трубе от казенного среза длиной 95,5 дюймов» [2426 мм. — Авт.], т.е. камора орудия — «перегруженного мощностью», по мнению флотских специалистов — просто не выдержала давления и лопнула.(11) К счастью, разрыва всего ствола не последовало. Вышедшее из строя орудие (№1207 А «Виккерс») было отправлено для ремонта на ОСЗ. Взамен него на крейсер поступило аналогичное орудие русской выделки из числа трех заказанных заводу в 1911 г. 8"/50 орудий — двух запасных для «Рюрика» и одного для опытных стрельб на Главном морском полигоне.(12)
В связи с интенсивной артиллерийской практикой тяжелых кораблей в предвоенный период к лету 1914 г. и 10", и 8" орудия «Рюрика» оказались настолько изношенными, что надеяться на должную боевую меткость совершенно не приходилось. Это в свете ситуации августа 1914 г., когда ожидали не менее чем попытки прорыва германского Флота Открытого моря в Финский залив, породило в штабах чрезвычайную напряженность (ситуация была характерной также и для всех находившихся в строю линкоров-додредноутов). Немедленно была развернута лихорадочная деятельность по замене расстрелянных орудий на годные, а Обуховский завод буквально завален требованиями о срочном обновлении и отправке на действующий флот новых тяжелых орудий. Переписка МГШ и ГУК конца лета — начала осени 1914 г. позволяет оценить состояние артиллерии «Рюрика» в этот период. Так, артиллерийский отдел 2 сентября уведомлял, что семь 8" орудий к станкам «Виккерс» готовятся на ОСЗ, а восьмое уже «обновлено и исправлено, и на днях будет отправлено в Кронштадтский порт».(13) Что же касается 10" орудий, то из четырех из них, заказанных ОСЗ для «Рюрика», «одно готово и отправлено в Кронштадт, остальные ожидаются поступлением в период времени до 1.05.1915 г.».(14)
Однако в зимний период стоянки флота 1914/1915 гг. орудия запаздывали, а в кампанию 1915 г. выводить корабль из строя для замены стволов было немыслимо. В конце года был подведен итог деятельности 10" орудий «Рюрика», и констатирован их практически полный износ (живучесть 10"/50 орудий составляла 200 выстрелов — не здесь ли кроются более чем скромные результаты стрельбы по «Роону» в бою 19 июня 1915 г.?):
№ орудия |
Боевых выстрелов |
Практических выстрелов |
Практических, приведенных к боевым |
Всего боевых с учетом практических |
1194А |
83 |
225 |
113 |
196 |
1197А |
106 |
173 |
87 |
193 |
1198А |
81 |
165 |
83 |
164 |
1196А |
83 |
175 |
88 |
171 |
В конце зимы 1916 г. новые 10"/50 орудия прибыли в Ревель, где в начале весны состоялась замена ими старых расстрелянных орудий.(15)
Броневая и конструктивная защита
Основу броневой защиты корпуса «Рюрика» составлял пояс по ватерлинии. Как это было присуще всем тогдашним тяжелым артиллерийским кораблям британской школы, в пределах цитадели корабля (между наружными краями 10" башен) он состоял фактически из двух самостоятельных поясов один поверх другого. Верхний, перекрывавший участок борта между верхней и средней палубами, имел толщину 76 мм, нижний, нисходящий от уровня средней палубы до отметки 1,5 м ниже конструктивной ватерлинии (чему соответствовала осадка 7,93 м), состоял из плит толщиной 152 мм, а у нижней кромки толщина его уменьшалась до 102 мм. Толщина рубашки борта за обоими поясами в пределах цитадели составляла 22 мм, а оба они подкреплялись по всей высоте вертикальными Z-образными стойками 203x89x75 мм, расположенными через 610 мм (2 фута). Общая высота бортового бронирования цитадели равнялась 3200 мм.(16)
В оконечностях, за пределами цитадели, борт бронировался плитами толщиной 76-102 мм (в носу) и 76 мм (в корме), рубашка борта здесь имела толщину 19 мм. Броневые плиты подкреплялись Z-образными стойками 152x89x75 мм, расположенными через 915 мм (3 фута), а на протяжении первых 6 м от форштевня и 13 м от кормы к середине корпуса расстояние между ними уменьшалось до 610 мм.
Участок борта в середине корпуса над верхней палубой, где располагались 120-мм орудия, также защищался 76-мм броней. Рубашка за ней отсутствовала, плиты соединялись между собой на стыковых планках, а к полубаку и верхней палубе крепились равнобоким угольником 114x114 мм. Аналогичную защиту с бортов имели и четыре 120-мм орудия в корме на средней палубе.
Вся вертикальная бортовая броня притягивалась болтами прямо к рубашке, без какой-либо деревянной подкладки. Болты изготавливались из мягкой стали, их расчетное количество составляло один болт на 0,65 м2 поверхности броневой плиты. Водонепроницаемость в местах прохода болтов через рубашку обеспечивалась посредством чеканки люфтов кольцами из белой пеньки, пропитанной суриком, после чего болты затягивались через широкие стальные шайбы и резиновые прокладки.(17)
Горизонтальная защита располагалась в трех уровнях — полубак над батареей 120-орудий имел толщину в 25 мм (настилка в носу выполнялась из 10-мм листов), средняя палуба на всем протяжении, за исключением участка кормового каземата 38-мм (25 мм в корме), нижняя, как и полубак в середине корпуса, из плит в 25 мм. Скосы нижней палубы к нижней кромке бортовой брони имели толщину 38 мм — поверх отогнутого книзу края 25-мм нижней палубы накладывались листы в 13 мм. Помимо этого, бронировался плитами толщиной 25 мм участок верхней палубы над кормовой батареей. В местах пересечения горизонтальной защиты дымоходами устанавливались броневые колосники — сечением 25x102 (высота) мм в нижней палубе и 25x127 мм в средней, расстояние между ними составляло 65 мм.
В состав элементов внутренней броневой защиты входили продольные переборки на верхней палубе, отделяющие 120-мм орудия центральной бортовой батареи от внутреннего пространства под полубаком, толщина их составляла 25 мм. Такой же толщины были разделительные траверзы между орудиями. Броневую защиту корпуса дополнял наклонный кормовой траверз от верхней до нижней палубы в 76 мм, такую же толщину имел передний траверз кормовой батареи. В состав внутренней местной защиты входило также бронирование дымоходов (между полубаком и средней палубой), имевшее единую толщину 25 мм. Выполнялось оно из стали повышенного сопротивления.
Башни 10" орудий имели лобовую и бортовую броню в 203 мм, 152 мм тыльные плиты, 64-мм крышу и 76-мм подшивку свеса. Барбеты 10" башен были толщиной 184 мм в открытой части (над полубаком и средней палубой для носовой и кормовой башен соответственно), 108 мм у носовой башни далее вниз до средней палубы, и, наконец, 51 мм у обоих башен между средней и нижней палубами. Плиты барбетов на всю высоту от уровня башенного погона и выше соединялись между собой стальными шпонками, все низлежащие плиты скреплялись друг с другом пазовыми планками 380x25 мм. Там, где 184 мм плиты барбетов простирались ниже уровня опорных катков башни, они в качестве дополнительного крепления соединялись между собой в замок посредством выступа в одной плите в ответную выемку другой («в шпунт»).(18)
8" башни бронировались вертикальными плитами толщиной 178 мм, крыша и подшивка свеса имели толщину 51 мм. Толщина барбетов составляла 152 мм «против незащищенного борта» (т.е. над полубаком для носовой пары башен и над верхней палубой для кормовой), 76 мм (под полубаком/верхней палубой) и 38 мм (на протяжении от средней палубы до нижней). Броневые плиты барбетов выше венца горизонтальных катков также скреплялись шпонками, ниже этого уровня соединение броневых плит между собой выполнялись на пазовых планках толщиной 25 мм.
В качестве боевых командных пунктов крейсер получил «две броневые рубки совершенно нового типа в виде закрытых башен с узкими амбразурами в боковых вертикальных стенках вместо просвета между грибовидной крышей и цилиндрическими вертикальными плитами».19 В основном забронированном объеме рубок выделялись выгородки для дальномерных постов, верхняя часть которых приподнималась над крышей самой рубки. Толщина стен собственно рубок составляла 203-мм (плиты скреплялись вертикальными шпонками), крыши 51 мм. Толщина стен дальномерных выгородок равнялась 152 мм, крыши 38 мм. Пол выполнялся из маломагнитной стали в два слоя (12+19 = 41 мм). Обе боевые рубки оснащались броневыми колодцами связи с помещениями под нижней палубой (носовая — с центральным постом). Толщиной стенок колодца была переменной — 125 мм (до полубака у носовой и до средней палубы у кормовой), 51 мм (между полубаком и средней палубой у носовой), 38 мм (ниже средней палубы у носовой), 25 мм (между средней и нижней палубой у кормовой).
Все небольшие отверстия в броневых палубах (для вентиляции и т.п.) снабжались броневыми решетками из стальных брусков 76x38 мм на расстоянии 65 мм друг от друга и оборудовались дополнительно легкими водонепроницаемыми крышками, открывающимися вниз.
Особенностью конструктивной подводной защиты «Рюрика» была трюмная подводная переборка, простиравшаяся по всей длине цитадели крейсера. Толщина ее составляла 38 мм, выполнялась она из стали повышенного сопротивления. Переборка подкреплялась вертикальными стойками из бульбовой стали 203x88 мм через шпацию (1219 м); верхние и нижние концы стоек крепились к бимсам нижней броневой палубы и к обшивке днища соответственно.(20)
Боевая плавучесть и остойчивость
Обычно авторство в разработке вопроса боевой плавучести и остойчивости «Рюрика», а также в создании его мощной системы спрямления крена отводят выдающемуся русскому кораблестроителю А.Н.Крылову, который в период проектирования крейсера много работал над разработкой этой проблемы. Однако Крылов, заведуя в то время Опытовым бассейном МТК, формально окончательных решений по конструкции «Рюрика» принимать не мог, но все же несомненно оказал на их выбор значительное влияние. Вопросу остойчивости и плавучести тяжелых кораблей в русском флоте после цусимского разгрома придавалось особое значение, поскольку гибель в бою трех новейших броненосцев типа «Бородино» от опрокидывания требовала разработки исчерпывающих мероприятий на будущее.
При проектировании «Рюрика» спецификацией прямо оговаривались «особые меры к тому, чтобы в случае внезапного накренения судна (в случае затопления нескольких бортовых отсеков) можно было быстро выпрямить его». Для этой цели проектом предусматривались четыре крупных объема в оконечностях корпуса, снабженных кингстонами диаметром 762 мм, которые позволяли за полторы минуты приемом 364 т забортной воды создавать крен в 6,5°.(21) Помимо этого, компоновка отсеков корпуса рассчитывалась таким образом, что если бы подводная часть по одному борту корабля выше и ниже броневой палубы (вплоть до высоты средней палубы) была бы разрушена взрывом на длине до 15 м, то его крен не превысил бы 1 Г. С этой же целью трюмная продольная переборка не приближалась к наружному борту ближе чем 3,3 м на глубине 3 м ниже конструктивной ватерлинии. Отсеки над броневой палубой имели частое подразделение переборками, что препятствовало распространению воды по корпусу при крене до 11.(22)
14 угольных ям, семь по каждом борту, соединялись тремя проточными каналами — льялами (на шп 116-118,130-132,156-158), благодаря которым затопление угольных ям по одному борту могло сопровождаться автоматическим затоплением ям противоположного борта. Это решение об автоматическом перепускании воды из поврежденных бортовых отсеков в симметричные отсеки противоположного борта было явно инспирировано успехом подобной меры, предпринятой на пережившем Цусиму броненосце 2-й Тихоокеанской эскадры «Орел» по инициативе его корабельного инженера В.П.Костенко и трюмного механика Н.М.Румса. Идея заключалась в создании в отсеках двойного борта системы подконтрольных переменных грузов (объемов воды — запасной котельной и просто забортной), перемещение которых — откачка за борт или перепуск самотеком на другой борт — уравновешивало поступившую в результате боевых повреждений воду и компенсировало возникший крен. В ходе сражения «Орел», получив множественные повреждения в борту и имея затопленными многие бортовые отсеки, эффективно боролся с помощью этой импровизированной системы с кренами и, во многом благодаря ей, уцелел в этом фатальном для русской эскадры сражении.
Помимо этого, на «Рюрике» предусматривалась развитая система перепуска воды в трюм с верхней и средней палуб и со скосов нижней, где для ее откачки находилось 12 мощных водоотливных турбонасосов.
Все эти меры должны были эффективно предотвратить опасность возникновения значительных кренов в боевой обстановке. С учетом же того, что орудийные порты противоминной артиллерии были подняты над конструктивной ватерлинией на 4,5 м, так что они входили в воду только при крене 22°, становится ясным вывод о том, что в отношении живучести «Рюрик» почти вдвое превосходил «Бородино», будучи ненамного больше него по водоизмещению.
В.П.Костенко, служившему в период строительства «Рюрика» в МТК и командированному вскоре в Англию в качестве наблюдающего за строительством крейсера, поручили проведение полного расчета живучести корабля. Он вспоминал:
«Произведенные мной расчеты непотопляемости крейсера «Рюрик» были основаны на применении табличных форм, к тому времени уже опубликованных А.Н.Крыловым. Эти расчеты подтвердили, что живучесть крейсера «Рюрик» была обеспечена значительно лучше, чем предыдущих боевых линейных кораблей типов «Пересвет» и «Бородино». Этому в высокой степени содействовала та ясность в вопросах непотопляемости кораблей, которая была достигнута на основе теоретических и экспериментальных исследований живучести кораблей путем простых и наглядных методов расчета, которые были введены в практику русского кораблестроения по инициативе А.Н.Крылова».(23)
Английские кораблестроители, имевшие возможность подробно ознакомиться с особенностями конструктивной системы обеспечения живучести и непотопляемости «Рюрика», уже во время постройки корабля отмечали, что эти его решения, а также система затопления и орошения погребов, опережали тогдашние аналогичные устройства Королевского флота.
Механическая установка
Машинно-котельная установка «Рюрика» полностью относилась к «додредноутному типу» — в ее состав входило два комплекта вертикальных четырехцилиндровых паровых поршневых машин тройного расширения и 28 водотрубных котлов Бельвиля. Котлы размещались по четыре в ряд в четырех поперечных котельных отделениях (по восемь в трех первых и четыре в кормовом) и обслуживались тремя цилиндрическими дымовыми трубами. Машины и их вспомогательные механизмы располагались в двух больших отсеках, разделенных водонепроницаемой переборкой в диаметральной плоскости. Интересно, что оба они были несколько смещены по длине корпуса относительно друг друга — причина этого решения заключалась в габаритах паровых машин, установить которые в параллельных отсеках в отведенном месте корпуса не представлялось возможным. Полученные в результате подобного смещения объемы в торцах машинных отделений были удачно использованы в качестве отсеков электрогенераторов.
Примечательно, что МТК при заключении контракта с «Виккерс» особо оговорил развитие кораблем полного хода в 21 уз при действии лишь 75% котлов — остававшиеся планировались в качестве резерва на случай выхода из строя части котлов в бою или во время срочного ремонта каких-то из них. Интересной особенностью машин «Рюрика» было также то, что винты корабля вращались вовнутрь, а не как обычно наружу, что являлось нечастым для тогдашней практики.
На пробе 8-9 сентября 1907 г. крейсер успешно прошел оговоренные спецификацией 10-часовые испытания на полный ход (21 уз), а затем 10 сентября — 3-часовые испытания на полный ход при действии 3/4 всех котлов (21 котел).(24) Наибольшая развитая кораблем во время ходовых испытаний скорость равнялась 21,43 уз при 142,6 об/мин и мощности 20580 л.с., что почти на 1000 л.с. превышало контрактную (19700 л.с.). В дальнейшем в ходе всей службы крейсера его механическая установка никогда не давала повода для нареканий со стороны машинной команды.
Нормальный запас топлива равнялся 1200 т, полная вместимость угольных ям составляла 2000 т. Для погрузки угля применялись, лебедки грузоподъемностью 1 т. Нефть хранилась в междудонном пространстве на протяжении 100-130 шп, питательная вода для котлов также в междудонье на протяжении 132-170 шп.
Электрическое устройство и освещение
Как известно, впервые электричество было в широких масштабах применено в Российском Императорском флоте на броненосном башенном крейсере «Адмирал Нахимов», законченном постройкой в 1888 г. Корабль имел полностью электрическое освещение, а также привода 8" башенных установок. На его прямом потомке «Рюрике», вступившем в строй через 20 лет, уровень электрификации был уже на порядок выше — настолько стремительно развивался на рубеже веков прогресс электротехники.
Электроэнергию вырабатывали четыре динамо-машины (по 126 кВт, 105 В), которые располагались в двух больших отсеках в оконечностях машинных отделений — на 146-154 шп в левой половине корпуса (между кормовым котельным отделением и машинным отделением левого борта) и на 173-181 шп в правой (между машинным отделением правого борта и кормовыми погребами боезапаса).(25) Эти четыре турбодинамо обеспечивали боевые нужды корабля. Помимо них имелась еще одна динамо-машина (67 кВт, 105 В) для повседневных нужд. Она находилась на нижней палубе за бортовой броней.
Основными потребителями электроэнергии из числа дублированных приборов управления кораблем на ходовом мостике и в обеих броневых рубках были компас, машинный телеграф, передатчик приказаний положения руля, штурвалы телемоторов; на ходовом мостике в носовой броневой рубке находилось также по комплекту указателей оборотов, а в носовой боевой рубке располагались еще и штурвал электрического управления рулем с передатчиком приказаний к торпедным аппаратам.
Система канализации тока на «Рюрике» была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить максимальную живучесть всех источников энергии и механизмов-потребителей. Магистрали освещения и силовые магистрали шли отдельно друг от друга, так что при повреждении их отдельных участков предусматривалась возможность переключения на неповрежденные участки и питания от любой динамо-машины. Всего для освещения на «Рюрике» имелось 1252 электролампы, из них 222 «переносных со штепселями для погребов и других помещений».(26)
Системы
Для откачки воды, попавшей внутрь корпуса, крейсер был оборудован мощной системой водоотливных механизмов, автономной для каждого большого отсека или их группы. Производительность ее была рассчитана на полное осушение всех помещений крейсера в течение 1,5 часов. Основу водоотливной системы составляли семь электротурбин производительностью по 508 м3/час (носовые отсеки между 8-62 шп, носовые погреба боезапаса между 62-90 шп, I котельное отделение, оба машинных, кормовые погреба боезапаса и коридоры гребного вала между 181-204 шп, кормовые отсеки за 204 шп) и три по 305 м3/час (II, III и IV котельные отделения). Все эти турбины имели вертикальные валы и приводились в движение электродвигателями, расположенными на нижней палубе. Помимо турбин в каждом котельном и машинном отделении имелось по паровой помпе в 508 м3/час для осушения низов отсеков.
Отливание отсеков двойного дна осуществлялось двумя паровыми помпами, которые располагались в машинном отделении правого борта и I котельном отделении. Приемная труба кормовой помпы находилась у 180 шп; приемные трубы носовой располагались в каждом междудонном отсеке на протяжении 74-100 шп.
Затопление погребов боезапаса было устроено таким образом, что в каждый погреб вода поступала сверху, орошая снаряды и заряды. Помимо этого, имелась труба затопления, проведенная в каждый погреб с затворным клапаном, управляемая с главной палубы. Посредством этой трубы вся группа погребов могла быть затоплена в течение 15 минут.
Пожарная система крейсера проходила по всему кораблю. Магистральная труба диаметром 127 мм простиралась вдоль корпуса под средней палубой. В стороны и вверх от нее отходили ответвления, заканчивающиеся насосами по 91 т/час (по длине корабля они располагались не менее чем в 9,1 м друг от друга). Тушение пожаров в угольных ямах производилось паром.
Вентиляция внутренних помещений корпуса (за исключением погребов боезапаса и коридоров гребных валов) осуществлялась 16 нагнетательными вентиляторами. Машинные отделения (включая помещения динамо-машин) обслуживались восемью вентиляторами (нагнетательными и вытяжными),котельные — четырьмя. Все эти вентиляторы были паровыми. Вентиляция погребов производилась посредством пяти термоцистерн, размеры которых были рассчитаны таким образом, чтобы температура воздуха в погребах не поднималась выше 35°, а подаваемый в погреба воздух имел минимальную влажность. Вентилирование угольных ям производилось для удаления скопившихся газов; их выходные трубы выходили в дымоходы корабля.
Шлюпки
Как боевой корабль 1 ранга «Рюрик» был оснащен соответствующим штатом шлюпок. Он состоял из двух палубных паровых 12-тонных катеров (длиной по 12,19 м), одного беспалубного моторно-гребного катера с бензиновым двигателем (11,12 м), двух 20-весельных баркасов (10,97 м), одного 16-весельного рабочего и двух 14-весельных легких гребных катеров (по 10,35 м), двух 6-весельных вельботов (8,55 м) и двух 6-весельных ялов (6,1 м). Все паровые катера и гребные суда группировались на кильблоках и рострах в кормовой части полубака, откуда наиболее крупные из них подавались на воду краном типа «деррик», степс которого шарнирно опирался на основание мачты. Длина этого крана, представлявшего собой элемент чисто английской морской практики и никогда после этого ни применявшегося на кораблях русского флота, равнялась 15,82 м («52 фута»), что позволяло ему свободно оперировать со всеми подаваемыми шлюпками.
По-походному оба вельбота корабля, имевшие штатные запасные места в 20-весельных баркасах, вываливались на шлюпбалках за правый и левый борт в районе средней трубы, выполняя роль спасательных шлюпок. При нахождении корабля на рейде этими шлюпбалками обслуживались 16-весельный гребной (левый борт) и моторный (правый борт) катера, а вельботы перемещались на двойные рейдовые шлюпбалки в носу, у 10" башни. На этих же шлюпбалках вываливались за борт и оба яла-шестерки. И, наконец, на юте по обоим бортам имелись рейдовые шлюпбалки для двух 14-весельных катеров.
Первый комплект катеров и гребных судов был изготовлен фирмой-строителем по стандартам русского флота. Полный вес всех шлюпок «с принадлежностями» составлял, согласно спецификации, 50 т.
Рангоут
Пришедший в Россию из Англии «Рюрик» имел лишь грот-мачту. Иногда упоминается, что его фок-мачта, предположенная первоначальным проектом, была отменена уже в ходе строительства в качестве одной из мер борьбы с набегавшей перегрузкой. Однако это только часть вопроса. Поначалу мнение «о необходимости и достаточности» единственной мачты на всех крупных кораблях возобладало сразу после русско-японской войны. Следствием этого стал короткий период, в течение которого несколько крупных кораблей (броненосец «Цесаревич», крейсера «Громобой», «Богатырь») несли лишь грот-мачту, а из вновь построенных броненосный крейсер «Адмирал Макаров» получил единственную мачту точно посередине корпуса. Строившийся в Англии «Рюрик», в полном соответствии с подобными веяниями, также попал в число одномачтовых тяжелых кораблей, а поскольку первоначальным проектом на нем предусматривались и фок- и грот-мачта, то приходилось отказываться от одной из них, так что в итоге корабль сохранил, подобно «Цесаревичу» и «Громобою», именно мачту в корме.(27)
Но вскоре задули ветры перемен. С начала 1908 г. МГШ начал «поход за две мачты», забрасывая параллельные инстанции министерства докладами о необходимости наличия на линейных кораблях и крейсерах «в целях удобства управления артиллерийским огнем, две мачты» и считал необходимым «иметь по две мачты с наблюдательным постом на высоте 100 фут [30,5 м. — Авт.] для целей управления огнем на большие дистанции», полагая вопрос «принципиально решенным». Последовавший через полгода после начала «двухмачтовой кампании» доклад МГШ по Морскому министерству от 26 июня 1908 г. поставил в этом деле точку — «в целях стремления придать одинаковый силуэт по возможности всем боевым судам и управления артиллерийским огнем испрашивалось одобрение Морским министром установления на судах двух легких мачт», которое и последовало. Для «Рюрика» это решение дало тот результат, что после соответствующего доклада по МТК товарищ морского министра постановил оборудовать корабль второй мачтой, а вместе с ним также крейсера «Адмирал Макаров» и капитально ремонтирующийся «Олег».(28)
Больших сложностей это решение не вызвало. Фок-мачту во время ремонта 1910 г. установили на ее прежнем штатном месте. Высота ее равнялась высоте грот-мачты (45,7 м от конструктивной ватерлинии до клотика). Во время ремонта в 1917 г. фок-мачта получила две широко расставленные ноги-подпоры. Конструкция ее стала гораздо более жесткой, что позволило разместить на новом просторном фор-марсе корректировочный расчет для более точного отмечания знаков падений залпов корабля в бою.
Изменилось за время службы корабля и оснащение мачт реями. Первоначально корабль нес на обеих мачтах длинные реи и брам-реи. Впоследствии, уже во время войны, брам-реи сохранили для растяжки радиоантенн, а оба рея заменили одним коротким под фор-марсом для поднятия флажных сигналов и ходовых шаров.
Палубное покрытие
В истории «Рюрика» был любопытный период, когда один из самых заметных внешних элементов любого корабля — его, палуба — претерпевал значительные изменения. Деревянное покрытие, предусмотренное первоначальным проектом, по мере анализа опыта минувшей войны все более подвергалось критике как тяжелое, дорогое и, главное, опасное в пожарном отношении. Поэтому одним из условий контракта на постройку крейсера особо оговаривалось, что «во всех частях судна, на палубах, мостиках и в трюме употребление дерева доводится до минимума, во избежание, осколков и пожаров во время боя».(29)
Уже во время строительства корабля, его полубак и верхнюю палубу было решено покрыть новомодной патентованной «шведской мастикой» — полимерным материалом, наносимом в горячем виде прямо на стальную палубную настилку, которая в застывшем виде превращалась в некое подобие линолеума. Предполагалось, что это покрытие, прочное и легкое, будет хорошо защищать палубу от волн, брызг и всех атмосферных осадков, причем достигалась существенная экономия в весе. Обычная деревянная, настилка из «тика ост-индийского» была оставлена только в носовой части полубака, где постоянные работы с якорями, стопорами, тросами и т.п. требовали традиционно крепкого палубного настила.(30)
Однако уже вскоре после вступления корабля в строй «шведская мастика» начала давать трещины, рваться и облезать, палуба под ней — ржаветь и боцманская команда, сбилась с ног, постоянно латая и подкрашивая капризное покрытие. В итоге было решено снабдить корабль полноценной деревянной палубой, что и исполнили во время ремонта - «Рюрика» в Кронштадте в 1910 г. Но и теперь решение существенно отличалось от прежней практики. Вместо традиционных тиковых брусьев корабль получил сосновый «паркет» толщиной 44 мм. Суть идеи заключалась в том, что короткие и узкие (910 мм х 76 мм) доски со скошенными вниз торцами укладывались по 12 в квадраты и с торцов притягивались к стальному настилу посредством трапециевидных в сечении поперечных планок.(31) Подобная конструкция позволяла быстро менять поврежденные планки, но самое главное — сосна была на треть дешевле тика, а также на треть легче его, что в случае с «Рюриком» экономило порядка 20 т веса и немалые средства — около 25 тыс. руб.
Впервые в русском флоте сосновый «паркет» был применен на линейном корабле-додредноуте «Иоанн Златоуст». Этому примеру последовали еще несколько тяжелых кораблей, но уже в 1911 г. командир «Рюрика» доносил, что «палубная настилка на крейсере, сделанная из сосны паркетного типа, находится в плохом состоянии, дала выбоины и замшилась в местах усиленной ходьбы и таски грузов, а также заметно изнашивается в местах, где происходит погрузка угля», и далее пояснял, что «...палуба не была окрашена, хотя согласно приказания товарища [заместителя. — Авт.] морского министра от 18 августа 1908 г. сосновые палубы паркетного типа должны окрашиваться для предохранения от изнашивания; отсутствие краски объясняет до некоторой степени быструю порчу палубы, поскольку краска предохранила бы доски настилки от намокания и растрескивания при высыхании». Но по свидетельству командира черноморского линкора «Евстафий», также оснащенного подобной палубой, «краска на палубе держится плохо и при выстрелах 12" орудий выгорает...».(32)
Однако альтернативы уже не было. Весь оставшийся период службы «Рюрик» проходил с «сосновым паркетом», периодически меняя его планки.(33) На фотографиях, сделанных во время знаменитого Ледового перехода кораблей в Кронштадт весной 1918 г., хорошо видно, что палубная настилка крейсера находится в удручающем состоянии.
Экипаж
Полный штат экипажа на «Рюрике» составлял 964 человека (28 офицеров и 936 кондукторов, унтер-офицеров и матросов). Размещение его было традиционным для тяжелых артиллерийских кораблей начала XX столетия — команда в кубриках в носу, офицеры в каютах в корме. Помещения нижних чинов занимали все пространство под полубаком, включая казематы 120-мм артиллерии (здесь матросы подвешивали на ночь свои койки). Помимо этого, в самом носу находились командные гальюны, а перед носовой 10" башней — большой лазарет. Все остальные помещения личного состава полностью занимали пространство на средней палубе за исключением лишь шахт подачи 10" и 8" артиллерии, а также дымоходов и воздуховодов машинно-котельных отделений. В нос от траверза находились каюты кондукторов и их кают-компания, для подвесных коек матросов отводилась вся средняя палуба в корму от носового траверза до второй пары 8" башен. Здесь располагались еще камбуз и баня команды, а также боевая операционная. За кормовыми 8" башнями начинались помещения командного состава. Каюты офицеров шли вдоль обоих бортов, заходя за 10" башню, следом за ними по левому борту располагались помещения командира, а по правому и далее в корму — адмиральские апартаменты, включавшие кабинет, спальню, столовую и салон. Интересно, что салон приходился на кормовой каземат 120-мм орудий, так что собравшимся по вызову флагмана офицерам приходилось внимать начальству в окружении грозно поблескивавших полированным металлом пушек.
Не вполне ясно, по нормам какого флота — российского или британского — разрабатывала фирма-строитель помещения для экипажа, однако ряд косвенных признаков — их широта и удобство, а особенно просторная адмиральская половина — приводят к выводу, что все же второго из них, поскольку месяцы и годы, проводимые моряками Королевского флота в море, научили их ценить удобства в походах. Кажется неудивительным поэтому, что первый же командующий Морских сил Балтийского моря адмирал Н.О.Эссен выбрал «Рюрик» в качестве своего флагманского корабля, что, в свою очередь, вполне объяснимо — у него было время оценить комфорт флагманских помещений в бытность командиром этого крейсера во время его постройки в Англии.
Примечания:
1 В спецификации по этому поводу имеется пояснение: «Практика русского судостроения показала необходимость, при принятых у нас высотах давления воды на испытаниях водонепроницаемости, иметь у водонепроницаемых флоров и переборок угловую сталь на обеих сторонах». В соответствии с этим положением шпангоуты «Рюрика» толщиной 10 мм на протяжении от киля до трюмной продольной переборки подкреплялись прямым угольником 76 х 89 х 5 мм и обратным 76 х 76 х 4 мм.
«Спецификация крейсера «Рюрик», строящегося на заводе «Виккерса и К°» в Англии, 1905 г.» -СПб.: Тип. М.Д.Ломковского, 1905. // РГАВМФ, ф. 876, оп. 59, д. 45, л. И.
2 Там же, л. 7.
3 О заказе 10 дм. орудий длиною в 45 кал. станков для них. // Отчет о занятиях МТК за 1892 г. Ч. IV. По артиллерии. — СПб.: Тип. Морского министерства, 1894. с. 79-81.
4 10"/50 артиллерийская система, хотя формально и проходящая в русской специализированной литературе по артиллерии как «орудие чертежа завода Виккерса», фактически имеет мало отношения к видению этой знаменитой оружейной компанией конструкции тяжелой морской артиллерийской системы. Единственным важнейшим узлом орудия, авторство которого всецело принадлежит инженерам «Виккерс», является патентованный радиально-секторный трехступенчатый затвор Уэлина поршневого типа, представлявший собой крупный шаг вперед в артиллерийской технике.
5 А.Г.Дукельский. Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России, 1886-1917 гг. -М.: АУ РККА, 1931. с. 279.
6 РГАВМФ, ф. р-891, оп. 3, д. 7763.
7 РГАВМФ, ф. р-29, оп. 2, д. 135, л. 2.
8 На линейных кораблях-дредноутах класса «Севастополь», также несущих в качестве противоминных 120 мм/50 орудия, их отстояние от ватерлинии равнялось 5,2 м, а дальность стрельбы при наибольшем угле возвышения 20° составляла 80 кб. 120 мм/45 орудия «Андрея Первозванного» при высоте над ватерлинией 8,9-9,9 м при 23° угле возвышения имели дальность 60 кб, его 8"/50 орудия, такие же, как на «Рюрике», имели дальность: башенные при высоте над водой 7,2-7,5 м и угле 25° — 86 кб, казематные при 6,6 м и угле 19° - 78 кб.
РГАВМФ, ф. 479, оп. 3, д. 227.
9 Впоследствии количество дальномеров на крейсере постоянно увеличивалось и к апрелю 1916 г. их насчитывалось уже 8 единиц, в том числе: пять 9-футовых «Барр энд Струд» (база 2743 мм), из которых два устанавливались в 10" башнях и три на мостиках, один 9-футовый «Поллен», два 4,5-футовых «Барр энд Струд» (база 1372 мм, из них один зенитный). Помимо этих инструментов в состав приборной базы «Рюрика» в разные годы входило несколько дифференциальных дальномеров системы Крылова.
10 Первоначальным проектом предполагалось для дальномеров и управления огнем 120 мм артиллерии оборудовать четыре бронированных пункта по бортам на полубаке (два основных — носовые, и два резервных — кормовые); первые должны были защищаться 127 мм броней, вторые 76 мм. От них недальновидно отказались уже в ходе строительства крейсера, в качестве одной из мер компенсации строительной перегрузки. РГАВМФ, ф. 876, оп. 59, д. 45., л. 4.
РГАВМФ, ф.401, оп. 2, д. 121, л. 7.
12 РГАВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 9.
13 То орудие (№1207А «Виккерс»), в котором в 1911 г. обнаружилась трещина в каморе. РГАВМФ, ф. 479, оп. 3, д. 189, л. 25.
14 Там же.
15 «Рюрик» получил в качестве замены 10"/50 орудия ОСЗ №2-5. РГАВМФ, ф. 485, оп. 1, д. 231, л. 76.
16 РГАВМФ, ф. 876, оп. 59, д. 45, л. 25-26.
17 Там же, л. 24.
18 Там же, л. 26.
19 В.П.Костенко. Броневая защита боевых кораблей (фанки), т. II, с. 68.
20 РГАВМФ, ф. 876, оп. 59, д. 45, л. 29.
21 Согласно первоначальному проекту, их диаметр, первоначально равнявшийся 305 мм, было решено увеличить до 762 мм уже в ходе строительства корабля. Помимо этого, ручные привода были дублированы механическими с двумя электродвигателями на каждый. Это усовершенствование вызвало добавочный расход нагрузки в 5,6 т. Р.М.Мельников. Броненосный крейсер «Рюрик» // Судостроение, №11, 1980. с. 70.
22 РГАВМФ, ф. 876, оп. 59, д. 45, л. 4.
23 Г.В.Смирнов. Владимир Полиевктович Костенко, 1881-1956. — М.: Наука, 1995. с. 62.
24 РГАВМФ, ф. 876, оп. 59, д. 45, л. 5-6.
25 РГАВМФ, ф.876, оп. 59, д. 1761.
26 РГАВМФ, ф.876, оп. 59, д. 1028.
27 Первый командир «Рюрика», в описываемый период Командующий морскими силами Балтийского моря Н.О.Эссен рапортовал в МГШ 19 октября 1911 г.: «решение иметь на всех судах флота, вновь строящихся и капитально ремонтирующихся, по одной мачте, выведенное из опыта минувшей войны, было проведено в жизнь только на двух судах — «Рюрик» и «Адмирал Макаров». С конца 1907 г. начинается обратный поворот в сторону двух мачт на всех судах флота...».
РГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 1674, л. 64.
28 Отношения в МТК (№608/91 от 26.02.1908 г.) и в МГШ (№1052/142 от 22 марта 1908 г.), доклад МТК по кораблестроению от 17.03.1909 г., №724. // Там же, л. 77.
29 РГАВМФ, ф. 876, оп. 59, д. 45, л.5.
30 «Изменение редакции ст. 37, сделанное кораблестроительным отделом Морского технического комитета (отношение №20 от 4 января 1906 г.)» трактовало решение в части покрытия палуб так: «Навесную палубу [т.е. полубак. — Авт.] покрыть на всем ее протяжении толстым слоем кортесина или иного материала непромокаемого и в той же мере нетеплопроводного, как тиковое дерево в 2,5 дюйма [64 мм. — Авт.] толщиною. Образцы этого материала должны быть представлены на утверждение Морского технического комитета».
Там же, л.21.
31 ЦГИА Санкт-Петербурга, ф. 1434, оп. 1, д. 45, л. 64.
32 РГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 12, л. 17-18.
33 «Палуба крейсера «Рюрик» должна быть окрашена портом, и окраска эта должна поддерживаться во время плавания, т.к. она несомненно будет способствовать сохранению досок настилки и предупредит растрескивание и порчу палубы».
Там же, л.44.