• Содержание •


Список иллюстраций

Список схем и чертежей

Желтое море и Квантунский полуостров

Действия Владивостокской эскадры крейсеров

Теоретический чертеж крейсера «Рюрик»: а —бок; б —полуширота; в — корпус. Шпация на шпангоутах от 23 до 95-го — 4 фута (1,21 м), на остальных — 3 фута (0,91 м). ВП — верхняя палуба; КВЛ — конструктивная (грузовая) ватерлиния

Боковой вид крейсера «Рюрик» с парусным вооружением (по чертежу из фондов ЛГИА)

Общее расположение крейсера «Рюрик»: а— продольный разрез; б — план верхней палубы; в —план жилой палубы. 1— карапасная (сводчатая) броневая палуба, опускающаяся к бортам и оконечностям; 2 —жилая палуба; 3 —батарейная палуба; 4 —верхняя палуба; 5 — бизань-мачта; 6— комингс люка; 7 — кормовой мостик с бортовыми крыльями, рубкой и площадкой под компас; 8 —фальшборт; 9 —шахта машинного отделения; 10 —грот-мачта; 11 — вентиляционная шахта; 12— угольная яма; 13 —кожух дымовой трубы; 14 —шахта котельного отделения; 15— носовой мостик с бортовыми крыльями, ходовой и боевой рубками и их компасами и приборами управления; 16— фок-мачта; 17 —полубак; 18 —бронзовый форштевень с горизонтальными внутренним и наружными приливами; 19— котельные отделения; 20 —машинное отделение; 21 —спасательный буй; 22 —малокалиберные орудия; 23— световой люк; 24 —швартовные кнехты; 25 —203-мм орудия; 26— забортный трап; 27 —120-мм орудия; 28 —коечные сетки; 29— кильблоки под паровой катер с приводами вываливания шлюпбалок; 30 —умывальники; 31— бушприт; 32— обух в палубе; 33— деревянный такелажный кнехт; 34— надводный минный (торпедный) аппарат; 35 —рельсовый путь подачи к минным аппаратам; 36— офицерские каюты; 37— офицерская кают-компания; 38— офицерский буфет; 39 —вспомогательный котел; 40 —лазарет; 41 —отделение шпилевой машины; 42— минная каюта; 43— каюты содержателей корабельного имущества; 44 —упорный подшипник гребенчатого типа; 45— главный холодильник; 46— вспомогательный холодильник и помпа (насос); 47 —главный пожарный насос; 48 —донка; 49— вспомогательный пожарный насос; 50— главные донки; 51— скуловой (боковой) киль; 52— деревянная наружная и медная обшивка поверх стальной; 53 — наружный деревянный киль.

Общее расположение крейсера «Рюрик»: г — двигательно- движительная установка (продольный разрез)

Общее расположение крейсера «Рюрик»: д —план трюма

Общее расположение крейсера «Рюрик»: е— сечение по 59-му шпангоуту (см. в корму); ж —сечение по 67-му шпангоуту (см. в корму); з— сечение по 110-му-шпангоуту (см. в корму).

Продольный разрез крейсера «Россия». 1— офицерские каюты; 2 — 152-мм орудия; 3 —малокалиберные пушки; 4— салон адмирала; 5 —шпиль; 6 —рубка адмирала; 7 — 203-мм орудия; 8 —кормовая ходовая рубка с площадкой главного компаса и приборами управления; 9 — надводные минные (торпедные) аппараты; 10 — штурвал привода вываливания шлюпбалки; 11 — броневой гласис машинного отделения; 12 —продольный мостик; 13 —75-мм пушки; 14— запасная лопасть гребного винта кормовой машины; 15— ходовая и боевая рубки; 16— выходы шахт подачи боеприпасов; 17 —отделение шпилевой машины; 18 —провизионный погреб; 19 —погреба боеприпасов; 20— цепной ящик; 21— корпус запасной мины Уайтхеда (торпеды); 22 —котельное отделение; 23 —валиковая передача рулевого управления; 24, 25 — бортовая и кормовая главные машины; 26— линия гребного вала бортовых машин; 27 —штурвальное отделение; 28 —линия вала кормовой машины; 29— румпельное отделение

Схема снятия «России» с мели у кронштадтского фарватера между фортами Павел и Николай 26 октября — 15 декабря 1896 г. I — IV — положение вех, ограждающих южную и северную сторону фарватера. Глубины — в футах (1 фт = 0,305 м)

Кривые бронепробиваемости снарядов русской и японской (английской) артиллерии. Сплошная линия для русских пушек; пунктир для японских пушек. Цифры над кривыми указывают калибр орудия

Общее расположение крейсера «Громобой»: а —продольный разрез. 1, 2 — броневая (жилая) и батарейная палубы; 3 —152-мм орудия; 4 —верхняя палуба; 5 — 75-мм орудия; 6— блок помещений адмирала (от 113-го шпангоута до кромки кормы); 7— сходная адмиральская рубка; 8 —элеваторы подачи 75-мм патронов; 9 —элеваторы подачи 37- и 47-мм патронов; 10 —офицерская кают-компания; 11 — элеваторы подачи 203-мм снарядов и зарядов; 12 —валиковый привод рулевого управления; 13 —203-мм орудие; 14 —элеваторы подачи 152-мм патронов; 15 —вентиляционные шахты с раструбом; 16 —продольный мостик; 17 —47-мм орудия; 18 —погреб 37 и 47-мм патронов; 19 —погреба 75-мм патронов; 20 — погреба 152-мм патронов; 21— погреб 203-мм снарядов и зарядов; 22 —динамо-машина; 23 —отделения подводного минного аппарата; 24 —упорный подшипник гребенчатого типа; 25— погреб сфероконических мин; 26, 27 —штурвальное и румпельное отделения; 28 —64-мм пушка Барановского на корабельной установке; 29 —горловины ручной подачи боеприпасов; 30 -кильблоки 14-весельного легкого катера; 31— кильблоки 12-весельного легкого катера; 32—37-мм орудие; 33 —кильблоки парового катера; 34— кильблоки 20-весельного баркаса с вставленным внутрь него шестивесельным ялом; 35— умывальники команды; 36 —кильблоки 16-весельного рабочего катера; 37 —минный катер («миноноска»); 38 —шестивесельный вельбот; 39— шестивесельный ял; 40— каюты офицера штаба; 41 —броневые казематы 152-мм орудий; 42 —подвесные обеденные столы команды; 43 —линия подпалубных рельсов для движения подвешенных к ним беседок с боеприпасами; 44 —блок помещений командира; 45, 46 —одно- и двухместные каюты офицеров; 47 —угольные ямы; 48 —люки в погреб 75- и 152-мм патронов; 49 —лазарет; 50 —арсенал; 51 —шпилевое отделение; 52— канцелярия; 53— каюты содержателей корабельного имущества; 54— операционная; 55 — кают-компания содержателей; 56 — сушильня; 57— баня команды; 58 — шахта светового и сходного люков в бортовые машинные отделения; 59 —блок помещений старшего офицера; 60— цепной ящик; 61 —выгородка донки в котельном отделении; 62 —бортовые креновые отсеки

Общее расположение крейсера «Громобой»: б — план верхней палубы

Общее расположение крейсера «Громобой»: в — план батарейной палубы; г — броневой (жилой) палубы; д —трюма.

Схема боя 1 августа 1904 г.

Повреждения «Громобоя» в бою 1 августа 1904 г. Пробоины (по границе деформации обшивки) закрашены черным, пробоины левого борта обозначены штриховыми линиями

Список фотографий

Крейсер «Россия»

«Громобой» проходит Суэцкий канал

Порт-Артур. Вид с маяка на Перепелиной горе. Справа западный бассейн (углубленный в 1903 г. внутренний рейд) и Тигровый полуостров с эллингом для сборки миноносцев Невского завода, слева — Восточный бассейн с причальными стенками и расположенным на его северном берегу военным портом. За ним Золотая гора с приморской батареей Электрического утеса

«Рюрик» (с парусным рангоутом) в Нагасаки

Командир «Рюрика» капитан 1 ранга Е. А. Трусов.

Десантный отряд на палубе «Рюрика»

«Громобой» в боевой окраске во льду бухты Золотой Рог

Офицеры «Рюрика» вместе с командиром Е. А. Трусовым, его женой, дочерью и родственниками. С фотографии, сохранившейся в семье Е. А. Трусова.

Контр-адмирал К. П. Иессен, начальник Владивостокского отряда

Миноносцы Владивостокского порта, действовавшие совместно с отрядом крейсеров. На заднем плане слева крейсер «Россия», в центре транспорт «Алеут», справа крейсер «Богатырь». Фото из собрания Н. А. Залесского

«Рюрик», февраль-март 1904 г. Фото из собрания Н. А. Залесского

Крейсер «Богатырь» на скалах мыса Брюса. У борта — ледокол «Надежный»

Английский пароход «Чельтенхем», приведенный во Владивосток призовой командой «Громобоя» под командованием лейтенанта Б. Б. Жерве (был включен в состав нашего флота под названием «Тобол»)

Японский броненосный крейсер «Адзума», построенный во Франции в 1899 г.

Офицер «России» князь А. А. Щербатов

Броненосный крейсер «Идзумо» — флагманский корабль японской эскадры

Похороны погибших на «России» в море 2 августа 1904 г.

Из письма К. П. Иванова дочери Е. А. Трусова Марии Евгеньевне

Крейсер «Россия» на испытаниях аэростата в море

Лейтенант В. Е. Егорьев на «России». Справа — «Громобой». Фото из семейного альбома А. В. Егорьевой

«Россия» после ремонта 1909 г. Вместо трех мачт — две

«Громобой» после ремонта. Все орудия верхней палубы укрыты в отдельные казематы. В корме для установки концевого каземата орудий на батарейной палубе срезана часть корпусных конструкций


Содержание