Предисловие

 

За рубежом существует ставший расхожим термин "суперэсминцы". Под этим литературным "обозначением" иностранные историки кораблестроения понимали все выделявшиеся на общем фоне своими сравнительно большими размерами торпедно-артиллерийские корабли, обладавшие либо исключительно мощным артил­лерийским или торпедным вооружением, либо рекордно высокой скоростью.

В отличие от достаточно строгого термина "лидер эсминцев", появившегося в годы Первой мировой войны, в "класс" суперэсминцев иногда зачисляли и корабли, позже классифицированные крейсерами.(Согласно определениям, принятым в ч.III Лондонского морского соглашения, к классу крейсеров автоматически должны были относиться все корабли, стандартное водоизмещение которых превышает 1.850 "длинных" (английских) т, а главный калибр артиллерии — 5,1 дюй­ма (130 мм). Поэтому, например, французские лидеры (Франция, как и Италия, не участвовала в подписании ч.III соглашения) типа "Vauban" (2.440 т, 5 138-мм орудий), не имевшие брони­рования, вполне законно могли классифицироваться крейсерами) Главным их отличием являлось присутствие конструктивной надводной защиты — бронирования наиболее важных помещений, боевых постов, механизмов и т.п. Автор хотел рассказать об эволюции именно таких кораблей, которые не были реализованы "в металле", но являлись обязательным эле­ментом отечественных кораблестроительных программ вплоть до конца 1940-х гг. Поскольку в нашей стране идея защищенного торпедно-артиллерийского корабля начала разрабатываться кораблестроителями в середине 1930-х гг., в настоящей ра­боте не затронута уходящая корнями в более ранний период история создания пер­вых советских лидеров эсминцев типа «Ленинград» (пр.1), «Минск» (пр.38), «Киев» (пр.48) и знаменитого "итальянца" — лидера «Ташкент». Эта интереснейшая тема должна стать содержанием отдельного издания.

Как это не удивительно на первый взгляд, уникальным для нашего флота пред­ставителем суперэсминцев следует считать «Неустрашимый» — незаслуженно обой­денный вниманием и известностью корабль, вследствие целого ряда причин остав­шийся в единственном экземпляре.

История появления на свет одинокого первенца так и не состоявшейся огром­ной серии кораблей пр.41 — эскадренного миноносца «Неустрашимый» — настоль­ко же интересна, сколь и малоизучена. В среде отечественных специалистов военно­го кораблестроения доминирует мнение, согласно которому «Неустрашимый» счи­тается лишь "родителем" серийных кораблей пр.56 — "классических" ЭМ, которые завершили собой полувековую эволюцию этого семейства торпедно-артиллерийских кораблей в нашем флоте (а хронологически — и во всем мире).

Это совершенно справедливо, однако его происхождение прослеживается еще со времени между двумя мировыми войнами, а ход проектирования, постройки и сдачи в значительной степени определялся не только борьбой мнений, формировавших послевоенную кораблестроительную программу, но и обостренными до предела трениями между двумя "ве­домствами" — Военно-морскими силами (ВМС) и Мини­стерством судостроительной промышленности (МСП). После войны победила в этом споре промышленность, а жертвой конфликта в конечном итоге стал никто иной, как Народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов. Автор не склонен идеализировать эту фигуру — с пози­ций сегодняшнего дня Н.Г.Кузнецов во многом ошибал­ся и заблуждался, некоторые его решения и действия в охватываемый настоящей работой период заслуживают критики, иногда даже суровой. Но объективно приходит­ся признать, что вследствие инертности промышленнос­ти (и личностных столкновений) советское кораблестро­ение в первое послевоенное десятилетие значительно от­стало от зарубежного. Такой вывод — правда, в завуали­рованной форме — звучит и в 5-м, заключительном томе "Истории отечественного судостроения" [СПб, "Судо­строение", 1996].

Изучая историю проектирования "суперэсминцев", автор поставил перед собой задачу рассказать о том, о чем и упомянутый выше фундаментальный труд, и немно­гочисленные журнальные публикации не рассказали или же умолчали. Сделать это позволила занявшая несколько лет работа в архивах, а также изучение многочисленных документов в организациях МСП и ВМФ. При этом при­шлось столкнуться с тем, что зачастую период конца 1940-х — начала 1950-х гг. оказывался в государственных и ве­домственных архивах "белым пятном". Отсутствие или невозможность обнаружения некоторых документов не позволили во всех случаях сделать однозначные выводы. Поэтому в тексте присутствуют слова и выражения "воз­можно", "вероятно", "по мнению автора" и т.п. Автор с благодарностью примет все поправки и замечания.

Совершенно необходимо принести глубокую бла­годарность коллективу Российского Государственного архива ВМФ, его директору В.Г.Мишанову, без помо­щи которых написание этой работы было бы невозмож­ным. Автор также благодарит коллектив Центрального Военно-морского архива и Центрального Военно-морс­кого музея, особенно сотрудников ЦВММ В.Г.Райского и В.М.Жежеля (к сожалению, уже ушедшего из жиз­ни). В книге использованы материалы кандидата воен­ных наук, профессора капитана 1 ранга В.П.Кузина, опубликовавшего первую работу об эскадренном мино­носце «Неустрашимый», а также кандидата технических наук капитана 2 ранга С.И.Титушкина, который выпол­нил анализ систем вооружения кораблей — автор весь­ма признателен этим известным специалистам за помощь в своей работе.