"Крейсеры-эсминцы" за рубежом

 

Было бы несправедливым не отметить, что в конце 1930-х гг. из стадии теоретических изысканий идея пост­ройки "сверхлегкого КР" или "бронированного лидера" перешла в стадию практического осуществления. С теми или иными оговорками к этой категории можно отнести и американские корабли типа «Atlanta», и английские типа «Dido», и итальянские типа «Capitani Romani». При рас­смотрении упомянутых кораблей необходимо учитывать закладывавшиеся при их проектировании тактико-техни­ческие требования, которые существенно различались во флотах США, Великобритании и Италии.

Симптоматично, что в историю кораблестроения упомянутые представители промежуточного класса вош­ли как КРЛ (или крейсеры ПВО), хотя важнейшей осо­бенностью этого класса — развитой броневой защитой — они не обладали. Ведущие морские державы сочли не­солидным формально уменьшать количественный состав своих крейсерских эскадр за счет причисления "океанских разведчиков" к эскортным силам. В советском же флоте, где еще господствовала воспитанная жесткими ограниче­ниями финансирования в 1920-е гг. скромность, предпоч­ли именовать проектировавшиеся аналогичные корабли лидерами.

Близкие по ТТЭ корабли строились в годы Второй мировой войны и на германских верфях.

Генезис классов КРЛ и ЭМ в германском флоте осо­бенно интересен, т.к. сравнительно большой тоннаж и "тя­желое" вооружение ЭМ пр. 1936, 1936-А (полное водоиз­мещение — более 3.000 т, 150-мм орудия) препятствуют проведению четкой границы между ними по условному критерию "размеров".

Весной 1938 г. Управлением кораблестроения ВМФ Германии был разработан проект океанского КРЛ, являю­щийся развитием типа «Nurnberg». При полном водоизме­щении около 9.300 т и 50-мм поясной броне (с 35-мм на­клонным "подхватом") в районе МКО крейсер был воору­жен восемью 150-мм орудиями ГК (в 4 двухорудийных баш­нях, расположенных линейно-возвышенно в носу и в кор­ме), четырьмя 88-мм, восемью 37-мм и четырьмя 20-мм зе­нитными орудиями, а также двумя четырехтрубными ТА. Скорость полного хода ограничивалась 36 узлами.

Заказ на 4 корабля ("М", "N", "О" и "Р") был выдан в мае 1938 г., закладка головного запланирована на 1 но­ября 1939 г., последнего в серии, восьмого — на 1 августа 1942 г. Это были "классические" КРЛ, аналогичные по своим ТТЭ английским и французским "современникам".

Параллельно по заданию штаба ВМФ разрабатывал­ся проект КР-разведчика (spahkreuzer), пригодного для действий в Атлантике. Заданием требовалось при воору­жении из шести 150-мм орудий и двух пятитрубных ТА обеспечение минимальной защиты (от 6-дюймовых фугас­ных снарядов на больших дистанциях боя): 15-мм палуб­ное бронирование. Для достижения требовавшейся даль­ности плавания немецкие конструкторы применили ком­бинированную дизель-паротурбинную ЭУ, которая гаран­тировала развитие 35-узлового хода.

"Spahkreuzer 38" представлял собой масштабное уве­личение ЭМ с добавлением легкого бронирования. Не правда ли, очевидно весьма близкое сходство "германско­го разведчика" с кораблем, который запрашивал в январе 1940 г. начальник ГМШ РКВМФ флагман флота 2 ранга Л.М.Галлер? Но следует отметить, что в нашем флоте за­дачи трактовались менее определенно, а следовательно — шире, что, естественно, усложняло работу конструкторов.

В следующем году проект "разведчика" перерабаты­вается в соответствии с изменившимися требованиями — значительно усиливается зенитное вооружение и броневая защита. У "Spahkreuzer 39" появляется 50-мм броневой пояс по КВЛ, максимальная толщина палубной брони уве­личивается до 25 мм. Отказ от торпедного вооружения позволил предусмотреть авиационное: катапульту и само­лет-разведчик. Изменения привели к величине полного водоизмещения, превысившей 7.000 т.

В дальнейшем проект еще раз подвергся переработке, в результате которой удалось несколько усилить зенитное вооружение, уравняв его мощность с зенитной артиллери­ей КРЛ, и на 50% увеличить дальность плавания.

В середине февраля фирма "Germaniawerft" получила заказ на постройку трех кораблей (SP 1, SP 2 и SP 3), кото­рым были присвоены строительные номера 671, 672 и 673 (под этими же номерами ранее числились ЭМ Z-40, Z-41 и Z-42, заказ на строительство которых был аннулирован). В апреле 1942 г. сооружение трех первых кораблей, для кото­рых уже были изготовлены главные механизмы, останови­лось и до окончания войны так и не продвинулось вперед.

Таким образом, идея бронированного лидера, после долгого перерыва возобновленная в отечественном ВМФ в 1939-1940 гг., может рассматриваться как продукт попытки осмысления первого опыта боевых действий на море во Второй мировой войне и распространения на современную практику устаревшей тактической модели боевого приме­нения лидера ЭМ. В сравнении с германским кораблестрое­нием особенно ярко видно как отсутствие сформированной концепции использования легких сил флота в боевых дей­ствиях, так и явно недостаточное внимание отечественных "тактиков" к технике кораблестроения, проявлявшееся в предъявлении к кораблю нереалистичных требований.

Между тем, совершенно невостребованным отече­ственными конструкторами остался эскизный проект бро­нированного лидера-разведчика, разработанный в 1935-1936 гг. итальянской фирмой Ansaldo. Этот проект, сде­ланный фирмой в инициативном порядке для ВМФ Ита­лии, не был одобрен к постройке. Близкий по ТТЭ корабль спроектировала и другая фирма, и конкурентный проект (К сожалению, в рамках данного издания не представля­лось возможным рассмотреть наиболее интересные итальянские корабли типа «Attilio Regolo» (или «Capitani Romani», что одно и то же), спроектированные и построенные для итальянского флота фирмой Odero-Temi-Orlando с использованием опыта, приобретен­ного при создании лидера «Ташкент») реализовали перед самым началом Второй мировой вой­ны. А в СССР материалы упомянутого проекта Ansaldo попали вот каким образом.

 

Таблица 3 : Основные проектные тактико-технические элементы "крейсеров-эсминцев"

 

«Yubari»

«Tromp»

Проект ЦКБС-1

Spahkreuzer 38

Spahkreuzer 39

Бронированный лидер

Пр.47 Вариант I

Год разработки проекта

1922

1936

1936

1938

1939

1940

1940

Страна- разработчик

Япония

Голландия

СССР

Германия

Германия

СССР

СССР

Стандартное водоизмещение, т

3.960

3.780

3.400

4.662

6.050

3.800

5.400

Вооружение:

— артиллерийское (кол-во стволов, калибр)

6—140

2-80

6—150

8—40

8—130

8—37

4—12,7

6—150

2—88

8—37

8—20

6—150

6—88

8—37

8—20

8—130

8—37

8—12,7

10—130

8—37

8—12,7

— торпедное (кол-во труб, калибр торпед)

4—610

10—533

10—533

10—533

10—533

10—533

— авиационное

 

1 сам.

 

1 сам.

1 сам.

1 сам.

Главная энергетическая установка:

— тип

КТУ

КТУ

КТУ

КТУ+ДД

КТУ+ДД

КТУ

КТУ

— мощность, л.с.

58.000

56.000

140.000

92.000

80.000

70.000

75.000

Скорость полного хода, уз.

34,8

33,5

35,5

33,0

38,6

33,5

Запас топлива, т

930

870

950

600

800

Дальность плавания, миль при ходе, уз.

5.000 - 14

6.000

7.000 17

11.000 17

7.000 16

5.500

Броневая защита, мм:

— горизонтальная

22

25

25

10

20. ..25

25

25

— вертикальная

 

 

50

50

50

70

— продольная переборка

38

19. ..32

 

18

12

 

В середине 1936 г. фирма заканчивала поставку ра­бочей документации на постройку КРЛ «Киров». В связи с тем, что для выпуска большого объема документов фир­ма временно наняла техников, не имевших большого опы­та работы, в чертежах и расчетах оказались ошибки. Весь­ма строгие советские приемщики беспощадно отбраковы­вали документацию, и фирма сорвала контрактные сроки ее поставки. Поскольку договор предусматривал штраф­ные санкции, советская сторона захотела воспользоваться этим поводом и получить штраф. Фирма, страшно обес­покоенная тем, что эта история выплывет наружу и станет известна конкурентам, предложила советской стороне в оплату штрафа материалы ряда эскизных проектов, а так­же бесплатные консультации. После некоторого раздумья и обсуждения в Москве было принято решение согласить­ся с этим предложением Ansaldo. Так у нас очутились "зна­менитый" проект линкора с фирменным обозначением UP.41 и ряд других.

Проект океанского бронированного разведчика по непонятным причинам не вызвал интереса ни одной про­ектной организации (впрочем, вполне возможно, что их просто не проинформировали) и оказался надолго похо­роненным в архиве УК РКВМФ. Автору не удалось найти в РГА ВМФ ни пояснительной записки, ни спецификаций, ни кораблестроительных расчетов — только альбом чер­тежей общего расположения. Поскольку отсутствует ве­совая нагрузка, полные схемы бронирования, описания вооружения и т.п., возможна лишь весьма приблизитель­ная, "визуальная" оценка проекта.

Вооружение корабля было следующим:

Артиллерийское состояло из восьми 130-мм орудий в четырех двухорудийных башенных установках, распо­ложенных по 2 в носовой и кормовой частях корпуса по линейно-возвышенной схеме (скорее всего, предусматри­вались универсальные орудия, т.к. на чертеже изображена АУ, отличная от 135-мм неуниверсальной, устанавливав­шейся на кораблях типа «Attilio Regolo»). Для башен гл. калибра предусматривалась круговое 20-мм бронирование. Пять спаренных зенитных автомата калибра 45 мм также размещались в защищенных легкой броней установках. Дополняли зенитное вооружение 4 спаренных 13,2-мм пу­леметных установки. Боезапас гл. калибра составлял 200 выстр./ствол, 45-мм калибр —6.000 выстр./ствол.

Проектом предусматривалось оснащение корабля раздельными схемами ПУС для 130-мм и зенитного калиб­ров.

Торпедное вооружение — 3 трехтрубных 533-мм ТА, два из которых располагались на верхней палубе в районе миделя, а третий — в ДП на палубе надстройки. В аппара­тах должны были храниться 9 торпед, предусматривалось столько же запасных.

Двухвальная ГЭУ скомпонована по эшелонной схе­ме: КО, содержавшие по 2 котла каждое, и МО распола­гались непосредственно друг за другом. Давление пара предполагалось повысить до 36 кг/см2. Полная мощность ГЭУ — 120.000 л.с. (форсажная — 135.000 л.с.) гарантиро­вала развитие на испытаниях 42-узлового хода (43,5 узла на форсаже).

Броневая защита состояла из 60-мм пояса, работав­шего и как бортовая обшивка, расположенного на протя­жении МКУ, и 20-мм карапаса, прикрывавшего "цитадель" сверху (максимальная толщина бронирования достигла 65 и 30 мм). Местное бронирование предусматривалось для румпельного отделения, погребов артбоезапаса гл. калибра и центрального артиллерийского поста. Кроме внеш­ней (бортовой) 60-мм броневой плиты, имевшей в верти­кальном сечении кривизну, соответствующую теоретичес­ким обводам шпангоутов, в качестве преграды могли ра­ботать бортовые отсеки глубиной около 1,5 м, частично заполнявшиеся котельным топливом. За ними, отделенный 5-мм продольной переборкой, располагался еще один уз­кий (760 мм) отсек, со стороны МО и КО он имел 10-мм продольную переборку.

Главные размерения корабля следующие: наиболь­шая длина — 152,5 м, по КВЛ — 146,0 м; наибольшая ши­рина — 14,6 м, по КВЛ — 14,0 м; высота борта на миделе — 8,25 м, средняя осадка при нормальном водоизмещении — 4,06 м, при полном — 4,61 м.

Стандартное водоизмещение — 3.700 т, нормальное — 4.050 т, полное —4.870 т. Значительный объем топлив­ных цистерн, под которые отводилось двойное дно и бор­товые отсеки, позволял принять 945 т котельного топли­ва, что должно было обеспечить расчетную дальность пла­вания 25-узловым ходом 2.750 миль.

Как видим, итальянское кораблестроение еще в 1936 г. предложило вполне реалистический проект мощного артиллерийско-торпедного корабля с довольно развитой броневой защитой.