Обитаемость

 

Предполагавшееся длительное использование ЭМ в отрыве от системы берегового базирования сделало не­обходимым пересмотр требований к обитаемости кораб­ля, оказавшейся на "тридцатках-бис" явно неудовлетво­рительной. Большие объем корпуса и площади палуб по­зволили значительно улучшить условия проживания и службы команды.

Удельная площадь жилых помещений на одного члена команды составила 1,6 м2/чел. На ЭМ пр.30бис этот показатель имел величину 1,25 м2/чел. Для старшин-сверхсрочников, которым на корабле пр.41 отводились каюты (!), норма площади была принята 2,8 м2/чел. При штатной комплектации корабля л/с, уменьшенной с 333 в техническом проекте до 305 чел., каждому члену ко­манды отводилось постоянное спальное место — на ко­раблях предвоенной постройки вследствие "переполне­ния" кубриков из-за увеличения численности команд это стало "роскошью". Размещение коек было сделано двухъярусным (В отличие от ЭМ пр.30бис, кубрики которых оборудова­лись стационарными (на кораблях СФ) и подвесными трехъярус­ными койками). Большинство коек и рундуков удалось расположить параллельно ДП, как это рекомендует флот­ская медицина для уменьшения влияния качки на чело­веческий организм.

Делая некоторое отступление от описания пр.41, но не выходя за рамки темы обитаемости, отметим инте­ресную деталь. В период разработки проекта нашего ЭМ одна из специализированных лабораторий отечествен­ного ВПК занималась созданием "чудо-койки" для бое­вых кораблей, полностью компенсировавшей воздей­ствие качки на человеческую физиологию. Толчком для начала работ послужило обнаружение такой койки на некоторых немецких кораблях. Однако отсутствие "know-how", заключавшегося, в основном, в подборе жесткости работавших в хитрой конструкции койки раз­личных стальных пружин, не позволило воспроизвести эффективно действующий немецкий образец, и советс­кие моряки так и не получили "чудо-койку". Впрочем, такая роскошь более приличествует пассажирским лай­нерам, а не боевым кораблям.

Экипаж размещался в двух жилых комплексах: но­совом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 куб­риков). Каждая группа жилых помещений имела автоном­ное санитарное оборудование. Для обогрева помещений вместо привычных паровых грелок впервые было приме­нено калориферное отопление, что значительно улучши­ло регулировку температурного режима жилых отсеков в суровых климатических условиях.

В необычно просторные душевые, расположенные на 2-й палубе в районе ТА №1, а также во все умывальни­ки централизованно подавалась горячая вода. Увеличе­ние запаса мытьевой воды (по спецификации ее запас со­ставлял 25 т, на корабле же удалось увеличить до 30) при наличии двух опреснителей делало баню для команды в походе делом вполне обыденным, а не экстраординарным.

Рядом с душевой размещалась прачечная. По боевому рас­писанию командный душ с раздевалкой и прачечной слу­жил постом противохимической обработки.

С позиций морской практики обращало на себя вни­мание, казалось бы, очевидное, но весьма трудно дости­жимое рациональное расположение выходов из помеще­ний и боевых постов на открытую палубу — с кормовой стороны.

Офицеры нового корабля, впервые попадая на «Не­устрашимый» с другого ЭМ, поражались простором и "малонаселенностью" кают. На одного человека в каюте офицеров отводилось более 7 м2 площади — такое редко можно было встретить даже на КР. Резервные помеще­ния для флагмана, позволявшие с должным комфортом разместить на борту командира соединения, не стесняя "переселением" или "уплотнением" ни в чем не повинных офицеров, делали корабль весьма привлекательным для командования.

Просторная кают-компания офицеров, располагав­шаяся традиционно — в носовой надстройке, занимала практически весь ее объем на уровне верхней палубы.

Впервые на ЭМ появилась и невиданная ранее "рос­кошь" — столовая для команды. Служившим на флоте хорошо знакома "традиционная" система питания мат­росов на легких боевых кораблях: бачки, с которыми де­журные по кубрику ("бачковые") стремятся первыми по­пасть на камбуз, чтобы не стоять в очереди; требующая в свежую погоду немалого искусства транспортировка на­полненного сосуда в кубрик; складные столы и "банки" в матросских кубриках и т.д. Здесь же команда на корабле в море могла пообедать (посменно) ничуть не хуже, чем в столовой береговой базы.

Давая общую оценку обитаемости ЭМ пр.41, мож­но с определенностью сказать, что она была значительно лучше, чем на всех предыдущих кораблях этого класса.