Обитаемость
Предполагавшееся длительное использование ЭМ в отрыве от системы берегового базирования сделало необходимым пересмотр требований к обитаемости корабля, оказавшейся на "тридцатках-бис" явно неудовлетворительной. Большие объем корпуса и площади палуб позволили значительно улучшить условия проживания и службы команды.
Удельная площадь жилых помещений на одного члена команды составила 1,6 м2/чел. На ЭМ пр.30бис этот показатель имел величину 1,25 м2/чел. Для старшин-сверхсрочников, которым на корабле пр.41 отводились каюты (!), норма площади была принята 2,8 м2/чел. При штатной комплектации корабля л/с, уменьшенной с 333 в техническом проекте до 305 чел., каждому члену команды отводилось постоянное спальное место — на кораблях предвоенной постройки вследствие "переполнения" кубриков из-за увеличения численности команд это стало "роскошью". Размещение коек было сделано двухъярусным (В отличие от ЭМ пр.30бис, кубрики которых оборудовались стационарными (на кораблях СФ) и подвесными трехъярусными койками). Большинство коек и рундуков удалось расположить параллельно ДП, как это рекомендует флотская медицина для уменьшения влияния качки на человеческий организм.
Делая некоторое отступление от описания пр.41, но не выходя за рамки темы обитаемости, отметим интересную деталь. В период разработки проекта нашего ЭМ одна из специализированных лабораторий отечественного ВПК занималась созданием "чудо-койки" для боевых кораблей, полностью компенсировавшей воздействие качки на человеческую физиологию. Толчком для начала работ послужило обнаружение такой койки на некоторых немецких кораблях. Однако отсутствие "know-how", заключавшегося, в основном, в подборе жесткости работавших в хитрой конструкции койки различных стальных пружин, не позволило воспроизвести эффективно действующий немецкий образец, и советские моряки так и не получили "чудо-койку". Впрочем, такая роскошь более приличествует пассажирским лайнерам, а не боевым кораблям.
Экипаж размещался в двух жилых комплексах: носовом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 кубриков). Каждая группа жилых помещений имела автономное санитарное оборудование. Для обогрева помещений вместо привычных паровых грелок впервые было применено калориферное отопление, что значительно улучшило регулировку температурного режима жилых отсеков в суровых климатических условиях.
В необычно просторные душевые, расположенные на 2-й палубе в районе ТА №1, а также во все умывальники централизованно подавалась горячая вода. Увеличение запаса мытьевой воды (по спецификации ее запас составлял 25 т, на корабле же удалось увеличить до 30) при наличии двух опреснителей делало баню для команды в походе делом вполне обыденным, а не экстраординарным.
Рядом с душевой размещалась прачечная. По боевому расписанию командный душ с раздевалкой и прачечной служил постом противохимической обработки.
С позиций морской практики обращало на себя внимание, казалось бы, очевидное, но весьма трудно достижимое рациональное расположение выходов из помещений и боевых постов на открытую палубу — с кормовой стороны.
Офицеры нового корабля, впервые попадая на «Неустрашимый» с другого ЭМ, поражались простором и "малонаселенностью" кают. На одного человека в каюте офицеров отводилось более 7 м2 площади — такое редко можно было встретить даже на КР. Резервные помещения для флагмана, позволявшие с должным комфортом разместить на борту командира соединения, не стесняя "переселением" или "уплотнением" ни в чем не повинных офицеров, делали корабль весьма привлекательным для командования.
Просторная кают-компания офицеров, располагавшаяся традиционно — в носовой надстройке, занимала практически весь ее объем на уровне верхней палубы.
Впервые на ЭМ появилась и невиданная ранее "роскошь" — столовая для команды. Служившим на флоте хорошо знакома "традиционная" система питания матросов на легких боевых кораблях: бачки, с которыми дежурные по кубрику ("бачковые") стремятся первыми попасть на камбуз, чтобы не стоять в очереди; требующая в свежую погоду немалого искусства транспортировка наполненного сосуда в кубрик; складные столы и "банки" в матросских кубриках и т.д. Здесь же команда на корабле в море могла пообедать (посменно) ничуть не хуже, чем в столовой береговой базы.
Давая общую оценку обитаемости ЭМ пр.41, можно с определенностью сказать, что она была значительно лучше, чем на всех предыдущих кораблях этого класса.