Некоторые итоги

 

"ЭМ пр.41 является принципиально новым по срав­нению с последними отечественными кораблями этого класса пр.30бис". Эта цитата из заключительного прото­кола государственных испытаний в сжатой форме выра­жает значение «Неустрашимого» в истории советского военного кораблестроения.

Причудливое сплетение субъективных и объектив­ных факторов, оказывавших влияние на процесс проек­тирования и постройки оставшегося уникальным ЭМ, которому без достаточных на то оснований досталась репутация неудачного, заслуживает более серьезного ис­следования. Однако даже затронутые аспекты этой исто­рии позволяют дать объяснение парадоксальной судьбе «Неустрашимого».

Задуманный в качестве основы океанских эскортных сил могучего крейсерского флота, он практически не толь­ко не имел возможности занять свое место в ордере соеди­нения новых КР (так и не построенных), но и на несколько лет отстал в своем появлении на свет от планировавшегося срока их вступления в строй. Проектировавшийся с неви­данной ранее для отечественных кораблей своего класса дальностью плавания, он, за исключением 4-5 походов, провел всю свою службу на ограниченном Балтийском те­атре, где его радиус действия был явно избыточен. Имея высокие для советского надводного корабля стандарты обитаемости и приспособленность (в проекте) к жестким условиям базирования, «Неустрашимый» единственный раз побывал в длительном автономном плавании, а большую часть времени простоял в хорошо оборудованной базе. Дав жизнь добросовестно прослужившей на нескольких поко­лениях советских надводных кораблей различных классов МКУ, «Неустрашимый» много месяцев провел у стенки, ремонтируя свою энергетику.

Кажется заманчивым поискать причину парадок­сальности судьбы корабля в его оригинальной генеало­гии. Но тот факт, что в основу разработанного ЦКБ-53 пр.41 лег трансформированный довоенный пр.47 брони­рованного лидера, свидетельствует лишь об инерции мыш­ления в советском военном кораблестроении, продолжав­шем в конце 1940-х гг. исповедовать устаревшие взгляды. А время требовало появления новых концепций сообраз­но изменившемуся характеру угрозы на море.

Так, например, в США одновременно с «Неустра­шимым» проектировался и строился корабль, который д.б. стать родоначальником совершенно нового класса — оке­анского противолодочного корабля (по тогдашней аме­риканской классификации: Cruiser, hunter-killer shipCLK). Впрочем, "классический" ЭМ, хотя и вытеснявший­ся постепенно кораблями противолодочной специализа­ции, еще продолжал занимать немалое место в иностран­ных флотах.

Одним из весомых аргументов противников «Неус­трашимого» был тезис об избыточности его водоизмеще­ния для данного состава вооружения. Справедливость это­го утверждения подтверждалась наличием трехбашенного варианта пр.47, разработанного в одном и том же кор­пусе. Но в утвержденных ТТЭ пр.41 ограничились двумя АУ СМ-2-1, что и предопределило упомянутую избыточ­ность. Но в начале 1960-х гг., когда потребовалось оснас­тить отечественные ЭМ современным оружием, выявилась явная недостаточность модернизационных запасов кораб­лей пр.56, разрабатывавшегося как "уменьшенный 41-й". Очевидно, что «Неустрашимый» стал бы более подходя­щим объектом для такой модернизации.

Отдельного рассмотрения заслуживает роль пр.41 как образца для китайского военного кораблестроения — имен­но "сорок первый" послужил прототипом для ЭМ типа "Luda", составивших основу ВМС НОАК в 1960-е гг.

ЭМ пр.41 остался своеобразным памятником нео­существленной программе строительства послевоенного океанского флота и единственным представителем совет­ских суперэсминцев послевоенного поколения.

Будет несправедливо по отношению к ЭМ пр:56 — "рабочей лошадке" советского флота 1960-х — 1970-х гг. — чрезмерно хвалить «Неустрашимый» и критиковать его "уменьшенный, но усовершенствованный вариант". Хо­чется надеяться, что история появления этого корабля, изложенная в настоящей работе, объясняет его необыч­ность и парадоксальность.

С точки зрения прогресса кораблестроения, оружия и техники ВМФ, достигнутого во второй половине 1950-х гг., его появление, конечно же, следует считать запозда­лым. В проекте следующей 10-летней программы военно­го кораблестроения на 1956-1965 гг. осталось строитель­ство 46 ЭМ пр.56, еще 31 корабль планировалось постро­ить по откорректированному проекту — с автоматичес­кими 130-мм АУ СМ-62 и усиленным противолодочным вооружением. Все остальные корабли этого класса (пр.60 —  "тридцатка-бис", переоборудованная под носитель ПКР П-15, 31 ед.; пр.57 — ракетный ЭМ с комплексом КСЩ, 40 ед.) должны были вступать в строй уже как ка­чественно новые. Однако и "качественно новые" ракетные ЭМ пр.57бис оказались морально устаревшими уже к мо­менту вступления в строй головного корабля серии, а вот многие ЭМ пр.30бис исправно прослужили до середины 1980-х гг. Все оценивается в сравнении...