Строительство авианосцев в Японии
Первые попытки осуществить взлет самолета с корабля производились еще перед первой мировой войной, когда сами аэропланы только-только появились. Война дала дополнительный импульс новому средству ведения боевых действий на море, и многие страны, особенно Британия, приступили к постройке экспериментальных и действующих кораблей, способных нести на борту самолеты с колесным шасси. К концу войны именно Британия стала единственной страной, имевшей в составе флота авианосец. Переделанный из пассажирского лайнера "Argus" имел многие присущие современным авианосцам особенности - полетную палубу по всей длине и отсутствие надстроек на ней. Но захватившая лидерство Британия очень скоро столкнулась с честолюбивыми устремлениями своего союзника по другую сторону земного шара - Японии.
Хотя Япония по вполне понятным техническим причинам заметно отстала от ведущих держав на этапе становления морской авиации, ее агрессивно настроенным адмиралам новое наступательное морское оружие очень приглянулось. Сделав правильные выводы из опыта использования бортовых, палубных и береговых самолетов в первую мировую войну, японский флот в межвоенные годы достиг в морской авиации, пожалуй, наибольших успехов. В 1918 году Британия заложила первый авианосец специальной постройки "Hermes". Он был спроектирован как таковой от закладки киля, в отличие от всех предыдущих кораблей этого класса, перестроенных из боевых кораблей и даже торговых судов. Япония не замедлила последовать ее примеру, заложив 16 декабря 1919 года авианосец "Hosho". Его достроили спустя три года, на целых шесть месяцев ранее "Hermes". Таким образом, именно Япония стала первой морской державой, обладающей "истинным" авианосцем. "Hosho" установил стандарт для японских кораблей этого класса: полетная палуба с минимумом или полным отсутствием надстроек, расположенная высоко над корпусом на стойках и опорах, сильное вооружение и мощная авиагруппа при относительно небольшом водоизмещении. Первый же американский авианосец спецпостройки "Ranger" вошел в строй только в 1934 году. По сравнению с современными авианосцами и "Hosho" и "Hermes" были небольшими кораблями, размерами походящими на эскортные авианосцы периода второй мировой войны. Однако, они позволили накопить опыт как в строительстве, так и, позднее, в использовании кораблей этого класса.
Таблица 1
Название |
Укомплектован |
Водоизмещение, т* |
Размерения, м |
Мощность, л.с. =скорость, уз. |
Артвоооужение ** |
Число самолетов |
Экипаж, человек |
IJNS "Hosho" |
27.12.1922 |
7.470 |
168,2x18x6,3 |
30000 = 25 |
4-140, 2-76 |
26 |
550 |
HMS "Hermes" |
июль 1923 |
10.850 |
182,4x21,4x5,7 |
40000 = 25 |
6-140, 3-102 |
15 |
664 |
USS "Ranger" |
4.04.1934 |
14.500 |
234,5x24,4x6 |
33500 = 29,5 |
8-127 |
86 |
1788*** |
Примечания.
* - стандартное в "длинных" тоннах (по 1016 кг),
** - без учета зенитных автоматов,
*** - с авиаперсоналом.
Интересно отметить небольшое количество самолетов на британском корабле, а наилучшее отношение тоннаж/авиагруппа, которое в конце концов наиболее важно для авианосца, оказывается у американского "Ranger".
В 1922 году представители США, Британской империи, Франции, Италии и Японии встретились в Вашингтоне, чтобы обсудить проблемы сокращения морских вооружении. Эта конференция, закончившаяся подписанием Вашингтонского договора, стала попыткой великих морских держав остановить наращивание военно-морских сил, угрожавшее как экономике этих стран, так и миру на планете. Договор оказал большое влияние на развитие авианосцев в течение последующих десяти лет.
Конференция дала определение различным классам боевых кораблей, установила для каждого пределы стандартного водоизмещения и разрешенный тоннаж по основным классам для стран-участниц. Так, США и Великобритании разрешили построить авианосцев на 135000 Т, а Японии - всего на 81000 Т. Такую же пропорцию 5:5:3 сохранили и по остальным основным классам кораблей, что вызвало значительное недовольство японцев, и так уступавшим США по морским силам.
По Вашингтонскому договору стандартное водоизмещение авианосца не должно было превышать 27000 Т, а калибр его орудий не более 203 мм. Для более мелких орудий, включая 127-мм, никаких лимитов не установили. Корабли водоизмещением до 10000 Т исключались из данной категории, что позволяло строить небольшие носители гидросамолетов или авиатендеры без использования разрешенного тоннажа. Было еще одно дополнительное условие, разрешавшее странам-участницам настроить не более двух авианосцев водоизмещением до 33000 Т, но вооруженные которых не должно было превышать 8 203-мм орудий вместо десяти. Это имело целью использовать корпуса недостроенных линкоров и линейных крейсеров, находящихся на стапелях и предназначенных на слом по условиям Вашингтонского договора. США и Япония воспользовались этим условием, построив соответственно "Lexington", "Saratoga" и "Akagi", "Kaga". Британия же предпочла перестроить два уже находящихся в строю легких линейных крейсера "Courageous" и "Glorious".
Сначала японцы хотели использовать корпуса однотипных линейных крейсеров "Akagi" и "Amagi" с водоизмещением по проекту 40000 Т, десятью 406-мм орудиями и скоростью 30 узлов. (Их американские современники "Lexington" и "Saratoga" имели 43000 Т, 8 406-мм орудий и 33 узла). Но во время сильного землетрясения в районе Токио 1 сентября 1923 года корпус "Amagi" был так сильно поврежден, что его решили пустить на слом, а в качестве авианосца достроить линкор "Kaga". Однотипные "Kaga" и "Tosa" являлись развитием линкоров типа "Nagato" и должны были нести при водоизмещении 38500 Т десять 406-мм орудий. Корпус "Tosa" использовали для экспериментов с подводной зашитой, что дало ценные данные при проектировании последующих японских линкоров. После достройки водоизмещение "Akagi" и "Kaga" составило около 26900 Т, т.е. менее разрешенных 27000 Т, что позволило установить на них по десять 203-им орудий. Водоизмещение же американских "Lexington" и "Saratoga" получилось 33000 Т, из-за чего их вооружение ограничили восемью такими орудиями. Трудно сказать, насколько верными были эти официальные данные по водоизмещению, но обе стороны стремились показать выполнение условий Вашингтонского договора. Десять 203-мм орудий на японских авианосцах стояли по 5 на борт: в двух носовых спаренных башнях и в шести кормовых казематах. Башни обеспечивали носовой залп из 4 орудий, но применение для таких тяжелых пушек казематных установок уже ничем не оправдывалось. В 1935 году Кага прошел модернизацию со снятием башен и с установкой еще четырех орудий в казематах. С "Akagi" башни также сняли в ходе ремонта 1938 года, но новых орудий не установили. 203-мм калибр мог быть эффективен только по надводным целям, и за всю историю случаев его использования на авианосцах не зафиксировали.
Оба японских авианосца достроили с тремя полетными палубами: главная служила для взлета и посадки самолетов, а две коротких в носовой части (по образцу английских "Courageous" и "Glorious") - для короткого старта. С повышением скорости и веса самолетов такое устройство палуб оказалось непрактичным, поэтому в ходе модернизации оставили одну палубу по всей длине корпуса. Число самолетов во время постройки возросло с 60 до 90 на "Kaga" и с 61 до 91 на "Akagi". "Kaga" выделялся длинными дымоходами, проходившими под полетной палубой вдоль правого и левого борта от середины конуса до самой кормы. После модернизации их заменила изогнутая за борт и вниз труба по правому борту. "Akagi" тоже сначала имел другую форму дымоходов. Он нес огромную загнутую за борт и вниз трубу, сразу за которой стояла небольшая вертикальная, снятая при модернизации. После перехода на одну полетную палубу на кораблях установили небольшие островные надстройки: с правого борта на "Kaga" и с левого на "Akagi". Так же с левого борта нес надстройку авианосец "Hiryu", заложенный незадолго до начала модернизации "Akagi".
Таблица 2
Название |
Укомплектован |
Водоизмещение, т |
Размерения, м |
Мощность, л. с. =скорость, уз. |
Артвооружение |
Число самолетов |
Экипаж, человек |
IJNS "Akagi" |
март 1927 |
36.500 (26.900) |
261,1x31,4x8,7 (261,1x29,1x8,1) |
133000 = 31,2 (131200 = 32,5) |
6(10)-203, 12(12)-! 20, 28(-)-25 |
91 (61) |
2000 |
IJNS "Kaga" |
март 1928 |
38.200 (26.900) |
248,1x32,6x9,5 (248,1x29,3x8,0) |
127400 = 28,3 (91000 = 27,5) |
10(10)-203, 16-127(12-120),22(-)-25 |
90 (60) |
2019 |
USS "Saratoga" |
нояб.1927 |
33.000 |
270,7x31,9x7,4 |
180000 = 34 |
8-203, 12-127 |
90 |
3300 |
Примечание: в скобках указаны данные до модернизации,
Следующий японский авианосец "Ryujo" заложили в 1929 году. Водоизмещение в пределах 10000 т (хотя реально 10600 т) позволяло не учитывать его при подсчете общего разрешенного тоннажа. Для своего размера он нес неплохое вооружение из 48 самолетов и 8 127-мм зениток и мог развивать 29 узлов. Отношение тоннаж/ авиагруппа у него было такое же как у американского 20000-тонного "Enterprise", и опыт его строительства японцы использовали при проектировании следующих авианосцев типа "Soryu".
Статьи Вашингтонского договора расширили и дополнили в Лондонском договоре 1930 года, а на вторую Лондонскую конференцию 1936 года Япония своих представителей уже не прислала. Поскольку срок действия Лондонского договора 1930 года истек, японцы объявили себя свободными от всяких ограничений при постройке авианосцев и кораблей других классов. Если "Soryu" они еще строили в соответствии с договорами (разрешенные 81000 Т минус 26900-тонный "Akagi" и 38200-тонный модернизированный "Kaga" оставляли всего 15900 Т), то на "Hiryu" увеличили водоизмещение, чтобы внести дополнительные модификации и улучшить остойчивость. Оба корабля оказались очень удачными и послужили основой проекта следующих японских авианосцев типов "Shokaku" и "Hiyo".
Таблица 3
Название |
Укомплектован |
Водоизмещение, т |
Размерения, м |
Мощность, л.с. =скорость, уз. |
Артвооружение |
Число самолетов |
Экипаж, человек |
IJNS "Soryu" |
дек. 1937 |
15.900 |
227,7x21, 4х 7,6 |
153000 = 34,3 |
12-127,37-25 |
73 |
1101 |
IJNS "Hiryu" |
июль 1939 |
17.300 |
227,5х2-2,3х 7,7 |
152000 = 34,5 |
12-127,28-25 |
73 |
1101 |
USS "Enterprise" |
май 1938 |
19.900 |
246,7х25,4х 6,6 |
120000 = 34,0 |
8-127 (позже + 40-40) |
80-100 |
2200 |
Не забыли японцы и гидроавиацию. Они строили быстроходные многоцелевые корабли-базы, способные нести среди прочих вариантов вооружения и до 24 гидросамолетов (ГСМ). Эти корабли, равно как базы подлодок, танкеры и торговые суда, можно было относительно быстро переделать в авианосцы. И первые две такие переделки японцы осуществили перед самой войной, реконструировав базы подлодок "Tsurugizaki" и "Takasaki" (последняя даже не была достроена) в АВ "Shoho" и "Zuiho" (по 11262 т, 30 самолетов).
Но по замыслу японских стратегов, как никто лучше оценивших ударную мощь самолетов на море, основу авианосных сил Страны Восходящего Солнца должна была составить большая серия крупных, быстроходных и мощно вооруженных кораблей, строительство которых долго сдерживали известные военно-морские соглашения. Фактически облик будущего мощного авианосца у японцев уже вырисовался, когда они строили "Soryu" и "Hiryu". Накопив большой опыт в проектировании, постройке и боевом использовании (интенсивные маневры, войны с Китаем) кораблей этого класса, японские кораблестроители быстро создали свой самый удачный, по общему мнению специалистов, проект серийного авианосца. На предыдущих единичных образцах они, как на экспериментальных стендах, исследовал» вопросы общей компоновки, распределения весов, остойчивости, продольной прочности, противоторпедной зашиты, испытывали размеры, форму и место расположения островной надстройки на полетной палубе, различные способы отвода дыма и газов, оптимальную численность авиагруппы. Решались и многие другие, важные для ударного авианосца, проблемы. И хотя из-за таких смелых экспериментов некоторые японские корабли заведомо приобретали серьезные недостатки, "Shokaku" и "Zuikaku" получились настолько удачными, что их приравнивали к американским А6 типа "Essex", заложенным на четыре года позже. Правда, построить по этому проекту японцы успели только два корабля, а затем им пришлось учитывать достававшийся дорогой ценой боевой опыт.
Таблица 4
Название |
Спущен |
Водоизмещение, т |
Размерения, м |
Мощность, л.с. =скорость, уз. |
Артвооружение |
Число самолетов |
Экипаж, человек |
IJNS "Shokaku" |
1.06.1939 |
25.675 |
257,5x26x8,9 |
160000 = 34 |
16-127,36-25 |
72+12 |
1660 |
USS "Essex" |
27.06.1942 |
27.100 |
266x28,4x8,7 |
150000 = 33 |
12-127,68-40 |
100-110 |
3500 |
В целом проект представлял собой развитие "Soryu", и по внешнему виду "журавли" почти не отличались от прототипа, но значительно превосходили его размерами. Дополнительные 10000 т водоизмещения пошли на введение броневой защиты, повышение борта на целую палубу, упрочнение корпуса и полетной палубы, более мощные механизмы и развитую противоторпедную защиту (ПТЗ), усиление самолетного и зенитного вооружения.
Головной корабль, получивший название "Shokaku" (кстати, так назывался однотипный "Hosho" авианосец, постройку которого в 1922 году отменили), заложили на верфи ВМФ в г. Йокосука в 1937 году, а 1 июня 1939 года спустили на воду. "Zuikaku" строился па верфи фирмы Кавасаки в г. Кобе: заложен в 1938 году, спущен 27 ноября 1939 года.
С постройкой "Shokaku" и "Zuikaku" авианосные силы Императорского японского флота становились сильнейшими в мире. И дело здесь было не только в самом большом числе АВ (10) и количестве самолетов на них, но и в прекрасной подготовке личного состава - на 1941 год японские летчики авианосной и береговой морской авиации считались самыми лучшими. Японцы имели и прекрасно отработанную тактику использования этого грозного оружия. Они первыми пришли к выводу о целесообразности нанесения удара по цели сразу большим числом самолетов, поэтому их авианосцы, в отличие от флотов Англии и США, действовали дивизиями по два корабля. Для самых же ответственных операций все шесть больших авианосцев сводились в 1-й Воздушный Флот с мощным охранением из линкоров, крейсеров и эсминцев. Взаимодействие всех кораблей было хорошо налажено.