Вооружение

 

По проекту эти авианосцы должны были нести 12 истребителей типа 96 (А5М или, как их называли союзники, "Клод"), 24 бомбар­дировщика типа 96 (D1A "Сьюзи"), 24 бомбардировщика-торпедоносца типа 97 (B5N "Кейт"), которые могли использоваться и как горизонтальные бомбардировщики, и 12 разведчиков типа 97 (C3N), а также 24 резервных самолета всех типов. Но ко времени готовности кораблей самолеты А5М и D1A сняли с вооружения и заменили на истребители типа О (А6М "Зеро") и пикиров­щики типа 99 (D3A "Вэл"), а разведчики C3N, в серию не пошли и на вооружение флота не поступили. Поэтому авиагруппа "Shokaku" и "Zuikaku" стала состоять из 84 машин (72 операционных и 12 резервных), а функции разведки, японцы возложил», в основном, на ГСМ кораблей охранения. Истребители "Зеро" были наилучшими палубными истребителями того времени, а пикирующие бомбардировщики "Вэлы", в чем-то похожие на немецкие Ю-87, хотя и выглядели допотопно из-за своего неубираю­щегося шасси, являлись очень грозным оружием в умелых руках. Но, пожалуй, главным преимуществом японских палубных самолетов над американскими заключалось в намного большей дальности действия. Хотя это и достигалось за счет практически полного отсутствия защиты. В ходе войны появились новые модификации "Зеке" - "Зеро", пикировщики D4Y "Джуди" и торпедоносцы B6N "Джилл". Изменение состава авиагрупп на "журавлях" представлено в таблице 5.

 

Таблица 5

Авианосец

Дата

Истребителей

Пикирующих

бомбардировщиков

Торпедоносцев-бомбардировщиков

Разведчиков

Всего

Оба АВ

12.1941

18A6M2

27D3A

27B5N

-

72

"Shokaku"

05.1942

21 A6M2

20 D3A1

21 B5N2

-

62

"Zuikaku"

05.1942

21 A6M2

21 D3AI

21 B5N2

-

63

"Shokaku"

08.1942

26 A6M2

14D3A1

18B5N2

1 D4Ylc

59

"Zuikaku"

08.1942

27A6M2

27 D3A1

I8B5N2

-

72

"Shokaku"

10.1942

18A6M2

20 D3A2

23B5N2

-

61

"Zuikaku"

10.1942

27 A6M2&3

27 D3A2

I8B5N2

-

72

Оба АВ

1943 - 44

27 A6M5a

27 D4Y1

18B6N

3D4YIC

75

"Zuikaku"

10.1944

44 A6M5a&6

7D4Y1

14B6N

-

65*

Примечание: * из них 16 истребителей-бомбардировщиков

 

К концу 1930-х годов в военно-морских кругах уже четко осознали, что основной задачей артиллерийского вооружения авианосцев является отражение атак самолетов противника. Все строящиеся корабли этого класса, в отличие от предыдущих, вооруженных орудиями крейсерского калибра, стали получать только универсальные пушки и зенитные автоматы. "Shokaku" и "Zuikaku" несли по восемь спаренных установок универсальных 127-мм орудий типа 89 с длиной ствола в 40 калибров (начальная скорость снаряда 725 м/с, вес снаряда 21,8 кг, дальность стрельбы по горизонтали 14,8 км, по вертикали 9,4км, скорострельность 8-14 выстрелов в мин.) и по 12 строенных установок 25-мм автоматов с длиной ствола 60 калибров образца 1941 года (900 м/с, 0,25 кг, 6,8 и 5 км, 220 выстр./мин.) - всего 16 127-мм и 36 25-мм.

Установки 127-мм орудий стояли поровну в четырех батареях в носу и корме на вынесенных за борт платформах под полетной палубой, причем шесть установок были открытыми, а две, расположенные в кормовой части с правого борта, т.е. за дымоходами, имели полностью закрытые щиты, значительно ослаблявшие влияние на их прислугу дыма и газов. Установки имели силовой привод и управлялись от четырех директоров типа 94 (один наверху надстройки, два - на срезе полетной палубы с правого борта рядом с надстройкой и один -напротив с левого борта), что придавало зенитной артиллерии дальнего боя исключительную гибкость, позволяя управлять огнем сразу по четырем целям. Современные и даже более поздние американские АВ, такие как тип "Essex" (1943 год), имели всего по два аналогичных директора, и только английские типа "Illustrious" (1940 год) сразу получали по четыре.

Строенные 25-мм зенитные автоматы располагались также на платформах чуть ниже полетной палубы в батареях по 2-4 установки и управлялись от шести директоров типа 95. Стоящие за закрытыми 127-мм установками 2 установки зенитных автоматов правого борта имели полностью закрытые щиты, но остальные были открытыми. Число 25-мм автоматов в ходе войны непрерывно росло: после боя в Коралловом море на "Shokaku" и "Zuikaku" добавили по 4x3 установки: по две в носу и корме на платформах верхней палубы, с одним дополнительным директором типа 95 на каждую пару (июнь 1942 года); с июля 1943 года оба "журавля" несли уже по 70 25-мм стволов (18x3 и 16x1) - еще по 1x3 установки добавили в оконечностях под установленными в июле 1942 года, а 16 одноствольных образца 1943 года расположили на платформах между носовыми 127-мм орудиями (по 6 на борт) и за надстройкой (по 2 на борт); после июня 1944 года уцелевший "Zuikaku" получил еще 20 одноствольных 25-мм автоматов (по 5 съемных на полетной палубе перед носовым и средним элеваторами, по 3 с каждого борта в носовой части верхней палубы, остальные в платформах под полетной палубой) и два 3-ствольных на полетной палубе перед и за надстройкой. Тогда же для ближней ПВО "Zuikaku" получил и восемь 28-ствольных 120-мм ракетных установок на модифициро­ванных станках строенных 25-мм автоматов. Эти установки, расположенные на платформах перед носовыми 127-мм орудиями, имели практически нулевую точность попадания, но оказывали определенный моральный эффект на пилотов американских пикировщиков, заходивших в атаку, как правило, с носа.

Главным недостатком систем управления зенитным огнем этих, как впрочем и всех других японских, кораблей было отсутствие радара, имеющегося у союзников. В ходе войны все крупные японские корабли стали получать радары, но даже в 1944 году они качественно уступали английским и американским образцам 3-4-летнеЙ давности. Основным средством дальнего обнаружения воздушных и надводных целей в японской флоте стал радар типа 21. "Zuikaku" нес старую модель с большой антенной "матрасного" типа, установленной вместо директора типа 94 на надстройке, а "Shokaku" имел более современный образец с антенной меньшего размера, уместившейся на крыше этого директора, который был оставлен. Оба корабля имели еще поисковый радар ПВО типа 13 с антенной "лестничного" типа, установленной вертикально на мачте перед стеньгой. Эти радары могли обнаружить одиночный самолет с дистанции 32 мили, а крупный корабль с дистанции 12,5 миль. Использовать их для управления зенитным огнем, как это с успехом делали американцы, было невозможно.

Остальное электронное оборудование кораблей состояло из сонара, пассивные гидрофоны которого располагались в подводной части корпуса в носу, радиомаяков для своих самолетов и пеленгаторов для перехвата радиоперегово­ров противника. Причем сонар мог обнаружить подводную лодку только в том случае, когда его корабль-носитель стоял или двигался с очень малой скоростью.

Экипаж по штату состоял из 1660 человек, но в ходе войны его численность из-за усиления зенитного вооружения и установки радаров постоянно росла. Оба корабля часто использовались как флагманы эскадры или флота, что также вызывало увеличение числа человек на борту. Например, в августе 1942 года экипаж "Shokaku" насчитывал 1850 человек и среди них 121 офицер (авиагруппа 146, палубные и ангарные команды 627, собственно экипаж 1077 человек), а "Zuikaku" имел на борту 107 офицеров и 1461 унтер-офицера и рядового (соответственно И 6, 499 и 953 человек).