Боевая деятельность

 

"Shokaku" вошел в строй императорского флота 8 августа 1941 года в Йокосуке, став вскоре флагманом 1-й дивизии авианосцев (ДАВ) 1-го Воздушного флота. В середине сентября на него перенес свой флаг командующий 5-й ДАВ, в которую также вошел укомплектованный 25 сентября в Кобе "Zuikaku". Ввод в строй этих АВ являлся одним из важнейших условий выполнения операции против Перл-Харбора, с которой японцы, в духе своих традиций» хотели внезапно начать войну на Тихом океане. Поэтому на кораблях сразу же началась интенсивная подготовка экипажей самолетов. План операции окончательно утвердили 3 ноября 1941 года. 14 ноября командующий 5-й ДАВ контр-адмирал Т.Хара перенес флаг на "Zuikaku", а уже 19-го оба "журавля" последними из сил, задействованных в операции, покинули Внутреннее море и 22-го прибыли в передовую базу Хитокаппу на Курильских островах - место сосредоточения ударного соединения вице-адмирала Т.Нагумо. В операции участвовали все шесть больших авианосцев (378 самолетов), 2 линкора, 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 9 эсминцев и несколько танкеров для дозаправки в море.

Соединение, выйдя в море 26 ноября, на рассвете 7 декабря скрытно подошло к базе Перл-Харбор на атолле Оаху (Гавайские острова), где находились основные силы Тихоокеанского флота США: 8 линкоров, 2 тяжелых и 6 легких крейсеров, 29 эсминцев, 5 подлодок и множество вспомогательных кораблей.

Первый удар нанесли 51 пикировщик (25 с "Zuikaku" и 26 с "Shokaku", несшие по 250-кг бомбе) и 89 бомбардировщиков-торпедоносцев (40 с торпедами, 49 с бронебойными бомбами, переделанными из 356-мм снарядов), прикрываемые 43 истребителями (из них 5 с "Zuikaku" и 6 с "Shokaku"). Во второй волне вылетели 54 бомбардировщика-торпедоносца (по 27 с "Zuikaku" и "Shokaku", вооруженные одной 250-кг и шестью 60-кг бомбами каждый), 80 пикирующих бомбардировщиков и 35 истребителей. 54 истребителя (по 9 с каждого АВ) остались на кораблях для отражения возможных атак американской авианосной и береговой авиации. Поскольку экипажи самолетов с "Shokaku" и "Zuikaku", хотя и имели боевой опыт войны с Китаем, не прошли полного курса боевой подготовки для действий в условиях мелководной гавани, цели для них были назначены вспомогательные - береговые аэродромы, склады .и т.п., на которые они сбросили в сумме около 20 т бомб, потеряв только 1 "вэл" из состава первой волны.

В результате этих атак погибли линкоры "Arizona", "Oklahoma", "West Virginia", "Nevada" и "California" (правда, последние три корабля американцам удалось впоследствии ввести в строй), а также несколько более мелких и вспомогательных кораблей. Кроме того, японцы уничтожили на земле около 170 самолетов, повредили множество других кораблей, в том числе еще три линкора, нанесли огромный ущерб береговым объектам базы. Цена за такой успех была мизерной - всего 9 "зеро", 15 "вэлов" и 5 "кейтов". Сами корабли японского соединения, так и не обнаруженные американцами, никаких потерь не понесли и 23 декабря благополучно вернулись в Куре.

С 30 декабря по 3 января "Zuikaku" находился в сухом доке для планового осмотра подводной части, 5-го он перешел в Хиросиму, откуда 9-го вслед за ушедшим на два дня раньше "Shokaku" отправился на базу Трук (Каролинские о-ва), где для дальнейшего проведения наступательных операций сосредотачивались главные силы японского флота. 14-29 января авианосное соединение Нагумо (кроме "Soryu" и "Hiryu", еще на отходе от Пирл-Харбора отделенных для захвата атолла Уэйк) предприняло рейд к восточному побережью Новой Гвинеи и Соломоновым о-вам, в ходе которого его самолеты нанесли удары по базам в Рабауле и Лае, прикрыв затем высадку десанта в Рабаул. После возвращения в Трук "Shokaku" ушел на плановый ремонт в Японию, где с 27 февраля по 5 марта находился в сухом доке Йокосуки.

1 февраля американские авианосцы нанесли удар по Маршалловым островам, что заставило японцев отменить готовящиеся операции соединения Нагумо и послать его на поиски авианосцев противника. Поскольку Маршалловы острова находились довольно близко от Японии, командование Соединенным Флотом приказало "Zuikaku" вернуться в метрополию для отражения возможных атак. 13 февраля он прибыл в Йокосуку, и до середины марта оба наиболее мощных японских авианосца несли патрульную службу в районе Йокосука-Микава-Куре. В это время остальные корабли Нагумо провели атаку на порт Дарвин и прикрывали вторжение японских войск на о.Ява. Кроме битвы у атолла Мидуэй это были единственные крупные операции японских авианосцев, в которых "Zuikaku" и "Shokaku" не приняли участия.

24 марта "журавли" прибыли в бухту Стерлинг, где присоединились к соединению вице-адмирала Нагумо, готовящемуся к рейду в Индийский океан. В ходе этой операции, которая планировалась как "индийский вариант" Перл-Харбора, японцы собирались нанести внезапный и сокрушительный удар по британскому Восточному флоту адмирала Сомервилла. Вышедшие 26 марта из бухты Стерлинг 5 японских АВ ("Kaga" ушел на ремонт в Японию), 4 линкора, 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 11 эсминцев и 6 танкеров 1 апреля вошли в Индийский океан. Им противостояли силы, на бумаге выглядевшие довольно внушительно: 3 авианосца, 5 линкоров, 2 тяжелых и 2 легких крейсера, 14 эсминцев. Но британские корабли, к тому же разбросанные между несколькими базами, по большей части являлись ветеранами первой мировой войны, а два современных АВ имели всего 78 самолетов против свыше 300 японских, превосходящих их почти по всем показателям. Единственное преимущество англичан заключалось в наличии радара на кораблях и некоторых самолетах-торпедоносцах типа "альбакор", а также в хорошей подготовке летчиков для ночных операций.

Адмирал Сомервилл, хорошо понимая недостатки своих сил, выбрал соответствующую тактику: по данным разведки, что соединение Нагумо нанесет удар по порту Коломбо (о.Цейлон) 1 апреля, он вывел флот из своей секретной базы на атолле Адду (Мальдивские о-ва, в 480 милях на WSW от Коломбо) с таким расчетом, чтобы к ночи сблизиться с противником на дистанцию действия своих устаревших самолетов. Однако японцы в расчетное время обнаружены не были, и вечером 2 апреля английские корабли вернулись на базу для заправки топливом. Скорее всего, это только спасло Сомервилла, поскольку при подавляющем преимуществе японской авианосной авиации участь его флота, даже при поддержке береговых эскадрилий, была бы плачевной. Последующие события это с очевидностью продемонстрировали.

На рассвете 5 апреля с палуб японских АВ для атаки Коломбо поднялись 36 "зеро", 36 "вэлов" и 53 "кейта" (вооруженные бомбами). Первой их жертвой стали 6 торпедоносцев "Суордфиш", которые совершали перелет на передовую базу для действий по японским кораблям. Около 8-00 японские бомбы обрушились на корабли и береговые объекты в Коломбо. Из находившихся в гавани 5 боевых, 8 вспомогательных кораблей и 21 транспорта удалось потопить эсминец "Tenedos" и вспомогательное судно "Hector", еще три судна получили повреждения. Столь незавидный результат объяснялся готовностью англичан к налету, а также желанием японцев в первую очередь вывести из строя судоремонтные заводы и грузовые причалы. Поднятым на перехват 33 "Харрикейнам" и "Фульмара" ценой гибели 16 своих машин удалось сбить всего 6 "вэлов" и 1 "зеро".

Но впереди англичан ждало куда более худшее. К югу от Цейлона ГСМ одного из японских тяжелых крейсеров обнаружил ускользнувшие перед атакой из гавани Коломбо тяжелые крейсера "Dorsetshire" и "Cornwall", которые 28-узловым ходом спешили на соединение с главными силами Сомервилла. Вылетевшие для их атаки 52 "вэла" с "Akagi", "Soryu" и "Hiryu", добившись 49 попаданий, пустили оба корабля ко дну в течение 17 минут. В этой атаке погиб всего 1 самолет.

В это время Сомервилл был совсем близко, и радары его кораблей даже зафиксировали на своих экранах перестраивавшиеся для возвращения на АВ японские пикировщики. Но само японское соединение находилось гораздо восточнее, отходя еще дальше для заправки топливом перед новым налетом. Лишь к концу дня нескольким "Альбакорам" с АВ "Indomitable" удалось приблизится к кораблям Нагумо, но истребители патруля два из них сбили, а один повредили. Так и не войдя в контакт с противником, Сомервилл 8 апреля увел свои корабли в базу.

Тем временем идущее на север соединение Нагумо в 460 милях к SE от Цейлона обнаружила патрульная "каталина" (летающая лод­ка). Хотя и этот самолет был сбит, он успел донести командованию о против­нике. Поэтому, когда 91 "кейт" и 38 "зеро" появились над гаванью порта Тринкомали, целей, достойных такого налета, не было. Зато в воздухе барражировали              22 английских истребителя, заблаговременно поднятых на перехват. Уступая качественно и количест­венно, они смогли сбить 1 "кейт", I "зеро" и повредить еще 11 "кейтов" (один упал в море на обратном пути), а сами потеряли 8 "харрикейнов" и 1 "фульмар". Еще пару "зеро" сбили зенитки. Результаты атаки оказа­лись скромными: потоплен сухогруз и плавучий док, уничтожено на земле 13 самолетов, несколько повреждены береговые объекты базы.

Когда с палуб японских АВ готовилась к старту вторая волна самолетов, от ГСМ с линкора "Haruna" Нагумо получил сообщение, что в 65 милях к югу от Тринкомали обнаружен авианосец англичан в сопровождении нескольких кораблей. Это были вышедшие из порта по предупреждению о готовящемся японском налете авианосец "Hermes", эскортный эсминец "Vampire", танкер "British Sergant", вспомогательное судно "Athelstone" и корвет "Hollyhock". Все 85 "вэлов" и 9 "зеро" второй волны бросили на новую цель, а возвращавшиеся от Тринкомали "кейты" стали быстро перевооружать торпедами. Но последние не понадобились - снова добившись фантастического процента попаданий 250-кг бомбами, "вэлы" перетопили все корабли за четверть часа без потерь со своей стороны. Четырнадцать "вэлов" с "Zuikaku" и 18 с "Shokaku" поддержали марку 1-го Воздушного Флота, положив на палубу английского авианосца по 13 бомб. А общего числа попавших в "Hermes" 37 японских "подарков" с лихвой хватило бы и на остальные авианосцы Сомервилла, несмотря на их бронированные палубы. Радость легкой победы несколько испортили восемь английских истребителей, неожиданно налетевших на возвращавшиеся с триумфом "вэлы". Они успели сбить четыре бомбардировщика, пока очнувшиеся "зеро" не ответили двумя точными очередями, заставив остальных быстро ретироваться.

Возвращаясь на авианосцы, японские летчики обнаружили над соединением 9 бомбардировщиков "Бленхейм" - первые самолеты союзников, увидевшие корабли Нагумо с начала войны. Атака англичанам не удалась, только четыре машины смогли вернуться на базу. Японцы же при этом потеряли два "зеро" - последние из 19 погибших в ходе всего рейда самолетов.

На пути в Японию, "Shokaku" и "Zuikaku", получивших уже достаточный боевой опыт, выделили для проведения самостоятельной операции по захвату порта Морсби (о.Новая Гвинея), после чего вместе с остальными авианосцами Нагумо они должны были принять участие в операции против атолла Мидуэй. Оба "журавля" прибыли на базу Трук 25 апреля, откуда 1 мая вышли в составе ударного соединения вице-адмирала Т. Такаги. Кроме них в операции участвовали легкий АВ "Shoho", 6 тяжелых и 2 легких крейсера, 14 эсминцев и другие корабли. Соединение Такаги должно было осуществлять дальнее прикрытие сил вторжения, а АВ "Shoho" с четырьмя тяжелыми крейсерами - ближнее. Одновременно "Shoho" служил как бы "приманкой", отвлекающей от 5-й ДАВ возможные удары американской авиации. Такая тактическая           организация, применяемая японцами еще много раз, в данном случае впервые сыграла свою роль.

Американское командование вовремя узнало о намерениях японцев, и поспало в Коралловое море большие авианосцы "Yorktown" и "Lexington" в охранении 7 тяжелых крейсеров, 1 легкого и 13 эсминцев.

Операция началась захватом японцами Тулаги 3 мая. На следующий день самолеты с "Yorktown" нанесли по месту высадки удар, потопив эсминец и несколько мелких судов. Узнав о присутствии американских авианосцев, вице-адмирал Такаги попытался организовать их поиск с помощью ГСМ своих тяжелых крейсеров. Но последние впервые действовали в составе авианосного соединения, и поиск противника оказался им "не по зубам". Пришлось послать в разведывательный полет "кейты" с "Shokaku" и "Zuikaku". До этого торпедоносцы 5-й ДАВ вели поиск противника в открытом море всего один раз, да и то вместе с более опытными экипажами 1-й и 2-й ДАВ. Первый их самостоятельный полет 7 мая закончился полным провалом обнаруженные в 8-30 танкер "Neosho" и эсминец "Sims" они приняли за большой авианосец и крейсер. Командующий японскими АВ контр-адмирал Хара послал для атаки этой "важной" цели 24 "кейта", 36 "вэлов" и 18 "зеро". Американским кораблям удалось уклониться от всех бомб, сброшенных "кейтами" с горизонтального полета, но появившиеся в полдень японские пикировщики поразили "Sims" тремя 250-кг бомбами, быстро отправив его на дно, и попали семью бомбами в танкер, который также получил повреждения от упавшего на него "вэла" и восьми близких разрывов ("Neosho" затонул только 11 мая).

В это время американские самолеты довольно быстро расправились с принесенным в жертву "Shoho", но главные силы противника и им обнаружить не удалось. После полудня разведывательные полеты обеих сторон ясности в обстановку не внесли. Тем не менее в 16-20 с "Shokaku" и "Zuikaku" поднялись 15 "кейтов" и 12 "вэлов" в надежде все-таки найти и атаковать американские авианосцы. Поиск успехом не увенчался. На обратном пути 10 самолетов были сбиты американскими истребителями (те потеряли 2), а 13, так и не обнаружив свои АВ, совершили посадку на воду или погибли под огнем зениток при попытке сесть на "Yorktown".

Утром 8 мая противники обнаружили друг друга и почти одновременно подняли свои самолеты в атаку. Группа из 33 "вэлов", 18 "кейтов" и 18 "зеро" около 11 часов вышла в атаку на американское соединение. Пораженный двумя торпедами и 2 бомбами (плюс несколько опасных близких разрывов) "Lexington" получил тяжелые повреждения и к концу дня был затоплен американцами. В "Yorktown" попала 250-кг бомба, но нанесенные ею повреждения на боеспособности корабля не сказались.

Буквально на несколько минут раньше под удар 28 пикировщиков и 20 торпедоносцев попал "Shokaku" (находив­шийся всего в нескольких кабельтовых "Zuikaku" оказался скрытым от противника дождевым шквалом). В авианосец попало 2 или 3 бомбы: одна, пробив полетную палубу в носу, взорвалась в отделении якорных машин и вызвала сильные пожары авиабензина; другая попала в корму с правого борта (ПБ) и разрушила мастерские по ремонту самолетов. 108 человек из экипажа "Shokaku" погибли, 40 были ранены. На корабле начались сильные пожары, и он лишился возможности выпускать самолеты, а вскоре - и возможности их принимать. Некоторые из немногих вернувшихся из атаки его самолетов сели на "Zuikaku", а два приземлились на береговом аэродроме.

"Парящего журавля" с огромным трудом довели до Японии. На переходе он попал в шторм, принял много воды и чуть было не опрокинулся. 17 мая "Shokaku" прибыл в Куре и в течение трех месяцев проходил ремонт повреждений (16-27 июня в доке). "Zuikaku" после захода в Трук прибыл в Куре на 4 дня позже, но принять участия в операции по захвату атолла Мидуэй он не смог - после боев 7-8 мая на 5-й дивизии осталось всего 39 операционнопригодных самолетов (86 погибло с большинством экипажей).

Японцы после боя в Коралловом море считали, что утопили два больших американских авианосца. Кроме того, что это не позволило их командованию правильно оценить силы противника перед операцией по захвату атолла Мидуэй, эта информация создала у экипажей 1-й и 2-й дивизий прямо таки шапкозакидательское настроение. Если уж самолетам с "Shokaku" и "Zuikaku", которые все еще считались "второстепенной силой", удалось уничтожить два авианосца противника, то ветеранам с "Kaga", "Akagi" и "Soryu" и "Hiryu" просто ничего не стоит перетопить весь оставшийся американский флот. Жизнь показала обратное - все эти японские авианосцы погибли 4-5 июня в бою у атолла Мидуэй, сумев пустить ко дну только один американский ("Yorktown").

14 июня "Zuikaku" включили в состав 2-го Ударного Соединения для участия в операции по захвату Алеутских о-вов. 23-го он прибыл в Омннато (северная оконечность о.Хонсю), где присоединился к 4-й ДАВ ("Junyo", "Zuiho", "Ryuho"). 30 июня все четыре авианосца с кораблями сопровождения вышли в море для прикрытия конвоя на о.Кыска. После высадки десанта авианосцы 3-6 июля крейсировали к югу от Кыски, чтобы предотвратить возможные удары американцев по десанту. 14 июля "Zuikaku" вернулся в Куре. Вместе с заканчивающим ремонт "Shokaku" и легким АВ "Zuiho" они образовали новую 1-ю ДАВ переформированного после поражения у Мидуэя ударного соединения вице-адмирала Нагумо. До 16 августа оба "журавля" оставались в районе Куре-Хасирадзима ("Zuikaku" 30.07-12.08 проходил плановое докование). Их авиагруппы пополнились уцелевшими экипажами погибших у Мидуэя авианосцев.

7 августа началась высадка американских войск на о.Гуадалканал, и в районе Соломоновых островов начались ожесточенные морские сражения. 16 августа 1-я ДАВ вышла из Куре и 21-го прибыла в Трук, где сосредотачивались мощные силы японского флота. В операции по доставке на Гуадалканал 1500 человек подкреплений кроме "журавлей" участвовали легкий АВ "Ryujo", авиабаза ГСМ "Chitose", 3 линкора, 12 тяжелых и 3 легких крейсера, а также 28 эсминцев. Этой армаде, которую поддерживала базовая авиация, американцы противопоставили три оперативных соединения: 3 авианосца, линкор, 5 тяжелых крейсеров, 2 крейсера ПВО и 18 эсминцев. Однако перед самым подходом японцев одно соединение отошло на заправку топливом.

Японские АВ опять действовали не вместе. "Ryujo", получившему приказ нанести удар по аэродрому Хендерсон Филд, отвели роль "приманки" для отвлечения американской авиации от "журавлей". Как и в бою 7-8 мая, эта тактика позволила последним избежать серьезных повреждений, но "Ryujo", как и "Shoho" в Коралловом море, погиб под массированным налетом самолетов с АВ "Saratoga".

24 августа противники обнаружили друг друга с помощью авиаразведки. Два "донтлесса", появившиеся в 15 часов над главными силы японцев, сбросили свои бомбы на "Shokaku". При этом один из японских истребителей, пытавшийся помешать атаке, сбили свои же зенитки. Обе бомбы упали в 3 метрах от борта, нанеся только осколочные повреждения. Сразу же с обоих "журавлей" в воздух поднялись 20 "вэлов", 9 "кейтов" и 12 "зеро". Вскоре за ними последовала вторая волна: 18 "вэлов", 9 "кейтов" и 3 "зеро".

Самолеты первой волны в 17-11 атаковали "Enterprise" и, добившись трех прямых бомбовых попаданий и трех близких разрывов, нанесли ему очень серьезные поврежде­ния, надолго выведшие корабль из строя. Зенитки и истребители патруля сбили половину атаковав­ших самолетов, а еще 6 "вэлов" на отходе уничто­жили возвращавшиеся после потопления "Ryujo" самолеты с "Saratoga". К счастью для американцев, вторая японская волна цель не обнаружила, а к ночи противники          потеряли контакт.

В ходе этого боя, получившего название боя у Восточных Соломоновых островов (по японской терминологии - Второй бой у Соломоновых островов), японцы потеряли 38 палубных и 52 базовых самолета, а американцы -всего 17. Кроме погибшего "Ryujo" у японцев был поврежден "Chitose", a высадка подкреплений в тот день сорвалась.

С 5 по 10 сентября 1-я ДАВ находилась в Труке, до 23-го "журавли" действовали в южной части Тихого океана, а 11 октября они снова вышли в море для поддержки конвоя на о.Гуадалканал, где японская армия готовила решительное наступление. И на этот раз силы японцев были внушительные: 1-я ДАВ вице-адмирала Нагумо в составе "Shokaku", "Zuikaku" и "Zuiho", тяжелого крейсера и 8 эсминцев при поддержке двух линкоров, трех тяжелых и легкого крейсера и семи эсминцев, "Передовое Соединение" контр-адмирала Абе из 2 линкоров, АВ "Junyo", 4 тяжелых и легкого крейсера и 14 эсминцев, группа снабжения из 4 танкеров и эсминца. Всего на четырех авианосцах имелось 87 истребителей, 68 пикировщиков и 57 бомбардировщиков-торпедоносцев.

Находящиеся у о.Гуадалканал три оперативных соединения под общим командованием контр-адмирала Кинкейда насчитывали 2 АВ ("Enterprise" и "Hornet": 70 истребителей, 7 2 пикировщика и 27 торпедоносцев), 2 линкора, 4 тяжелых крейсера, 5 крейсеров ПВО и два десятка эсминцев.

На подходе к Гуадалканалу японские палубные самолеты 15 октября потопили эсминец "Meredith", охранявший конвой из 6 барж. Но основные события развернулись 26 октября. Еще до рассвета 5 летающих лодок "каталина" провели торпедную атаку соединения Нагумо, но все торпеды прошли буквально впритирку со "Zuikaku". Утром противники обнаружили друг друга и почти одновременно подняли в воздух самолеты.

На этот раз в качестве "приманки" выступал "Zuiho", но его самолеты включились в первую волну 1-й ДАВ (всего 22 "вэла", 18 "кейтов" и 27 "зеке"). Сделал он это как нельзя вовремя, поскольку сразу же попал под удар американских пикировщиков-разведчиков и, получив попадание в корму, был вынужден выйти из игры. Последовавшие за этим атаки американских самолетов были плохо скоординированы, но зато целью они на этот раз не ошиблись. Первая волна с АВ "Hornet" (6 торпедоносцев, 8 истребителей и 15. пикирующих бомбардировщиков) добилась 6 прямых попаданий в "Shokaku" и нескольких близких разрывов: две 454-кг бомбы попали в носовую часть, а остальные взорвались на полетной палубе рядом с кормовым самолетоподъемником. "Shokaku" был готов к атаке противника лучше, чем в бою 8 мая. На его палубе и в ангарах почти не осталось самолетов, он успел осушить бензопроводы и заполнить часть пожароопасных отсеков перекисью углерода. Улучшенная система зашиты ангаров и цистерн с авиабензином позволила избежать серьезных пожаров, но огромные пробоины в полетной палубе лишили его возможности проводить взлетно-посадочные операции. В такой ситуации "Парящему журавлю" пришлось покинуть поле битвы, а его самолетам - садиться на "Zuikaku" и "Junyo". Вторую волну (3 пикировщика, 8 торпедоносцев и 8 истребителей с АВ "Enterprise") успешно отбили японские истребители, а самолеты третьей волны (7 пикировщиков, 9 торпедоносцев и 9 истребителей с АВ "Hornet") атаковали крейсера сопровождения, повредив "Tone" и "Chikuma".

Японские самолеты преуспели больше. Первая волна добилась попаданий 4 бомб и двух торпед в "Hornet", в который также врезались два японских самолета. Вторая волна (12 "кейтов", 20 "вэлов" и 16 "зеро") атаковала "Enterprise" и его корабли сопровождения: две бомбы попали в АВ и одна в линкор "South Dakota", который при этом сбил 26 японских самолетов. Два удара нанесли и самолеты с "Junyo", действующего несколько в стороне от 1-й ДАВ. Они добились бомбового попадания в крейсер ПВО "San Juan" и торпедного в АВ "Hornet". Наконец, смешанная группа с "Shokaku" и "Junyo", стартовавшая в конце дня с последнего (6 ударных самолетов и 9 истребителей) попала еще одной бомбой в "Hornet". Экипаж оставил АВ, затем его в течение нескольких часов пытались добить артогнем и торпедами американские корабли, но только ночью его пустили ко дну торпеды японских эсминцев.

После захода солнца неповрежденные "Zuikaku" и "Junyo" продолжили поиск противника, но американцы из-за больших потерь (у них торпедой с подлодки был потоплен еще эсминец "Porter" и поврежден эсминец "Smith") отошли. Ночью японские авианосцы снова были атакованы "Каталанами", но все торпеды прошли мимо, причем одна - всего в нескольких метрах от счастливчика "Zuikaku".

Так называемый "Бой у о-вов Санта Крус" закончился победой японцев на море, но на суше наступление их армии закончилось полным провалом, несмотря на успешно высаженные подкрепления и уход американского флота. За весь бой японцы потеряли 100 палубных самолетов (американцы 74, причем собственно в бою всего 20), укомплектованных в основном опытнейшими ветеранами Перл-Харбора и других битв. "Hornet" стал их последним крупным успехом, доставшимся слишком дорогой ценой. В течение 20 месяцев после этого боя японские авианосцы не пытались противодействовать десантным операциям американцев, да и затем, при отсутствии опытных летчиков, их действия были малоэффективными. Тактическая победа японцев у Санта-Крус обернулась для них стратегическим поражением. Общая нехватка авианосцев, которые постоянно должны были участвовать в операциях, не позволяла японцам эффективно готовить кадры для палубной авиации. В отличие от американцев, которые самых опытных летчиков использовали для подготовки достойного резерва, японцы свои лучшие экипажи бросали в бой именно в первую очередь. Да и неопытных пилотов они предпочитали обучать сразу в бою, что приводило к неоправданно высоким потерям.

Оба "журавля" 28 октября прибыли в Трук, а затем ушли в метрополию. "Shokaku", прибывший 6 ноября в Йокосуку, до 19 марта 1943 г. проходил там ремонт (докование 8.02-19.03). "Zuikaku" прибыл в Куре 9 ноября и до 26 декабря оставался в этом районе. Затем он через Йокосуку ушел в Трук, на который базировался до 3 мая, совершив еще один заход в Куре в январе. В марте вместе с тремя легкими авианосцами он перебросил в осажденную базу Рабаул около 200 самолетов, временно оставаясь без авиации.

8 мая "Zuikaku" прибыл в Куре (11-19 июня был в доке), где снова соединился с "Shokaku". В конце мая готовилась операция 1-й ДАВ с мощным прикрытием в районе Алеутских о-вов, но ее отменили, поскольку весь флот готовился к широкомасштабной операции "Зет" по обороне центральной части Тихого океана по периметру Алеутские острова - атолл Уэйк - острова Маршалловы - острова Гильберта - атолл Науру - архипелаг Бисмарка. 15 июля оба "журавля" прибыли в Трук, где сосредоточился почти весь императорский флот. Японские соединения проводили независимые операции, временами возвращаясь в метрополию на ремонт и модернизацию. По мере наступления американцев, периметр обороны сужался, но решительной встречи противники не имели. В конце октября авианосцы 1-й дивизии снова перебросили свои самолеты в Рабаул и затем в течение месяца являлись авианосцами только условно. В начале 1944 года "журавли" прошли в Японии плановое докование, а б февраля ушли в Сингапур - новую операционную базу флота, располагавшую большими запасами топлива и ремонтными возможностями. К этому времени американские подлодки перетопили почти весь танкерный флот Японии и снабжать топливом находящиеся далеко от источников нефти другие базы стало практически невозможно. В начале мая 1-ю ДАВ, входящую в 1-е Ударное Соединение вице-адмирала Одзавы, снова переформировали: место "Zuiho" в ней занял новейший АВ "Taiho". На каждом из трех крупных авианосцев имелось по 75 самолетов новых модификаций (27 истребителей, 27 пикировщиков, 18 торпедоносцев и 3 разведчика).

15 мая японский флот перешел в бухту Тави-Тави, чтобы быть поближе к местам следующих высадок американцев. 11 июня флот США подошел к Марианским островам и спустя три дня начал высадку десанта. 12 июня соединение Одзавы (9 АВ с 450 самолетами, 5 линкоров, 11 тяжелых крейсеров, 25 эсминцев) вышло из Тави-Тави и 15-го вошло в Филиппинское море. Здесь его поджидало 58-е Оперативное Соединение быстроходных авианосцев вице-адмирала Марка Митшера (15 АВ с 896 самолетами, 7 линкоров, 19 крейсеров всех классов, 66 эсминцев) - самое мощное за все время боевых действий на Тихом океане.

Значительно уступая флоту противника, японцы рассчитывали на поддержку береговой авиации, лучше организованную авиаразведку и все еще сохранявшееся преимущество в дальности действия своих ударных самолетов. Как всегда, не забыли они и про "приманку". Одзава выделил из своих сил Передовое Соединение под командованием вице-адмирала Куриты из 4 линкоров и трех легких авианосцев 3-й ДАВ, которое должно было, действуя ближе к противнику, принять ожидаемые удары американской авианосной авиации на себя. Сам Одзава с пятью ударными и одним легким авианосцем планировал держаться в 100 милях позади авангарда и атаковать корабли 5-го Флота адмирала Спрюэнса из-за пределов дальности действия его самолетов. Но на этом этапе войны счастье уже отвернулось от Японии и этому хитроумному плану не суждено было сбыться. 18 июня авианосцы адмирала Митшера нанесли тяжелые потери японской береговой авиации. Поэтому, когда вечером Одзава по радио отдал приказ поднять с утра для удара по американскому флоту все самолеты с ближайших островных аэродро­мов, выполнить его было уже практически некому. Зато перехват этой радиограммы позволил американцам установить место японского флагмана "Taiho" с точностью до 40 миль. Правда, отличную работу радиопеленгаторных станций не поддержала авиаразведка, которая утром так и не смогла обнаружить неуловимого противника.

К 8 часам 19 июня Одзава, благодаря хорошо налаженному поиску, в котором участвовали и новые пикировщики "джуди" с "Shokaku", узнал о положении американских авианосцев.

Первая волна из 69 самолетов поднялась в 8-30 с палуб авианосцев 3-й дивизии. В 8-56 с кораблей 1-й ДАВ начали подниматься в воздух 48 "зеке", 53 "джуди" (с 500-кг бомбами) и 27 "джиллов" (с торпедами). Для "Парящего журавля" этот старт оказался последним: в 11-48 он получил три торпеды с американской подлодки "Cavalla" (SS-244), которая уже третьи сутки поджидала японские корабли на позиции. Сначала аварийные партии действовали вполне эффективно и им удалось устранить непосредственную опасность затопления. Но на авианосце вспыхнули пожары авиабензи­на, которые, быстро распространяясь по отсекам, мешали борьбе за живучесть. К 15 часам вода затопила шахту носового подъемника и через открытые люки стала разливаться по палубам. В считанные минуты огромный корабль опрокинулся и затонул в точке 12°00' N 137°46'Е вместе с 1263 членами экипажа и 9 самолетами. Вскоре после его гибели затонул ранее также торпедированный подлодкой (в 9-09) "Taiho". Одзаве пришлось перенести флаг на "Zuikaku".

Первые две волны японских самолетов, встретив мощный отпор истребителей и плотный зенитный огонь, добились ничтожного результата: одна бомба попала в АВ "Wasp" (2-Й корабль с этим названием), а АВ "Bunker Hill" получил повреждения от двух близких разрывов. Японцы же потеряли 42 самолета из состава первой волны и 97 (32 "зеке", 42 "джуди" и 23 "джилла") машин из второй. Следующие две волны (47 и 64 самолета со 2-й ДАВ плюс к последним еще 18 с "Zuikaku") вообще не смогли выйти в атаку на американские корабли, но потеряли в воздушных боях 80 машин. Плохую службу японцам в данном случае сослужила как раз большая дальность действия их самолетов и неудачная авиаразведка противника. Не имея возможности выслать для удара по до сих пор не обнаруженным кораблям Одзавы свои авиагруппы, которые пришлось бы сопровождать большим числом истребите­лей, американцы смогли привлечь их для ПВО (за сутки у них погибло не более 30 самолетов).

Потеря двух больших авианосцев не поколебала решимости Одзавы продолжить атаки. Он отвел 20 июня свои силы на север для дозаправки с танкеров, планируя на следующий день бросить на противника оставшиеся у него 95 самолетов. Но американцы его опередили, нанеся уже в сумерках мощный удар: пошел на дно АВ "Hiyo", a "Zuikaku" получил несколько прямых бомбовых попаданий и 5 близких разрывов. Интересно, что в атаку на новый флагман Одзавы вышли самолеты с АВ "Lexington", "Hornet" и "Yorktown", которые как бы мстили за своих погибших в 1942 году предшественников, а также с "Enterprise", неоднократно поврежденного в боях с "журавлями". С начала войны это было первое повреждение "Счастливого журавля". На нем начались сильнейшие пожары авиабензина, и экипажу даже приказали покинуть корабль. Но аварийным партиям все же удалось взять пожары под контроль, и "Zuikaku" с превеликим трудом 23 июня удалось дойти до Куре.

Добиться столь убедительной победы в Филиппинском море (японцы потеряли также 2 больших танкера) американцам удалось ценой гибели всего 20 самолетов. Правда при посадке ночью на свои авианосцы разбилось еще 80 машин, но большинство их экипажей удалось спасти.

С 14 июля по 2 августа "Zuikaku" проходил ремонт в сухом доке. 10 августа его перевели в 3-ю ДАВ (вместе с легкими АВ "Zuiho", "Chitose", "Chiyoda"). 1-ю дивизию составили новейшие "Unryu" и "Amagi",a два оставшихся легких АВ "Junyo" и "Ryuho" вместе с модернизированными линкорами-авианосцами "Ise" и "Hyuga" образовали 4-ю дивизию. Эти силы выглядели достаточно грозно, но на кораблях не хватало самолетов и, что более важно, почти все их экипажи не имели опыта боев.

В начале октября, когда американцы атаковали о.Формоза, эти неподготовленные авиагруппы были брошены в бой и почти полностью погибли, не нанеся противнику сколь-нибудь ощутимого урона. Поэтому, после начала вторжения американцев на Филиппины в заливе Лейте японское командование решило использовать 3-ю ДАВ и оба линкора-авианосца, практически лишенные самолетов, в качестве приманки для отвлечения соединения быстроходных авианосцев М.Митшера от места высадки. Затем планировалось атаковать оставшиеся там корабли линкорами и крейсерами соединения вице-адмирала Куриты во главе с суперлинкорами типа "Yamato".

Как изменчива военная судьба! "Zuikaku", жизнь которого за три года службы не раз спасали другие корабли-приманки, теперь сам выступал в этой незавидной роли. Толь­ко отчаянное положение империи "Восходящего Солнца" заставило ее адмира­лов в попытке добиться локальной победы, уже не гарантирующей никакого перелома в' войне, а лишь сулившей более почетные условия мира, так "унизить" свой самый мощный и заслуженный авианосец. План японцев почти удался. Соединение-приманка, которым командовал Одзава, смогло увлечь в погоню за собой все совре­менные американские авианосцы и линкоры. И не вина Одзавы, практически обреченного на гибель, что Курита, запутавшись в обста­новке не смог разбить у о.Самар слабейшего противника - транспорты с десантом в при­крытии нескольких конвойных авианосцев и эсминцев.

Американцы узнали о приближении Се­верного Соединения Одзавы в 17 часов 24 октября. Командующий 3-м Флотом США адмирал Холен, авианосцы которого с са­мого утра бросали свои ударные группы на линкоры и крейсера вице-адмирала Куриты, идущие к проливу Сан-Бернарднно, некото­рое время раздумывал за каким "зайцем" ему погнаться. Но ввиду того, что Курита от­вернул на обратный курс (как оказалось, это был ложный маневр), в 20-22 Холен приказал 38-му Оперативному Соединению быстро­ходных авианосцев вице-адмирала Марка Митшера (если оно входило в состав 5-го Флота адмирала Спрюэиса, то называлось 58-м) повернуть на север. Теперь каждая пара глаз, каждый радар и разведыватель­ный самолет выискивали в океане корабли Одзавы - как раз этого и добивались японцы. Всего на север устремились три опера­тивные группы, насчитывавшие 5 ударных и 5 легких авианосцев, б линкоров, 8 крейсеров и 41 эсминец. Одзава же имел в распоряже­нии 3-ю ДАВ ("Zuikaku", легкие авианосцы "Zuiho", "Chitose" и "Chiyoda"), 4-ю ДАВ ("Ise", "Hyuga"), 3 легких крейсера, 9 эсмин­цев, которых сопровождали 2 танкера и 6 эскортных кораблей. 4-я ДАВ вообще была без самолетов, а на 3-й ДАВ имелось 80 ис­требителей "зеке" (из них 28 истребителей-бомбардировщиков), 25 торпедоносцев "джилл" и 4 "кейта", 7 пикировщиков "джуди" (всего 116). Но к вечеру 24 октября на авианосцы из поднятых утром для удара по одной из групп 38-го Соединения верну­лось всего 29 самолетов (по указанным ти­пам 19, 5, 4, 0 и 1). Вместе с береговой авиа­цией им удалось повредить только авианосец "Princeton" (позже затонул). Большая часть японских палубных самолетов оказалась сбитой, а 15-20 машин совершили вынуж­денную повадку на о.Лусон. Так дорого обошлась Одзаве заявка о своем при­сутствии. Вечером он, получив известие об отвороте Куриты и приняв его за отказ от операции, решил со своими главными сила­ми и следующим в авангарде Соединением "А" (4-я ДАВ, легкий крейсер и 4 эсминца под командованием контр-адмирала Мацуды) начать отход на север. Но в 21-10 посту­пил приказ главнокомандующего адмирала Тойоды продолжить действия по плану.

Ночью поднятые с палубы авианосца "Independence" самолеты-разведчики с рада­рами на борту восстановили контакт с обо­ими группами кораблей Одзавы. Однако их не вполне отчетливые сообщения не смогли прояснить обстановку вице-адмиралу Митшеру. Поэтому на рассвете 25 октября он поднял с палубы своего флагмана "Lexington" новых разведчиков, сразу за которыми пошли ударные группы. Благода­ря такой предусмотрительности, в которой, однако, заключался и немалый риск, в 7-10, когда разведчики в 145 милях от своих авиа­носцев обнаружили корабли Одзавы, шед­шие курсом NE со скоростью 20 узлов, удар­ные самолеты оказались от противника всего в 70-90 милях.

Первые самолеты вышли в атаку на япон­ское соединение в 8-00 (в 8-30 по японским данным). Для адмирала Одзавы она не стала неожиданной, поскольку он знал об амери­канских разведчиках уже с 6-53. К сожале­нию он мало что мог сделать, располагая для воздушного патруля всего 15 истребителями, которые для атакующих самолетов больше представляли интересный акробатический аттракцион, чем реальную угрозу. Основное противодействие американские пилоты ис­пытывали от мощного зенитного огня -японские корабли открыли стрельбу фос­форными снарядами главного калибра еще с дистанции 10 миль. "Zuiho" сразу же вышел из общего строя в попытке поднять свои немногие уцелевшие самолеты, но быстро получил попадание бомбы, сброшенной са­молетом с АВ "Intrepid". В "Chitose" попало несколько бомб, три из которых привели к подводным пробоинам, и в 9-37 этот авиано­сец затонул. Но главной целью, все же, стал "Zuikaku", через 7 минут после начала атаки получивший торпеду (самолет с АВ "Intrepid" или "San Jacinto") в генераторный отсек №4 левого борта между средним и кормовым подъемниками. Флагман Одзавы, выдержав еще три попадания бомб в полет­ную палубу слева от среднего подъемника, получил крен 6° на левый, борт. Почти одно­временно пошел ко дну эсминец "Akitsuki".

Вторая волна американских самолетов из 16 торпедоносцев, 6 пикировщиков и 14 ис­требителей, поднявшись в воздух в 8-35, око­ло 10 часов вышла в атаку, уже почти не встречая противодействия истребителей (при отражении первого налета японцы потеряли 9 машин патруля из 15). Теперь уже можно было лучше распределить цели и воспользо­ваться советами, которые пилоты первой волны давали по рации вновь прибывающим.

"Zuikaku" получил новые повреждения от близких разрывов: вышли из строя рулевое управление (пришлось перейти на руч­ное) и средства связи, на полчаса корабль лишился хода. В этих условиях в II часов Одзаве пришлось перейти на крейсер "Oyodo". Самолеты с АВ "Franklin" и "Lexington" подожгли и остановили АВ "Chiyoda. Остальные набро­сились на легкие крейсера и эсминцы, которые рассыпа­лись по большой площади, пытаясь самостоятельным маневрированием уклонить­ся от воздушных атак. Пос­ле 11 часов расположение уцелевших японских ко­раблей было следующим: "Zuikaku" и "Zuiho" под защитой четырех эсминцев и линкора-авианосца "Ise" на 18-узловой скорости шли курсом 345°, в 10 милях за ними 10-узловой скоростью тащился крейсер "Тата", за которым стелился нефтяной шлейф, в 5-6 милях к югу от него другой линкор "Hyuga" вместе с эсминцем кружили вокруг стоящего "Chiyoda", а остальные 2 крейсера и стоящий эсминец находились еще на 10 миль сзади.

Третья волна примерно из 200 самолетов (3/4 из них участвовали в первой волне), взлетевших между 11-45 и 12-00, появилась над японскими кораблями примерное 13-10. На "Zuikaku" вышли в атаку около 80 само­летов с АВ "Lexington" и "Langley". В тече­ние 3 минут (13-21 по 13-23) он был поражен еще шестью торпедами (1 не взорвалась) и четырьмя бомбами, не считая близких раз­рывов. Первая торпеда попала в середину левого борта, из-за чего затопило внешнее носовое машинное отделение. Затем почти одно- временно в район надстройки попало четыре торпеды. Две поразили левый борт: в котельные отделения №2 и №4 и в команд­ный гальюн около погребов (не взорвалась), две - правый: в котельные отделения №1 и №3 и в торпедный погреб. Три бомбы упали рядом за кормовым подъемником, а послед­няя - у левой кормовой галереи 127-мм орудий. Еще одна торпеда с левого борта попа­ла в отсек главных рулевых машин.

В 14-14 "Zuikaku", экипаж которого, не­смотря на отсутствие пожаров и взрывов, уже был не в силах справиться с посту­пающей в корпус водой, перевернулся через правый борт и затонул в 220 милях к ENE от мыса Энганьо (19°57'N 126°34'Е). Самолеты нанесли еще три удара по кораблям Одзавы, но в них уже не чувствовалось прежнего азарта. Им удалось пустить ко дну только АВ "Zuiho", а вот с тяжело бронированными и мощно вооруженными "Ise" и "Hyuga" они ничего сделать не смогли. Ночью американ­цы добили поврежденные "Chiyoda", "Tama" и 2 эсминца. С учетом потерь других соеди­нений, пытавшихся прорваться в залив Лей­те, японский флот практически перестал существовать. Последний день "Счастливого журавля" и стал тем "самым счастливым даем" в жизни адмирала Честера У. Нимитца.