Предтечи
(Краткое вступление о кораблях класса лидер)

Лидер (английское "leader" - ведущий), боевой корабль типа эскадренного миноносца, но большего водоизмещения, с усиленным артиллерийским вооружением, предназначавшийся для вывода в атаку эсминцев. Боевой опыт 2-й мировой войны "нивелировал" разницу между лидерами и эскадренными миноносцами, которым так и не пришлось выводить в атаку последних...

Так в военно-морских и просто военных энциклопедических словарях характеризуется понятие лидера, как боевого корабля. Свою историю, как отдельный класс кораблей, лидеры ведут от так называемых минных крейсеров (больших миноносцев) в русском военно-морском флоте, английских торпедных канонерских лодок, французских, японских и американских истребителей и германских дивизионных миноносцев. Все перечисленные категории кораблей впоследствии плавно "поглотил" класс эскадренных миноносцев. Произошло это вскоре после окончания русско-японской войны 1904 - 1905 годов.

Забегая вперед, следует упомянуть, что через сорок с небольшим лет то же произошло и с лидерами.

Инициатором создания этого класса боевых кораблей была Великобритания. В 1904 году англичане спустили на воду свои первые крейсера-скауты типа "Forward", в боевое назначение которых, в числе прочих задач, входила поддержка атаки своих миноносцев и подавление минных кораблей противника. Вошедшие в состав королевского ВМФ крейсера-скауты имели целый ряд недостатков и практически не были способны решить значительную часть возложенных на них задач. Окончательное внедрение турбин и дальнейшее совершенствование водотрубных котлов позволило эскадренным миноносцам перешагнуть тридцатиузловый барьер скорости, в то время как для крейсеров-скаутов он являлся в то время предельным.

Неудача со скаутами, которые предполагалось использовать в качестве ведущих кораблей флотилии эскадренных миноносцев, заставила английских конструкторов искать иные пути для создания необходимого корабля. В итоге нужное решение было найдено и воплотилось оно в создании так называемого океанского истребителя "Swift", который был заложен в 1907 году. Этот корабль и является по праву первым в мире лидером миноносцев. Он резко отличался своими размерами и мощью вооружения от современных ему миноносцев. Британское адмиралтейство планировало построить серию из 16 лидеров (тогда еще океанских истребителей) немного меньшего водоизмещения, но с более мощным артиллерийским вооружением, чем "Swift", но некоторые недостатки, обнаруженные в ходе приемных испытаний последнего, так и оставили его в одиночестве.

Серийное строительство лидеров, уже гораздо более совершенных проектов, началось перед началом 1-й мировой войны, причем не только в Англии, но и во Франции, Италии и других странах. Даже такая "экзотическая" в военно-морском отношении страна как Чили, тоже решила обзавестись этим классом кораблей, заказав их в Англии в количестве 6 единиц, которые и были заложены в 1912 - 1913 годах на верфи Уайт в Кроусе.

К началу 1-й мировой войны во всех флотах насчитывался 21 лидер, и они уже сформировались в самостоятельный класс боевых кораблей, вышедших из категории миноносцев. Взгляды на боевое применение этих кораблей были в то время разными, что обуславливало отсутствие опыта их эксплуатации в бою. Англичане, к примеру, рассматривали лидеры главным образом как ведущие корабли флотилий миноносцев, считая достаточным увеличить их артиллерийское вооружение на одно - два орудия, чтобы обеспечить огневое преимущество перед миноносцами противника. В концепцию боевого применения итальянских лидеров была заложена несколько иная мысль. Эти корабли строились с расчетом не только возглавлять соединения своих эсминцев, но и выполнять целый ряд задач легких крейсеров. В результате они получили наиболее сильное артиллерийское вооружение, которое приблизило их по огневой мощи к некоторым легким крейсерам, например, к австро-венгерским типа "Novara", имевшим бортовой залп из шести 100-мм орудий. Чилийцы, заказывая лидеры в Англии, с артиллерией в шесть 102-мм орудий, хотели иметь большие эсминцы, способные выполнять на своем театре задачи легких крейсеров.

В русском ВМФ в 1911 году был спущен на воду легендарный "Новик", строившийся как эскадренный миноносец, но фактически представлявший собой лидер, во всех отношениях превосходивший британский "Swift". И первое время этот корабль "по старинке" все еще именовали минным крейсером. За "Новиком" последовала целая серия его собратьев, но в русском флоте лидеры не были официально выделены в отдельный класс и рассматривались лишь как артиллерийские эскадренные миноносцы. Эти эсминцы не предполагалось придавать в качестве ведущих кораблей соединения миноносцев. Они сводились в отдельный дивизион (на Балтике) и лишь "Новик" не входил в какой-либо дивизион и фактически выполнял функцию легкого крейсера, возглавлявшего 1-ю минную дивизию.

1-я мировая война на практике подтвердила целесообразность постройки артиллерийских эскадренных миноносцев, какими как раз и являлись лидеры. Несколько ярких примеров успешных боевых столкновений, в числе которых и бой "фактического" лидера "Новика" с двумя германскими большими миноносцами 17 августа 1915 года, послужили, как не парадоксально, началом медленно нараставшего кризиса этого класса кораблей. Именно опыт боевого применения лидеров инициировал усиление артиллерийского вооружения эскадренных миноносцев.

Торпедное вооружение лидеров соответствовало торпедному вооружению современных им эскадренных миноносцев. Одновременное усиление артиллерийского и торпедного вооружения лидеров неизбежно влекло за собой увеличение их размеров и водоизмещения, что в частности англичанами считалось нежелательным. Адмиралтейство придерживалось мнения, что лидеры не должны перерастать в самостоятельный промежуточный класс боевых кораблей. К концу 1-й мировой войны англичане остановились на лидерах так называемой первой ветви, боевым назначением которых являлось нанесение торпедного удара в бою в темное и светлое время суток, вывод своих миноносцев в атаку и подавление одиночных миноносцев противника в артиллерийском бою. Это нашло отражение в лидерах последних серий периода 1-й мировой. На них было усилено и торпедное и артиллерийское вооружение, правда, за счет увеличения водоизмещения почти до 2000 тонн.

Казалось бы, усиление огневой мощи эскадренных миноносцев должно было повлечь за собой дальнейшее усиление вооружения лидеров, но англичане несколько изменили взгляд на концепцию боевого применения лидеров, фактически откинув задачу подавления миноносцев противника. Этому, в частности, способствовало наличие в составе английского флота большого числа легких крейсеров. После окончания 1-й мировой войны в строительстве лидеров для британского флота наступил десятилетний перерыв. Лишь в 1928 году был заложен первый английский лидер послевоенной программы "Codrington". В период между мировыми войнами англичанами были построены 12 лидеров. Спущенные на воду в 1929 - 1937 годах, они уже практически не отличались от эскадренных миноносцев, для возглавления которых их строили. Единственным их предназначением было исполнение функций флагманских кораблей флотилий, для чего при их проектировании большое внимание уделялось вопросам размещения на лидерах штабов флотилий и устройству более совершенных флагманских командных пунктов, во всем остальном - это были уже обычные эскадренные миноносцы. При сравнении английских лидеров постройки межвоенного периода с новыми германскими эсминцами и некоторыми итальянскими и японскими, обнаруживается явная недостаточность их артиллерийского вооружения для успешной борьбы с этими кораблями. Во Франции развернутое строительство лидеров началось уже после окончания 1-й мировой войны. Причем, именно французы создали в период между войнами несколько поколений лидеров, фактически являвшихся самыми мощными в мире кораблями своего класса. Достаточно упомянуть, что водоизмещение последних лидеров (тип "Mogador") достигло 3500 тонн. По такому же пути увеличения размеров, водоизмещения и мощности вооружения, шли и их потенциальные противники по Средиземному ТВД - итальянцы. И французские корабли и проектировавшиеся им в противники итальянские лидеры по своим ТТХ уже выходили за рамки категории "лидер эскадренных миноносцев". Если их английские "одноклассники" фактически слились с эсминцами, то французы и итальянцы практически перерастали в малые крейсера. Сюда можно отнести и голландский лидер "Tromp", впоследствии классифицировавшийся как легкий крейсер.

Получили свое развитие лидеры как класс боевых кораблей и в ВМС США. С 1933 по 1938 год там были построены 13 кораблей этого класса, двух типов: "Porter" и "Sampson". Очень эффективной и отличительной чертой американских лидеров было их универсальное артиллерийское вооружение, состоявшее из восьми 127-мм орудий, установленных в легких бронированных башнях, одинаково успешно поражавших и надводные и воздушные цели, благодаря большому углу возвышения. Еще одной особенностью американских лидеров являлось повышенное расположение на них торпедных аппаратов, что обеспечивало возможность торпедной стрельбы на острых курсовых углах, а также уменьшало вредное влияние качки и волны на торпедный аппарат при производстве выстрела.

В японском императорском ВМФ в официальной классификации не было категории лидеров, но наличие в составе флота нескольких типов больших эсминцев с усиленным артиллерийским вооружением позволяло рассматривать их наравне с лидерами. Следует отметить, что упоминавшиеся выше американские лидеры в условиях боевого применения против их японских оппонентов, зарекомендовали себя отличными кораблями, хотя войну они встретили уже как эскадренные миноносцы и роль лидеров им уже не отводилась.

Сформировавшуюся к началу 2-й мировой войны новую концепцию боевого применения лидеров можно разделить на шесть позиций:
1. Подавление лидеров и эскадренных миноносцев противника.
2. Обеспечение своих линейных кораблей от действий со стороны лидеров и эсминцев противника во время боя в светлое время суток.
3. Выполнение огневых задач, свойственных эсминцам и отчасти канонерским лодкам (действия на приморских флангах сухопутных войск).
4. Тактическая разведка и поддержка своего корабельного дозора.
5. Использование торпедного оружия в темное время суток и в малую видимость.
6. Минные постановки и прикрытие кораблей их производящих.

Таковыми, в целом, накануне 2-й мировой войны, были требования к уходящему по ряду объективных причин со сцены классу боевых кораблей - лидерам эскадренных миноносцев.