История создания
Использование подводных лодок в ходе Первой мировой войны серьезнейшим образом повлияло на всю стратегию борьбы на морских театрах. Ущерб, нанесенный торговому судоходству стран Антанты, был колоссальным. Достаточно привести следующие цифры: страны-победительницы потеряли из-за атак только германских подводных лодок около 12 млн т своего торгового флота. Это дополнялось внушительным списком боевых кораблей. Общее число задействованных в ходе войны подводных лодок составило приблизительно 850 единиц. Для борьбы с ними было выделено около 9000 надводных кораблей, 100 подводных лодок, 2500 самолетов, 500 мобилизованных торговых судов, сотни аэростатов и дирижаблей.
В 1919 г. после подписания Версальского мирного договора союзникам казалось, что этот кошмар больше не повторится — немцам запрещалось иметь подводные лодки в составе своего флота. Но после окончания Второй мировой войны в 1945 г. выяснилось, что несмотря на запреты военно-морской флот Веймарской республики никогда не прекращал заниматься проектированием и строительством субмарин. В 1922 г. фирмы «Вулкан», «Германия» и «Везер» создали конструкторское бюро, занимавшееся разработкой новых типов подводных лодок по заказам второстепенных морских держав. Чтобы формально не нарушать условий мирного договора, бюро зарегистрировали в Гааге под названием «Голландское предприятие — инженерная контора по судостроению» (N.V. Ingenierskantoorvoor voor Scheepsbouw или сокращенно IvS). Чтобы обеспечить себя новыми заказами, бюро назначало на свою продукцию более низкие по сравнению с конкурентами цены, а убытки покрывались финансовыми вливаниями из тайного фонда рейхсвера.
Особое внимание уделялось проектированию средних лодок. В 1927 г. по немного измененному проекту старой подлодки UB-III (516/651 т, длина — 55,3 м, скорость — 13,6/8 узлов, 8500 миль 6-узловым ходом, 4 носовых и 1 кормовой 500-мм торпедные аппараты, 5 запасных торпед, 88-мм орудие) были построены два корабля для Турции. Впоследствии немецкие инженеры занялись конструированием более крупных кораблей данного подкласса, что привело к созданию в начале 30-х годов проекта I серии (862/983 т, длина - 72,39 м, 18,6/8,3 узла, 7900 миль 10-узловым ходом, 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 105-мм орудие и 20-мм автомат). По существовавшим планам именно им предстояло в будущем послужить прототипами немецких «новых средних». Первоначально проекты делались как «мобилизационные», т.е. предполагались к постройке только в случае вступления страны в войну, но с 1932 г. было принято решение приступить к тайному строительству. Сначала заказали механизмы. Параллельно с этим осуществлялась разработка ряда проектов специального назначения. В числе прочего немцы рассматривали возможность создания и однокорпусной лодки с исключительно внутренним расположением топливных цистерн, присвоив ей обозначение «VII серия». При проектировании использовался практический чертеж малой субмарины II серии, размеры которой были изменены линейным преобразованием. При водоизмещении 626/745 т и длине 64,5 м скорость, дальность плавания и состав вооружения (16/8 узлов, 4300 миль 12-узловым ходом, 4 носовых и 1 кормовой 533-мм торпедные аппараты, 5 запасных торпед, 88-мм орудие) по большинству параметров повторяли прежнюю UB-HI. 16 января 1935 г. практически сразу после окончания проектных работ фирма «Германия-Верфт» получила заказ на строительство 6 субмарин нового типа. Спустя 12 дней он был сокращен до четырех, зато дополнительный заказ на строительство шести аналогичных кораблей получила фирма «Везер». В марте 1935 г. Гитлер отказался от выполнения военных статей Версальского договора, и строительство лодок превратилось из тайного в явное.
Второй этап в судьбе самых массовых в истории подводного флота кораблей начался после заключения 18 июня 1935 г. англо-германского морского договора и назначения в январе 1936 г. командующим подводными силами Германии капитана 2 ранга Карла Дёница. Теперь строительство немецкого подводного флота стало совершенно законным, хотя получило жесткое ограничение в виде 35% от тоннажа субмарин британского «Royal Navy» (Королевского флота). Если учесть уже строящиеся в Германии 2 подлодки серии I, 24 серии II и 10 — серии VII, то на строительство новых кораблей оставалось всего 6000 тонн. Этого хватило бы на заказ 8 субмарин I серии по 750 т (имеется в виду стандартное водоизмещение, сообщавшееся немцами англичанам) или 12 VII серий по 500 т. Дёниц, закончивший свой боевой путь в Первой мировой войне командиром UB-68 (типа UB-III), решительно высказался за строительство 500-тонных лодок. Позднее в своих мемуарах он писал: «Боевая мощь подводной лодки не возрастает прямо пропорционально ее размерам, как у других боевых кораблей. Напротив, если превысить определенную границу, некоторые особенно ценные боевые качества подводной лодки ухудшаются: возрастает время погружения..., само погружение выполняется с большим трудом; обнаруживается тенденция к возрастанию дифферента на нос, который принимает опасные размеры. Кроме того, возникают трудности, связанные с подводным ходом. Условия подводного плавания усложняются, а это затрудняет контроль со стороны офицера, отвечающего за технику погружения. Большой лодке труднее управляться на перископной глубине. При определенном дифференте лодку большой длины труднее удержать так, чтобы она не показала из воды нос или корму. А это может произойти, если лодка идет под перископом в открытом море при волнении или мертвой зыби». Считая маневренные качества субмарин не менее важными, чем скорость и вооружение, Дёниц настоял на продолжении строительства VII серии по улучшенному проекту VIIB. Принципиальных улучшений по сравнению с модификацией «А» было два: замена обычного вертикального руля двойным (по перу позади каждого винта — это сократило диаметр циркуляции под водой до 215 — 263 м) и размещения дополнительного запаса топлива. Для этого корпус лодки удлинили на 2 метра и оборудовали под «соляр» часть булевых цистерн. В результате полный запас топлива возрос с 58,6 до 99,7 т, а дальность плавания — с 4300 до 6500 миль 12-узловым ходом. Эти улучшения фактически лишали I серию последних преимуществ, что и подтвердили сравнительные испытания 1937 г. В ноябре 1936 г. состоялся заказ семи новых «семерок», за которым, после изменения в мае 1937 г. договорной квоты до 45%, последовал ряд дополнительных контрактов общей суммой на еще 17 кораблей.
Последняя предвоенная модификация проекта состоялась в начале 1938 г. В преддверии планируемого оснащения всех U-ботов гидролокаторами корпус в районе центрального поста удлинили на одну шпацию (0,6 м), необходимую для размещения стойки прибора. Незначительный прирост водоизмещения и размеров вызвал снижение полной скорости надводного хода с 17,2 до 17 узлов, подводного с 8 до 7,6 узлов. Первая партия из восьми подлодок VII С была заказана 30 мая 1938 г., вторая и последняя предвоенная — из 13 лодок — в январе 1939 г.
Во Вторую мировую войну Германия вступила с 57 подводными лодками, из которых VII серий было только 18 единиц (10 — VIIA и 8 — VIIB). До конца 1939 г. на 13 верфях разместили заказы на строительство еще 131 «семерки». В их изготовлении участвовали такие ведущие судостроительные предприятия Германии, как «Германия-Верфт» в Киле, «Нордзее-Верке» в Эмдене, «Нептун-Верфт» в Ростоке, «Блом и Фосс» в Гамбурге, «Шихау» в Данциге, «Флендер-Верфт» в Любеке, «Вулкан» в Штеттине, «Дешимаг» в Бремене и ряд других, а также десятки и сотни заводов-смежников. Ежемесячно на воду планировалось спускать 29 единиц, но прошло не менее двух лет, прежде чем реальная цифра перевалила за два десятка.
Параллельно со строительством продолжалось совершенствование «семерки». Очередной проект модернизации был готов к середине 1941 г. Экономия в массе за счет перекомпоновки энергетической установки составила 11,5 т, что сделало возможным увеличение толщины прочного корпуса с 18 до 21,5 мм. Рабочая глубина погружения субмарины возросла со 100 до 120 м, а предельная до 180 м. Расчетная глубина разрушения прочного корпуса изменилась с 250 до 300 м, что составило абсолютный рекорд того времени. Изменения в проекте «семерки» были учреждены распоряжением BdU от 14.10.1941, по которому верфям следовало закладывать новые корабли в соответствии с указанными стандартами.
Следующей ступенью модернизации проекта должна была стать серия VIIC/42. Планировавшиеся улучшения касались глубины погружения и надводной скорости. Прирост последней ожидался за счет установки второй ступени турбонаддува, позволявшей повысить мощность каждого дизеля с 1400 до 2200 л.с. Установка воздуходувок требовала удлинения корпуса субмарины на 0,8 м. Одновременно, для увеличения внутренних топливных цистерн, диаметр прочного корпуса увеличивался на 30 см, а его толщина до 28 мм. Торпедный боекомплект возрастал на две торпеды. В результате всех этих нововведений водоизмещение достигало 999/1099 тонн, дальность плавания — 10 000 миль 12-узловым ходом, но прирост скорости составлял всего лишь 1,6 узла. Правда, теперь лодка могла спокойно нырять до глубины 300 м, а расчетная глубина разрушения прочного корпуса составляла 500 м. Хотя первый контракт на строительство VIIC/42 был заключен с «Германия-Верфт» 16 июля 1942 г., но отсутствие единства мнений среди конструкторов относительно прочих деталей задержало заказ механизмов для новых лодок до начала 1943 г. По всей вероятности до «стоп-приказа» о закладке новых «семерок» на верфи успели поступить лишь несколько десятков комплектов секций, механизмов и приборов, однако, ни одну VHC/42 заложить так и не успели. Дальнейшие планы развития основной линии — тип VIIC/43, в которых предусматривалось довести число торпедных аппаратов до 10 (шесть в носу и четыре в корме) так и остались на бумаге.
Рассказ о семействе «семерок» был бы не полным без упоминания о двух специальных модификациях: подводном минном заградителе VIID и «торпедовозе» VIIF.
Высокая эффективность минных постановок с подводных лодок в начале войны (их производили обычные лодки через торпедные аппараты) вызвала к жизни заказ на специализированные заградители — носители якорных неконтактных мин SMA. Общий вес и размеры мины были таковы, что требовали размещения в специальной вертикальной шахте. Формирование проекта заградителя для сокращения срока разработки осуществлялось крайне просто — позади центрального поста обычной субмарины серии VIIC врезался дополнительный 9,8-метровый отсек с пятью вертикальными шахтами, в каждой из которых могло помещаться по три мины. Общая длина лодки выросла до 76,9 м, водоизмещение достигло 965/1080 т, надводная скорость упала на 1 узел, подводная — на 0,3 узла. Благодаря увеличению запаса топлива в более протяженных бортовых цистернах дальность плавания выросла до 8100 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй (U-213 — U-218; август 1941-го — январь 1942 г.) мина еще страдала комплексом «детских болезней», в результате чего первая постановка состоялась лишь 4 мая 1943 г. К этому времени три заградителя уже успели погибнуть. Оставшиеся — до конца войны совершили в общей сложности 11 выходов для постановки мин, но особых успехов при этом не добились.
Подобным образом сложилась и судьба модификации VIIF. Последовавшее летом 1941 г. крушение системы снабжения надводных и подводных рейдеров с плавбаз в Атлантике вызвало к жизни указание BdU от 22.8.1941 в котором фирме «Германия-Верфт» предписывалось построить четыре лодки снабжения торпедами. Конструктивное решение повторяло предыдущую модификацию — позади центрального поста врезался дополнительный отсек длиной 10,5 метров, большую часть которого занимали 24 торпеды, уложенные в четыре вертикальных ряда. Для перегрузки служил специальный люк, размещенный в кормовой части отсека. Соответственно размерам (длина 77,6 м) изменились и другие ТТХ корабля: водоизмещение — 1084/1181 т, скорость — 16,9/7,9 узлов, надводная дальность плавания — 9500 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй (U-1059 — U-1062; май — август 1943 г.) битва за Атлантику была уже безнадежно проиграна, в результате чего лодки ни разу не использовались по прямому назначению. Вместо снабжения лодок торпедами в открытом океане им предстояло заниматься перевозкой этого же груза между портами.
До 30 сентября 1943 г., когда распоряжением командующего подводными силами (BdU) закладка новых «семерок» была прекращена, кригсмарине успел заключить контракты на строительство 1452 (!!!) кораблей этого типа. Несмотря на приказ верфь «Фленсбургер шифбау» продолжала закладку кораблей VII серии до января 1944 г. Поэтому последней «семеркой» стала U-1308, заложенная 28.1.1944, спущенная на воду 22.11.1944 и вступившая в строй 17.1.1945. Несмотря на то, что в строй вступила только половина от общего заказа, приведенные цифры резко выводят «семерки» в число самого массового проекта подводных кораблей в мировой истории. Второе место (отстающий, однако, по численности почти в три раза) занимает советский послевоенный 613-й проект, который насчитывал 215 единиц, построенных в СССР и 21 лодку, построенную в Китае.
Модификация |
Заключены контракты |
Заказаны механизмы |
Заложено |
Вступило встрой |
VII А |
10 |
10 |
10 |
10 |
VII В |
24 |
24 |
24 |
24 |
VIIC |
643 |
593 |
582 |
577 |
VII С/41 |
323 |
239 |
91 |
88 |
VII С/42 |
442 |
165 |
0 |
0 |
VIID |
6 |
6 |
6 |
6 |
VIIF |
4 |
4 |
4 |
4 |
Всего |
1452 |
1041 |
717 |
709 |
Лодки VII серии несли следующие тактические номера:
серия VII А насчитывала 10 единиц (U-27 - U-36);
серия VII В - 24 единицы (U-45 - U-55, U-73 - U-76, U-83 - U-87, U-99 - U-102);
серия VII С и VII С/41 - 665 единиц (U-69 - U-72, U-77 - U-82, U-88 - U-98, U-132 - U-136, U-201 - U-212, U-221 - U-232, U-235 - U-329, U-331 - U-458, U-465 - U-486, U-551 - U-683, U-701 - U-722, U-731 - U-779, U-821 - U-822, U-825 - U-828, U-901 - U-908, U-921 - U-930, U-951 - U-1032, U-1051 - U-1058, U-1063 - U-1065, U-1101 - U-1110, U-1131 - U-1132, U-1161 - 11-1172,11-1191 - U-1210, U-1271 - U-1279, U-1301 - U-1308);
серия VII D - 6 единиц (U-213 - U-218);
серия VII F - 4 единицы (U-1059 - U-1062).