История создания

 

Использование подводных лодок в ходе Первой мировой войны серьезнейшим обра­зом повлияло на всю стратегию борьбы на морских театрах. Ущерб, нанесенный торгово­му судоходству стран Антанты, был колоссаль­ным. Достаточно привести следующие цифры: страны-победительницы потеряли из-за атак только германских подводных лодок около 12 млн т своего торгового флота. Это дополня­лось внушительным списком боевых кораб­лей. Общее число задействованных в ходе вой­ны подводных лодок составило приблизитель­но 850 единиц. Для борьбы с ними было выде­лено около 9000 надводных кораблей, 100 под­водных лодок, 2500 самолетов, 500 мобилизо­ванных торговых судов, сотни аэростатов и ди­рижаблей.

В 1919 г. после подписания Версальского мирного договора союзникам казалось, что этот кошмар больше не повторится — немцам запрещалось иметь подводные лодки в составе своего флота. Но после окончания Второй ми­ровой войны в 1945 г. выяснилось, что несмот­ря на запреты военно-морской флот Веймар­ской республики никогда не прекращал зани­маться проектированием и строительством субмарин. В 1922 г. фирмы «Вулкан», «Герма­ния» и «Везер» создали конструкторское бю­ро, занимавшееся разработкой новых типов подводных лодок по заказам второстепенных морских держав. Чтобы формально не нару­шать условий мирного договора, бюро зареги­стрировали в Гааге под названием «Голландское предприятие — инженерная контора по судостроению» (N.V. Ingenierskantoorvoor voor Scheepsbouw или сокращенно IvS). Чтобы обеспечить себя новыми заказами, бюро на­значало на свою продукцию более низкие по сравнению с конкурентами цены, а убытки покрывались финансовыми вливаниями из тайного фонда рейхсвера.

Особое внимание уделялось проектирова­нию средних лодок. В 1927 г. по немного изме­ненному проекту старой подлодки UB-III (516/651 т, длина — 55,3 м, скорость — 13,6/8 узлов, 8500 миль 6-узловым ходом, 4 носовых и 1 кормовой 500-мм торпедные аппараты, 5 запасных торпед, 88-мм орудие) были построе­ны два корабля для Турции. Впоследствии не­мецкие инженеры занялись конструировани­ем более крупных кораблей данного подклас­са, что привело к созданию в начале 30-х годов проекта I серии (862/983 т, длина - 72,39 м, 18,6/8,3 узла, 7900 миль 10-узловым ходом, 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 105-мм орудие и 20-мм автомат). По существо­вавшим планам именно им предстояло в буду­щем послужить прототипами немецких «но­вых средних». Первоначально проекты дела­лись как «мобилизационные», т.е. предполага­лись к постройке только в случае вступления страны в войну, но с 1932 г. было принято ре­шение приступить к тайному строительству. Сначала заказали механизмы. Параллельно с этим осуществлялась разработка ряда проек­тов специального назначения. В числе прочего немцы рассматривали возможность создания и однокорпусной лодки с исключительно внутренним расположением топливных цистерн, присвоив ей обозначение «VII серия». При проектировании использовался практиче­ский чертеж малой субмарины II серии, разме­ры которой были изменены линейным преоб­разованием. При водоизмещении 626/745 т и длине 64,5 м скорость, дальность плавания и состав вооружения (16/8 узлов, 4300 миль 12-узловым ходом, 4 носовых и 1 кормовой 533-мм торпедные аппараты, 5 запасных тор­пед, 88-мм орудие) по большинству парамет­ров повторяли прежнюю UB-HI. 16 января 1935 г. практически сразу после окончания проектных работ фирма «Германия-Верфт» получила заказ на строительство 6 субмарин нового типа. Спустя 12 дней он был сокращен до четырех, зато дополнительный заказ на строительство шести аналогичных кораблей получила фирма «Везер». В марте 1935 г. Гит­лер отказался от выполнения военных статей Версальского договора, и строительство лодок превратилось из тайного в явное.

Второй этап в судьбе самых массовых в ис­тории подводного флота кораблей начался по­сле заключения 18 июня 1935 г. англо-герман­ского морского договора и назначения в янва­ре 1936 г. командующим подводными силами Германии капитана 2 ранга Карла Дёница. Те­перь строительство немецкого подводного флота стало совершенно законным, хотя полу­чило жесткое ограничение в виде 35% от тон­нажа субмарин британского «Royal Navy» (Ко­ролевского флота). Если учесть уже строящие­ся в Германии 2 подлодки серии I, 24 серии II  и 10 — серии VII, то на строительство новых кораблей оставалось всего 6000 тонн. Этого хватило бы на заказ 8 субмарин I серии по 750 т (имеется в виду стандартное водоизмещение, сообщавшееся немцами англичанам) или 12 VII серий по 500 т. Дёниц, закончивший свой боевой путь в Первой мировой войне команди­ром UB-68 (типа UB-III), решительно высказал­ся за строительство 500-тонных лодок. Позд­нее в своих мемуарах он писал: «Боевая мощь подводной лодки не возрастает прямо пропор­ционально ее размерам, как у других боевых кораблей. Напротив, если превысить опреде­ленную границу, некоторые особенно ценные боевые качества подводной лодки ухудшают­ся: возрастает время погружения..., само по­гружение выполняется с большим трудом; об­наруживается тенденция к возрастанию диф­ферента на нос, который принимает опасные размеры. Кроме того, возникают трудности, связанные с подводным ходом. Условия под­водного плавания усложняются, а это затруд­няет контроль со стороны офицера, отвечаю­щего за технику погружения. Большой лодке труднее управляться на перископной глубине. При определенном дифференте лодку боль­шой длины труднее удержать так, чтобы она не показала из воды нос или корму. А это может произойти, если лодка идет под перископом в открытом море при волнении или мертвой зыби». Считая маневренные качества субма­рин не менее важными, чем скорость и воору­жение, Дёниц настоял на продолжении строи­тельства VII серии по улучшенному проекту VIIB. Принципиальных улучшений по сравне­нию с модификацией «А» было два: замена обычного вертикального руля двойным (по пе­ру позади каждого винта — это сократило диа­метр циркуляции под водой до 215 — 263 м) и размещения дополнительного запаса топли­ва. Для этого корпус лодки удлинили на 2 мет­ра и оборудовали под «соляр» часть булевых цистерн. В результате полный запас топлива возрос с 58,6 до 99,7 т, а дальность плавания — с 4300 до 6500 миль 12-узловым ходом. Эти улучшения фактически лишали I серию по­следних преимуществ, что и подтвердили срав­нительные испытания 1937 г. В ноябре 1936 г. состоялся заказ семи новых «семерок», за ко­торым, после изменения в мае 1937 г. договор­ной квоты до 45%, последовал ряд дополни­тельных контрактов общей суммой на еще 17 кораблей.

Последняя предвоенная модификация про­екта состоялась в начале 1938 г. В преддверии планируемого оснащения всех U-ботов гидро­локаторами корпус в районе центрального по­ста удлинили на одну шпацию (0,6 м), необхо­димую для размещения стойки прибора. Не­значительный прирост водоизмещения и раз­меров вызвал снижение полной скорости надводного хода с 17,2 до 17 узлов, подводного с 8 до 7,6 узлов. Первая партия из восьми подло­док VII С была заказана 30 мая 1938 г., вторая и последняя предвоенная — из 13 лодок — в январе 1939 г.

Во Вторую мировую войну Германия всту­пила с 57 подводными лодками, из которых VII серий было только 18 единиц (10 — VIIA и 8 — VIIB). До конца 1939 г. на 13 верфях размести­ли заказы на строительство еще 131 «семер­ки». В их изготовлении участвовали такие ве­дущие судостроительные предприятия Герма­нии, как «Германия-Верфт» в Киле, «Нордзее-Верке» в Эмдене, «Нептун-Верфт» в Ростоке, «Блом и Фосс» в Гамбурге, «Шихау» в Данциге, «Флендер-Верфт» в Любеке, «Вулкан» в Штет­тине, «Дешимаг» в Бремене и ряд других, а так­же десятки и сотни заводов-смежников. Еже­месячно на воду планировалось спускать 29 единиц, но прошло не менее двух лет, прежде чем реальная цифра перевалила за два десятка.

Параллельно со строительством продолжа­лось совершенствование «семерки». Очеред­ной проект модернизации был готов к середи­не 1941 г. Экономия в массе за счет перекомпо­новки энергетической установки составила 11,5 т, что сделало возможным увеличение тол­щины прочного корпуса с 18 до 21,5 мм. Рабо­чая глубина погружения субмарины возросла со 100 до 120 м, а предельная до 180 м. Расчет­ная глубина разрушения прочного корпуса из­менилась с 250 до 300 м, что составило абсо­лютный рекорд того времени. Изменения в проекте «семерки» были учреждены распо­ряжением BdU от 14.10.1941, по которому верфям  следовало  закладывать новые  корабли в соответствии с указанными стандартами.

Следующей ступенью модернизации проек­та должна была стать серия VIIC/42. Планиро­вавшиеся улучшения касались глубины погру­жения и надводной скорости. Прирост послед­ней ожидался за счет установки второй ступе­ни турбонаддува, позволявшей повысить мощ­ность каждого дизеля с 1400 до 2200 л.с. Уста­новка воздуходувок требовала удлинения кор­пуса субмарины на 0,8 м. Одновременно, для увеличения внутренних топливных цис­терн, диаметр прочного корпуса увеличивался на 30 см, а его толщина до 28 мм. Торпедный бо­екомплект возрастал на две торпеды. В резуль­тате всех этих нововведений водоизмещение достигало 999/1099 тонн, дальность плава­ния — 10 000 миль 12-узловым ходом, но при­рост скорости составлял всего лишь 1,6 узла. Правда, теперь лодка могла спокойно нырять до глубины 300 м, а расчетная глубина разру­шения прочного корпуса составляла 500 м. Хо­тя первый контракт на строительство VIIC/42 был заключен с «Германия-Верфт» 16 июля 1942 г., но отсутствие единства мнений среди конструкторов относительно прочих деталей задержало заказ механизмов для новых лодок до начала 1943 г. По всей вероятности до «стоп-приказа» о закладке новых «семерок» на вер­фи успели поступить лишь несколько десятков комплектов секций, механизмов и приборов, однако, ни одну VHC/42 заложить так и не ус­пели. Дальнейшие планы развития основной линии — тип VIIC/43, в которых предусматри­валось довести число торпедных аппаратов до 10 (шесть в носу и четыре в корме) так и оста­лись на бумаге.

Рассказ о семействе «семерок» был бы не полным без упоминания о двух специальных модификациях: подводном минном заградите­ле VIID и «торпедовозе» VIIF.

Высокая эффективность минных постано­вок с подводных лодок в начале войны (их про­изводили обычные лодки через торпедные ап­параты) вызвала к жизни заказ на специализи­рованные заградители — носители якорных неконтактных мин SMA. Общий вес и размеры мины были таковы, что требовали размещения в специальной вертикальной шахте. Формиро­вание проекта заградителя для сокращения срока разработки осуществлялось крайне про­сто — позади центрального поста обычной суб­марины серии VIIC врезался дополнительный 9,8-метровый отсек с пятью вертикальными шахтами, в каждой из которых могло поме­щаться по три мины. Общая длина лодки вы­росла до 76,9 м, водоизмещение достигло 965/1080 т, надводная скорость упала на 1 узел, подводная — на 0,3 узла. Благодаря увеличе­нию запаса топлива в более протяженных бор­товых цистернах дальность плавания выросла до 8100 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй (U-213 — U-218; ав­густ 1941-го — январь 1942 г.) мина еще страда­ла комплексом «детских болезней», в результа­те чего первая постановка состоялась лишь 4 мая 1943 г. К этому времени три заградителя уже успели погибнуть. Оставшиеся — до конца войны совершили в общей сложности 11 выхо­дов для постановки мин, но особых успехов при этом не добились.

Подобным образом сложилась и судьба мо­дификации VIIF. Последовавшее летом 1941 г. крушение системы снабжения надводных и подводных рейдеров с плавбаз в Атлантике вызвало к жизни указание BdU от 22.8.1941 в котором фирме «Германия-Верфт» предпи­сывалось построить четыре лодки снабжения торпедами. Конструктивное решение повторя­ло предыдущую модификацию — позади цент­рального поста врезался дополнительный отсек длиной 10,5 метров, большую часть которого занимали 24 торпеды, уложенные в четыре вер­тикальных ряда. Для перегрузки служил специ­альный люк, размещенный в кормовой части отсека. Соответственно размерам (длина 77,6 м) изменились и другие ТТХ корабля: водоиз­мещение — 1084/1181 т, скорость — 16,9/7,9 узлов, надводная дальность плавания — 9500 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй (U-1059 — U-1062; май — август 1943 г.) битва за Атлантику была уже безнадеж­но проиграна, в результате чего лодки ни разу не использовались по прямому назначению. Вместо снабжения лодок торпедами в откры­том океане им предстояло заниматься перевоз­кой этого же груза между портами.

До 30 сентября 1943 г., когда распоряжением командующего подводными силами (BdU) за­кладка новых «семерок» была прекращена, кригсмарине успел заключить контракты на строительство 1452 (!!!) кораблей этого типа. Несмотря на приказ верфь «Фленсбургер шифбау» продолжала закладку кораблей VII серии до января 1944 г. Поэтому последней «семер­кой» стала U-1308, заложенная 28.1.1944, спу­щенная на воду 22.11.1944 и вступившая в строй 17.1.1945. Несмотря на то, что в строй вступила только половина от общего заказа, приведен­ные цифры резко выводят «семерки» в число самого массового проекта подводных кораблей в мировой истории. Второе место (отстающий, однако, по численности почти в три раза) зани­мает советский послевоенный 613-й проект, ко­торый насчитывал 215 единиц, построенных в СССР и 21 лодку, построенную в Китае.

 

Модификация

Заключены контракты

Заказаны механизмы

Заложено

Вступило встрой

VII А

10

10

10

10

VII В

24

24

24

24

VIIC

643

593

582

577

VII С/41

323

239

91

88

VII С/42

442

165

0

0

VIID

6

6

6

6

VIIF

4

4

4

4

Всего

1452

1041

717

709

Лодки VII серии несли следующие тактические номера:

серия VII А насчитывала 10 единиц (U-27 - U-36);

серия VII В - 24 единицы (U-45 - U-55, U-73 - U-76, U-83 - U-87, U-99 - U-102);

серия VII С и VII С/41 - 665 единиц (U-69 - U-72, U-77 - U-82, U-88 - U-98, U-132 - U-136, U-201 - U-212, U-221 - U-232, U-235 - U-329, U-331 - U-458, U-465 - U-486, U-551 - U-683, U-701 - U-722, U-731 - U-779, U-821 - U-822, U-825 - U-828, U-901 - U-908, U-921 - U-930, U-951 - U-1032, U-1051 - U-1058, U-1063 - U-1065, U-1101 - U-1110, U-1131 - U-1132, U-1161 - 11-1172,11-1191 - U-1210, U-1271 - U-1279, U-1301 - U-1308);

серия VII D - 6 единиц (U-213 - U-218);

серия VII F - 4 единицы (U-1059 - U-1062).