Система погружения и всплытия

 

Главный балласт принимался в пять цис­терн: № 1 в легком корпусе в кормовой око­нечности, № 2 и 4 в бортовых булях, № 3 вну­три прочного корпуса в 3-м отсеке и № 5 в но­совой оконечности в легком корпусе. Там же находилась и цистерна быстрого погружения. Арматура системы воздуха высокого давления (ВВД) собиралась из стальных труб, то есть не предусматривала длительной эксплуатации. Общая емкость баллонов ВВД — 3,46 м3 (с 1944 г. 5,2 м3) воздуха, сжатого под давлени­ем 205 кг/см2.

Процессы погружения и всплытия на «се­мерке» не отличались оригинальностью по сравнению с подводными лодками других стран того времени: при всплытии воздухом высокого давления продувалась средняя груп­па, после перехода в позиционное положение воздухом низкого давления (отработанными газами дизелей) — главный балласт. Погруже­ние: по сигналу сирены личный состав верх­ней вахты стремительно прыгал в рубку и за­драивал за собой люк, а вахтенные центрального поста перекладывали рули на погружение и последовательно (от носа к корме) открыва­ли клапаны вентиляции цистерн главного бал­ласта. Открытие каждого следующего клапана осуществлялось лишь по достижению опреде­ленного значения дифферента на нос. Для ус­корения процесса погружения зачастую ис­пользовалось перемещение «живого» баллас­та — весь свободный от несения вахты личный состав должен был бежать в носовой отсек. Все эти действия до автоматизма отрабатыва­лись как во время вступительного курса бое­вой подготовки, так и непосредственно во вре­мя походов. Обычно, в течение 25 — 27 секунд хорошо подготовленный экипаж успевал увес­ти корабль из позиционного положения на 10-метровую глубину — по-видимому, лучший мировой результат того времени.