Первые трудности (апрель - декабрь 1941 г.)

 

Хотя в два последующих месяца весны 1941 г. успехи «стай» на бумаге выглядели до­вольно внушительно, уже обозначились пер­вые трудности. За это время состоялось лишь три успешных нападения на конвои, в резуль­тате которых англичане лишились 28 судов. Общая же цифра за оба месяца составила 101 судно, однако значительный процент из них составили одиночные транспорты, перехва­ченные подводными крейсерами в районе

Фритауна. С увеличением продолжительности светлого времени успешность действий «стай» пошла на убыль. Тем временем продолжалось наращивание сил английской противолодоч­ной обороны. 27 мая из Галифакса вышел ка­раван НХ-129 — первый конвой, имевший противолодочное охранение на всем протяже­нии пути от Америки до Англии.

Потерпев временное фиаско на северо-за­падных подходах к Британским островам, Дениц решил перенести район действий «стай» на юго-западные подходы, против конвоев идущих из Гибралтара и Фритауна, тем более что здесь имелись возможности наладить взаи­модействие с разведывательной авиацией. В июле на этом направлении были успешно атакованы конвои OG-69 (потерял 7 судов), в августе — OG-71 (10 судов), в сентябре — HG-73 (10 судов). Несмотря на эти успехи BdU был далек от ликования — тоннаж, входивших в конвои судов, оказался невелик.

Ситуация в Северной Атлантике весьма от­личалась от 1940 г. С июня корабли и самолеты США стали все более активно участвовать в ох­ранении караванов внутри объявленной нем­цами блокадной зоны, атаки же их были кате­горически запрещены. И все же в этих услови­ях инциденты оказались неизбежны. В начале сентября английская радиоразведка перехва­тила сообщения, адресованные «стае «Марк­граф», после чего Адмиралтейство изменило курсы движения конвоев. Одновременно на­правлявшаяся в Исландию группа американ­ских кораблей была извещена о районе сосре­доточения немецких подводных лодок. По просьбе англичан 4 сентября старый амери­канский эсминец «Грир» вошел в район. Вско­ре он установил гидроакустический контакт с U-652 и дважды навел на нее британские противолодочные самолеты. Расценив взрывы глу­бинных бомб за атаку эсминца, лодка безре­зультатно атаковала «Грир» торпедами. Уже на следующий день президент Рузвельт с при­творным возмущением осудил «неспровоциро­ванную агрессию» против американского ко­рабля и отдал приказ, разрешающий атаковать немецкие подводные лодки. Этот акт сделал возможным привлечение кораблей ВМФ США для сопровождения трансатлантических кон­воев. Высвобождение части британских сил из Западной Атлантики сделало возможным уси­ление охранения конвоев в Восточной. Однако, как показали дальнейшие события, простое ме­ханическое увеличение состава противолодоч­ных сил не давало ожидаемого результата. Эки­пажи кораблей должны были иметь соответст­вующую подготовку (у американцев она перво­начально была исключительно слабой) и эф­фективные средства обнаружения. Сравни­тельно сильный эскорт не помешал «волчьим стаям» изрядно пощипать конвои SC-42 (потоп­лено 17 судов) и SC-48 (11 судов). Досталось и американским силам охранения — 17 октяб­ря 1941 г. торпедное попадание получил эсми­нец «Кёрни», а 31 октября пошел на дно «Рубен Джеймс» (первый корабль ВМФ США, погиб­ший во Второй мировой войне). Потери гер­манского подводного флота в течение авгус­та — октября оказались незначительны (8 суб­марин), однако впервые в руки противника по­пала абсолютно целая «семерка».

23 августа 1941 г. U-570 вышла в свой пер­вый боевой поход. Спустя четверо суток она прибыла в район южнее Исландии. Из-за силь­ной качки, утомительно действовавшей на личный состав, командир лодки капитан-лей­тенант Рамлов решил погрузиться. К его несча­стью, при всплытии лодку обнаружил кружив­ший рядом патрульный самолет «Хадсон». Сброшенная им серия бомб причинила «се­мерке» незначительные повреждения, но сло­мила волю командира и экипажа к дальнейше­му сопротивлению. Над лодкой взмыл белый флаг, и спустя сутки на ее борту уже находи­лись англичане. Хотя экипаж уничтожил боль­шинство приборов и оборудования, изучение U-570 дало в руки противника массу полезной информации. Британцы впервые ознакоми­лись с истинными ТТХ германских лодок, включая их маневренные элементы, вооруже­ние и глубину погружения. Теперь оставалось лишь создать соответствующие средства обна­ружения и поражения. И вскоре они были со­зданы. Именно в 1941 г. на вооружение бри­танского флота поступили РАС типа «271» (длина волны 10,5 см), высокочастотный ра­диопеленгатор HF/DF и многоствольный бом­бомет «Хеджехог». Впрочем, темпы производ­ства их в Англии были настолько невелики, что потребовалось еще полтора года, прежде чем количество оснащенных ими кораблей и само­летов переросло в качество противолодочной борьбы.

Фора, предоставленная немцам стремитель­но сходила на нет. Германский подводный флот не одержал, да и скорее всего не мог одержать победы в течение первых двух лет войны. Число боеготовых лодок в Атлантике к концу этого периода фактически не превы­шало того, с которым война начиналась. Его увеличению во второй половине 1941 г. поме­шали начавшаяся война с СССР и начатая в сентябре переброска значительного числа субмарин на Средиземное море. 91 подлодка, входившая на 1 января 1942 г. в состав боевых флотилий, распределялась следующим обра­зом: 23 на Средиземном море и еще 3 на пере­ходе туда, 6 западнее Гибралтара и 4 в Барен­цевом море. 60% из оставшихся 55 задержива­лись в ремонте из-за нехватки рабочей силы на верфях. Только 22 находились в Атлантике, причем только половина на позициях. Эконо­мического могущества Германии попросту не хватало для ведения войны на множестве фронтов, и подводный флот стал одной из пер­вых жертв данного положения дел. Тем време­нем, силы противника, также оказавшегося в критическом положении, имели куда боль­ший потенциал роста за счет мощи заокеан­ского партнера — США.

В декабре состоялось очередное сражение с «гибралтарским» конвоем, результаты кото­рого по праву можно оценить, как один из по­воротных пунктов в битве за Атлантику. Речь идет о караване HG-76, в ходе операции про­тив которого (15 — 23.12.1941) немцам уда­лось потопить эскортный авианосец «Одесити», эсминец, и два из 32 судов, ценой потери пяти своих подлодок U-127, U-131, U-434, U-574 и U-567. «После такой неудачи и весьма незначительных успехов двух последних ме­сяцев 1941 года, — вспоминал Дёниц, — в штабе подводных сил распространилось мнение, что мы больше не в состоянии бо­роться против конвоев». И все же BdU реши­ло не изменять принятой концепции исполь­зования субмарин, надеясь на изменение об­становки. В данном случае этим надеждам суждено было сбыться — вступление в войну США, как это ни парадоксально, первона­чально изменил баланс сил в Атлантике не в пользу противников Германии.