Кульминация и перелом (май 1942 г. - май 1943 г.)

 

В течение 1942 г. происходит резкое увели­чение числа боеготовых субмарин. Если на 1 января в составе кригсмарине насчитывается всего 249 лодок, из которых лишь 91 была гото­ва к боевым действиям, то к концу года в строю находилось 393 лодки, в том числе 212 боегото­вых. Летом численность боеготовых лодок в ба­зах Бискайского залива впервые перевалила за сотню и к 1 сентября составила 124 единицы (77 VII серии и 47 DC-й). По мере усиления под­водного флота и в связи с ухудшением условий боевой деятельности у берегов США BdU при­нимает решение возобновить операции «вол­чьих стай» в Северной Атлантике.

Количественное соотношение между не­мецкими подводными лодками и противоло­дочными силами противника изменилось по сравнению с летом предшествующего года яв­но не в пользу последних. Из-за острой нехват­ки топлива, англо-американским конвоям при­шлось ходить одним и тем же кратчайшим мар­шрутом (так называемая «дута большого кру­га»), что значительно облегчало поиски и обна­ружение караванов. В этих условиях тяжелые потери атлантических караванов были неиз­бежны, но тоннаж;, уничтожавшийся каждой лодкой, заметно упал.

Летом 1942 г. Дёниц провел серию опера­ций в Северной Атлантике. Их можно оценить как сравнительно успешные, хотя в своих ме­муарах гросс-адмирал жаловался, что еще больших достижений помешала добиться штормовая погода. Однако, она же сорвала и эффективную работу радиолокационных станций противника. В июле BdU делает новое неприятное открытие — противник использу­ет для охранения конвоев четырехмоторные бомбардировщики «Либерейтор» на удалении до 800 миль от береговых баз. Благодаря радио­локации самолеты могли атаковать круглосу­точно, иногда полностью срывая сосредоточе­ние «стаи» по курсу конвоя.

В качестве примера, характеризующего сражения лета 1942 г. можно привести исто­рию конвоя SC-94. Он был обнаружен U-593 5 августа, в тот момент, когда его походный ор­дер нарушился из-за тумана. Лодке удалось по­топить один пароход, но из-за начавшегося преследования она потеряла контакт с конво­ем. На следующий день BdU приказало 8 суб­маринам группы «Штайнбринк» произвести атаку, однако эскорту (канадский эсминец и 5 корветов) удалось не только полностью со­рвать ночное нападение, но и потопить U-210, повредить U-454 и U-595. Столь эффективны­ми ночные действия противолодочных кораб­лей сделали новые радары типа «271». С 7 августа «стаю» усилили 9 подлодками, высланны­ми из французских портов, но даже несмотря на это эскорт сумел отразить все атаки. Вы­нужденные стрелять с большой дистанции, U-боты «мазали» до вечера 8 августа, когда, вос­пользовавшись разрывом в цепи охранения, U-176 и U-379 смогли потопить пять судов. Это произошло настолько внезапно, что в общей панике экипажи трех неповрежденных «куп­цов» поспешили покинуть свои суда. Один из них на следующий день стал жертвой U-176. Тем временем U-379 была выслежена корве­том «Дайантас», который после четырехчасо­вого преследования заставил лодку всплыть на поверхность и потопил ее, нанеся пять таран­ных ударов. С 9 августа караван вошел в ради­ус прикрытия береговой авиации. Воспользо­вавшись этим, корабли эскорта начали пресле­довать лодки и на большом удалении от кон­воя. В результате, когда на следующий день по­сле полудня из-за нелетной погоды авиация не прибыла, с судами остался всего один корвет. Он не смог помешать U-438 и U-660 занять вы­годные позиции и отправить на дно еще четы­ре судна. Общий результат операции — 11 по­топленных судов (53 421 брт) за две потерян­ные лодки — Дёниц оценил как «некоторый успех». Итоги же нападения на другие карава­ны вплоть до конца октября, как правило, не составляли и половины этих цифр. Правда, надо признать, что из-за посылки крейсерских лодок на слабоохраняемые коммуникации у берегов Бразилии и в Южную Атлантику об­щие цифры потопленного тоннажа все еще ос­тавались высокими: июль — 96 судов (476 065 брт), август — 108 судов (544419 брт), сен­тябрь — 98 (485 413 брт). Потери за эти же три месяца составили 32 U-бота — практически столько же, сколько за 1939 и 1940 годы вместе взятые. Вспоминая этот период, Дёниц писал: «К чувству удовлетворения, которое я испыты­вал в связи с успехами лодок, примешивалась тревога за их судьбу, обусловленная усилив­шимся патрулированием с воздуха. С моей точки зрения, трудности подводной войны при соответствующем развитии обстановки долж­ны были привести нас к недопустимо большим потерям и не только снизить имеющиеся ре­зультаты, но и вообще уменьшить надежды на успех всей подводной войны».

При этом адмирал имел в виду не только са­молеты, обеспечивавшие непосредственное охранение конвоев, но и воздушный патруль в Бискайском заливе. Установка радаров на са­молетах Берегового командования позволило перейти к внезапным ночным атакам. Ночью, в отличие от светлого времени, сигнальщики лодки не могли обнаружить самолет на безо­пасном расстоянии и объявить тревогу. В ию­не 1942 г. серьезные повреждения получили четыре подлодки, а в ночь на 5 июля патруль­ный бомбардировщик «Веллингтон» потопил возвращавшуюся из боевого похода U-502 — первую субмарину, уничтоженную авиацией в заливе. За ней в июле — октябре последова­ла гибель еще четырех подлодок. Лишь ско­рейшее внедрение станции РТР «Метокс» поз­волило немцам временно обезопасить себя от угрозы с воздуха.

В конце октября почти одновременно BdU удалось навести крупные «стаи» на караваны НХ-212 и SL-125. Первый потерял 10 (52 490 брт), второй — 12 (80 005 брт) транспортов. Ус­пехи эти объяснялись некоторым ослаблением эскортных сил в связи с развертыванием де­сантных соединений по плану операции «Торч» (высадка во французской Северной Африке). В ходе данной операции многочис­ленные субмарины пытались действовать в ме­стах выгрузки сил вторжения, но добились при этом весьма ограниченных успехов. Общие результаты действий за три последних месяца года: в октябре 94 судна (619 417 брт), в нояб­ре — 119 (729 160 брт — рекордный уровень потерь от субмарин в течение всей войны), в декабре — 60 (330 816 брт). Потери U-ботов составили 34 единицы.

Январские штормы сильно затруднили бое­вую деятельность U-ботов, которые смогли в течение месяца эффективно перехватить лишь танкерный конвой ТМ-1 (потоплено 7 из 9, входивших в состав конвоя танкеров тонна­жем 56 453 брт). В феврале начался новый цикл сражений, оцененный впоследствии как кульминация битвы за Атлантику. Сначала ус­пех в целом был на стороне немцев. Между 5 и 8 февраля 1943 г. они ожесточенно атакова­ли караван SC-118 и, несмотря на сильный эс­корт, потопили 12 судов (59 908 брт) из его со­става.  Это оказалось прекрасным подарком Дёницу, получившему всего за несколько дней до   этого   должность   главнокомандующего кригсмарине. В то же время из 20 принимав­ших участие в операции субмарин,  лишь 6  смогли применить оружие, причем только две (U-262, U-402) прорвали линию эскорта. Им и принадлежал основной успех, в то время как остальные довольствовались только отставши­ми судами. Платой стала гибель трех и повреж­дение еще 4 лодок. Более удовлетворительный результат имела операция против ON-166, по­терявшего от атак 19 U-ботов 14 из 49 судов. На этот раз основной причиной потерь стала слабая подготовленность американо-канад­ской эскортной группы.  Но своего самого большого успеха Дёниц добился  в  марте 1943 г., в операциях против караванов SC-121 (потерял 14 из 59 судов; задействовано 26 суб­марин) и HX-229/SC-122 (потеряли 22 из 87 су­дов;  операция проводилась одновременно, в ней приняли участие 43 подлодки) в тот мо­мент, когда они оказались в зоне, находившей­ся за пределами досягаемости базовой авиа­ции. Эти потери, может быть не столь впечат­ляющие в материальном выражении, оказа­лись причиной серьезного кризиса в руковод­стве англо-американских морских сил. В од­ном из отчетов Британского адмиралтейства прямо отмечалось: «В период до 20 марта пред­ставлялось возможным, что мы не сможем продолжать рассматривать конвои как эффек­тивную систему защиты против групповых атак противника...» — такова была реакция на резкое изменение соотношения потерь судов в конвоях и судов, совершающих одиночное плавание. Если раньше значительное боль­шинство утрат составляли последние, то те­перь казалось, что сосредоточение транспор­тов в караваны лишь облегчает противнику их поиск и уничтожение!

С улучшением погодных условий ситуация стала принципиально меняться. Кроме того, в течение марта — апреля 1943 г. Британское адмиралтейство предприняло ряд мер, позво­лявших заметно улучшить НЛО коммуника­ций. Из корабельных сил военно-морских ок­ругов и Флота метрополии были сформирова­ны пять групп поддержки. Эти группы могли усиливать охранение тех конвоев, которым не­посредственно угрожало нападение U-ботов. В некоторые группы включались эскортные авианосцы. Для усиления противолодочной авиации была срочно выделена большая пар­тия новых «Либерейторов», оснащенных до­полнительными топливными баками и санти­метровыми РЛС. С конца апреля число пат­рульных самолетов с новыми радарами воз­росло настолько, что Дёниц отдал субмаринам приказ прорываться через Бискайский залив ночью в надводном положении, а днем в под­водном. Это не спасло немцев от потери U-332, U-109 и U-663 в течение только первой недели мая.

В тот месяц Дёниц развернул в океане око­ло 60 U-ботов, рассчитывая повторить мартов­ский успех. Решающее сражение развернулось вокруг каравана ONS-5, против которого действовало в общей сложности 55 субмарин. Оно продолжалось с перерывами с 28 апреля по 6 мая 1943 г. и закончилось решающей побе­дой сил охранения. На первом этапе, восполь­зовавшись штормовой погодой, которая созда­вала помехи радарам, лодки потопили 12 транспортов. С установлением среднего вол­нения и тумана эскорт нанес ответный удар. На дно пошли семь подлодок U-630, U-192, U-638, U-125, U-531, U-438 и U-209, и еще 7 име­ли серьезные повреждения. Подводя итог опе­рации, Дёниц записал в журнал боевых дейст­вий BdU: «Работа средств радиолокационного обнаружения на самолетах и надводных ко­раблях противника не только чрезвычайно тя­жело отражается на боевых действиях каждой отдельной подводной лодки. Радиолокатор позволяет также противнику, и он использует эту возможность, обнаруживать подводные лодки и обходить их. Это означает, что средст­ва радиолокации вскоре лишат подводную лод­ку ее самого главного качества — скрытнос­ти». Остатки потерпевших поражение «стай» предприняли попытку атаковать караваны НХ-237 и SC-129. Несмотря на максимальное напряжение всех сил, немцам удалось пото­пить из их состава всего 4 судна, а при действи­ях против SC-130 и НХ-239 — ни одного. В то же время, к 22 мая из числа развернутых в оке­ане перестала выходить на связь более чем по­ловина U-ботов — 31 единица! Общие же поте­ри за месяц, прозванный в немецкой историо­графии «черным», составили 40 (с учетом учебных флотилий 43) лодки. Потрясенный этой страшной цифрой Дёниц 24 мая 1943 г. от­дал приказ: «С соблюдением всех мер предо­сторожности переразвернуться в районе к юго-западу от Азорских островов». Герман­ский подводный флот покидал Северную Ат­лантику. BdU считал эту меру временной — до тех пор, пока на вооружение не поступят но­вые акустические торпеды, станции радиотех­нической разведки и зенитные автоматы, од­нако, даже получив желаемое, немцы так ни­когда уже и не смогли создать серьезной угро­зы североатлантическим коммуникациям про­тивника.